Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Социальные отношения и социальные институты.

  • 3. Социальная реальность и здравый смысл.

  • 4. Социологическое воображение.

  • 5. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер).

  • 6. Структурный функционализм.

  • 7. Конфликтологические теории.

  • 8. Символический интеракционизм.

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Социология как наука.

    Социология (от лат. societas — общество и гр. logos — знание, понятие, учение) — наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О. Контом (1798—1857). О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую систему. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

    Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движдущих сил его развития. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. Однако с развитием общества, социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.
    2. Социальные отношения и социальные институты.
    Социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

    Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Исторически связи и взаимодействия расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальной группы, общества в целом. Как правило, эти взаимодействия и связи институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социальных связей и взаимодействия -это своего рода скрепы, опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отнощений в рамках общества. Первым предложил науке термин "социальный институт" английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных инстиутов. Согласно учению Г.Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социльаных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Они упорядовачиют социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое- общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие.
    3. Социальная реальность и здравый смысл.
    Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления

    Социологический человек в социальной

    реальности не будет искать только проявление смысла, рациональности, а будет

    знать, что вся социальная жизнь соткана из отношений чувств и настроений, часто иррациональных инстинктов и побуждений.

    "Здравый смысл" и феноменологическая интерпретация социальной реальности.

    "Здравый смысл будем понимать как совокупность преимущественно правильных суждений о практической жизни людей, состоящих из неких норм и принципов, регулирующих поведение, помогающих нам приспособиться к действительности.

    Здравый смысл пытается выловить на своем уровне такие закономерности. То, что "здравый смысл" - это иной, чем социологическая наука, способ осмысления человеческого мира в его обыденном, повседневном измерении, не вызывает сомнений. Это действительно в некотором смысле предтеча научной теории, формирующаяся у обычных людей в их обычной повседневной жизни. Для того чтобы человек

    мог жить в сообществе с другими людьми, он должен много знать. Это знание и есть

    "Здравый смысл", своего рода "бытовая социология". Феноменологическая социология как научная парадигма, изучающая интерсубъективный мир повседневности,

    опыт жизни обычных людей в их поведении, взаимном общении, не может не рассматривать "здравый смысл" и в качестве важнейшей социологической научной пробле24

    мы, и важнейшего феномена социальной реальности. И хотя "здравый смысл" придает человеческой реальности смысл иным способом,

    чем теория, его значение огромно. Фрагментарные и, большей частью, односторонние

    жизненные опыты множества людей, если их объединить, сопоставить друг с другом,

    могут раскрыть тесную связь между индивидуальной биографией и более общими социальными процессами. Можно предположить, что "здравый смысл" имеет ценность,

    прежде всего для социологии, как "поле" исследования и обобщенного научного выражения смысла человеческой реальности.
    4. Социологическое воображение.
    Так, известный американский социолог Чарльз Райт Миллс (1916—1962) утверждал, что для понимания общества необходимо не только механическое применение научных методик, но и специфическое качество ума исследователя, названное им социологическим воображением.
    Миллс определяет социологическое воображение как специфическое состояние ума исследователя, позволяющее понять социальные структуры и поведение людей. Это умение взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть взаимосвязь явлений и тенденцию, стоящую за ними. По мнению Миллса, «одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень непростой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются. Суть дела заключается в следующем: социология — это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это»

    Так, Петр Штомпка рассматривает социологическое воображение как «вытекающую из признания разнообразия и множественности социальных установлений способность связать любое событие в обществе со структурными, культурными и историческими контекстами, а также индивидуальными и коллективными действиями членов общества»

    Энтони Гидденс выделяет в структуре социологического воображения несколько форм социальной чувствительности, неотделимых от социологического анализа:
    • историческая чувствительность;

    • антропологический инсайт;

    • критичность.

    Таким образом, социологическое воображение означает способность исследователей к отвлечению от своего повседневного опыты, умение видеть за абстрактными понятиями конкретных людей с их интересами и ценностями, схватывать смысл функционирования того или иного общества в его историческом развитии. Это способность понимать способы жизни и организации, отличные от тех, в которых живет сам исследователь.
    5. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер).
    Развитие макросоциологии в 19—20 веках привело к возникновению целого букета оригинальных теорий. Представители этих школ и направлений ведут между собой дискуссию о сущности общества. Ни одна из этих школ и направлений не смогла победить в этой дискуссии, так как каждая из них по-своему права и нужна теория их синтеза. Существует 11 основных школ и направлений в макросоциологии. Наиболее влиятельными являются три из них: символический интеракционизм, структурный функционализм и конфликтология. Позитивизм — это ведущее направление в социологии 19 в. — начала 20 в. Родоначальниками этого направления были Анри де Сен-Симон и Огюст Конт, последователями — Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм. Главное устремление позитивизма — отказ от умозрительных рассуждений об обществе, позитивная социология должна быть доказательной как естествознание. Характерными чертами позитивизма служили натурализм, органицизм и эволюционизм. Натурализм (социология) означает точку зрения о том, что социальные явления подчиняются законам, свойственным природе — законам физики, механики, биологии, географии.
    6. Структурный функционализм.
    Структурный функционализм

    Главная мысль: каждая организация, каждый обычай, идея или верования имеют свою функцию в обществе.
    Авторы: Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Бронислав Каспар Малиновский, Альфред Радклифф-Браун, Роберт Кинг Мертон, Пётр Штомпка, Толкотт Парсонс.[11]
    Малиновский и Радклифф-Браун были антропологами и доказывали это положение на примере обычаев, обнаруженных ими в примитивных обществах Меланезии и Андаманских островов. Социальные явления, которые не имеют своей функции, например, конфликты, являются дисфункцией и должны исчезнуть. По мнению Дюркгейма, отказ человека от исполнения своих семейных и религиозных функций приводит к одиночеству и, в конце концов, к самоубийству. Таким образом, общество мстит человеку за отказ от исполнения функций. Функция преступления состоит в том, что наказание за это преступление позволяет людям подтвердить правила, запрещающее преступление. Разделения труда между людьми в обществе не было в первобытном обществе, где люди были похожи друг на друга. В современном обществе над людьми витает общественное мнение, которое диктует людям совершать определённые поступки. Ошибки структурного функционализма: недооценка роли конфликтов в обществе, использование чрезмерно абстрактных понятий, отсутствие классификации ступеней развития общества.

    7. Конфликтологические теории.
    Проблема конфликта, так или иначе, присутствует в работах многих ученых

    социологов.

    Социальная теория впервые проявила интерес к конфликту в середине ХIХ - начале ХХ вв. Основоположниками «теорий конфликта» по мнению ряда авторов, считаются Герберт Спенсер (1820—1903), К.Маркс (1818 - 1883) и Г.Зиммель (1858 -1918). В своих трудах, рассматривая общество, они говорят о его «конфликтном» устройстве. По их мнению, конфликты в обществе неизбежны, не существует бесконфликтного общества. Они рассматривают общество как систему, в которой постоянно происходят различные изменения.

    Параллельно теориям конфликта в социологии активно развивалось другое влиятельное направление – функционализм. Идеи этого направления в корне отличаются от идей теории конфликта. Общество представителями этого направления рассматривается как стабильная и устойчивая система. Поэтому здесь внимание уделяется не столько проблеме конфликта, сколько проблеме стабильности и устойчивости. А так как конфликт часто несет за собой изменения, то это всегда подразумевает некоторый отход от стабильности. Вследствие этого конфликт в данных теориях рассматривается как патология, отклонение от стабильности и порядка. Несмотря на отрицание созидательной роли конфликта в жизни общества функционализм высказал важные замечания, касающиеся конфликта. Представители этого направления (Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917), Толкотт Парсонс (1902—1979)) подходили к конфликтам как бы с другой стороны. Они искали не причины порождающие конфликты, а механизмы, которые способствуют стабильности и ограждают общество от конфликтов. Теории конфликта в социологии появились лишь в 50-е гг. в противовес доминировавшему в то время функционализму.
    8. Символический интеракционизм.

    Символический интеракционизм – социологическая парадигма,

    основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, – языке, телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. Символический интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором “прочитываются” значимые символы, несущие социальную информацию.

    Творчество Дж. Мида основывалось на широком круге теоретических источников. Но наиболее значимым среди них был бихевиоризм. Но если классический бихевиоризм пытался интерпретировать поведение людей, как простую реакцию на символ, без учета социального опыта индивида, особенностей его ментальности, то Мида интересует прежде всего роль сознания в поведенческом действии, причем не только самого индивида, но и окружающих его людей. Мид также акцентирует роль жизненного опыта, считает, что он оказывает существенное значение на характер действия индивида в реакции на конкретный символ.

    Другим источником был прагматизм. В прагматизме выражалось убеждение в безграничных возможностях науки, а также в превосходстве эмпирического знания над философией, которое могло бы быть использовано для совершенствования американского общества. В этой связи социология виделась не только наукой способной к сбору и анализу социальных фактов, но и к решению собственно

    социальных проблем. Сторонники прагматизма вообще не стремились к поиску и обоснованию окончательных истин.

    Наконец, ещё одним источником следует назвать гегелевскую диалектику, инструментарием которой ученый прекрасно овладел, обучаясь в Германии. Для Мида на характер взаимодействия людей оказывают влияние как общество, прежде всего, социальная группа, так и ментальность взаимодействующих. При этом действия социальной группы социолог считал новым качеством, не сводимым к простому количеству действий отдельных членов данной группы.
    9. Программа социологического исследования

    Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

    Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

    Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

    Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

    Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

    Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
    10. Виды и методы социологического исследования
    Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

    Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

    Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

    Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

    Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

    Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

    В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

    Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

    Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

    В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

    Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

    Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

    Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

    Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

    Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

    Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:

    1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

    2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

    В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта