Контрольная работа по философии ПремининВВ. Социальнополитические идеи мыслителей Ренессанса. Анализ произведения Н. Макиавелли Государь
Скачать 39.98 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: Философия Тема: «Социально-политические идеи мыслителей Ренессанса. Анализ произведения Н. Макиавелли «Государь»
Санкт-Петербург 2021 год ______________________________________________________________________________ Регистр. №______________ «_____»___________20__г. дата загрузки работы на сайт Университета ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ_____________________________ «_____»__________20__г. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ__________________________/__________________________________ подпись фамилия четко ОглавлениеВведение 3 1. Общая характеристика социально-политических идей мыслителей Ренессанса 5 2. Анализ социально-политических идей Н. Макиавелли 7 3. Анализ произведения Н. Макиавелли «Государь» 10 Вывод 15 Список литературы 17 ВведениеТрактат Никколо Макиавелли «Государь» по настоящее время является противоречивым инновационным произведением для своего времени, которое сохраняет актуальность и на сегодняшний день. «Государь» выступает определенным пособием для правителя, желающего cвести власть к абсолютной, а также содержит практические советы для её удержания и реализации. Так, Макиавелли выстраивает определённую модель монархической власти, и придерживается той точки зрения, согласно которой «основой власти государя во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско» [2]. Если рассуждать подробнее о самой фигуре государя по Макиавелли, то, например, А. И. Кравченко пишет, что автор представляет нам человека, стремящегося к власти [4]. Другой автор, Н.М. Сапронова указывает, что Макиавелли, представив образ совершенного правителя, создает портрет тирана, а совершенство состоит в способности неизменно успешно действовать с целью захвата власти, ее удержания, упрочения и расширения [7]. Макиавелли считал, что одна особенная цель диктует средства. Идеальная фигура государя по Макиавелли выстроилась путем собственного опыта, при наблюдении за эффективными способами управления в условиях жизни общества. Трактат «Государь» Никколо Макиавелли оценивается противоречиво, в 2001 году он был признан Немецким литературным обществом самой спорной книгой всех времён и народов [6]. Тем не менее, идеи Макиавелли во все времена могут быть использованы в политике, которая со времени «Государя» осознаётся как искусство прихода к власти и удержания власти, а также как наука об укреплении государства и власти правителя. Термин «макиавеллизм» используется для обозначения борьбы за власть, а в широком смысле за достижение цели любой ценой, невзирая на используемые средства. Политики, которые на сегодняшний день обладают властью, также используют отдельные идеи, выведенные Макиавелли. Поскольку Никколо Макиавелли первым подобно описал механизмы политической власти, её задачи, средства и цели, его отдельные идеи являются актуальными для любого времени. Никколо Макиавелли удалось установить вневременные истины общественного поведения человека, а затем трансформировать их в набор предписаний, способных помочь государю выжить в современном мире. Это делает данное исследование актуальным. Целью работы стало исследование основных социально-политических идей Никколо Макиавелли на примере трактата «Государь». Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Рассмотреть общий контекст социально-политических идей Ренессанса; Изучить биографию Н. Макиавелли; Исследовать ключевые социально-политические идеи Н. Макиавелли; Проанализировать трактат «Государь». Поставленные цель и задачи обуславливают структуру работы, которая состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. 1. Общая характеристика социально-политических идей мыслителей РенессансаЭпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии политической мысли. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни. В эпоху Возрождения часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства. Данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Политический деятель Томас Мор был лорд-канцлером Англии. В 1516 году он издал труд «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Эта книга впоследствии получила краткое название «Утопия» («место, которого нет»). Она обессмертила имя своего автора и дала название одному из направлений общественно-политической мысли – утопическому социализму [3]. В книге «Утопия» Т. Мор описал бедствия народных масс. Автор критикует существующий в современной ему Англии общественный и политический строй, основанный на частной собственности, изобличает паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к положению обездоленных. Томас Мор впервые в истории показал, что причиной этих бедствий является частная собственность, которая, позволяя сосредотачивать имущество в руках немногих, влечёт за собой бедность и нищету всего остального населения. Уничтожить бедствия людей, полагал он, можно только «совершенным уничтожением частной собственности». «...Я полностью убеждён, – писал Мор, – что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожить собственность». За свои убеждения Томас Мор был казнён королём. Политические идеи Т. Мора получили развитие в трудах Томмазо Кампанеллы – итальянского философа, мужественного борца против средневековой схоластики и инквизиции, за освобождение своей родины от испанского владычества. 27 лет Кампанелла провёл в тюремном заключении. Свои политические идеи с наибольшей полнотой Т. Кампанелла изложил в романе «Город солнца». В этом произведении он изобразил идеальный общественный строй в государстве Солнца. По мнению, Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо, придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни. Это обязательно произойдёт, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического [3]. Идеальное государство-город происходит не от Бога, а является прямым результатом деятельности разума. В государстве Солнца существует разделение труда. Главный его компонент - отделение умственного труда от физического. Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Н. Макиавелли. В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции» [1]. Н. Макиавелли отказался от средневековой практики рассмотрения политической власти как некоего божественного института, дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют в других сферах жизни общества. В частности, он показал то, что полезно, является «добром» для власти, может быть совсем не таким с точки зрения морали и т. д. В отличие от взглядов Т. Мора и Т. Кампанеллы, Макиавелли допускал противопоставление политики и морали. 2. Анализ социально-политических идей Н. МакиавеллиЧтобы наиболее полно понять социально-политические идеи Никколо Макиавелли, необходимо обратиться к его биографии. Никколо Макиавелли (1469–1527) – великий итальянский мыслитель, писатель, основоположник теории государственного управления эпохи Возрождения. Италия в годы жизни Макиавелли находилась в тяжелой политической и экономической ситуации. Экономика страны была в глубоком кризисе, а ее политику определяли раздробленность и соперничество многочисленных итальянских государств, крупнейшими из которых были Папское государство, Венеция, Неаполитанское королевство, Флоренция и Милан. Ситуация усугублялась постоянными вторжениями в Италию армий иностранных государств – Франции и Испании. В 1498 г. Макиавелли поступил на должность секретаря Второй канцелярии и Совета Десяти республики Флоренции. С начала службы он выделялся своей неутомимостью, энергией, наблюдательностью и остротой ума, обладал прекрасным литературным стилем. Ему доверяли наиболее ответственные и щекотливые поручения, он встречался с виднейшими государственными деятелями той эпохи (королем Людовиком ХII, папой Юлием II, Чезаре Борджиа), четырежды ездил во Францию, посетил Германию. Это выглядело как начало блестящей дипломатической карьеры. Но в 1512 г. все изменилось, когда под натиском папской армии Юлия II Флорентийская республика пала и к власти вернулось семейство Медичи. Макиавелли был отстранен от службы, арестован по обвинению в заговоре против Медичи, подвергся пыткам, но вскоре был освобожден по амнистии и отправлен в ссылку. В небольшом семейном поместье лишенный постоянной работы Макиавелли пишет свои лучшие труды – «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и «История Флоренции». Заветной мечтой автора было превращение Италии в сильное независимое государство. Именно на этой цели были сосредоточены все усилия дипломата, патриота и писателя Н. Макиавелли. В своих работах он изучает формы государственного управления, их преимущества и недостатки, способы захвата и удержания власти, характеристики лидеров и методы управления. Именно Макиавелли первым попытался определить предмет политической науки, ее метод и в определенной степени-законы. По его мнению, основным предметом политической науки является государство и право. "Государь" — это исследование о власти: ее завоевании, удержании, расширении и потере. Итальянский гуманист впервые ввел в политическую мысль термин "stato" (государство) не в смысле древнего полиса, страны, общества, а в смысле специфически политической организации. Решительно освободившись от теологии и отбросив средневековое учение о государстве и праве, он приходит к выводу, что стержнем политического поведения человека является не христианская мораль, а выгода, интерес, сила. "Судьба, - писал Макиавелли, — всегда на той стороне, где лучшая армия" [5]. Средневековую концепцию божественного всемогущества Макиавелли заменил идеей объективной исторической необходимости, что он назвал судьбой. В историческом процессе большое место он отводит свободной воле личности и нацеливает людей на активное творческое участие в политике. Так, по его мнению, история зависит от двух факторов. Первый он назвал "fortune (судьба), подразумевая под этим не слепую силу рока, а естественный ход событий, их причинную связь, необходимую последовательность и т.п. Второй он назвал "virtu" (воля, талант, энергия). Так Макиавелли поставил вопрос о закономерностях исторического и политического процесса и о необходимости учитывать в политике как объективные условия, так и роль человеческого фактора, участников политической деятельности. В разработке теории политики Н. Макиавелли стоял на прагматических позициях, четко ограничивая политику и мораль, ратовал за соединение в политике черт "льва и лисицы": "необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков". Эти и другие аналогичные высказывания в духе "цель оправдывает средства" были односторонне истолкованы как якобы проявления аморализма, вероломства и даже преступности политики в связи с чем появился термин "макиавеллизм" - политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Но истолкование этого термина только в отрицательном, антигуманистическом смысле искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, но не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения. В своем главном труде "Государь" Макиавелли, действительно, допускает возможность нарушения религиозных и нравственных норм, но не в принципе и не в любой ситуации, а единственно ради создания и сохранения государства. (В частности, ради объединения его раздробленной тогда Родины - Италии, которую он горячо любил). К сожалению, этим положением, но уже с другими целями руководствовались деятели Французской революции 1789 г., гитлеровцы, большевики. Использование метода, основанного на реалистическом, прагматическом подходе к политике, постановка ряда теоретических проблем (о государстве, о взаимодействии субъективного и объективного в политике и др.) позволяет считать П. Макиавелли, вслед за Аристотелем, основателем политической науки на новом этапе ее развития. 3. Анализ произведения Н. Макиавелли «Государь»Основной труд, в котором Макиавелли изложил свои взгляд на устройство государства, озаглавлен «Государь», что подчеркивает идею того, что во главе государства должен быть сильный правитель. Именно в великом, могущественном, доблестном, сильном государе видит автор будущее Италии, гражданином которой Макиавелли являлся. Однако принципы, изложенные в книге, могут считаться универсальными. Кроме сильного правителя, Макиавелли выделяет и подданных, во властвовании над которыми обретается власть и в самом государстве. «По Макиавелли, власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю». Автор подробно останавливается и на этом пункте сильной государственности. В составе подданных Макиавелли различает народ, знать и войско. Автор пишет, что не было еще ни одного государства, в котором не были бы обособлены эти составляющие — знатные вельможи и простой люд. По Макиавелли, с людьми знатными следует обращаться осторожно: использовать их, одаривать милостью либо карать и подвергать опале: также знать можно держать в подчинении, если просто натравливать их друг на друга. Автор отмечает, что «государь не волен выбирать народ; но волен выбирать знать». кроме того, «с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью — можно, ибо она малочисленна». Государь должен всегда заручаться поддержкой народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: «знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным». Народ является прочной опорой власти государя, «который не просит, а приказывает, к тому же бесстрашен, не падает духом в несчастье и умеет распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех, кто его окружает». Мудрые правители принимали все меры для того, чтобы быть угодными народу и не ожесточить знать. Что касается войска, обращаться с последним следует в зависимости от того, является оно орудием достижения и удержания власти или же неким третьим антагонистом народу и знати. Примером последнего могут послужить слова автора о римских императорах, которым приходилось «сдерживать жестокость и алчность войска». Макиавелли пишет, что «в наше время государям нет такой уж надобности угождать войску. ибо в наши дни государь не имеет дела с солдатами, которые тесно связаны с правителями и властителями отдельных провинций, как это было в Римской империи. Поэтому если в то время приходилось больше угрожать солдатам, ибо войско представляло большую силу, то в наше время важнее угодить народу, ибо народ представляет большую силу». В книге также рассмотрены принципы государственного управления – это рекомендуемые Н. Макиавелли способы завоевания и удержания власти управления подданными. Первый из них связан с ориентацией на результат, победу любой ценой, а не c обязательным следованием нравственным принципам в практике управления. Н. Макиавелли считал, что при разработке успешной государственной политики нельзя находиться в плену иллюзий и религиозных догм, «ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, чем во благо» [5]. Макиавелли полагал, что люди порочны и одновременно добродетельны. Поэтому людям свойственно стремиться выглядеть честнее, чем они есть на самом деле. Если правитель принимает желаемое за действительное и верит людям, он обманывает себя. Между тем какими люди себя считают и какими являются на самом деле – огромная разница. Поэтому умный правитель внимательно изучает людей и не питает иллюзий. Поскольку существуют два пути достижения цели – путь закона и путь насилия, то правитель должен уметь пользоваться двумя путями. Макиавелли разграничивает политику и мораль, он считает, что политик не может руководствоваться нравственными нормами, так как политика – сфера относительного, а нравственность – сфера абсолютного. Исходя из этого Макиавелли определяет первый принцип государственного управления – «победителей не судят» Н. Макиавелли писал, что, если государь хочет приобрести или сохранить свою власть, он должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением при необходимости. Второй принцип государственного управления связан с выбором типа власти. Рассуждая о влиянии на подданных, наградах и наказаниях, Н. Макиавелли писал: «…что лучше: чтобы государя любили или боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх». Управляя людьми, надо либо их ласкать, либо угнетать. Поведением людей руководят два мотива – страх и любовь. Правителю важно понять, что лучше: внушать подданным страх или любовь. Любовь очень тонка, а страх прочнее и тверже. Любовь держится на очень зыбкой основе – человеческой благодарности. Но благодарность легко забывается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личных интересов изменить вам. Поскольку правитель заранее не знает, кто предаст его, а кто сохранит преданность, то ему необходимо быть реалистом и лучше внушать страх, а не любовь. Макиавелли приходит к заключению, что из всех видов власти лучшей является власть, основанная на принуждении. Исходя из выбора лучшей формы власти Макиавелли определяет третий принцип государственного управления – принцип мотивации: «вознаграждай постепенно, наказывай сразу». Добрые дела и благодеяния следует расточать по капле, чтобы у подчиненных было достаточно времени для их благодарной оценки. Наградами и повышением по службе дорожат, когда они редки. Наказание же, напротив, лучше производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, чем растянутая во времени. Определяя четвертый принцип государственного управления – принцип относительности, Н. Макиавелли писал, что люди достигают целей разными способами: честные и смелые идут напрямик, слабые – в обход, умеряя свои аппетиты, отступая при необходимости, притворяясь, играя роли и надевая маски. Любимцев судьбы мало, они честны и благородны – настоящие личности. Большинство же – безликая толпа: жадная, коварная, вероломная. Каждый, стремясь к власти и богатству, идет своим путем: один поступает осмотрительно, другой действует смело и решительно, третий берет хитростью, но все способны добиться успеха при благоприятных обстоятельствах. Успех зависит от соответствия выбранного образа действий сложившимся условиям. В одних обстоятельствах нужна жестокость, в других – снисходительность. Исходя из этого принцип относительности в управлении Макиавелли определяет следующим образом: «универсальных способов достижения целей нет: каждый успех индивидуален, и выбор средств должен соотноситься со сложившейся ситуацией, оценка результата – со средствами». Пятый принцип государственного управления, по Макиавелли: «безупречных решений не бывает». Он скептически оценивал результаты принятия рациональных решений и писал о том, что никогда нельзя устранить одно неудобство, чтобы из него не возникло другое. Так, Макиавелли писал, что если правитель хочет сделать народ сильным, великим и непобедимым для любого врага, то им станет сложно управлять. Если же сделать народ слабым и безропотным, то он станет легко управляемым, но у него не будет шансов на победу в войне. Определяя шестой принцип государственного управления – принцип бережливости, Н. Макиавелли писал: «Хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе». Щедрость истощает казну, вынуждает правителя сверх меры обременять народ поборами, разорять свою страну. Все это неизбежно приведет к ненависти, а затем и к презрению со стороны подданных, а это две самые большие беды для государя. «Государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость». Только благодаря бережливости правители действительно становятся щедрыми по отношению к тем, у кого ничего не отняли, а таких большинство, и скупыми по отношению к тем, кого бы могли обогатить, а таких единицы. Следуя этому принципу, Кир, Цезарь и Александр раздаривали щедрой рукой в основном чужое имущество во время войн или для достижения определенных личных целей, а после захвата власти и в мирное время они забывали о былой щедрости. Таким образом, трактат «Государь» содержит портрет сильного единоличного правителя, а также ключевые принципы государственного управления. Данный труд содержит его наиболее революционные идеи и открывает новые пути завоевания и удержания власти. ВыводЭпоха Возрождения, или Ренессанс, характеризовалась гуманистическим мировоззрением, подъемом светской науки и искусства, становлением национального языка, литературы и национального самосознания. Возрождение было обусловлено качественными изменениями в социально-экономической и политической жизни передовых стран Европы, развитием городов, формированием национальных государств и абсолютистских монархий, усилением религиозных исканий. В результате складывалась новая, преимущественно светская культура, социальным оплотом которой становились города, а выразителями - представители творческой интеллигенции, общественные и политические деятели. На базе этой культуры формировалось новое гуманистическое мировоззрение, в котором отразились изменения, происходившие во взглядах на мир, природу, человека. Одним из ключевых вопросов, поставленных в эпоху Возрождения, был вопрос о взаимоотношении государства и человека, о роли личности в государстве и об идеальном государственном устройстве. Этот вопрос исследовали многие, среди которых можно отметить Т. Мора и Т. Кампанеллу, однако фундаментальным труда, по сути, положившим начале политологии, стал трактат Никколо Макиавелли «Государь». Никколо Макиавелли имеет двойственную репутацию, с одной стороны, его можно привести в качестве примера того, как следует управлять государством, а с другой, назвать циничным политиком, допускавшим, в случае необходимости, переступать через границы морали и применять любые средства ради достижения своей цели. Макиавелли выступает против феодальной раздробленности, тормозившей развитие промышленности и торговли, за создание единой политической организации. Ему ненавистно все, что ослабляет государство и разрушает его целостность. Он восхваляет все, что содействует росту, укреплению и расширению границ государства, до конца жизни оставаясь профессионалом в области политики, несмотря на то что часто подвергался критике со стороны за свои идеи и взгляды. В трактате «Государь» были подробно сформулированы принципы управления государством, признаки которых можно увидеть в действующих политиках современности. Поэтому, независимо от отношения к идеям автора и несмотря на то, что с момента публикации прошло уже пять веков, этот труд можно считать одной из настольных книг любого современного политика. Список литературыИстория политических и правовых учений: учеб. / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма. 2004. — 944 с. Каппони Н. Макиавелли. – М.: Вече, 2012. – 352с. Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений (краткий курс). Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологические исследования. – 1993. – №6. – С. 135-142. Макиавелли Н. Государь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt (дата обращения: 23.11.2021) Разуваев В. Комментарии к «Государю» Макиавелли. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. Сапронова Н.М. Фигура тирана и тирания в эпоху Возрождения / Н.М. Сапронова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2012. – Т.13. – №4. |