|
Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
62
Е.С. Алмазова I. Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса (м) сочетается с гласными у, о, а, и в прямых и обратных слогах.«Мычание» производится больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже.Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м? Согласные звуки — артикуляторно сильные, так как усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идуще го из полостей бронхов и легких, а м — согласный звук. При произнесении звуков объем глоточного резонато ра сужен, что увеличивает громкость звука. При произнесении звука м объем глоточного резонато ра сужен, поэтому м — звук громкий (резонирует носовая полость). Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологи- ческой точки зрения по участию языка, губ, нёбной занавес ки. Незначительный импеданс уменьшает напряжение го лосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно в условиях деформированной гортани. При произнесении звука м большую роль играют так тильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом пра вильного использования верхних резонаторов (рта, носог лотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов совершаемых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи».
Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают Методика восстановления и развития голоса у детей 63
нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звонкость, силу голоса).
Известный русский фониатр Е.Н. Малютин еще в конце XIX в. при помощи вибрационных раздражителей вылечивал такие тяжелые расстройства голосовой функции, как истерическую афонию, детский голос у мужчин, фонастению у певцов. Он называл эти вибрации активно-пассивной гимнастикой голосовых складок и полагал, что резонаторы также возбуждаются этими вибрациями и начинают украшать голос обертонами.
Изучая значение вибрационной чувствительности для го-лосообразования, В.П. Морозов нашел, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции». Он полагает, что вибрации лицевой части скелета в области носа приводят к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000—4000 Гц. Отсюда — увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса.
В системе «обратной связи» определенная роль отводится зрительному контролю за дыхательными и артикуляционными движениями, что помогает слуху и мышечному чувству правильно настроить голосовой аппарат. Таким образом, наличие целой системы регулирования голосовой функции делает возможным восстановление голоса даже при грубых деформациях гортани — происходит замещение утраченной функции органа на основе деятельности других функциональных структур (ложные голосовые складки вместо истинных, стенки пищевода вместо голосовых складок и т. д.).
При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», «собрать», «сконцентрировать» его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи.
Для увеличения силы голоса, его звонкости и широты звучания к полученному звуку м присоединяется гласный у, т.е. произносится на выдохе прямой слог му. Переход к гласному у объясняется следующими причинами:
64
Е.С. Алмазова
Качество сонорности зависит от присутствия в произ несении голосового тона гортани и от полноты резонанса по лостей, лежащих над гортанью, особенно полости рта. А так как полость рта при произнесении разных звуков испыты вает существенные перемены, то качество сонорности нахо дится в соотношении с характером артикуляции, а именно: наибольшая сонорность принадлежит наиболее открытым звукам, а наименьшая — наиболее сжатым. Гласные — от крытые звуки, они соединяют звучание гортани с наиболее полным резонансом, поэтому они обладают наибольшей со- норностью. Плавные и носовые согласные по своей сонорно сти близко стоят к гласным. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех ме ханизмов произношения. В дыхательном аппарате к про стому мышечному ощущению выдыхания присоединяется чувство особого мускульного усилия в области грудной клетки и брюшного пресса. Это чувство усилия, напряже ния наименее значительно выражено при произнесении гласных, наиболее резко — при произнесении взрывных согласных. Так образуется связь между кинестетическими ощущениями моторики органов дыхания и различными ар тикуляционными укладами, в зависимости от которых воз душному потоку приходится преодолеть различную степень сопротивления «затворов» в ротовой полости, т. е. различ ный импеданс. При произнесении гласных импеданс мень ший, чем при произнесении согласных. Незначительный импеданс увеличивает силу гласного звука. Кроме вышеуказанных признаков, присущих всем гласным, гласный у обладает рядом особенностей:
а) при произнесении гласного у образуется значительный импеданс ротоглоточного резонатора, что повышает активность голосовых складок. Незначительный импеданс, а соответственно, и малая активность голосовых складок при произнесении звука м помогают создать, как отмечалось, наиболее благоприятный, щадящий режим их работы при вызывании звука голоса (в условиях деформированной гортани). При многократном произнесении звука м активность голосовых складок увеличивается, поэтому последующее произнесение слога му не представляет трудности для голосового аппарата ребенка; Методика восстановления и развития голоса у детей 65
б) при произнесении у гортань занимает наиболее низкое положение. При низком положении гортани глоточный резо натор удлиняется и резонирует нормально, при высоком же положении гортани глотка укорачивается, что делает тембр голоса резким и хриплым. Голосовые складки не напряжены, гортанное отверстие широкое. Низкое положение гортани наи лучшее для того, чтобы голосовые складки работали с наимень шей затратой энергии и с наилучшим акустическим эффектом;
в) гласный у — гласный лабиализованный, при его про изнесении образуется наибольший фокус звукообразования за счет значительного выдвижения губ вперед. Язык при этом оттянут назад, кончик языка отдален от нижних рез цов. Корневая часть языка значительно поднята по направ лению к мягкому нёбу. Лабиализация помогает «поймать» звук, способствует лучшей оценке звучания благодаря ме ханизму «обратной связи»;
г) гласный у отличается от гласных а, о выдыхаемой стру ей воздуха. При произнесении у струя воздуха узкая, силь ная, холодная, что увеличивает тактильно-вибрационные ощущения и силу голоса;
д) гласный у оказывает определенное влияние на предше ствующий согласный. По данным Л.В. Щербы и В.К. Орфин- ской, значение последующего гласного больше, чем преды дущего. Влияние последующих гласных связано, в основном, с характером их артикуляции, причем решающее значение имеет лабиализация гласных (в данном случае у). Именно поэтому целесообразно начинать упражнения с прямого сло га, а не с обратного.
При многократном повторении слога му голос усиливается, приобретает большую сонорность. Важно добиваться свободного, четкого произнесения слога му в «позиции резонатора».
Вслед за прямым слогом произносится обратный слог — ум, затем — закрытый слог мум.
Как известно, влияние предшествующих гласных зависит от степени их громкости — чем более звучный предшествующий гласный, тем меньшее положительное влияние оказывает он на восприятие согласного. Более громкие гласные (например, а) несколько заглушают следующий за ним согласный — происходит маскировка согласного. Гласный
66 Е.С. Алмазова
у относится к сравнительно менее фонетически мощным гласным, поэтому в обратном слоге он усиливает следующий за ним согласный. Постепенно (в закрытом слоге) звук м становится более протяжным, при этом вибрация стенок ротового и носового резонаторов усиливается {мум — мумм — муммм). Слоги му, ум и мум произносятся легко, свободно, без напряжения, в «позиции резонатора».
Вслед за слогами с гласным у произносятся слоги с гласным о. При его произнесении создаются благоприятные (после у) анатомо-физиологические условия:
а) импеданс ротоглоточного резонатора большой (но не сколько меньший, чем при у), следовательно, голосовые складки активны, сила голоса значительная;
б) гортань занимает низкое положение (лишь чуть выше, чем при у);
в) гласный о лабиализованный, что создает «видимость» звука. При произнесении о мягкое нёбо с маленьким языч ком поднимается, что способствует усилению звука;
г) некоторую роль играют тактильно-вибрационные ощу щения — ощущение теплого выдоха, вибрации гортани и грудной клетки; зрительные ощущения — закругленные губы. Путем ощущения движения грудной клетки мы доби ваемся грудного звучания о, так как грудной звук голоса является полным по звучанию, богатым обертонами, голо совые складки вибрируют всей шириной и полностью смы каются. Легко, свободно, без напряжения, в «позиции резо натора» произносятся слоги: мо — ом — мом — момм — моммм.
Следующий гласный а.
Звук а — наиболее сильный звук. При его произнесении ротовой резонатор увеличивается, рот становится мощным звуковым излучателем. Глоточная трубка сокращается до минимального объема, надгортанник отходит назад и почти прижимается к задней стенке глотки. Звуковой луч прямо подается в широко раскрытый рот. При этом язык лежит спокойно на дне ротовой полости. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носоглотку и нос. Голосовые складки сомкнуты, вибрируют, но не напряжены в связи с наименьшим импедансом. Ребенок осязает вибрацию гортани и грудной клетки, теплый, едва заметный выдох. Опущенная нижняя челюсть уве-
Методика восстановления и развития голоса у детей 67
личивает полнозвучность звука а. Мощность, полнозвучность, «полетность», красота звучания делают этот звук наиболее удобным и красивым при постановке певческого голоса. Но при восстановлении голоса этот звук весьма труден. Эта трудность объясняется анатомо-физиологическими условиями его образования — отсутствием лабилизации, следовательно, невозможностью «поймать, собрать» звук минимальными тактильно-вибрационными ощущениями, высоким положением гортани. Кроме того, опасен так называемый «открытый» звук а — резкий и неприятный, придающий голосу гортанное звучание за счет зажатости голосового аппарата — гортани, глотки, челюстей. Дети подчас стремятся усилить голос за счет чрезмерного напора воздуха, что приводит к напряжению фонационных мышц и грубому, гортанному звучанию.
Поэтому при постановке звука а обращаем внимание ребенка на умение поднять и удержать нёбную занавеску (зевок перед зеркалом), на теплый выдох (на вату, на руку). Начинаем с шепотного, придыхательного, протяжного произнесения звука, так как на шепоте а звучит не напряженно, мягко. Затем постепенно переходим к громкому, протяжному и, наконец, отрывистому произнесению звука а. У детей с органическими нарушениями голоса при произнесении а язык оттягивается в глубь рта и корень языка поднимается, поэтому слышится глубокий, хриплый, горловой звук. Перед зеркалом показываем ребенку правильное положение языка, при котором кончик языка находится близко к нижним резцам, спинка и корень языка опущены. Повторив несколько раз протяжное, а затем отрывистое изолированное произнесение а, переходим к слогам — прямым, обратным, закрытым: ма ам, мамм — смамм, маммм — амаммм.
Очень полезно повторять слоги, где согласный находится в положении между двумя гласными. Причем, как показали осциллографические исследования Н.И. Жинкина, наиболее Удачное сочетание такое, когда предшествующий гласный сравнительно менее фонетически мощный (у, и), а последующий — широкий а (ума, ома, ила). В этом случае согласный Усиливается. Наибольшая потеря громкости в тех случаях, когда предшествующий гласный фонетически мощный (a), a последующий — лабиализированный у (аму, ому, иму).
Следующий звук и.
|
|
|