задания. задания.. Социологический позитивизм, а также общенаучные методы
Скачать 33.16 Kb.
|
Прочитайте и проанализируйте произведения крупнейших представителей политической и правовой мысли, приведенные в Хрестоматии по истории политических и правовых учений. Хрестоматия размещена в разделе «Дополнительные материалы». Обобщив знания, полученные при чтении текстов первоисточников, учебной и научной литературы, ответьте на вопросы: 1. Выявите методологические принципы и подходы, лежащие в основе идей Аристотеля, Г. Гроция, О. Конта В основе идей политико-правовых Аристотеля, Г. Гроция, О. Конта можно выделить универсальные философские методы, так как их познавательная деятельность в трактате «Политика», учениях «О праве войны и мира» и «Системе позитивной политики» направленны на изучение понимания государства (по Аристотелю) - творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным; Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное для человечества. «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». По его мнению, при переходе от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). Учение мыслителя о праве войны и мира был направлен на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и соблюдаемых суверенными государствами. социологический позитивизм, а также общенаучные методы К общенаучным принципам исследования, вытекающим из философских основ методологии и логики науки, следует отнести следующие: ♦ системность (раскрытие целостности объекта как системы и создание единой целостной картины); ♦ единство теории и практики (объяснительный принцип научного познания и задачи науки на службе практике); ♦ детерминизм (признание объективности закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений); ♦ единство теоретического и эмпирического (целостность структуры исследования, практическая проверка познавательных проблем). Г. Гроций – автор более 90 произведений. Его основной труд - «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения. Только с Аристотеля (384–322 до н. э.) начинается систематическое изложение идей о политике и праве. Вторая книга его трактата «Политика» содержит критический обзор проектов идеального государства Платона, Фалея Халкедомского, Гипподома Милетского. Г. Гроция (1583–1645) можно встретить огромное количество ссылок на свидетельства прошлого, однако в этих работах идеи предшественников выполняют роль подтверждения идей самих авторов. Выявляются методологические принципы:. государственно правовые проблемы, возникающие на каждом этапе развития представлений о государстве и праве государственно правовые проблемы, впервые поставленные в Древнем мире представлений о государстве и праве государственно-правовые проблемы, в Древнем мире представлений о государстве и праве. 2. Выявите государственно правовые проблемы, впервые поставленные на каждом этапе развития представлений о государстве и праве (Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время). Объясните причины исследовательского интереса к этим проблемам. Определите государственно-правовые проблемы, которые впервые ставились на каждом этапе развития представлений о государстве и праве (Древний мир, Средневековье, Новое время, Новое время). Объясните причины интереса исследователей к этим проблемам. В Новое время (XVIII - XIX вв.) теоретические исследования о государстве и праве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в декларациях и конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как форме государства, естественном праве, неотъемлемых правах человека. государственно правовые проблемы, впервые поставленные на этапе развития древнего мира представлений о государстве и праве какие впервые поставлены проблемы государственно правовые о государстве и правев древнем мире Причины и условия возникновения государства и права. ... Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. ... В Древнем Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей. ... Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы. Методология науки – это принципы и методы познания объекта, а также способы организации научного знания. Конкретные методы (способы) познания обусловлены принципами науки, господствующими в определенную историческую эпоху и, в свою очередь, вытекающими из культуры этой эпохи. АРИСТОТЕЛЬ «Политика» стр.34-51. В 3 книге Политики Аристотель называет важный принцип политии-принцип ротации, который заключается в том, чтобы все властвовали в той же мере, что и подчинялись, что, как считает Аристотель является принципом природы. Определите государственно-правовые проблемы, которые впервые ставились на этапе развития Средние века представлений о государстве и праве Причины и условия возникновения государства и права Средние века причины исследовательского интереса к этим проблемам развития Древний мир, Средневековье, Новое время, Новое время представлений о государстве и праве РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ ГРОЦИЙ ГУГО «О ПРАВЕ ВОЙНЫ И МИРА» стр.104-119. КОНТ ОГЮСТ ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЗИТИВИЗМА Стр.250-252 Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды: Системный. Основывается на принципе системности и используется во время исследования каждого изучаемого объекта в отдельности, вне зависимости от его структуры как системы, компоненты которой постоянно взаимодействуют между собой и обусловливают свое развитие. Такой подход является наиболее важным для организации учебной деятельности, а также в рамках психологии управления. Концептуальный. Начало любого исследования или познания происходит с создания его концепции, включающей порядок его реализации, ключевые положения его направленности, преемственности и функциональности. Аспективный (или аспектный). В основе лежит изучение одной конкретной стороны — направления, проблемы, — которая является наиболее важной и значимой, а также осуществимой. Эмпирический. В основе эмпирического подхода находится уже имеющийся опыт (например, исследовательский опыт в рамках научной практики или реальной