Главная страница
Навигация по странице:

  • Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса

  • Упражнения на выявление и включение компенсаторных возможностей организма

  • Вызывание пищеводного голоса

  • Автоматизация псевдоголоса

  • Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью 41

  • Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью 43

  • Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса


    Скачать 1.51 Mb.
    НазваниеДидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
    Дата11.01.2022
    Размер1.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла493059_4269D_metodicheskoe_nasledie_tom_1.doc
    ТипДокументы
    #328044
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    Пособие для логопедов и студентов дефектологических

    факультетов педагогических вузов

    Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
    2022


    У каждого больного после удаления гортани была сформирована псевдоголосовая щель (устье пещевода). Она образуется индивидуально, у каждого могут быть свои особенности. После операции больные пребывают в тяжелом депресивном состоянии, в этот момент главное не опустить руки, а маленькими шажками двигаться к новой речи. Перед началом занятий мы должны вяснить, как человек относится относится к своему дефекту, наша задача убедить больного в обратимости нарушения, вселить в него бодрость, надежду на успех восстановления.
    Речевое общение у лиц, лишенных гортани, может быть осуществлено посредством псевдоголоса.

    Упражнения на выявление и включение компенсаторных возможностей организма

    1. Набрав воздух, задерживаем его, делаем глотание, происходит всасывание воздуха пищеводом (3 раза подряд).

    2. Небходимо лечь, задержать дыхание и втянуть живот, при открытом рте имитировать рвотное движение. (3-5 раз подряд).

    3. Мы должны проглотить воздух вместе со слюной образуя отрыжку.

    4. «Дутье в губную гармошку» (30 секунд, 10-12 раз в день).

    После нескольких тренировок должен появиться пищеводный звук, который в дальнейшем используем для речи.

    Вызывание пищеводного голоса

    Начинаем с согласных звуков д, п, к, т. Потом переходим на слоги: ка, ку, да, па; как; какоку и т.д сопровождающиеся движеним головы, руки, напряжением диафрагмы.

    Затем слова: На пример: каток, тапки, капля, какао; кок, кот, ком, кол, кофе; патокб, палка, бокал и и т.д. (не более 5 минут).

    Исходя из индывидуальных особенностей больного можно начать и с гласных букв ак, ак, ак; ок, ок, ок; ук, ук, ук; ик, ик, ик.
    Используем упражнение с надувным шаром. Учиться заглатывать воздух из шарика. Заглатываем воздух в пищевод и выносим его в слова.
    Автоматизация псевдоголоса

    Предлагаются для произнесения короткие фразы: Кот катает клубок. Кате купили куклу. Там живет Таня. Необходимо, отрабатывать длительность и внятность речи. Одновременно с речевыми упражнениями начинаем употреблять бытовые слова: дайте, получите, спасибо.

    Речевой материал усложняется, включается произнесение скороговорок, коротких стихотворений, гласных звуков и их сочетаний.
    Переходим к скороговоркам. Затем к стихотворениям. Общение это самое главное, главное не унывать и идти вперед.


    Он произносит псевдоголосом следующие слоги ка, ку, ки, ке; как, кок, кук, кек; какакб, кококу, кукукъ, кикикъ, кекекй, какакакб и т. д. Чаще всего на первом же уроке больному удается произносить отдельные слова из упражнения № 2: как, Катя, Капа, капля, какао; кок, кот, ком, кол, кофе; кук, кукла, ку­лак, кулек; кик, ким, кино, кило; патокб, палка, бокал и т. д. Затем больной читает вслух слова кот, ком, кок и перед каждым из них произносит слова как. Например, как кот, как ком, как кок и т. д. На втором и третьем уроках боль­ной уже сравнительно легко выполняет описанные выше упражнения.

    Чаще всего на четвертом или пятом занятии больные пе­реходят к упражнениям № 3 и № 4.

    Упражнение №3. Предусмотрено произнесение псев­доголосом следующих слогов: ак, ак, ак; ок, ок, ок; ук, ук, ук; ик, ик, ик; ка-ак, ко-ок, ку-ук, ки-ик и т. д. Затем боль­ной переходит к чтению вслух таких слов как мак, лак, бак, ток, сок, сук и т. д. После этого больной приступает к отра­ботке второй части упражнения № 3. Для этого он перед каждым словом произносит слово как. Например: как мак, как лак и т. д. Аналогичные упражнения делаются со зву­ками тип, после чего больному предлагается считать от 1-го до 10-ти.

