Главная страница
Навигация по странице:

  • Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 175

  • О. В. Правдина

  • О. В. Правдчна

  • Дидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса


    Скачать 1.51 Mb.
    НазваниеДидактический материал по отработке вызванных звуков псевдоголоса
    Дата11.01.2022
    Размер1.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла493059_4269D_metodicheskoe_nasledie_tom_1.doc
    ТипДокументы
    #328044
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    О. В. Правдина

    Комплекс основных движений.

    Губы: оскал, вытягивание в трубочку.

    Челюсти: открывание и закрывание рта.

    Язык: а) вперед — назад, б) вправо — влево, в) вверх — вниз, г) распластывание — суживание.

    При коррекции отдельных звуков, помимо общего комп­лекса артикуляционных движений, проводятся специальные комплексы. Иногда они касаются только одного органа и даже одного какого-либо вида движений данного органа (например, при рубцах на губе проводятся только упражнения губ, при постановке смягчения согласных — упражнения на выгиба­ние средней части спинки языка). Чаще всего требуется про­водить более сложные и разнообразные комплексы движе­ний, например, при коррекции гортанного произношения звука р, свистящих, шипящих звуков и т. п. Принципом от­бора движений каждый раз будет служить характер дефект­ного произношения и целесообразность рекомендуемых дви­жений для правильного произношения данного звука.

    Недостаточно отобрать целесообразные движения, нуж­но научить своего ученика правильно применять соответ­ствующие движения, т. е. предъявить определенные требо­вания к качеству движений.

    Необходимо выработать следующие качества всех движе­ний: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

    Точность движения определяет правильный конеч­ный результат его, что оценивается конечным местоположе­нием и формой органа.

    Плавность и легкость движения предполага­ет движения без толчков, подергиваний, дрожания органа. (Напряжение мышцы всегда нарушает плавность и легкость движения.) Движение должно совершаться без вспомога­тельных или сопутствующих движений в других органах.

    Темп — вначале движение производится несколько за­медленно, логопед регулирует темп при помощи отстукива­ния рукой или счета вслух.

    Затем темп движения должен стать произвольным — бы­стрым или медленным.

    Устойчивость конечного результата — полу ченное положение органа должно удерживаться без измене­ний произвольно долго.

    Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 175

    Переход (переключение) к другому движению и положению должен также совершаться плавно, доста­точно быстро.

    Движение каждого органа должно происходить симмет­рично по отношению к правой и левой стороне, но в слу­чае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна сторона — более слабая, и упраж­нения служат для ее укрепления. В этом случае практи­куются движения с нагрузкой, т. е. с преодолением сопро­тивления..

    Вид, длительность проведения артикуляционных уп­ражнений и их разовая дозировка зависят от характера, от тяжести речевого нарушения. Так, при функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчи­вается с переходом к автоматизации. При дизартрии прово­дить ее рекомендуют длительно — тем длительнее, чем тя­желее поражение.

    Весь процесс исправления неправильного звукопроизноше­ния делится на три этапа: а) постановка звука; б) автоматиза­ция звука и в) дифференциация смешиваемых звуков.

    Постановка звукав большинстве случаев оказыва­ется более сложным искусственным процессом, чем само­стоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука — создание нового условно­го рефлекса.

    У дошкольника звук часто может быть вызван при помо­щи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию (усилив и выделив его) и артикулированию.

    Постановка звука производится последовательными при­емами.

    1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на бо­
      лее элементарные артикуляционные движения, которые и
      тренируются путем подготовительной артикуляционной
      гимнастики. После многократного повторения вырабатыва­
      ется кинестетическое ощущение упражняемого движения,
      оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить
      его быстро и правильно.

    2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс
      Движений, и таким образом вырабатывается правильный ар­
      тикуляционный уклад нужного звука.

    174

    О. В. Правдина

    Комплекс основных движений.

    Губы: оскал, вытягивание в трубочку.

    Челюсти: открывание и закрывание рта.

    Язык: а) вперед — назад, б) вправо — влево, в) вверх — вниз, г) распластывание — суживание.

    При коррекции отдельных звуков, помимо общего комп­лекса артикуляционных движений, проводятся специальные комплексы. Иногда они касаются только одного органа и даже одного какого-либо вида движений данного органа (например, при рубцах на губе проводятся только упражнения губ, при постановке смягчения согласных — упражнения на выгиба­ние средней части спинки языка). Чаще всего требуется про­водить более сложные и разнообразные комплексы движе­ний, например, при коррекции гортанного произношения звука р, свистящих, шипящих звуков и т. п. Принципом от­бора движений каждый раз будет служить характер дефект­ного произношения и целесообразность рекомендуемых дви­жений для правильного произношения данного звука.

    Недостаточно отобрать целесообразные движения, нуж­но научить своего ученика правильно применять соответ­ствующие движения, т. е. предъявить определенные требо­вания к качеству движений.

    Необходимо выработать следующие качества всех движе­ний: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

    Точность движения определяет правильный конеч­ный результат его, что оценивается конечным местоположе­нием и формой органа.

    Плавность и легкость движения предполага­ет движения без толчков, подергиваний, дрожания органа. (Напряжение мышцы всегда нарушает плавность и легкость движения.) Движение должно совершаться без вспомога­тельных или сопутствующих движений в других органах.

    Темп — вначале движение производится несколько за­медленно, логопед регулирует темп при помощи отстукива­ния рукой или счета вслух.

    Затем темп движения должен стать произвольным — бы­стрым или медленным.

    Устойчивость конечного результата — полу­ченное положение органа должно удерживаться без измене­ний произвольно долго.

    Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 175

    Переход (переключение) к другому движению и положению должен также совершаться плавно, доста­точно быстро.

    Движение каждого органа должно происходить симмет­рично по отношению к правой и левой стороне, но в слу­чае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна сторона — более слабая, и упраж­нения служат для ее укрепления. В этом случае практи­куются движения с нагрузкой, т. е. с преодолением сопро­тивления..

    Вид, длительность проведения артикуляционных уп­ражнений и их разовая дозировка зависят от характера, от тяжести речевого нарушения. Так, при функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчи­вается с переходом к автоматизации. При дизартрии прово­дить ее рекомендуют длительно — тем длительнее, чем тя­желее поражение.

    Весь процесс исправления неправильного звукопроизноше­ния делится на три этапа: а) постановка звука; б) автоматиза­ция звука и в) дифференциация смешиваемых звуков.

    Постановка звукав большинстве случаев оказыва­ется более сложным искусственным процессом, чем само­стоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука — создание нового условно­го рефлекса.

    У дошкольника звук часто может быть вызван при помо­щи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию (усилив и выделив его) и артикулированию.

    Постановка звука производится последовательными при­емами.

    1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на бо­
      лее элементарные артикуляционные движения, которые и
      тренируются путем подготовительной артикуляционной
      гимнастики. После многократного повторения вырабатыва­
      ется кинестетическое ощущение упражняемого движения,
      оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить
      его быстро и правильно.

    2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс
      Движений, и таким образом вырабатывается правильный ар­
      тикуляционный уклад нужного звука.

    176

    О. В. Правдина

    3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекает­ся только после некоторого закрепления правильного про­изношения. Затем предъявляется и прямое требование про­изнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться за­конченной.

    В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходными с ними, близкими по артикуляции (например, к на т, л на в и т. д.), правильный уклад оказывается час­тично уже сформированным в дефектном произношении звука. Можно и должно использовать готовые механизмы. В этих случаях уже на этапе постановки включается час­тично работа по дифференциации (разделению) двух сход­ных звуков.

    Для иллюстрации разберем два примера.

    1. Звук к заменяется звуком т. Проанализируем оба зву­ка в их нормальном произношении:

    к


    • согласный

    • ротовой

    • взрывной

    • заднеязычный

    • глухой

    • твердый

    т


    • согласный

    • ротовой

    • взрывной

    • переднеязычный

    • глухой

    • твердый

    Разница в артикуляции этих звуков заключается в месте их образования, все остальное совершенно одинаково. Зада­чей логопеда будет передвинуть преграду, образуемую язы­ком, из передней части ротовой полости в заднюю.

    2. Звук л заменяется звуком в:

    • согласный

    • ротовой

    • щелевой

    • губно-зубной

    • звонкий

    • твердый




    • согласный

    • ротовой

    • смычно-проходной

    • переднеязычный

    • звонкий

    • твердый

    I

    Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 177

    Различие в артикуляции этих двух звуков не только по месту образования, но и в способе образования. Задачей ло­гопеда будет затормозить подтягивание нижней губы к вер­хним резцам (дающее щель между ними) и включить поло­жение языка, дающее смычку середины передней части языка с верхними альвеолами (смычно-проходной звук). Де­ятельность голосовых связок и мягкого нёба остается той же, что и в звуке заменителе.

    Во многих случаях используются еще более сокращенные приемы постановки звуков, основанные на "использовании близких по артикуляции звуков, хотя в речи они и не заме­няют дефектного звука.

    Эти примеры излагаются при описании методики поста­новки различных звуков.

    Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной де­ятельности есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука в более слож­ные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произ­носится неправильно.

    Работу на этом этапе следует рассматривать как заторма­живание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для не­рвной системы и требует очень большой осторожности и по­степенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа ana, ама, омо, уму в сочета­нии с автоматизируемым звуком), слоги со стечением со­гласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развер­нутой речи. Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколь­ко видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.

    При автоматизации звука в слогах очень полезно упраж­нять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма: тб-та, тб-та...; или та-тб, та-тб; тб-tna-ma, тб-та-та...; та-тб-та, та-тб та...; или та-та-тб,

    178

    О. В. Правдчна





    ma-ma-тб. Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказыва­ются под ударением в разных частях слова.

    В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворе­ний и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком. На последнем этапе дифференциации вновь вырабо­танного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, используется дифференцировочное торможе­ние. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи как в произно­шении другого лица, так и в собственной речи.

    У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и ее воспроизве­дения).

    Развитие фонематического слуха происходит в соответ­ствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говоря­щего и сам повторяет услышанное. Различение звуков уста­навливается в следующей последовательности: сначала по­являются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам ш, рс и т. п.); затем становятся возможными более тонкие дифференцировки — различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе (ш—с, пб и т. д.).

    Частично дифференциация смешиваемых звуков имеет место при постановке звука и автоматизации его. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в лю­бом звукосочетании. Часто в пределах одной и той же фразы смешиваемые звуки могут быть употреблены то правильно, то неправильно, например: Миша и Саса ушли в школу. Даже одно и то же слово может произноситься то правильно, то не­правильно {зубы жубы).

    Ребенок должен приобрести не только правильный дви­гательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправ­лять его на основании сравнения воспринимаемой речи ок­ружающих и собственной. И то и другое приобретается на

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта