Главная страница

Социология. Социологии. Социология это научное изучение общества и общественных отношенийОбъект социологии


Скачать 262.82 Kb.
НазваниеСоциологии. Социология это научное изучение общества и общественных отношенийОбъект социологии
АнкорСоциология
Дата05.01.2022
Размер262.82 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZachet_po_sotsiologii.pdf
ТипЗакон
#324356
страница3 из 3
1   2   3
воззрение О. Конта
Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество,
является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений,
которые социология рассматривала.
закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической,
метафизической и позитивной.
теологическая-Она характеризуется господством религиозного мировоззрения.(до 1300
г.)
метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей,
причин и других философских абстракций.
позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного,
считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.
воззрения Г. Спенсера
Спенсер, создавая систему синтетической философии, пытался объединить все теоретические науки того времени. В эти годы им были написаны: «Основные начала»,
«Основания биологии»,
Спенсер верно подметил одно из главных отличий своей позиции от позиции Конта:
познание эволюции общества и изменений в его социальных структурах, а не состояния идей, которые, в общем, он рассматривал как производное от социальных условий жизни.Мир, по Спенсеру, управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями.Спенсера прежде всего интересовал вопрос о том, что приводит, и чем обусловлено формирование искаженных восприятий социальной реальности. Он стремился, как и его соотечественник Ф. Бэкон, «очистить»
ум от постоянно грозящих ему заблуждений («идолов»).
Э. Дюркгейм
Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта,
однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:
1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы;
2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.
Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты.
Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы,
обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:
1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые,
безличные явления общественной жизни;
2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;
3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения.
Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом – социальная функция.
Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.
Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией
Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:
1) механическая солидарность, присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;
2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда,
профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.
Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.
М. Вебер
В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли –
М. Вебер (1864–1920 гг.). Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами,
целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.
Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип.
Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.
Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное,
традиционное, аффективное.
Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя,
должна обладать следующими характеристиками:
1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;
3) высокая формализация;
4) внеличностный характер;
5) планирование карьеры;
6) разделение организационной и личной жизни членов организации;
7) дисциплина.
Карл Маркс (1818–1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820–1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни
Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов:
1) принцип определения общественным бытием общественного сознания, что является главным признаком материализма марксисткой социологии;
2) принцип закономерности общественного развития, признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями;
3) принцип детерминизма, признания причинно-следственных связей между различными социальными явлениями – изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства;
4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями;
5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими;
6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций (в естественных науках это определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов), основой которых является способ производства, т. е. определенный уровень развития производительных сил и соответствующий ему уровень производственных отношений;
7) принцип естественно-исторического характера развития общества, в котором нашли отражение две противоположные тенденции: закономерность процесса развития общества, с одной стороны, и его зависимость от деятельности людей – с другой;
8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств,
определяющихся совокупностью общественных отношений;
9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», т. е. невозможность абстрагирования научных данных
от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса
1   2   3


написать администратору сайта