Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
Скачать 1.51 Mb.
|
68 Е.С. Алмазова Гласный и — акустически слабый звук. При его произнесении язык поднят всей массой, напряжен, ротовое отверстие сужено, голосовая щель расширена. Подсвязное давление воздуха и амплитуда колебаний голосовых складок увеличиваются. Во рту образуется узкий проход, завихрения воздуха при столкновении его с различными частями артикуляционного аппарата, скорость воздушного потока возрастает. Поэтому звуковая волна рассеивается, теряет часть своей энергии, что выравнивает диапазон звуков мощных и слабых а и и. При произнесении и за счет наибольшего импеданса создается значительное напряжение языка, губ, гортани, мышц шеи, что весьма затрудняет его постановку у детей с заболеваниями гортани. Поэтому вызыванию и предшествует артикуляционная, дыхательная гимнастика, массаж гортани и физиотерапия. Звук и произносится в прямых слогах, затем обратных, сначала шепотом, потом громко, коротко и, наконец, протяжно: ми — им, мим — мимм, миммм... имим — имимм — имиммм... Вызывание и закрепление голоса в прямых и обратных слогах сми гласными проходит под неослабным контролем слухового, зрительного, двигательного анализаторов ребенка, при постоянной помощи со стороны логопеда, при активной и целенаправленной деятельности самого ребенка, его желании и стремлении восстановить голос. Постепенно, в процессе логопедических занятий, ребенок уже контролирует звучание голоса «в позиции резонатора», без напряжения мышц шеи и гортани, что является необходимым условием правильного посыла звука. Таким образом, мы получаем легкое, свободное, собранное, звонкое, естественное, полетное звучание голоса. Процесс восстановления голоса продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1—1,5 мес. ...У детей с органическими заболеваниями гортани почти невозможно вызвать голос на первых занятиях. Для этого требуется длительная подготовительная работа (артикуляционная, дыхательная гимнастика), а также значительные мышечные усилия со стороны ребенка. Полученное первое голосовое звучание характеризуется своеобразным тембром — звук грубый, хриплый, сдавленный, зажатый, Методика восстановления и развития голоса у детей 69 напряженный, с массой добавочных признаков. Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из которых первостепенное значение имеет полноценность функции истинных голосовых складок, тяжесть и длительность заболевания гортани и нарушения голоса, наконец, психологическая подготовка ребенка, его вера и желание восстановить голос. II. Закрепление полученного голоса. Основные задачи этого периода: автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными; развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи; постановка певческого голоса. Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции. Работа с глухими согласными. Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глухие согласные п, т, к, а затем щелевые согласные ф, с, ш, х. С анатомо-физиологической точки зрения смычные глухие п, т, к являются наиболее простыми звуками. В.А. Бо-городицкий объяснял это тем, что взрывные согласные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для продувных согласных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым. Смычные согласные п, т, к более воздушны, так как имеют больший дебит воздуха, чем щелевые. Быстрый выдох после размыкания сомкнутых частей произносительного аппарата и создает акустический эффект «взрыва», характеризующий эту группу согласных. Именно за счет этого взрыва звук п. получает усиление. Без усиления же слабый звук губного взрыва, даже при повышенной экспирации, был бы совершенно неуловим для восприятия. По участию голоса и шума звуки п,т,к — глухие согласные появляются раньше звонких, т. е. большее значение имеет не акустическая яркость звука, а его артикуляционная 70 Е.С. Алмазова сложность. Глухие согласные более воздушны, чем звонкие, т. е. последние обычно слабее глухих. Присутствие голоса делает согласный более слышимым даже при слабой артикуляции. Чтобы достичь такой же слышимости глухого согласного, его нужно произносить сильнее. При произнесении звука п акустическая сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом выдыхаемой струей воздуха смычки губ. При образовании звука п по данным рентгенографии отмечают, что глотка несколько сужается. На короткий миг суженная глоточная трубка сдерживает сильное давление воздуха. В момент взрыва глоточная трубка несколько расширяется, т. е. расслабляется, сдерживаемое воздушное давление переходит на смычку губ. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука; расширенная глоточная трубка приглушает мощность звонкого согласного. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., 1973. — С. 16—142. Е.С. Алмазова, Ф.А. Самсонов Организация медико-педагогической помощи больным с нарушениями голоса ...Основная цель постановки голоса — добиться большей стойкости и выносливости голосового аппарата к повышенной голосовой нагрузке. Лица речевых профессий должны обладать определенными качествами голоса: силой, мелодичностью, гибкостью, приятным тембром; ...перед постановкой голоса необходимо тщательное обследование пациента, которое включает не только осмотр фониатром или отоларингологом, но при необходимости терапевтом, невропатологом, эндокринологом. Обращается внимание на качество звука голоса, процесс голосообразования и голосоведения. Во время прослушивания фиксируется высота, сила, тембр голоса, особенности голосовой атаки, дикция, характер фонационного дыхания, работа артикуляционного аппарата, состояние шейной мускулатуры, осанка обследуемого. Подобный комплекс профилактических, лечебных и педагогических мероприятий в настоящее время является наиболее эффективным в деле профилактики и преодоления речевых нарушений. Однако содержание фониатричес-кого комплекса требует еще своего уточнения. Его не следует понимать как механическое объединение отдельных аспектов ларингологического, физиологического, неврологического исследования. Научный подход к данной проблеме заключается во взаимопроникновении фониатрии и ло-гопедиии и обогащении их сведениями, полученными из смежных наук. При этом эффективность комплексного метода на практике определяется, с одной стороны, разграничением, а с другой — согласованностью действий ряда специалистов, преемственностью в их работе, что дает возможность глубже вскрыть патогенез голосового расстройства и провести более эффективные коррекционные медико-педагогические мероприятия. 72 Е.С. Апмазова, Ф.А. Самсонов Применение комплексного медико-педагогического подхода при лечении расстройств голоса требует изменения штата фониатрической службы, куда, кроме медицинских работников (врачей-фониатров и медицинской сестры), должны входить и фонопеды: фонопед-речевик и фонопед-во-калист. На должность фонопеда-речевика назначается специа-лист-дефектолог, имеющий высшее педагогическое образование по специальности дефектология и прошедший дополнительную подготовку по фониатрии. Он оказывает помощь врачу-фониатру в выработке и закреплении правильных го-лосо-речевых навыков, восстановлении нарушенного равновесия между различными отделами голосообразующего аппарата у больных с функциональными и органическими заболеваниями гортани, а также в проведении мероприятий, направленных на охрану голоса у лиц голосо-речевых профессий. ...Нами разработана карта-схема обследования больных с нарушениями голоса (взрослых и детей). В первой части карты обследования мы расположили вопросы анкетного характера и результаты медицинского обследования. В связи со спецификой заболевания мы старались выявить причины (профессионально-голосовые перегрузки или перенесенные заболевания, которые могли быть причиной нарушения голоса у наших больных). Обследование общего и речевого развития, голосовой функции больного проводится нами совместно при первом знакомстве с пациентом. Прослушивание голоса начинаем с первых слов больного, во время сбора анамнеза и в последующие занятия, причем учитываем состояние всех отделов голосового аппарата: генераторного (гортань), энергетического (органы дыхания) и надставной трубы, где происходит резонирование звука голоса и оформление его тембровой окраски. Поэтому обследование лор-органов производится нами тщательно и неоднократно, а для наглядности мы пользуемся рисунком ларингоскопической картины. На этом рисунке мы отмечаем наличие узелков у певцов, фибром голосовых складок или других новообразований гортани, а также форму голосовой щели при несмыкании голосовых складок во время фонации и т. д. Организация медико-педагогической помощи больным 73 При необходимости следует назначать дополнительные специальные обследования пациентов: стробоскопию. Иц-графию и томографию гортани, спирометрию и пневмографию. Тщательное обследование пациентов в необходимых случаях включает консультации терапевта, эндокринолога, невропатолога. Вторая часть нашей карты содержит данные логопедического обследования. При системном логопедическом обследовании обращается внимание на развитие речевой и голосовой функции больного в их взаимосвязанном единстве. Уровень речевого развития выявляется при" описании жалоб больного, при составлении рассказа по серии картинок, пересказе и т. д. При этом фиксируется и звучание голоса. Нас интересует не только высота, сила, продолжительность, тембр голоса, его модуляции, но и просодическая окраска речи (ритмико-мелодико-интонационная), наличие и качество вокального голоса. Под нашим наблюдением оказывается изолированная и координированная работа трех систем (резонаторной, дыхательной и генераторной), взаимосвязанное функционирование которых оказывает регулирующее влияние на формирование тембра голоса. Резонаторная система во взаимодействии с мимической мускулатурой лица определяет тембр голоса, именно здесь формируются гласные и согласные звуки. При нарушении деятельности верхней резонирующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точность, а голос не попадает в «ротовую позицию», звучит гортанно, хрипло, сдавленно. Поэтому изучение больного с расстройством голоса начинается с обследования его резонаторной системы, куда входит изучение строения и функции ротоглотки, носоглотки и деятельности рото-носо-глоточного резонатора при произнесении гласных, согласных, слогов, слов, фраз, текстов. При этом отмечается точность, четкость, плавность, соразмерность, переключаемость движений различных частей артикуляционного аппарата, а также четкость дикции. Обращается внимание на характер звукопроизноше-ния, фиксируются дефекты произношения (варианты сигма-тизма, ротацизма, ламбдацизма и т. д.). Дыхательная система (энергетическая) сообщает энергию Для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. 74 Е. С. Алмазова, Ф.А. Самсонов Функция дыхательной системы обследуется во время спокойного дыхания через нос и рот и дыхания при речи. При этом отмечаются движения диафрагмы, брюшного пресса, грудной клетки и верхнего плечевого пояса. Определяется характер речевого дыхания при произнесении гласных, слогов, фраз, счете, чтении текстов. Работа генераторной (голосообразующей) системы выявляется опосредованно при пении, произнесении гласных и их сочетаний, чтении текстов (басен, сказок, стихотворений). При этом отмечается высота голоса, его звонкость, «полетность», громкость, свобода звучания. За норму звучания принимается голос средней громкости, среднего регистра, звонкий, сильный, громкий, звучный, «полетный», модулированный, свободно «льющийся», легкий, естественный, чистый, проникновенный, мелодичный, музыкальный, живой. Нарушенный голос — это голос глухой, хриплый, сиплый, грубый, резкий, сдавленный, зажатый, слабый, тихий, иссякающий, назализованный, монотонный, «тусклый», «мертвый», металлический, «скрежещущий», фальцетный, диплофоничный (битональный), крикливый. Формы нарушений голоса следующие. Афония — отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи. Дисфо-ния (гипер-, гипо- и дискинетическая) — нарушение высоты, силы и тембра голоса различной степени. Ложносвязочный голос — своеобразное проявление дисфонии. Сдавленный, хриплый, грубый, монотонный. Голос, образующийся при фонации ложными голосовыми складками, при напряжении наружных и внутренних мышц гортани. Ринофония — носовой оттенок голоса (гипер- и гипоназализация). Фонастения — слабость, быстрая истощаемость и утомляемость голоса при его переутомлении или врожденной слабости голосового аппарата. Пищеводный голос — монотонный, сдавленный, лишенный естественного тембра и модуляций. Образуется при смыкании стенок пищевода. Патологическая мутация голоса — нарушение высоты, силы и тембра голоса во время пубертатного периода. Голос высокий, вплоть до фальцета, или низкий — не соответствует возрасту и полу больного, диплофоничный, крикливый, слабый, монотонный, ограниченный по регистру и диапазону. Различают преждевременную, за- Организация медико-педагогической помощи больным 75 тянувшуюся, извращенную мутацию и персистирующий фальцетный голос. Преждевременная мутация диагностируется в том случае, когда у мальчиков до наступления пубертатного периода голос становится низким, «жестким», грубым. Затянувшаяся мутация характеризуется диплофонией, когда на фоне мужского звучания прорываются высокие фальцетные ноты. Персистирующий фальцетный голос — голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух, сохраняющий свое мальчишеское звучание при мужском росте и развитии. Извращенная мутация диагностируется у девочек, когда голос понижается, грубеет, теряет свою мелодичность и музыкальность. Большое значение при обследовании мы придаем функции голоса как одного из выразительных средств речи. Поэтому развитие модуляций, тембра, диапазона голоса улучшает ме-лодико-интонационную сторону речи. Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи, при диалогической, монологической речи, а также при чтении сказок, басен, стихотворных и прозаических текстов. Голос обогащает человеческую речь бесконечным разнообразием интонаций, которые оказывают многообразное воздействие на слушателя. Приводим примерную карту обследования больного с нарушением голоса. |