Социология банных Г. А. К. с н., доцент
Скачать 1.98 Mb.
|
СОЦИОЛОГИЯБанных Г.А.К.с.н.,доцентСОДЕРЖАНИЕ
Лекция №1. Социология как наука об обществеТермин «социология»
(латинский)Онтологические критерии – социологическое знание есть знание об обществе и социальных взаимодействияхСоциальный номинализмСоциальный реализмтеоретико-познавательные критерии – социологическое знание – научное знаниеФАКТ
НАУЧНЫЙ ФАКТ
ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИсоциальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организацииПРЕДМЕТСТОРОНА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯПРИМЕРобщество является объектом изучения многих наук, а отдельные стороны общества исследуют как свой предмет различные наукипредметИсторияАнтропологияБиологияФилософияПсихологияСоциальная психологияСоциологияУРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯТЕОРЕТИЧЕСКАЯПАРАДИГМА БОЛЬШИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ МИКРОСОЦИОЛОГИЯ ОБЩАЯ ПРИКЛАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИПО СУБЪЕКТАМ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ ПО СФЕРАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИсоюзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИЭМПИРИЧЕСКАЯОТРАСЛЬБОЛЬШИЕ ТЕОРИИПАРАДИГМЫВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ--Взаимообмен научной информацией-- формирование и развитие отраслей-- превращение отраслей в автономные науки-- Обмен исследовательскими методиками.ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИПознавательная Прогностическая Социального проектирования Управленческая Идеологическая Лекция 2. история становления социологии
1
2
3
4
5
6
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП 1842 Г. – 10-20 ГГ. 20 В. РАННЯЯ КЛАССИКА До 90х гг. 19 в. ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП 20 – 60 гг. 20 века 70-е гг.- наши дни ОГЮСТ КОНТ (1798—1857)
математика астрономия физика химия биология ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 – 1903)
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)
К.Маркс (1818-1883)ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЯГ. Зиммель (1868-1918)
Ф. Теннис (1855—1936)
МАКС ВЕБЕР (1864—1920)
ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕГАБРИЭЛЬТАРД(1843—1904)ОБЩЕСТВО КАК МОЗГТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ- ТЕОРИЯ СЛЕДА-КРИМИНАЛИСТИКАПУБЛИКАГЮСТАВ ЛЕБОН(1841—1931)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕЛестер Уорд(1841—1913)
Чарльз Кули(1864 - 1929)
Особенности современного этапа развития социологииГосподство эмпирической социологии США как социологический центр Окончательное выделение социологии в разряд самостоятельных наук Развитие академической социологии Изменение структуры социологии Основные понятия социологииПарадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследованияЧИКАГСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛАв 1892 г. возник первый в мире социологический университетВИЛЬЯМ ТОМАС РОБЕРТ ПАРКФРИДРИХ ЗНАНЕЦКИЙ ЭНТОНИ БЕРДЖЕСС«Польский крестьянин в Европе и Америке» «Зеленая библия»
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИМ. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм.- Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов.- Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.- Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях
Питирим Сорокин (1889 – 1968)«Система социологии» (1920),«Социальная мобильность»(1927), «Современные социологические теории»(1928), «Социальной и культурной динамики» (1946), «Общество, культура и личность»(1947).
ЛЕКЦИЯ 2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
Ранний период развития социологииП. Л. Лавров (1828-1900) - идеализмН.К. Михайловский (1842-1904) – «герой и толпа»Н. Я. Данилевский (1822—1885 гг.) - панславизмЛ.И. Мечников (1832-1888)- органицизмМ. М. Ковалевский (1851 — 1916 гг.) - солидарностьЕ.В.Де-Роберти (1843-1915 гг.) – био-социальное и надорганическоеП. Ф. Лилиенфельд (1829—1903 гг.) – органицизм,социально-эмбриологический законА. И. Стронин (1827—1889 гг.) - натурализмСубъективный метод в социологииНеокантианствоНеопозитивизмСоветская социология 20-30 гга) немарксистская традиция академической социологии с приоритетом теоретических исследований – П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и др.;б) марксистская традиция с приоритетом радикализации социологии в политической борьбе – А.А. Богданов, В.И. Ленин.- появление учебной литературы- философский пароход (Г.Гурвич, П. Сорокин)- социально-экономические исследования (С.Г. Струмилин, А.К. Гастев, Н.А. Витке, Е.А. Энгель )- закрытость, самоизоляция от общего развития социологии- возникновение зачатков отраслевых социологийВозрождение советской социологии (50-60-е годы)А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, Т.И. Заславская, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Т. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин,В.А. ЯдовСоветская социологическая ассоциацияофициальная институциализация социологииувлечение эмпиризмом – конкретно-социологические исследованияорганизация и автоматизация труда, текучесть рабочей силы, бюджет времени рабочих, культурный рост советского рабочего класса, всестороннее развитие личности, проблемы молодежи, брака и семьи, массовой коммуникации, социального планирования и др.Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы)
Лекция №4. Обществообщество вообще - понятие философское это человечество, социум это какая-либо общность, группа социальная организация конкретной страны, народ в широком смысле Понимание обществаАтомистическая теорияСоциологический номинализм(понимающая социология, феноменология, символический интеракционизм, этнометодология)процесс, который постоянно порождается взаимодействием индивидов.совокупность институционализированных форм поведения, под которыми понимаются формы сознания и действий, воспроизводящиеся обществом в пространственно-временной перспективеПонимание общества«сетевая» теория (Network theory)легкая паутина межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими и косвенно - со всем миромАкцент на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от другаПонимание обществаТеория «социальных групп» (Social Group Theory)совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы"общество" -"человечество"Институциональный подходбольшая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.Социальные институты гарантируют устойчивость и структуруПонимание обществаФункциональная концепциягруппа человеческих существ, представляющая собой самообеспечивающуюся систему действияsui generis (нечто в своем роде, своеобразное)органическое единствоБолее, чем простое собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересеОБЩЕСТВОопределившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.Возникновение общества1 стадия
2 стадия
труд УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯЕстественными условиями общественного производства являются природные условия (экология) и население;историческими, то есть созданными человеком, - средства труда (техника)Экологический детерминизм (Экол, экон, полит, моральный) демографический детерминизм (баланс и контроль) ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ СЦИЕНТИЗМ Типология обществатрадиционное индустриальное постиндустриальное СИСТЕМНЫЙ ПОДХОДА.А.Богданов и Людвиг фон БерталанфиО.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, П.СорокинАВТОНОМНОСТЬСВОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВЭМЕРДЖЕНТНОСТЬСТРУКТУРАФУНКЦИЯСистема Общество как системаСИСТЕМАОБЩЕСТВОИНВАРИАНТ САМОВОСПРОИЗВОДСТВОсовокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей Общество как системаоткрытая система, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой Постоянное удовлетворение своих потребностей ЦЕЛОСТНОСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ Модель общества Т.ПарсонсаА G I LСамодостаточность системыФункции системы адаптация достижение цели интеграция сохранение существующего порядка Система челов.действия организм личность Соц.система Культ.система Самоорганизующаяся система Символичность Нормативность Иррациональность КультураCulture – возделыватьозначает обработку, возделывание, т.е. целевое изменение природного объектаПротиворечие – материальный и духовный компонентКультурный артефактПо видам деятельности (ценностная, художественная, организационная и т.д.)Национальные культурыАктуальная культураТипы и виды культураКультура есть специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себеТипы и виды культурысовокупность достигнутого обществом обществом в областях морали,права, искусства, наукивключает в себя слова, используемые людьми, язык, логика мышления, культура чувств, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают.состоит из произведенныхчеловеком предметов:инструментов, мебели,автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми.духовная материальная Типы и видыэто сочетание основных элементовкультуры, которые принимаются иразделяются всеми членами обществаопределенные культурные комплексы,отличающие какую-либо социальнуюгруппу (например, социальнуюстрату), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).это совокупность символов,ценностей и норм поведения,противостоящих доминирующейкультуре и порождающих культурные конфликты.доминирующая субкультуры контркультура Типы и виды
элитарная
народная
массовая Структура культурыНормативный компонент Символический (символы, знаки, значения). Коммуникативный (язык). Ценности привычки, обычаи, нравственные нормы (нравы)образец поведения, который сталповеденческим стереотипоммассовые образцы поведения,касающиеся социально-значимыхявленийнаиболее важные, способствующиебезопасности и социальномупорядку в обществе обычаи.социальный контроль поведенияпривычки обычаи нравы Традиции, обряды, ритуалы
традиции
обряды
ритуалы институциональные нормы, законысознательно и тщательно разрабатываются - В результате устанавливается формальный или неформальный кодекс следования имэто просто усиленные иформализованные нравственные нормы,требующие неукоснительного выполненияспециально созданные институты (такие, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.)Их обеспечение нередко требует применения мер государственного принуждениязакон ценности
Ценности верования Убеждения
Знание
Мифы субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям Верования рождаются при дефиците информации Язык и символысоциально-структурированная система звуковых образов (слов и предложений) сконкретным и неоднозначным смысломвсе то, что несет в себе особыйсмысл, признаваемый людьмиодной культурыФормы символов различны, например жесты, позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостьюязык символы Функции культурысовокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.- Обеспечение социальной интеграции- Организационно-регулятивно-нормативная,- Познавательно-коммуникативная,- Рекреационная- ОценочнаяДинамика культурыРаспространение культуры А.Мольпредставляет собой замкнутый цикл, который начинается с индивидуального творчества и заканчивается слиянием созданного культурного образца с массовой культурой обществаобразецМалая группа Большая группа СМИ общество Система культуры, согласно Толкотту Парсонсу |