Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
Скачать 1.51 Mb.
|
Упражнение 2. Дыхание. Настройте голос на среднее звучание (микст) на материале звуков, слогов, слов и их сочетаний, каждый из которых произносите подряд не менее 120 Л. И. Вансовская четырех раз. Экономно тратьте выдох. Условия настройки-произнесения изложены в упражнении 1. Для четкости и ритма одновременно с произнесением тренировочного материала производятся щелчковые движения большого и среднего пальцев ведущей руки! Количество материала дозируйте, не допуская утомления и усталости. Ммм, ннн, eee, ллл.ррр, ззз, жжж; му-му-му, ну-ну-ну, ву-ву-ву, жу-жу-жу, зу-зу-зу, лу-лу-лу, руруру, мо-мо-мо, во-во-во, жо-жо-жо, зо-зо-зо, ло-ло-ло, ро-ро-ро, ми-ми-ми, ви-ви-ви, жи-жи-жи, зи-зи-зи, ли-ли-ли, ри-ри-ри, мумм-мумм-мумм... Упражнение 3. Дыхание. Продолжайте учиться настраивать голос с контролем ладонью вибрации грудины. Мнут мнут мнут, мнёт мнёт мнёт, мнит мнит мнит, мнят мнят мнят. Мумия мумия мумия, мумиё мумиё мумиё, мул мул мул, мой мой мой, мутный мутный мутный, мыло мыло мыло, мел мел мел, мормон мормон мормон, мымра мымра мымра, мыльный мыльный мыльный... Упражнение 4. Дыхание. Настройка. Произнесите односложные слова, если голос звучит крикливо, высоко, неустойчиво и с провалами: гул, куль, дул, чум, кум, жну, жму, жнут, мрут, внук, муть, мот, мощь, мох, новь, зной, звон, дом, Дон, фон, сон, он, мёл, мол, ром, ком, дюйм. Если голос звучит глухо и очень низко (что встречается значительно реже), то в задания включают открытые гласные и звуки переднего ряда: а, и, э. Упражнение 5. Дыхание. Настройка. Произнесите следующие сочетания и фразы, следя за устойчивостью, широтой и звонкостью голоса, избегая пестроты звучания: ммми, ннни, ввей, ллли, ррри, зззи, жжжи, мммэ, нннэ, вввэ, лллэ,рррэ, зззэ, жжжэ, ммма, ннна, ввва, ллла.ррра, ззза, жжжа. Среди ежевики, синики, черники — И голос души, словно тень Евридики. (И. Чиннов). Мы ходили вдоль реки, ели яблоки. В Енисее синева, Фаддей, не робей. Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. России синяя роса. Еле-еле душа в теле. Фалалей не нашел в избе дверей. Нареке на Свирирыба, как в Сибири, окуни, лини средней длины. При переходе от настроечных упражнений на звуках к фонации слов в заданиях сначала используйте односложные слова. Воспитание голосовой функции 121 Упражнение 6. Дыхание. Настройка. Произнесите и настройте голос на односложных словах (каждое слово проговаривают не менее четырех раз подряд), не допуская пестроты и разваливания звучания, держите в форме зев и губы: лунь, ум, жуть, зуб, руль, внук, гусь, стул, круг, тут, нуль, моль, зол, мой, вой, вол, лов, бой, рой, роль, ил, Нил, вил, гриль и др. У большинства людей гортань стоит высоко, и голос звучит крикливо, неблагозвучно и недостаточно устойчиво. Голосу не хватает полноты и широты, поэтому в задания включаются закрытые звуки у, о, при которых достигается низкое положение гортани и глубокий, устойчивый звук. В дальнейшей работе над голосом учитывайте это замечание. Кроме того, постепенно и обязательно обучающиеся заучивают несколько стихотворных текстов описательного плана для отработки и закрепления удобного, стабильного звучания голоса (это занятия не письменной речью — не отвлекайтесь от фонации чтением текстов). Далее используют стихи... Практикум по технике речи (Фонационный тренинг).— СПб., 1999. — С. 88—93. Ю.С. Василенко, О.С. Орлова, СЕ. Уланов Этапы фонопедической работы с больными мутационной дисфонией Работа над голосом подростка в период мутации очень ответственна, особенно когда ребенок одарен хорошими вокальными данными. Поэтому вся фонопедическая работа должна быть подчинена общедидактическим принципам: строиться последовательно и систематично, постепенно усложняться, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростка. Фонопедическая работа подразделялась на 3 этапа: I — подготовительный, II — формирование нового механизма голосообразования, III — закрепления и автоматизации речевого стереотипа. Задачей подготовительного этапа является всестороннее обеспечение больного с целью составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовка дыхательного и артикуляционного аппарата к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса. Задачей следующего этапа является активное формирование навыков речевого дыхания, воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении. Задачей последнего, заключительного этапа является закрепление нового механизма голосообразования, работа над техникой речи, расширение диапазона звучания. Такая этапность в занятиях позволяет последовательно и систематично строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Начальным звеном фонопедической работы является рациональная психотерапия, позволяющая добиться активного и сознательного участия подростка в процессе постановки Этапы фонопедической работы с больными мутационной дисфонией 123 голоса. Необходимо доходчиво и доступно, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснить разницу в механизме голосообразования детей и взрослых, подготовить подростка к тому, что настал момент, когда его собственный голос должен приобрести грудное, низкое звучание, обосновать оправданность тех или иных упражнений. Вступительная беседа имеет своей целью установить тесный контакт с больным, завоевать его доверие, вселить в него уверенность в свои силы и возможности. С первых же занятий важно нацелить ребенка на упорные самостоятельные тренировки. Психотерапевтические беседы проводятся на протяжении всего курса восстановительного лечения, формируется адекватное отношение к новому низкому голосу. Одновременно с психотерапией проводилась дыхательная гимнастика, общеукрепляющая лечебная физкультура. Занятия ЛФК не только оказывали положительное психотерапевтическое воздействие, ускоряющее постановку голоса, но и влияли на нормализацию дыхательной функции. За счет изменения частоты дыхательных движений достигали полного равномерного дыхания, правильного соотношения вдоха и выдоха, рационального использования выдыхаемого воздуха при речи. Обучение дыхательным упражнениям следует начинать в покое, статические упражнения усваиваются лучше, если вначале их проводить лежа, а затем стоя и сидя. Медленный темп выполнения упражнений позволяет рассчитывать на выработку правильных кинестезии, снять напряжение с мышц гортани и оральной мускулатуры. В комплекс тренировочных упражнений следует включать упражнения, улучшающие осанку детей, так как часто подростки сутулятся, стесняются своего роста, втягивают шею, что сказывается на голосообра-зовании и мешает формированию грудного низкого голоса. Основное внимание уделяем воспитанию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы. Сделав спокойный вдох и выдох, предлагаем подростку сделать вдох че-Рез нос, сосредоточив внимание на передней стенке живота. Диафрагма, сокращаясь во время вдоха, приподнимает переднюю стенку живота, грудь во время вдоха подниматься вверх нб должна. Занятия в течение нескольких дней позволяют Добиться осознанности движений диафрагмы. Ю.С. Василенко, О.С. Орлова, СЕ. Уланов Этапы фонопедической работы с больными мутационной дисфонией Работа над голосом подростка в период мутации очень ответственна, особенно когда ребенок одарен хорошими вокальными данными. Поэтому вся фонопедическая работа должна быть подчинена общедидактическим принципам: строиться последовательно и систематично, постепенно усложняться, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростка. Фонопедическая работа подразделялась на 3 этапа: I — подготовительный, II — формирование нового механизма голосообразования, III — закрепления и автоматизации речевого стереотипа. Задачей подготовительного этапа является всестороннее обеспечение больного с целью составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовка дыхательного и артикуляционного аппарата к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса. Задачей следующего этапа является активное формирование навыков речевого дыхания, воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении. Задачей последнего, заключительного этапа является закрепление нового механизма голосообразования, работа над техникой речи, расширение диапазона звучания. Такая этапность в занятиях позволяет последовательно и систематично строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Начальным звеном фонопедической работы является рациональная психотерапия, позволяющая добиться активного и сознательного участия подростка в процессе постановки Этапы фонопедической работы с больными мутационной дисфонией 123 голоса. Необходимо доходчиво и доступно, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснить разницу в механизме голосообразования детей и взрослых, подготовить подростка к тому, что настал момент, когда его собственный голос должен приобрести грудное, низкое звучание, обосновать оправданность тех или иных упражнений. Вступительная беседа имеет своей целью установить тесный контакт с больным, завоевать его доверие, вселить в него уверенность в свои силы и возможности. С первых же занятий важно нацелить ребенка на упорные самостоятельные тренировки. Психотерапевтические беседы проводятся на протяжении всего курса восстановительного лечения, формируется адекватное отношение к новому низкому голосу. Одновременно с психотерапией проводилась дыхательная гимнастика, общеукрепляющая лечебная физкультура. Занятия ЛФК не только оказывали положительное психотерапевтическое воздействие, ускоряющее постановку голоса, но и влияли на нормализацию дыхательной функции. За счет изменения частоты дыхательных движений достигали полного равномерного дыхания, правильного соотношения вдоха и выдоха, рационального использования выдыхаемого воздуха при речи. Обучение дыхательным упражнениям следует начинать в покое, статические упражнения усваиваются лучше, если вначале их проводить лежа, а затем стоя и сидя. Медленный темп выполнения упражнений позволяет рассчитывать на выработку правильных кинестезии, снять напряжение с мышц гортани и оральной мускулатуры. В комплекс тренировочных упражнений следует включать упражнения, улучшающие осанку детей, так как часто подростки сутулятся, стесняются своего роста, втягивают шею, что сказывается на голосообра-зовании и мешает формированию грудного низкого голоса. Основное внимание уделяем воспитанию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы. Сделав спокойный вдох и выдох, предлагаем подростку сделать вдох че-Рез нос, сосредоточив внимание на передней стенке живота. Диафрагма, сокращаясь во время вдоха, приподнимает переднюю стенку живота, грудь во время вдоха подниматься вверх Не Должна. Занятия в течение нескольких дней позволяют Добиться осознанности движений диафрагмы. 124 Ю.С. Василенко, О. С. Орлова, СЕ. Уланов Вначале рекомендуем беззвучные дыхательные упражнения на координацию ротового и носового дыхания, а затем переходим к фонационным, которые направлены на удлинение выдоха. После предварительного вдоха через нос подростку предлагаем сделать плавный медленный вдох, произнося щелевые глухие согласные:
После установления ровного ритмичного дыхания можно переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности. Динамическая дыхательная гимнастика не только физически укрепляют организм, но и развивает фонационное дыхание, подготавливает речевой аппарат к интенсивным голосовым нагрузкам. Они выступают координирующим фактором дыхания и фонации, движения и речи. Большое значение также имеет отвлечение подростка от собственной речи, что в значительной мере ускоряет процесс реабилитации. Для этих целей могут быть использованы различные комплексы ЛФК. Основная задача фонационных упражнений — добиться естественного резонирования звука, свободных движений артикуляционного аппарата в полном объеме. Голосовые упражнения должны быть несложными, занятия непродолжительными и проводиться под контролем фони-атра. В фониатрической практике сложилось мнение о том, что главная задача функциональной тренировки при нарушениях голоса в период мутации заключается в фиксации и удержании гортани на более низком уровне, расширении объема гортано-глоточного резонатора. Увеличение объема гортано-глоточного резонатора приводит к нормальному взрослому звучанию. Первоначально гортань может быть механически зафиксирована в наиболее низком положении. Для этого следует рукой отдавить щитовидный хрящ вниз и назад. В таком положении рекомендуется произносить гласные у или о, которые имеют наиболее низкую тональность. |