жизненной деятельности). Прагматический. Базой для этого подхода является учет целей и задач, достижение которых предполагается в результате исследования. Научный. Базируется, соответственно, на научных учениях и концепциях, то есть является научно целенаправленным. Деятельностный. В основе данного подхода лежит ориентир на деятельностную сторону объекта, который исследуется. Именно деятельность является непреложным условием реализации объекта (процесса) и его развития в различных аспектах. методологические принципы научных исследований 2.2.5. Аристотель о государстве и праве Развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают основателем политической науки. Его политические взгляды нашли наиболее полное и систематическое выражение в трактатах «Политика», «Афинская политика», «Этика». Политику Аристотель понимал достаточно широко, включая в нее этику, и экономику. Государство (по Аристотелю) - творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. По его утверждению, существует несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению. Первое - семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей. Далее - расширенная семья - несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Полис - высшая форма объединения. Цель полиса - благо граждан. В качестве отличительных черт полиса Аристотель называл: 1. Единство власти и территории - целостность полиса. 2. Нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию. 3. Распространение власти в полисе на свободных и равных граждан. Рабовладение, по Аристотелю, было естественным и неизбежным. Но Аристотель считал недопустимым порабощение греков греками в результате захвата в плена или за долги, что было тогда нормальным явлением. Общность имущества философ считал противоестественным. Частная собственность - следствие себялюбия, это добродетельное начало и стимул к труду. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу. Понятие права у Аристотеля тождественно справедливости. Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости, т.е. Аристотель оправдывал общественное неравенство. Соображения о справедливости и умеренности, о среднем пути как ее главном принципе лежат в основе учения Аристотеля о формах правления. Формы правления зависят от того, кто признается гражданином. Аристотель считал, что из числа граждан полиса нужно устранить тех, кто из-за отсутствия достатка, досуга, образования не способен самостоятельно приходить к разумным решениям. Это, помимо рабов, чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы и женщины. Граждане - это те, кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности. Следуя традиции, Аристотель делит государства по числу участвующих в управлении на три группы, - где властвует один человек, несколько и большинство. По отношению к законам Аристотель делит все государства на правильные и неправильные. «Правильная» власть одного человека именуется монархией, «неправильная» - тиранией. «Правильная» власть немногих - аристократией, «неправильная» - олигархией. «Правильная» власть большинства называется политией, а «неправильная» - демократией. Аристотель выделяет несколько типов демократии. В одних случаях все граждане, богатые и бедные, на равных основаниях участвуют в осуществлении верховной власти. В других - право занимать выборные должности связано с невысоким имущественным цензом. Граждане не равны. Совершенная форма правления - полития представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии, это - та «золотая середина», к которой стремится Аристотель. Аристотель объясняет в «Политике», что существует два вида орудий: неодушевленные и одушевленные. По мнению Аристотеля, не все законы и не все право являются «искусственным изобретением людей». Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписаные законы, «вложенные в сердца людей самим Божественным разумом». Иными словами, наряду с законами, зависящими от воли людей и порождаемыми людьми через создаваемое ими государство, существуют также законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право. В основе этих законов лежит вечный, незыблемый порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и «во всем строе мироздания». Место и роль естественного права в общей системе права, как и его понятие, у древнегреческих философов определялись неодинаково. Одни мыслители рассматривали естественное право как неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть всего права. В то время как другими оно воспринималось как основа положительного права или как право, стоящее над ним и вступающее в силу лишь в тех случаях, когда молчит в своем бездействии установленное людьми положительное право. Таким же разноречивым, довольно неопределенным и неустойчивым было представление о естественном праве и у древнеримских юристов и философов. Под именем естественного права здесь понимались то законы в научном смысле, например, брачное сожительство, произведение потомства; то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа; то, наконец, естественное право, противопоставляющееся общепризнанному положительному праву, например, в вопросе о рабстве, которое, согласно воззрениям ряда римских авторов, противоречило природе, хотя и закреплялось всюду законами. 5.1.1. Учение Г. Гроция о государстве и праве. Гуго Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей школы естественного права. Гроцию суждено было с самого раннего возраста возбуждать всеобщее удивление своими редкими способностями. О нем недаром говорили, что он родился взрослым. Восьми лет он уже сочинял латинские стихи, двенадцати – вступил в университет, в четырнадцать защищал к общему изумлению присутствующих ряд тезисов по юриспруденции, математике и философии. Шестнадцати лет он получил степень доктора в одном из французских университетов, а прежде чем написать что-нибудь крупное, он был уже известен как человек редких дарований, как «чудо из Голландии», как назвал его однажды французский король Генрих IV, которому он был представлен. Слава его предупредила славу его сочинений и предопределила их судьбу. Г. Гроций – автор более 90 произведений. Его основной труд - «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения. В правовой теории Гроций, являясь сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». Естественное право при этом определяется как «предписание здравого ума». Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и является правом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное право является средством реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении. «Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь». В трактовке причин возникновения государства Гроций является сторонником теории общественного договора. По его мнению, при переходе от «естественного состояния» к «гражданскому обществу» и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдению справедливости, подчеркивает он, «относится только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле; так что многие сами по себе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они, объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, не будучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща». Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречение: «право есть воля сильнейшего». По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Появление частной собственности, необходимость ее защиты привели к тому, что «люди объединились в государство». Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное для человечества. «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Сущность государства состоит в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой: власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц. Форма правления не имеет существенного значения: «народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей». Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Гроций не отрицает саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), однако в своих трудах опровергал, что «верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать». Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных на сопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных. Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение». О.Конт. Позитивизм – научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и социологический позитивизм. Социологический позитивизм – научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Юридический позитивизм использует формально-юридические методы (анализ, сравнение, классификация, построение понятий, логический метод). Социологический позитивизм в политической мысли связан в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798–1857). О. Конт, например, включал в социологию и философию также политическую науку, и правоведение, и все обществоведение. Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов. В четырехтомной «Системе позитивной политики» (1851–1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней «состояния человеческих умов» – теологического, метафизического и позитивного (научного). На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах. Так военные деятели, наряду со жрецами, оказываются в центре политики и власти. Наиболее распространенной в этих условиях формой правления выступает наследственная монархия. На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает «оборонительный дух». Устраняя господство реакционной, ретроградной аристократии, эта «критическая эпоха» (XIV–XVIII вв.) одновременно порождает другую крайность – революции, «анархические республики» с преобладанием в них индивидуализма, либерализма и демократии, с приходом к власти некомпетентных людей, с чрезмерными претензиями личностей к государству и т.д. На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит «социократия» промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии. При социократии духовное руководство обществом принадлежит уже философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Само же властное управление осуществляется узкой группой банкиров, промышленников и технических специалистов при содействии ученых. Массы народа как некомпетентные умы от реальной власти отстраняются. Сущность социократии выражает ее лозунг: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Формула «порядок и прогресс» стала эпиграфом «Системы позитивной политики» О. Конта. В его учении революции, «анархические взрывы» представлены как «патология общественного развития» а социальная солидарность – как необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и государства. В целом Конт выступает противником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упрочению солидарности. Сторонник сильной авторитарной власти. Позитивизм О. Конт возводит в ранг «единственно действительной и всеохватывающей религии», способной решить все социально-политические проблемы. Суть позитивной философии Конт видел в том, что все явления рассматриваются как подчиненные неизменным естественным законам. При этом необходимо свести их до минимума и объяснить все явления природного и общественного характера. Собственно недостатки общества происходят из-за разногласия умов и отсутствия общих идей. Поэтому и нужно выявить такие научные истины, которые приведут человеческое общество к миру и счастью. Право рассматривается Контом как регулятор поведения, который должен быть основан на неизменных законах, сконструированных положительной философией, которые представляют собой «всеобщие факты» или «вполне подтвержденные наблюдением гипотезы». Эти неизменные законы образуют неизменную иерархию, при этом каждая категория законов основывается на предшествующей, согласно степени обобщения и сложности. Творцом права должны выступать представители политической науки, публицисты и правители. Роли распределяются следующим образом: ученые-»политологи» должны выработать цели и задачи общества и придать им привлекательный вид. Общественное мнение высказывает пожелания по этому поводу, публицисты формулируют средства достижения, а задача исполнения ложится на правителей. В итоге конкретные меры по приведению в жизнь общественных идей применяются правителями. При этом Конт пишет, что подчиненность человеческой жизни неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода заключается в беспрепятственном следовании познанным естественным законам. Однако такого рода представления нисколько не меняют общей позитивистской направленности политико-правовой теории Конта. Право так или иначе выступает как законы, которые преподносятся большей части общества со стороны мудрецов и правителей. Право – это сфера должного; оно обеспечивается в первую очередь принудительной силой, хотя и говорится о большой роли позитивной морали. Хотя О. Конт не внес вклада непосредственно в развитие социологического правопонимания, его творчество сыграло большую роль в его становлении. Идея объективного права занимает важное место в философии О. Конта, выражаясь в понятии «гражданского порядка». О. Конт не скрывает, что общество как предмет исследования неразрывно связано с послереволюционной ситуацией в социальных отношениях, в сфере порядка и прогресса. Он пытается объединить полюсы порядка и прогресса, отмечая, что в позитивной политике порядок и прогресс – две неразрывные стороны одного и того же принципа. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. Порядок и прогресс он воспринимает как два вида закономерностей «естественной» системы общества. В результате буржуазных революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве. Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и критики позитивного, уже действующего права гражданского общества с позиций естественного права (еще сохранявшего гуманистический заряд романтических иллюзий революционной эпохи). Теория юридического позитивизма институализировалась в середине XIX в., прежде всего, в творчестве английского ученого Джона Остина (1790-1859). Теория Джона Остина является наиболее полным изложением современной системы аналитического позитивизма в праве, хотя его определение права по существу аналогично трактовке Бентама, учеником которого он являлся. В связи с этим Остина зачастую относят к представителям командной теории права. В курсе лекций «Определение области юриспруденции» Остин обосновал утилитаристский тезис Бентама (право – поведение суверена), совмещая методологические посылки утилитаризма и позитивизма с характерным акцентом на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание предполагает чисто юридические критерии, обособленные от моральных оценок права, присущих естественно-правовой традиции. Определяя право совершенно вне связи с понятием справедливости, Остин доказывал, что закон – это правило, установленное для руководства мыслящего существа другим мыслящим существом, обладающим властью над первым. По его мнению, существуют законы, называемые так должным образом и называемые так неправильно. Выделяются четыре вида законов: 1) небесные законы, или законы Бога; 2) позитивные, или действующие, законы; 3) позитивная, или действующая мораль и 4) законы в метафорическом, или фигуративном, смысле слова. Вообще говоря, есть законы божественные и законы человеческие. Божественные не имеют юридического значения и лишены принципа полезности. Человеческие законы делятся на позитивные законы, названные так правильно, и позитивную мораль, являющуюся собранием законов, названных так неправильно. Законы, названные так должным образом, устанавливаются или политическими руководителями для политических подчиненных, или самими гражданами в осуществление своих юридических прав, которые им предоставлены. Законы, называемые так неправильно, или правила позитивной морали, или моральные законы, не устанавливаются высшим политическим руководством для своих подчиненных и включают такие правила, как устав клуба, законы моды, международное право и т.д. Таким образом, закон – это определенная команда. Он означает некоторое пожелание. От других пожеланий его отличает то, что сторона, которой адресовано это пожелание, в случае неподчинения подлежит наказанию со стороны, издавшей закон власти. Быть подлежащим наказанию – означает быть обязанным выполнить команду, или быть связанным этой командой, или рассматривать выполнение этой команды в качестве своего долга. Наказание или ущерб, который будет нанесен за неподчинение закону, является санкцией за нарушение закона или принуждением к его выполнению. Поощрение не является санкцией, поскольку оно не налагает обязательств выполнять действия, предусмотренные командой. Таким образом, обязанность, долг и санкция неразрывно связаны между собой. Остин отличает закон от команды, даваемой по какому-либо определенному случаю или касающейся какого-либо конкретного лица или события. Закон является командой, обязывающей лицо или лица действовать всегда определенным образом или воздерживаться от определенного класса действий. Кроме того, в то время как законы и другие команды исходят от вышестоящего лица подчиненному в том смысле, что тот, кто может обязать другого к выполнению своих пожеланий, является вышестоящим, а тот, кто должен понести неминуемое наказание, является подчиненным, отличие закона состоит в том, что он установлен сувереном. Этим сувереном может быть как определенное лицо, так и группа лиц. Закон адресован членам независимого политического сообщества, в котором это лицо или группа лиц является сувереном. Обычаи становятся правовыми нормами только путем включения их в законодательные акты, т.е. трансформации их в приказы суверена. С позитивизмом связано и учение Роберта фон Моля (1799-1875) – германского теоретика. Он ввел понятие «правовое государство». В работе «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства» он обосновал концепцию государства, обладавшего сильной властью и поддержкой подданных, но ограниченного рамками права. Моль основал «науку о полиции» - учение о государстве, покровительствующем гражданину (подданному), защищающем и опекающем его. В этой науке заметно стремление в рамках позитивизма совместить положение о патерналистском государстве с естественно-правовыми, а также с либеральными и социальными идеями. |