Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
Скачать 1.51 Mb.
|
С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова также с опущенной головой. При появлении возможности произносить громким глухим немодулированным голосом слова и фразы из специально подобранного материала больные приступали к произнесению сочетаний йотированных и гласных звуков, например: уй—юй, ай—яй, ой—ей. После этого переходили к произнесению изолированного гласного звука. Сначала произносили гласный звук у, затем о, позднее сочетание уо. Больные, перенесшие переднебоковые резекции гортани, долго не могли произнести сочетание йотированных и гласных звуков, в то время как даже после расширенной хор-дэктомии и половинных резекций гортани (право- и левосторонних) больные значительно быстрее переходили к рекомендованным упражнениям. Форсировать выполнение упражнений нельзя, так как компенсаторные возможности у разных больных неодинаковы, поэтому целесообразно несколько задержаться на рекомендованных упражнениях, а пока начинать общаться в быту голосом, пусть пока глухим, плохо модулированным. Как только пациенты получали возможность говорить громким и, как отмечалось, плохо модулированным голосом, им рекомендовали приступить к вокальным упражнениям. Учитывая трудоспособный возраст большинства больных и необходимость возобновить профессиональную деятельность, вокальные упражнения следует выполнять сразу при переходе на общение голосом в быту. Вокальные упражнения, целью которых являлось расширение диапазона и увеличение модуляций, выполняли в диапазоне речевого голоса: ля малой октавы — до первой октавы и ми—соль первой октавы с учетом возраста и профессии пациента. В результате вокальных упражнений все больные говорили достаточно громким модулированным голосом в диапазоне квинты первой октавы, при общении не испытывали затруднений, а проведенный нами спектральный анализ свидетельствовал о приближении голоса этих больных к обычной речевой норме. Как показывает опыт, произнесение только специально подобранного облегченного фонетического материала, чтение его вслух и пересказ не всегда стимулируют введение пищеводного голоса в спонтанную речь. Произнесение изо- фонопедическая терапия при органических заболеваниях 105 лированных гласных звуков больными затруднено и требует специальных упражнений. Их следует выполнять с подкреплением эмоционально окрашенными доступными словами и предложениями. Вначале тренируются в произнесении гласного звука между согласными к, т, п коротко, затем длительно, и только в заключение изолированно, например: как, кок, кук, кик, кеэк, кааак, кооок, кууук, кии-ик, кеээк; ка—ак, ко—ок, ку—ук, ки—ик, ке—эк; ак, ок, ук, ик, эк; а, о, у, и, э. Задача четвертого этапа — расширение диапазона, увеличение силы звука, улучшение тембра и модуляции пищеводного голоса. С этой целью рекомендуют пение терции, кварты, квинты малой и первой октав. Определение акустических параметров пищеводного голоса позволило разработать целенаправленные вокальные упражнения. Основное внимание уделяют протяженному пропеванию первого звука, а также плавному переходу ко второму, что может вызывать затруднения. Вначале больные могут спеть только первый звук, но после 2—3 занятий у них появляется возможность пропеть квинту малой и терцию первой октав. Вокальные упражнения не вызывают затруднений у больных и составлены с учетом их голосовых возможностей. Во время занятий из-за индивидуальных особенностей больных часто изменяют порядок упражнений. Задача реабилитации больных после экстирпации гортани, кроме проведения логовосстановительной терапии, состоит в предотвращении патологического развития личности или углубления имеющихся психических нарушений. При разработке психотерапевтической тактики необходимо учесть имеющиеся нарушения и правильно оценить значимость индивидуальной психотравмирующей ситуации и реакцию больного на нее, а также те условия, в которых эти больные оказываются после операции. Исходя из того, что в определенных условиях психологические реакции могут переформироваться в психопатологические расстройства, проявляются и получают негативное развитие личностные характерологические черты, на первом этапе необходимо прежде всего правильно ориентировать больного на будущее, попытаться сохранить установки на осознание им своей социальной значимости в новых 106 С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова условиях. Психотерапевтическая направленность реабилитации — это стремление к активному участию личности в процессах логотерапии как одному из важных звеньев самогенеза на этом этапе. При всех клинических вариантах расстройств голосовой функции сам факт назначения восстановительного лечения (обучение звучной речи и т. д.) является благоприятным моментом, оказывающим влияние на состояние больных. Это — своеобразный психологический перелом, способ переключения на активную деятельность, требующую определенной мобилизации духовных и физических возможностей. Создается социальная доминанта, которая подавляет витальные чувства и способствует обратному развитию прежде всего ипохондрического состояния. Вместе с тем при недостаточно вдумчивом проведении логовосстановительной терапии могут возникнуть сложные ситуации, которые могут привести к осложнениям. Так, ожидание момента появления звучного псевдоголоса является своеобразным патогенным фактором. Ожидание оказывается непереносимым, к тому же ситуация ухудшается из-за страха перед неудачей или возможным осложнением. В этот период наиболее важны участие в лечении психиатра, проведение лекарственной терапии, коррекция поведения. Однако и по достижении положительного эффекта необходимо продолжать лекарственное лечение. У большинства больных сохраняется готовность к возникновению аффективных реакций, а главное, после выписки из стационара больные переходят от употребления приобретенной звучной речи в щадящих условиях к естественным обычным речевым контактам. При этом всегда может возникнуть ситуация, в которой легко восстанавливаются старые патологические связи и включаются пусковые механизмы страха, тревога, чувства неполноценности. Если к тому же учесть, что у таких больных длительно сохраняются астенизация и тревожная готовность, становится понятным, что реабилитация таких больных может быть успешной только при комплексном подходе к ее осуществлению. В заключение необходимо подчеркнуть, что лекарственная терапия, изменяя патоморфоз психических нарушений, Фонопедическая терапия при органических заболеваниях 107 является активно действующим началом восстановительного лечения. Она позволяет не только сократить курс обучения при нерезко выраженных психических нарушениях, но и овладеть звучной речью лицам, ранее считавшимися нео-бучаемыми. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.И., Тампапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М 1990. — С. 165—208. И.И. Ермакова Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях Характерным признаком функциональных дисфоний является отсутствие грубых органических изменений в гортани. Наблюдаемые иногда при данном заболевании незначительные изменения являются вторичными: развиваются вследствие длительного неправильного голосоведения. Наиболее часто функциональные дисфоний возникают на фоне неврологических состояний различной этиологии, поэтому больные с этой патологией в первую очередь нуждаются в лечении у психиатра или психоневролога. Фо-нопедическую терапию целесообразно проводить на фоне медикаментозного или психотерапевтического лечения. Цель фонопедической терапии в данном случае — вызывание звучного голоса и введение его в спонтанную речь с соблюдением основных приемов физиологичного голосоведения. Наиболее выраженный эффект обеспечивает тесный контакт психиатра и логопеда, так как проводимая в ходе логопедических занятий рациональная психотерапия должна быть обязательно согласована с психиатром. Звучный голос у данных больных может быть вызван с помощью различных приемов, которые не являются абсолютными, так как самым важным для успеха лечения будет факт появления звучного голоса, что убеждает больного в перспективности восстановления голосовой функции. Наиболее вероятно вызывание голоса от кашлевого толчка, звуков к, ж, двугубного в с последующим введением голоса в слоги с этими согласными. После появления возможности произносить слоги громко следует немедленно переходить к произнесению коротких слов и бытовых фраз с включением в них звуков, от которых был вызван голос, а затем сразу же стимулировать переход на общение голосом в быту. При функциональной дисфоний, как ни при каких других голосовых расстройствах, требуется индивидуальный фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 109 подход к выбору фонопедических приемов и упражнений. Методику лечения необходимо подбирать строго дифференцированно для каждого конкретного больного. Однако, учитывая специфику заболевания, не рекомендуется заставлять больных многократно повторять различные фонопедические упражнения, а нужно выбрать минимальное их количество, стремясь как можно быстрее убедить больного в том, что он может говорить голосом в быту и должен перейти на такое общение. Многолетние катамнестические наблюдения позволяют сделать вывод об эффективности комплексного медикаментозного, психотерапевтического и фонопедического лечения данных больных. Коррекция голоса при спастической дисфонии. Спастическая дисфония — тяжелое нарушение голоса, проявляющееся в прерывистости и сдавленности звучания. Клиническая картина спастической дисфонии была описана довольно давно, однако до настоящего времени нет единого мнения о достаточно эффективном методе лечения этого тяжелого заболевания. Наиболее подробно комплексная система восстановительного лечения спастической дисфонии, разработанная и применяемая в Московском научно-исследовательском институте уха, горла и носа МЗ РСФСР, описана в работах под руководством Ю.С. Василенко (1980, 1984). По мнению авторов, спастическая дисфония является функциональным нарушением, обусловленным дискоорди-нацией динамического процесса фонации. Ее чаще всего наблюдали у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму (смерть близких, автомобильную катастрофу) или длительно находившихся в психотравмирую-Щей ситуации (конфликт в семье, на работе). Больные со спастической дисфонией говорят монотонным, сдавленным, прерывающимся во время фонации голосом, сила которого непостоянна: она изменяется при произнесении даже одной фразы от шепота до громкого нормального звучания. При этом фонаторные рефлексы — плач, смех, кашель — не нарушены. Отмечается выраженное сопутствующее напряжение мышц живота, шеи, иногда лица. Часто больные говорят на задержанном вдохе или пытаются фонировать на вдохе высоким фальцетным голосом, т. е. наблюдается полная дискоординация дыхания и фонации. 110 И. И. Ермакова Логопедическое обследование, проведенное О.С. Орловой, позволило выявить у больных вялость артикуляционной моторики, плохую переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, повышенную двигательную утомляемость. У них отмечены нарушения и в общей двигательной сфере: движения неловкие, плохо координированные, общая вялость часто сменяется напряженностью, затруднено удержание двигательной программы и отмечается инертность двигательных актов. О.С. Орлова выделила три группы больных в зависимости от выраженности спазмов, наличия голосового тремора, изменения тембра звучания за счет дополнительных призвуков, изменения тональности. При этом особое внимание уделялось характеру голосовой атаки, напряженности наружных шейных мышц, состоянию артикуляционной и общей моторики, наличию синкенезий: первая группа — I уровень нарушения: незначительные изменения голоса; вторая группа — II уровень нарушения: умеренные изменения голоса; третья группа — III уровень нарушения: тяжелые изменения голоса. У больных первой группы голос слегка охриплый, при фонации наблюдаются единичные кратковременные спазмы. Показатели функционального состояния гортани — время максимальной фонации, скорость спада уровня звукового давления, интенсивность — приближаются к норме. Слоговая разборчивость речи высокая — 58—72%. Голос больных второй группы низкий, грубый, напряженный, с ярко выраженными добавочными шумовыми призвуками. Голос в потоке речи постоянно меняется — от твердого голосового начала к придыханию, нормальному звучанию и вновь патологическому. Иногда отмечается диплофония. У некоторых больных фонация сопровождается артикуляционными моторными судорогами, тиком век, судорожными сокращениями лицевой и шейной мускулатуры. Наиболее тяжело и стабильно все описанные выше симптомы проявляются у больных третьей группы. Общение таких больных с окружающими крайне затруднено из-за спазмов, постоянно прерывающих напряженный, сдавленный, фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 111 хриплый голос. При этом слышен придыхательный шум. Голосовые модуляции крайне бедны, темп речи резко замедлен. Больные не могут долго фонировать: время максимальной фонации у них 1—2 с. Судороги артикуляционной, лицевой и шейной мускулатуры постоянно сопутствуют фонации. Слоговая разборчивость речи низкая — 10—40%. Такое нарушение коммуникативной функции речи небезразлично для больных. В зависимости от фиксированности на дефекте О.С. Орлова и Л.Е. Гончарук (1983) выделяют также три группы больных. Из изложенного выше ясно, что в лечении больных со спастической дисфонией должны участвовать оториноларинголог, психоневролог, физиотерапевт, однако ведущую роль в восстановлении голоса О.С. Орлова отводит коррекционной работе логопеда. Разработанная ею система логопедических занятий направлена на формирование и закрепление навыков правильного голосообразования и голосоведения. Весь курс восстановления голоса состоит из четырех этапов: I — подготовительный, II — подготовка физиологического и фонационного дыхания, III — формирование нового механизма голосообразования, IV — закрепление навыков голосообразования и голосоведения. Курс стационарного лечения рассчитан на 30—35 дней при условии, что занятия с логопедом проводят 2 раза и самостоятельно 4—5 раз в день. На подготовительном этапе проводят клиническое, психологическое и педагогическое обследование больного. На основании полученных данных составляют план реабилитационных мероприятий. С целью активизации личности больного, без сознательного участия которого трудно добиться успеха в лечении, коррекционно-педагогическую работу начинают с проведения рациональной психиатрии. Необходимо выработать адекватное отношение больного к нарушению голоса, убедить его в возможности добиться эффекта от лечения, чтобы он стал активным участником восстановительного процесса. На протяжении всего курса лечения в ходе индивидуальных бесед больному в доступной форме объясняют механизмы правильного голосообразования и голосоведения, суть и Цель каждого упражнения. В задачи подготовительного этапа входит также торможение навыков патологической 112 И. И. Ермакова фонации и голосоведения. С этой целью больным назначают режим молчания. В период соблюдения режима молчания О.С. Орлова рекомендует им проводить артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, а также добиться легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ и языка в полном объеме. Автор предлагает следующие упражнения: гимнастика для нижней челюсти: опускание и подни мание, перемещение вправо — влево, движения вниз и впе ред с возвратом в обычное положение; упражнения для губ: при фиксированном положении нижней челюсти обнажить верхние и нижние зубы, пооче редно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; со брать губы в трубочку, а затем, обнажив верхние и нижние зубы, оттянуть углы губ в стороны (беззвучная артикуляция у, а затем и); закусить верхними зубами нижнюю губу, пос ле чего, преодолевая сопротивление, вернуться в исходное положение; закусить нижними зубами верхнюю губу и по вторить упражнение; гимнастика для мышц языка: широко открыв рот, удер живать расслабленный язык на дне полости рта на счет до пяти; поочередно высовывать язык «лопатой» (широкий, распластанный) и «жалом» (узкий, напряженный); кончик языка поднять за верхние зубы, затем опустить вниз, пере местить вправо, влево, упереть в щеку, потом в другую; ши роко открыв рот, поочередно облизать кончиком языка вер хнюю и нижнюю губы; проталкивать язык сквозь сомкнутые зубы; упражнения для мышц мягкого нёба: широко открыть рот и рассматривать в зеркале полость глотки (зевание), затем закрыть рот и сделать зевок, не размыкая губ; имитировать полоскание рта и горла воздухом. Все упражнения выполня ют медленно, плавно, четко, со зрительным контролем. Параллельно с артикуляционной гимнастикой все больные выполняют вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи, который действует успокаивающе, снимает мышечную усталость, придает бодрость. При этом больные третьей группы выполняют только гигиенический самомассаж беззвучно, больные второй группы через некоторое фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 113 время подключают соноры м, н, л, р. В первой группе применяют и гигиенический, и вибрационный самомассаж: вначале беззвучный, затем в сочетании с сонорами и в заключение со звонкими целевыми фонемами з, ж, в. Основная цель II этапа — постановка физиологического и фонационного дыхания на занятиях лечебной физкультурой. Физические упражнения позволяют добиться полного равномерного дыхания, отработать его ритм, достичь правильного соотношения вдоха и выдоха. При этом используют упражнения с произвольным замедлением частоты дыхания, что, по мнению О.С. Орловой, уменьшает скорость выдыхаемого воздуха и сопротивление при прохождении его через дыхательные пути, а это в конечном итоге также снижает напряжение артикуляционных и дыхательных мышц. При проведении дыхательной гимнастики основное внимание уделяют воспитанию костоабдоминального дыхания. Выработку этого навыка начинают в положении лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения больные выполняют вначале беззвучно, а затем с протяжным произнесением глухих щелевых фонем с, ш, ф. На эффективность этих упражнений указывает также Л.А. Зарицкий (1984). Упражнения выполняют в покое в положении лежа, затем сидя или стоя. Медленный темп упражнения способствует уменьшению общего напряжения, позволяет добиться плавного выдоха и выработать правильные дыхательные кинестезии. Для закрепления кинестезии расслабленной при дыхании гортани все названные выше авторы рекомендуют произносить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги хахх, хохх, держа у губ маленькое зеркало. При правильном выполнении упражнения зеркало запотевает. О.С. Орлова рекомендует через 5—7 дней приступать к динамичной дыхательной гимнастике, которая способствует формированию навыков дыхания при двигательной активности. Задача динамической гимнастики — послужить координирующим фактором дыхания и фонации. В процессе восстановления голоса меняют темп и степень нагрузки на занятиях лечебной физкультурой. Однако следует помнить, что основная задача этих занятий — снять напряжение мышц 114 И. И. Ермакова гортани. С этой целью рекомендуют следующие упражнения, косвенно влияющие на расслабление мышц голосового аппарата: руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно рас слабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук; руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук; круговые вращения головой: на два счета — вдох, на четыре, шесть и восемь — выдох; вдох — голову с напряжением повернуть к правому плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому пле чу. Повторить 3—4 раза и наклонить голову вниз, чтобы рас слабить мышцы шеи; вдох — голову с напряжением закинуть назад, выдох — наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, про износя при наклоне поочередно гласные звуки а, о, у. Положительное влияние на речь оказывает также совершенствование общей моторики и координации. Можно применить упражнения на координацию движений для заикающихся. Упражнения II этапа выполняют в течение 7—10 дней. К голосовым упражнениям III этапа приступают только после согласования с фониатром. Занятия проводят строго индивидуально. С больными первой и второй групп занятия начинают традиционно с легкого ненапряженного произнесения фонемы ж «в маску». Отрабатывают произнесение звука на мягкой атаке, с ощущением вибрации головного и грудного резонаторов. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа. Позднее отрабатывают прямые и закрытые слоги, утрированно произнося фонему м. Аналогичные упражнения выполняют и с фонемой в. Эти упражнения подготавливают переход к тренировкам по произнесению односложных слов на звуки мин, которые начинаются с твердых фонем. Вначале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, три и т. д. Постепенно материал усложняют. Отрабатывают произнесение последовательностей слогов со звуками мин— равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами специально подбирают материал, включающий из согласных фонем только фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 115 соноры и щелевые в прямых слогах, например: мама, мыла, машина, Марина; мама мыла Милу; мама мыло уронила. После соноров и щелевых фонем в упражнения вводят глухие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке п, т, к; б,д,г — вначале твердые, а позднее мягкие варианты. Порядок отработки смычных согласных звуков аналогичный. Больные третьей группы начинают с отработки беззвучной артикуляции согласных и гласных звуков, а затем шепотной речи. С ними прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы с, ш, х, ф. Больные произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук. О.С. Орлова указывает также на эффективность жевательных упражнений по Фрешельсу; совершая жевательные движения, больные произносят слоги хмма—хнна, хммо—хнно, хмму—хнну, хммэ—хннэ, хмми—хнни. Эти упражнения позволяют снять напряжение с артикуляционного аппарата и выбрать правильную тональность звучания. Автор наблюдал положительный эффект от занятий с корректофоном Деражне и аппаратом «отставленная речь» (АИР-2) благодаря замедленной речи и выключению слухового контроля. Материал усложняют от слога к слову так же, как в первой и второй группах. На звуки х, ш, ф подбирают односложные, а затем двух- и трехсложные слова с ударением вначале на первом, а затем на последующих слогах. Тренировки длятся 15—20 дней. Закрепление полученных навыков проводят в течение 5—7 дней по общепринятой логопедической методике. Применяют приемы вначале сопряженной, затем отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. При этом обращают внимание на соответствие лексики образовательному уровню и профессии больного. Затем больные читают стихи и прозу, пересказывают их и обсуждают. В этот период важно преодолеть страх речи, чему помогают функциональные тренировки, на которых больных побуждают заговорить с незнакомыми людьми, обратиться в справочное бюро по телефону, выступить с небольшим сообщением. 116 И. И. Ермакова Описанную методику О.С. Орлова применяла в амбулаторных и стационарных условиях, она рекомендована к внедрению в практику. Курс лечения длился 30—35 дней. В результате, по данным автора, речь улучшилась у 85% больных, из них у 35% наступило выздоровление, главным образом у больных первой и второй групп. У них исчезли спазмы и добавочные шумовые придыхательные звуки при речи, объективно увеличились время максимальной фонации и ее интенсивность, уменьшилась скорость спада звукового давления, нормализовались ларингоскопическая и ларингостробоскопичес-кая картины, улучшилось общее соматическое и психическое состояние. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.— С. 157—165. Л.И. Вансовская Воспитание голосовой функции <...> Воспитание голоса — это работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок. Работа по развитию голоса — трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная и тонкая. Чтобы не принести вреда, необходим контроль специалиста по постановке голоса. Важен тесный контакт с фо-ниатром (оторинолорингологом). Общие и трафаретные рекомендации здесь не уместны. К.С. Станиславский говорит актерам, а это в полной мере можно адресовать и педагогам: «хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они встречаются, то оказываются недостаточными по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи». При выработке навыков управления голосом привлекаются и активизируются разные нервно-мышечные механизмы: слуховой, мышечный, голосовой (двигательный), проприоцептивный, зрительный, тактильный, кинестетический и общедвигательный. На первых же занятиях выявляются недостатки голоса: высокое положение, чрезмерный зажим гортани, перенапряжение окологортанных мышц, нижней челюсти, вялость мягкого нёба, горловое, носовое звучание, крикливый, резкий или неустойчивый с провалами либо с затуханием голос. Типичной манерой разговора является высокое голосо-извлечение, использование высокого регистра, твердая атака либо вялость голоса, приводящие к быстрому утомлению нервно-мышечного аппарата речи, а также глухость и монотонность — тембральная бедность голоса. Все индивидуальные особенности и погрешности речевого звучания просто невозможно перечислить. Правильной голосоподаче содействует так называемое «основное положение». Оно складывается из нескольких последовательных действий: 1) снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц и гортани (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), 2) расслабления 118 Л.И. Вансовская нижней челюсти и спинки языка, приемов активизации мягкого нёба («позевок»), а также 3) легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Основное положение содействует естественному и облегченному фонированию. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивидуальный естественный голос, который возникает легко и свободно. Этапы тренинга. 1. Отработка навыка направленности, адресации и со бранности звучания. Снятие сдавленности голоса путем расслабления мышц шеи, гортани, плеч. Достижение баланса мышечного тонуса и адекватной работы нёбно-глоточного затвора; снятие зажатости нижней челюсти — помехи свободному голосотечению. Отработка ровности, устойчивости, звонкости, гибкос ти голоса стимуляцией слухового, тактильно-вибрационно го и мышечного контроля. Выработка навыка уверенного, как доказательство, зву чания голоса при всякой высоте, силе и длительности. Выработка выносливости и выдерживания голосовой нагрузки без потери качества звучания; умения снижать эмоциональное напряжение в тревожных ситуациях. Применение различных тактик охраны голоса с целью предотвращения патологических изменений голосового тракта. Примечание: каждое последующее упражнение начинают с расслабления (релаксации) мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка; дыхательной гимнастики, т. е. на выдохе произносят поочередно звуки ф, пф при собранности губ; с укрепления фонации во время настройки голоса. Упражнение 1. А. Дыхание. Укрепление фонации начинается со звуков м, в или звукосочетания типа угу с закрытым ртом, с нахождения наиболее удобной середины звучания и передней позиции звука. Вначале звучание осуществляется в виде коротких бросков (м, в, угу), а затем оно удлиняется: м, в, угууу, далее используются звуки ж, з, л, и, р, также произносимые длительно, устойчиво и свободно. Одновременно обращается внимание на устране- Воспитание голосовой функции 119 няе возможного напряжения мышц в области шеи, затылка, плечевого пояса и гортани. Если звук формируется правильно, то обучающийся ощущает легкую вибрацию в области губ, кончика языка и значительную — в области грудины. Гортань свободна подобно открытому каналу и опущена — зев широко раскрыт при собранных к центру губ и разжатых челюстях. Во время спокойного и негромкого звучания в нижней тональности нужно постоянно слушать себя. Звук как бы удерживается, а не отдается во вне, расширяется и становится объемным (представьте увеличивающийся шарик одуванчика). Активны и работают две точки: брюшной пресс и мышцы собранных к центру губ при хорошо разжатых челюстях — основа устойчивой и ровной фонации. Б. Дыхание. Продолжайте произносить: ммоо..., ммуу...; ммээ... с постепенным трех-четырехкратным увеличением сочетаний на одном выдохе. Ммоомэммуу, ммоомаммуу, ммоомыммуу, ммоомиммуу... Добивайтесь выравнивания и свободы звучания голоса на гласных в сочетании с носовым звуком м, экономного расходования речевого выдоха. Следите за мускулатурой раскрытого зева, собранностью губ при движении лишь нижней челюсти и отдачей фонации в грудине. Постепенно по мере тренировки добавляйте следующие ритмованные ряды. В момент фонации при собранности губ слегка меняйте их положение на гласных ы, и. Ммоомэмаммууу, ммоомымим-МУУУ> момэмэмому, момамамому, момымымому, момимимо-му с постепенным двукратным увеличением на одном выдохе. Продолжайте следить за ровностью, устойчивостью звучания, не допуская неровности и пестроты фонации. При достижении глубокого и устойчивого голоса повторяйте эти сочетания по 2—3 раза подряд. В. Настраивайте голос, преобразуя форму зева и губ при произнесении сочетаний с условием понижения тональности конечного звука м и быстрого сбрасывания его с фокусированных губ: жжжжмммм..., ззззмммм..., жжжмммзззммм... |