    Упражнение №4. Теперь больной переходит к произ­несению коротких предложений, например, читается вслух такая фраза: кот катает клубок. Однако чтение предложе­ния, состоящего из трех слов, часто вызывает затруднения у больного: в таких случаях необходимо обучающему читать совместно с больным первые слова предложения, а затем, повторив второе слово, читать его с третьим. Эта разбивка фразы производится следующим образом:

    Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью 41

    кот катает ( кот Коля купил (Коля

    ± ^ J катает ^ ^ J купил

    катает клубок [^ клубок купилкекс{ кекс

    После отработки подобных коротких предложений боль­ные переходят к упражнениям в произнесении различных сочетаний согласных.

    Упражнение № 5 предусматривает произнесение следую­щих сочетаний: кта, пка, кша, щка, ска, кто, кту, кты, кте и т. д.

    Третий этап. Чтение больными связных текстов, звуко­вой состав которых специально подобран. Но здесь следует учитывать, что в начале обучения больные испытывают зат­руднение в произнесении гласных звуков. Поэтому, прежде чем перейти к изолированному произнесению гласного зву­ка, мы рекомендуем больному упражняться в произнесении следующих сочетаний звуков (упражнение № 6): каааа, ка-аак, коооо, кооок, куууу, кууук, кииии, кииик, кееее, кееек, кээээ, кэээк, ааааа УУУУУ> сшааа эээээ, щщщщщ иииии, еееее ууууу...

    Для того чтобы речь больного была четкой и внятной, необходимо упражняться в произнесении скороговорок: 1) Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоще несли по два гроша; 2) В один клин, Клим, колоти; 3) Из-под кислого молока, из-под простоквашки; 4) У нас на подворье погода размокропогодилась; 5) Сшит колпак, свя­зан колпак, да не по-колпаковски.

    В целях улучшения плавности речи, а также отработки воп­росительной и восклицательной интонаций, проводится чте­ние вслух специально подобранных литературных произве­дений, например: М. Джалиль — «Сон ребенка», В. Инбер — «Сыну, которого нет», М.Ю. Лермонтов — «Бородино», Н.А. Некрасов — «Несжатая полоса» и т. д. Стихотворе­ния подбираются так, чтобы каждая строчка состояла из 2 3-х слов. Больным в период обучения рекомендуется как можно больше говорить псевдоголосом, а также беседовать по телефону.

    Все обучавшиеся в стационарных и амбулаторных усло­виях овладели псевдоголосом в среднем за 1,5 мес. Заня­тия с логопедом и лечебной физкультурой происходили еяседневно.

    42

    С.Л. Таптапова

    Самостоятельно больные занимались 5—7 раз в день от 10-ти до 20-ти минут. Все обучавшиеся (амбулаторные и ста­ционарные) находились под наблюдением отоларинголога, психоневролога и терапевта.

    При образовании у безгортанных псевдоголоса мы встре­тились со следующими двумя группами больных, у которых обучение сопровождалось известными трудностями: это боль­ные с пониженным слухом и больные, носящие съемные зуб­ные протезы. Обучение безгортанных с пониженным слухом осложнено тем, что они плохо слышат свой новый голос и с большим трудом научаются регулировать его громкость.

    Занятия с этой группой больных были более длительны­ми. Съемные зубные протезы при обучении псевдоголосу плохо фиксируются. В данное время мы проводим совмест­ную работу с протезистами, которые при протезировании безгортанных учитывают новые условия звукообразования.

    У больных, которым произведена экстирпация гортани по типу Крайля с резекцией корня языка, последний не обладает достаточной подвижностью. В таких случаях необходимо на­чинать обучение с артикуляционной гимнастики, которая зак­лючается в движениях языка влево — вправо, вверх — вниз, в облизывании верхней губы, в пощелкиваниях и некоторых других упражнениях. Когда язык становится несколько под­вижнее, следует переходить к игре на губной гармошке.

    При образовании псевдоголоса могут иногда тормозить проведение занятий тяжелое депрессивное состояние после операции, страх рецидива и наличие послеоперационных свищей.

    Следует также отметить, что обучение, которое проводится спустя длительное время после операции, удлиняет срок фор­мирования больными звуковой речи, поэтому необходимо при­ступать к занятиям сразу же после операции, так как продол­жительное отсутствие возможности общения травмирует психику больного. Подводя итоги нашей работы по созданию методики образования звучной речи у ларингэктомированных, можно сделать следующие предварительные выводы.

    1. Выработка псевдоголоса должна базироваться на опре­деленной рациональной методике, в основу которой нами были положены специальные логопедические и дыхатель­ные упражнения.

    Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью 43

    1. Более эффективным и более коротким в отношении
      сроков оказалось обучение таких больных, которые при­
      ступили к нему вскоре после операции и курса рентгено­
      терапии.


    2. Учитывая, что методика вдувания воздуха через носо-
      пищеводную трубку травмирует психику больного и далеко
      не всегда сопровождается положительными результатами,
      ее можно применять только в исключительных случаях.

    Очерки по патологии речи и голоса /'Под ред. С.С. Ля­пидевского. — М., 1960. — Вып. 1. — С. 141—147.

    О.В. Правдина

    Патология голоса

    Профилактика голосовых расстройств

    Анализ закономерностей развития голоса, а также при­чин его нарушения приводит к признанию очень важного значения профилактических мероприятий для предупреж­дения расстройств голоса. Профилактика должна начинать­ся с раннего детства, причем особое значение она приобрета­ет в переломные моменты развития голоса.

    Профилактика должна включать следующие разделы: а) собственно профилактика; б) воспитание здорового голоса; в) постоянная тренировка его.

    Собственно профилактика заключается в соблюдении об­щегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппарата: в разгоряченном состоя­нии не пить холодной воды, не купаться и не петь, особенно на морозе.

    К срывам голоса приводит резкое, напряженное, крикли­вое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Нельзя пользоваться как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием подражания кому-либо или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения, руководителем самодеятельного кружка. Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларинги­та или переутомления голоса, так как перенапряжение голо­совых связок в это время может повести к серьезным хрони­ческим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание не­организованным, прерывистым, что мешает правильному го-лосообразованию.

    В период созревания подростки до установки голоса долж­ны совсем прекратить занятия пением. Наблюдения показы­вают, что период мутации, ломка голоса, происходит естествен­но, постепенно и незаметно, если до этого дети пользовались и

    45
    Патология голоса__/

    , & голоса-

    в речи, и в пении естественными, не форсированным*^

    ми; в противном случае смена голоса носит неспок'1' иногда и бурный характер. Есть данные, что крикли? ' лишне громкое пение, допущенное в детском возраст*'' нередко причиной преждевременной смены голоса.

    Девочкам не рекомендуется петь во время менстрУ
    периодов. все

    Развитие красивого звучного голоса зависит прс'^А

    Развитие красивого звучного голоса зависит р

    ,,11зноше-го от правильного речевого дыхания и чистого npi'*

    ния; только после их воспитания можно приступи1^ ственно голосовым упражнениям.

    К.Ф. Сарычев (1954) указывает, что «недостато" сать и объяснить целый ряд положений в области I' ки голоса, необходимо проверить правильность Bbiii"

    йг, 1ВЭ.6Т ДО"

    этих установок, так как слух учащихся не всегда or* статочно развит, а ошибки внедряются с такой же' ^

    той, как и правильные навыки».

    tQследу-При выработке правильного речевого дыхания у

    ет добиваться какого-либо одного типа дыхания; (1Р тительнее смешанный тип дыхания — диафрагм*» берный.

    Вдох должен происходить через рот (может п?

    о \ —«^еН ОЫТЬ

    няться и носовой вдох), во всех случаях он доля*
    бесшумным. Количество воздуха, забираемое пр '

    не должно быть чрезмерным, чтобы не перепол^ кие (около 500 см3). Выдох должен быть задер?^ ыоаба! медленным и плавным. Длительность его должна тываться постепенно, сначала на произнесения от^ глухих щелевых звуков ф, с, ш, х, затем шепото1^

    тт t,1руКаМИ.

    носимых слогов, слов и коротких фраз с этими .'

    В f[*6 ЛЬЫЫХ

    конце выдоха происходит расслабление дыха

    мышц и следует новый вдох. Во время небольших,

    ки обусловленных пауз можно производить добор МЬ1ШП

    (2 3 см3) без полного расслабления дыхательны^ "

    После коротких дыхательных упражнений следуй

    нить их со звуком. ш и

    Дозированные и правильно организованные Р* певческие упражнения являются самой лучшей г** к°й для дыхания, поэтому многие авторы совсем не VДУют проводить специальные дыхательные упраж^ НИЯ-

    46

    О. В. Правдина

    Не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи нужно соблюдать вдыхательную установку, которая связа­на с ощущением полузевка.

    Работа над артикуляцией широко применяется в логопе­дической практике как со взрослыми, так и с детьми. Она носит название артикуляционной гимнастики и продолжа­ется в работе над звуком. Необходимо помнить, что в дан­ном случае следует укрепить и уточнить произношение как всех согласных звуков, так и гласных.

    Методика развития голоса

    Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами — силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе.

    Для лучшего восприятия речи голос должен быть средним по силе. Дело в том, что физическая сила звука не совпадает с оценкой громкости его восприятия слушателями; хорошее восприятие речи или пения достигается средней силой голо­са, ясностью произношения, неторопливым темпом и умени­ем доносить голос до слушателя, т. е. правильно направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса ухудшает про­изношение. С точки зрения гигиены голоса, излишняя громкость, вызывающая перенапряжение голосовых свя­зок, также противопоказана. Свободная, своевременная сме­на силы голоса в связи со смысловым и эмоциональным со­держанием речи или пения достигается, конечно, тренировкой, специальными упражнениями.

    Работа над высотой голоса должна заключаться: а) в нахож­дении основного тона голоса; б) в упражнениях над устойчи­востью звука на данной высоте; в) в упражнениях над посте­пенным расширением диапазона как вверх, так и вниз; г) упражнениях над легкостью смены высоты.

    Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голоса характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон. Каждый человек должен пользоваться естествен­ным, именно ему свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими голосами — или слишком

    Патология голоса47

    высокими, или слишком низкими. В частности, мальчики часто подражают голасам взрослых. Особенно нужно остере­гаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых высоких звуков: они очень вредны и неприятны на слух.

    Найти естественное звучание голоса и научить пользо­ваться им — основная задача педагога-вокалиста и лого­педа. Только на этойоснове следует развивать голос во всех его направлениях. Нахождению основного тона способ­ствует легкое, свободное восклицание, окрашенное при­ятной эмоцией («а-а. как приятно!») или с оттенком удив­ления («а-ах!»). Toe этот должен возникать без всякого напряжения, в частности без участия мышц, корня языка подбородка.

    Устойчивость звука как по силе, так и по высоте выраба­тывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно вырабатывается смена силы звучания, а далее сме­на высоты как вверх, так и вниз. Материал для каждого из указанных упражнений усложняется постепен но, сначала на слогах, затем на стихотворении с коротким:и строчками. Важно подобрать материал так, чтобы по содержанию он со­ответствовал поставленной задаче.

    При работе над силой и над высотой голоса требуется су­губая осторожность я постепенность. Поспешность, пере­грузка упражнений обычно приносят вред, тогда как посто­янная тренировка поддерживает все выработанные свойства голоса и предохраняет его от срыва.

    Голос каждого человека имеет свои индивидуальные от­тенки: тембр, который поддается некоторой обработке. Улучшить тембр — значит изжить неправильные навыки и сформировать новые, нужные. К последним относятся звонкость, собранность звука: первому противопоставля­ется сдавленный звук, а второму — белый звук, образую­щийся при постоянюй улыбке, некоторой расслабленно­сти губ.

    Навести, настроить голос на звонкость помогают упраж­нения со звуком, резонирующим в передней части рта, при этом ощущается вибрация в зубах, челюстях и щекотание в губах. Упражнения ведутся на протяжных слогах: мммиии, мммэээ, мммааа, ммлооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта