Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
Скачать 1.51 Mb.
|
56 Е.С. Алмазова б) от переносицы к околоушной впадине; в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно; г) винтообразные движения вокруг кончика носа с пере ходом на верхнюю и нижнюю губу. Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц. Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата. Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет). Артикуляционные упражнения: I. Движения языка: высовывание языка, повороты его вправо-влево, облизывание кончиком языка верхней и нижней губы, укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу, «щелкание» языком, укрепление кончика и корня языка при произне сении звуков m — к. II. Движения губ. вытягивание губ вперед «трубочкой», складывание губ «кружочком», растягивание губ в стороны (улыбка), укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (беззвучно). III. Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе Методика восстановления и развития голоса у детей 57 жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба языка, губ. IV. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, глота ние капель воды, произнесение гласного звука а на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску (пе ред зеркалом, под счет). V. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, зап рокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в даль нейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и — э — о — у — а — ы. VI. Движение гортани и голосовых складок: а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонталь ном направлениях с легким надавливанием на область щи товидного хряща; б) кашлевые движения, подражание голубиному ворко ванию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрацион ным массажем гортани. VII. Упражнения для развития четкой, координирован ной работы всех частей артикуляционного аппарата с одно временной тренировкой дыхания (работа над дикцией): 1) произнесение гласных медленно, сначала одной арти куляцией, затем на шепоте и громко. а — о — у — ы — э Произнесение гласного ряда а — э ч о —У 1 у — ы [ Произнесение двух гласных на одном выдохе э — и ' а — э — о ^ о—у—и I а — э — ы J Произнесение трех гласных на одном выдохе о — у — а а — э — о —у\ & — о — у — э L Произнесение четырех гласных на одном выдохе; о — у — а — и I 2) произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосо- образующий аппарат к последующим интенсивным голосо вым упражнениям. 58 B.C. Алмазова па — по — пу — пы — пэ пап — поп — пуп — пып — пэп пат — пот — пут — пыт — пэт та — то — ту — ты — тэ тат — тот — тут — тыт — тэт тап — топ — туп — тып — тэп ка — ко — ку — кы — кэ кат — кот — кут — кыт — кэт кап — коп — куп — кып — кэп фа — фо — фу — фы — фэ паф — поф — пуф — пыф — пэф са — со — су — сы — сэ пас — пос — пус — пыс — пэс ша — шо — шу — ши — ше пап — пап л пап — пап — пап I На одном выдохе пап — пап — пап — пап \ пат — пат пат — пат — пат пат — пат — пат — пат На одном выдохе Слова со звуком п: пук пост пар пух пот пан пуф порт пал пуща почка палка... Слова со звуком т: туф топ там тур тост таз стул ток тара тушь торт такса Примерный курс упражнений лечебной физкультуры I. Вводный раздел. Задача вводного раздела — постепенное вовлечение ребенка в занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос. Упражнения: построение; равномерная ходьба; вдох и выдох попеременно через рот и нос. Методика восстановления и развития голоса у детей 59 П . Основной раздел. Задача основного раздела — постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выход. Упражнения: исходное положение — лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе — опуска ются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен; исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох; исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох; исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот ту ловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исходное положение — выдох; исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны ту ловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туло вища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, ф, ш, сочетания звуков пф, пш. исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу; исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей; исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Под нять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф. исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплес ти — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесе нием на выдохе ух (упражнение «дровосек»); исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдо хе согласных звуков с, ш, щ, в, з, ж, ф, гласных у, о, и, э, а, а также слогов ух, уф; исходное положение — стоя, ноги вместе, поза бок сера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж; 60 B.C. Алмазова исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть — вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ах, ох, ух; исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бед рах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведе нием рук в стороны; исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу и производить хлопки под коленом; исходное положение — стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед; Упражнения с мячом: а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф; б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол с произнесением на выдохе уф; г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интервалами и передавать мяч соседу с произнесением слов; построить детей в колонну, одного ребенка поставить про тив колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий переда ет мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий передает его водящему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится водящим. Таким образом, большинство упражнений включает произнесение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение гласных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в течение 5—7 с, постепенно выдох удлиняется до 15—20 с. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном выдохе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, еж, жз, взж и т. д.), сочетания гласных и согласных звуков (во, ву, зу, жу и т. д.). III. Заключительный раздел. Задача заключительного раздела — добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию. Упражнения: 1) дыхательные упражнения; Методика восстановления и развития голоса у детей 61 отвлекающие упражнения (с хлопками, пением); ходьба с постепенным замедлением. Из всех перечисленных упражнений курса логопедической лечебной физкультуры на 5—6 дней составляются комплексы упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психологических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голосообразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. Используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, мы предлагаем определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нарастание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. формантную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы: I. Вызывание звука голоса. И. Закрепление полученного голоса. Ш. Автоматизация процесса голосообразования. 62 Е.С. Алмазова I. Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса (ле) сочетается с гласными у, о, а, ив прямых и обратных слогах. «Мычание» производится больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже. Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м? Согласные звуки — артикуляторно сильные, так как усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идуще го из полостей бронхов и легких, а м — согласный звук. При произнесении звуков объем глоточного резонато ра сужен, что увеличивает громкость звука. При произнесении звука м объем глоточного резонато ра сужен, поэтому м — звук громкий (резонирует носовая полость). Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологи- ческой точки зрения по участию языка, губ, нёбной занавес ки. Незначительный импеданс уменьшает напряжение го лосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно в условиях деформированной гортани. При произнесении звука м большую роль играют так тильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом пра вильного использования верхних резонаторов (рта, носог лотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов совершаемых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи». Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают Методика восстановления и развития голоса у детей 63 нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звонкость, силу голоса). Известный русский фониатр Е.Н. Малютин еще в конце XIX в. при помощи вибрационных раздражителей вылечивал такие тяжелые расстройства голосовой функции, как истерическую афонию, детский голос у мужчин, фонастению у певцов. Он называл эти вибрации активно-пассивной гимнастикой голосовых складок и полагал, что резонаторы также возбуждаются этими вибрациями и начинают украшать голос обертонами. Изучая значение вибрационной чувствительности для го-лосообразования, В.П. Морозов нашел, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции». Он полагает, что вибрации лицевой части скелета в области носа приводят к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000—4000 Гц. Отсюда — увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса. В системе «обратной связи» определенная роль отводится зрительному контролю за дыхательными и артикуляционными движениями, что помогает слуху и мышечному чувству правильно настроить голосовой аппарат. Таким образом, наличие целой системы регулирования голосовой функции делает возможным восстановление голоса даже при грубых деформациях гортани — происходит замещение утраченной функции органа на основе деятельности других функциональных структур (ложные голосовые складки вместо истинных, стенки пищевода вместо голосовых складок и т. д.). При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», «собрать», «сконцентрировать» его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи. Для увеличения силы голоса, его звонкости и широты звучания к полученному звуку м присоединяется гласный у, т.е. произносится на выдохе прямой слог му. Переход к гласному у объясняется следующими причинами: |