Главная страница
Навигация по странице:

  • Фонопедическая терапия при органических заболеваниях 93

  • Фонопедическая терапия при органических заболеваниях 95

  • Фонопедическая терапия при Рубцовых стенозах горта­

  • Восстановление голоса после удаления доброкаче­

  • Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса


    Скачать 1.51 Mb.
    НазваниеДидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
    Дата11.01.2022
    Размер1.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла493059_4269D_metodicheskoe_nasledie_tom_1.doc
    ТипДокументы
    #328044
    страница8 из 23
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23

    92

    С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова

    как и для чего выполняется каждое упражнение. После пси­хотерапевтической подготовки приступают к коррекции физиологического и фонационного дыхания.

    Степень изменения функции внешнего дыхания зави­сит от длительности заболевания и непосредственно свя­зана с положением неподвижных полосатых складок: ме­диальным, парамедиальным или латеральным; она прямо пропорциональна площади просвета между голосовыми складками. Однако и при наибольшей дыхательной щели при латеральной позиции складок функция фонационно­го дыхания значительно ухудшается, дыхание становит­ся учащенным, поверхностным, не координируется с ре­чью. Хотя в литературе приводятся некоторые данные о состоянии функции внешнего дыхания при парезах и па­раличах гортани [Василенко Ю.С. и др., 1971], мы прове­ли собственное исследование, определяя такие параметры, как задержка дыхания на вдохе и после выдоха, частота дыхания, соотношение вдоха и выдоха, проба Тиффно. Обследование проводили трижды: при обращении боль­ных, после проведения 2—3-х недельного курса дыхатель­ной гимнастики и после завершения восстановительного лечения. Всего было обследовано 30 человек в возрасте 20—55 лет.

    При первом обследовании у всех больных выявлены на­рушение ритма дыхания (учащение), уменьшение жизнен­ной емкости легких, резкое укорочение задержек на вдохе и после выдоха.

    Результаты повторного обследования свидетельствовали о нормализации ритма дыхания, тенденции к увеличению задержек на вдохе и после выдоха, что позволяло приступать к проведению фонопедической терапии. Однако показатели жизненной емкости легких и пробы Тиффно оставались не­измененными; они нормализовались только к 6-й неделе за­нятий дыхательной гимнастикой. К этому времени ритм дыхания полностью стабилизировался, а задержки на вдохе и после выдоха значительно удлинились.

    Методика постановки костоабдоминального дыхания у больных с нарушениями голоса разработана Э.Я. Золо­таревой. Будучи очень эффективной, она нашла широкое применение в практике. Достаточно выполнять упражне-

    Фонопедическая терапия при органических заболеваниях 93

    ния ежедневно в течение 2 нед., чтобы отработать ритм ды­хания, улучшить соотношение вдоха и выдоха, овладеть начальными навыками костоабдоминального дыхания, что позволяет приступить к упражнениям, направленным непос­редственно на восстановление голоса.

    Выполнение этих упражнений начинают с «дутья в губ­ную гармошку», которое также способствует удлинению выдоха и, кроме того, позволяет массировать гортань вды­хаемой и выдыхаемой воздушной струей, а также тонизи­рует мышцы гортани. Больной при этом'сидит на стуле, прислонившись к его спинке, корпус выпрямлен, ступни прижаты к полу. Прижав обеими руками гармошку к гу­бам, он медленно вдувает и выдувает из нее воздух. Уп­ражнение выполняют в течение всего курса обучения, по­стоянно повышая нагрузки от 15—20 с до 2 мин., от 6 до 15 раз в день.

    Одновременно с упражнением с гармошкой автор предла­гает проводить в течение всего курса следующие дыхатель­ные упражнения в исходном положении сидя прямо на сту­ле или стоя:

    1. вдох и выдох через нос;

    2. вдох через нос, выдох через рот;

    3. вдох через рот, выдох через нос;

    4. вдох и выдох через левую прловину носа, затем через
      правую (попеременно);

    5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (по­
      переменно);

    6. вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилени­
      ем в конце;

    7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

    8. вдох через нос, выдох через нос толчками (диафраг-
      мальный).

    Через 7—10 дней добавляют упражнения, способствую­щие активизации мускулатуры шеи, наружных и внутрен­них мышц гортани:

    1. исходное положение — руки в замок на затылке; от­
      клонение головы назад с сопротивлением рук;

    2. исходное положение — сжатые в кулак кисти подпи­
      рают подбородок; наклоны головы вперед с сопротивлени­
      ем рук;


    94

    С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова

    1. исходное положение — ладони к ушам; наклоны голо­
      вы в стороны с сопротивлением рук;

    2. движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед,
      сжимание челюстей;

    3. надувание щек;

    4. доставание кончиком языка мягкого нёба;

    5. поднимание мягкого нёба при зевке.

    По мнению Е.В. Лавровой, все приведенные выше упраж­нения подготавливают голосовой аппарат к фонации. На их фоне уменьшаются или исчезают парестезии, удлиняется ре­чевой выдох, при стробоскопии отмечается появление сла­бых колебаний пораженных складок.

    Стимуляцию фонации начинают с произнесения звука м «в маску». Выбор этой фонемы не случаен. Это объясня­ется тем, что звук м имеет наилучшую физиологическую основу для выработки правильной фонации: он не требует значительного напряжения мышц гортани, произносится на слабой воздушной струе, импеданс звука велик, что обеспечивает его звучность при малой затрате мышечной энергии голосовых складок, при произнесении этого зву­ка можно легко добиться выраженного резонанса надстав­ных полостей, в результате чего активизируется голосо­вой аппарат. Не всегда удается сразу добиться достаточно длительного и звучного произнесения. Иногда на это ухо­дит более 2 нед.

    При увеличении длительности фонации и силы голоса на «мычании» переходят к произнесению прямых слогов, рез­ко опуская нижнюю челюсть: ма, мо, му, мэ, мы. Редуциро­ванные гласные звуки добавляют по мере увеличения импе­данса. Постепенно длительность гласных растягивается до полноценной.

    После этого автор рекомендует произносить пары прямых слогов со звонкими согласными с ударением на втором слоге, например: ма-ма, на-на, ла-ла, ва-ва, баба и т. п., а затем ряды слогов с перемещением ударения, например: мб-ма мам б— мамамб, нб-на на-нб нананб, лб-ла ла-лб лалалб и т.д.

    Освоение этих упражнений в свою очередь позволяет при­ступать к активному смыканию голосовых складок на звуке

    Фонопедическая терапия при органических заболеваниях 95

    jблагодаря его очень большому импедансу. Сочетания зву­ка / с гласными на твердой атаке являются хорошей трени­ровкой звучной фонации. В упражнениях звук / звучит утри­рованно, а гласные — коротко. Произносят сочетания ай-яй, ой-ей, уй-юй, эп-ей.

    В дальнейшем проводят координацию дыхательных и фонационных кинестезии. С этой целью больные отражен­но за логопедом длительно произносят гласные звуки по од­ному и в сочетаниях по два, три, четыре и пять.

    После звуковых и слоговых упражнений навык пра­вильного голосоведения закрепляют в словах. Для облег­чения выполнения упражнения, включения головного резонатора и обеспечения наилучших условий голосове­дения вначале предлагают слова, начинающиеся с пря­мых ударных слогов со звуком м, например, манка, муха, мебель, мина, мыши. Затем по аналогии произно­сят слова на звуки вил. Далее приступают к закрепле­нию навыка во фразовой речи (вначале в вопросно-ответной форме) и осуществляют постепенный переход на правильное голосоведение в быту.

    Автоматизация восстановленной фонации словесными упражнениями, чтением стихов, пересказом текстов требо­валась только больным с длительным заболеванием, фикси­рованным на своем состоянии, испытывающим страх перед возобновлением трудовой деятельности, связанной с голосо­вой нагрузкой. В этих случаях материал подбирают не по фонетическому принципу, а с учетом интересов и вкусов больного.

    Завершают занятия вокальные упражнения в диапазоне 1—1,5 октавы. Эти упражнения позволяют не только добить­ся расширения диапазона и усиления звучности голоса, но и сократить сроки автоматизации восстановленной голосо­вой функции.

    Диапазон вокальных упражнений определяется высотой и возможностями голоса больного. Начинают с пения трез­вучий на звуке м в течение одного—двух занятий. Затем поют те же трезвучия с названиями нот, а позднее — на глас­ные звуки. Первоначально трезвучия поют на одном глас­ном звуке, затем подбирают сочетания гласных по два и три.

    96

    С. Л. Таптапова, И.И. Ермакова

    Упражнение можно варьировать индивидуально для каждо­го больного. Завершает занятия пение напевных мелодий народных песен без резких тональных переходов. Результа­ты восстановительной фонопедическои терапии оценивают по качеству восстановленного голоса.

    На основании клинического опыта и катамнестических наблюдений мы сократили и модифицировали методику, предложенную Е.В. Лавровой. Введение в комплекс лечеб­ных мероприятий дыхательной гимнастики, разработан­ной Э.Я. Золотаревой, позволило отказаться от традици­онных дыхательных упражнений, изложенных в методике Е.В. Лавровой. В случае отсутствия фиксированного на­выка шепотной речи можно перейти к упражнениям на пролонгацию фонации сразу после получения звучного го­лоса на фонеме м. Данные упражнения состоят из сочета­ний сонорных согласных звуков с гласными высокого им­педанса у, о. Звукосочетания у-лю-лю, о-ле-ле произносят спокойно, медленно притягивая гласный звук. Упражне­ния выполняют в положении стоя или сидя.

    Появление пролонгированной фонации позволяет сразу включить ее в бытовую речь и приступить к выполнению дифференцированных вокальных упражнений в диапазо­не терции — 2 тона. Под влиянием этих упражнений голос приобретает стабильность, в нем появляются простейшие модуляции. Таким образом больные подготавливаются к упражнениям с йотированными звуками. Они в состоянии произносить их плавно, что тренирует и приближает усло­вия фонации в упражнении к голосообразованию в процес­се речи. В заключение проводят курс вокальных упражне­ний в диапазоне речевого голоса. Наш клинический опыт свидетельствует о том, что предложенные модификации со­кращают сроки восстановления голоса.

    Фонопедическая терапия при Рубцовых стенозах горта­ни. Заболевания гортани — папилломатоз и рубцовый сте­ноз — отрицательно влияют на формирование и развитие голоса ребенка, его речь. Многократные оперативные вме­шательства, общая астенизация, наличие трахеотомичес­кой трубки, длительное пребывание в больнице отражают­ся на формировании личности ребенка. Папилломатозом гортани чаще всего болеют дети в возрасте от 2 до 4 лет, т. е.

    фонопедическая терапия при органических заболеваниях 97

    именно в период формирования речи. Для этих детей харак­терны соматическая ослабленность, быстрая истощаемость, несколько сниженная память, рассеянность. Длительное и тяжелое заболевание гортани накладывает отпечаток и на формирование эмоционально-волевой сферы, которая нормализуется только после завершения хирургического ле­чения, восстановления дыхательной функции, проведения коррекции голоса и возвращения этих детей в коллектив здоровых сверстников. Дети, перенесшие несколько опера­тивных вмешательств, часто протекающих с осложнениями, длительно, до 3 лет, носящие трахеотомическую трубку, ос­лаблены физически, неуравновешенны, раздражительны, капризны.

    Занятия по восстановлению голоса рекомендуется про­водить в стационаре по нескольку раз в день, но не более 8—10 мин. подряд. При проведении занятий в поликлини­ке родители должны помогать детям выполнять упражне­ния. В домашних условиях упражнения выполняют по не­скольку раз в день с учетом физических возможностей ребенка.

    Дети, у которых отмечаются лучшие результаты хирур­гического лечения (меньше операций, менее продолжителен период ношения канюли), менее травмированы отсутстви­ем голоса, они добродушны, но часто недисциплинирован­ны. Несмотря на неустойчивое внимание, они усваивают рекомендованные упражнения, на занятиях активны. У некоторых детей не отмечается значительных отклоне­ний в эмоционально-психической сфере: они контактны, дисциплинированны, критически относятся к своему забо­леванию, быстро и хорошо усваивают упражнения по вос­становлению голоса.

    Дыхание у детей с органическими заболеваниями гортани характеризуется рядом особенностей, обусловленных основ­ным заболеванием: оно поверхностное, ключичное, диафраг­ма почти не участвует в акте дыхания, наблюдается измене­ние соотношения вдоха и выдоха, что является основой нарушения функции дыхания.

    У детей с органическими заболеваниями гортани при дли­тельном ношении трахеотомической трубки может образовать­ся фарингеальный голос (так называемая квакающая речь),

    98

    С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова

    вследствие того, что естественные дыхательные пути вык­лючаются на большой срок, вдох и выдох идет через труб­ку, струя выдыхаемого воздуха не попадает в ротоглоточ-ную область.

    Восстановление голоса после удаления доброкаче­ственных опухолей. К доброкачественным опухолям, не­часто встречающимся в детском возрасте, относят фибро­му и полип голосовых складок. После хирургического удаления новообразований у детей возникает дисфония. Восстановление голоса в послеоперационном периоде ос­ложняется тем, что у ребенка закрепляется патологичес­кий навык фонации, а дети, у которых имеется фиброма голосовой складки, фонируют вестибулярными складка­ми (ложно-связочный голос), что придает голосу хриплый, гортанный оттенок.

    В послеоперационном периоде к коррекции голоса по ре­комендации оперировавшего хирурга следует приступать как можно раньше. С этой целью проводят следующие уп­ражнения: «дутье в губную гармошку» для активизации го­лосовых складок и произнесение гласных звуков у, о, а так­же сочетаний уо, оу, уа, уэ, аи, яй, ой, ей, уй, юй. Все эти упражнения повторяют не более 3 раз подряд, так как го­лосовой аппарат ребенка быстро утомляется. Режим заня­тий: тренировка 10 мин., затем отдых 5—10 мин., снова занятия 10 мин., отдых 5—10 мин. и т. д. Много упражне­ний рекомендовать не следует. Лучше убедиться в том, что ребенок выполняет правильно 3—5 упражнений и регуляр­но повторяет их дома. В занятия следует включать курс ды­хательной гимнастики, а при появлении звучного голоса приступать к вокальным упражнениям для развития силы, высоты голоса и улучшения мелодико-интонационнои сто­роны речи.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23


    написать администратору сайта