Главная страница
Навигация по странице:

  • 12.Системы стратификации и дифференциация.

  • 14. Теории социализации и идентичности

  • 15. Этапы социализации. Первичная социализация. Вторичная социализация. Взрослый этап социализации.

  • 16. Семья в кросскультурной и исторической перспективе.

  • 17. Типология семьи и брака.

  • 18. Девиация и социальный контроль.

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    11. Теории социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер)
    К. Маркс соц. структуру понимал как деление общества на социальные классы. Связывал деление общества на классы с разделением труда и институтом частной собственности. Считал, что причиной социального расслоения является разделение общества на тех, кто владеет средствами производства и тех, кто может продавать только свой труд. По мнению К. Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении – экономическом.

    М. Вебер полагал, что К. Маркс слишком упростил картину стратификации, в обществе существуют и другие критерии раздела. Он предложил многомерный подход к стратификации. М. Вебер источниками развития страт считал: различные типы занятий людей (профессии), наследуемую некоторыми людьми «харизму» и присвоение политической власти. Учёный для стратификации общества предложил использовать 3 критерия:

    n Класс (экономическое положение);

    n Статус (престиж);

    n Партию (власть).

    Экономическое положение стратификации определяется богатством и доходом индивида; престиж – это авторитет, влияние, уважение, степень которых соответствует определённому социальному статусу; власть – это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизировать человеческие ресурсы для достижения цели.
    12.Системы стратификации и дифференциация.
    Социальная дифференциация (от лат. differentia — разница) — разделение общества на различные социальные группы, которые занимают разное положение в обществе.

    Виды социальной дифференциации:

    Экономическая – деление общества осуществляется по уровню доходов и уровню жизни: бедные, богатые

    Политическая– общество делится на управляющих и управляемых членов.

    Профессиональная– деление происходит по профессии людей, роду деятельности, ее престижности.
    Выделение общественных групп по принципу неравенства доступа к общественным благам называется социальной стратификацией.

    Социальная стратификация — система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

    Критерии социальной стратификации

    Социологи выделяют только четыре критерия социальной стратификации:

    • доход;

    • власть;

    • образование;

    • престиж (то есть оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидом).

    Важной особенностью социальной стратификации является малочисленность высшего, привилегированного, класса и наличие определенной власти над низшими слоями.

    Чем отличается социальная стратификация от дифференциации?

    Социальная дифференциация заключается в простом делении социальных групп по различным критериям, в то время как стратификация представляет собой реальное разделение общества на страты на основе неравенства.
    13. Социальная мобильность
    Социальная мобильность - это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.

    Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью. Например, повышение или понижение в должности.

    Перемещение в пределах одного и того же социального слоя - горизонтальная мобильность. Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов.

    Социальная мобильность может быть высокой или низкой. В традиционных обществах она сильно ограничена - люди привязаны к наследственным сословиям или кастам, перейти в другой слой почти невозможно. В условиях индустриального общества мобильность резко возрастает, место в социуме все больше определяется способностями и усилиями самого человека: образованием, заработком, деловой хваткой.

    Показатели, позволяющие сравнить уровень социальной мобильности в разных обществах - это:

    Скорость социальной мобильности - вертикальная «дистанция», которую индивид проходит вверх или вниз за определенное время.

    Интенсивность социальной мобильности - число индивидов, меняющих вертикальные и горизонтальные позиции за определенное время.

    Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов - людей, не относящихся к определенной группе, находящихся в промежуточном положении.

    Типы социальной мобильности:

    Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:
    Индивидуальная мобильность - это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

    Групповая мобильность - это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

    Межпоколенная мобильность - это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором - это межпоколенная мобильность.

    Внутрипоколенная мобильность - это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.

    Организованная социальная мобильность - это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе - разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот - создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.

    Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что

    неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.
    14. Теории социализации и идентичности
    В социологии существуют две теории, объясняющие процессы социализации и идентичности. Это ролевая теория, представленная структурным функционализмом (Толкотт Парсонс), и символический интеракционизм (Джои Герберт Мид). Рассмотрим каждую из них подробнее.
    Согласно ролевой теории общество — это сложная система различных функциональных частей, работающих на поддержание стабильности общества как целого. Социальные институты определяют роли для членов общества, которые последние осваивают в ходе социализации. Социальные роли имеют свои цели, позволяющие обществу функционировать успешно. По сути, общество принуждает индивидов следовать социальным ролям, используя внешние и внутренние средства принуждения. К внешним средствам относятся видимое вознаграждение или наказание, а к внутренним - мораль (интернализованные индивидом требования и ожидания общества).
    Символический интеракционизм является попыткой не только констатировать необходимость, но и объяснить механизм социализации индивида, т.е. усвоения им социальных норм. Согласно этой теории важнейшим аспектом социального взаимодействия является обмен вербальными и невербальными символами (слова, мимика, жесты). В ходе такого обмена люди могут представить себе эффект их воздействия на других людей. Люди как бы ведут внутренний разговор с самими собой, предвосхищая реакцию других, т.е. примеривая на себя их социальные роли. Предвосхищая реакцию других людей в ходе взаимодействий с ними, мы получаем возможность сознательно отслеживать собственное поведение. В результате этого предвосхищения реакции других у человека формируется своеобразное социальное или «зеркальное Я» (в терминологии Ч. Кули). Способность как бы раздваиваться и смотреть на себя глазами других людей появляется у человека уже в раннем детстве.
    15. Этапы социализации. Первичная социализация. Вторичная социализация. Взрослый этап социализации.
    Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
    Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
    Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
    Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации. Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
    Первичная социализация - активно протекает на ранних этапах, хотя может иметь место (в той или иной степени) в течение всей жизни. Она осуществляется в первичных группах (семье, кругу друзей, школьной группе) и базируется на непосредственных межличностных отношениях. В основном первичная социализация связана с предписываемыми статусами (представителя этноса, сына, дочери, ребенка). Это период осознания своего «Я» и начало его осмысления.
    Вторичная социализация связана со сферой более широких социальных отношений, интересов и достигаемых статусов (врача, юриста, менеджера). Она охватывает более поздний, сознательный, общественно-активный период жизни индивида, когда он, повзрослев, сам входит в круг формальных групп и организаций, т.е. идет работать на производство, общается со священником, служит в армии, имеет дело с судом, избирательно относится к политическим партиям, средствам массовой информации. Это период глубокого осмысления своего «Я», его разностороннего совершенствования.
    Первичная и вторичная социализация характеризуется различной степенью личной

    свободы человека и мерой избирательности.
    Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
    Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

    Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

    Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д

    Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
    16. Семья в кросскультурной и исторической перспективе.
    За последние несколько десятилетий в Великобритании и других западноевропейских странах произошли такие сдвиги в структуре семьи, которые невозможно было даже вообразить предыдущим поколениям. Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. •Восстановленные семьи• образуются за счет вторичных браков или новых связей, включающих детей от предыдущих союзов. Все больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму совместного проживания сожительство. Короче говоря, мир семей выглядит сейчас совершенно иначе, чем пятьдесят лет назад. Хотя институты брака и семьи все еще существуют и составляют важную часть нашей жизни, их характер резко изменился.

    Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Термин •связь- в применении к личной жизни стал широко употребляться только двадцать или тридцать лет тому назад, так же как мысль о том, что в личной жизни необходимы элементы •интимности• или •взаимных обязательств•. В наш век связь есть нечто активное, над ее установлением нужно трудиться. Если предполагается, что связь сохранится в течение некоторого времени, то многое зависит от завоевания доверия партнера. Как брак, так и большинство типов сексуальных отношений стали похожими на такие связи. Все больше связи зависят от сотрудничества и общения между ее участниками. Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на сексуальной любви, но и в дружбе и общении с родственникамии детьми.

    Все эти преобразования происходят не только в индустриально развитых странах. Описанный процесс наблюдается, хотя не в одинаковой степени, во всем мире. Действительно эти перемены кажутся невероятными. Они свидетельствуют о радикальных преобразованиях семейной структуры, отношений между родителями и детьми, а также интимных отношений вообще, происходящих в обществе.

    Во всем мире общества сталкиваются с похожими явлениями в вопросах, касающихся изменений семейной жизни. Тревоги по поводу распада• семей, звучащие в Великобритании, одновременно высказываются в других странах, как входящих, так и не входящих в число индустриально развитых. Вопросы отличаются только уровнем обсуждения и культурным контекстом, в рамках которого они рассматриваются. Эрозия традиционных форм семейной жизни - в Великобритании, Китае и других обществах в мире - одновременно и отражает процесс глобализации, и вносит в него существенный вклад. Как мы увидим, изменения в семейной жизни часто сталкиваются с сопротивлением и призывами вернуться к прошлым •Золотым денькам•. Однако тот факт, что большинство из нас, сопротивляемся мы этим изменениям или нет, уделяет много времени их обдумыванию, является показателем фундаментальных преобразований, затронувших нашу эмоциональную и личную жизнь в последние несколько десятилетий. Назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром и его влиянием на нашу личную жизнь.
    17. Типология семьи и брака.
    Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родственные отношения - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (матери, отцы, братья и сестры, дети и т. д.). Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц.

    Многие социологи полагают, что нельзя говорить о •семье·> так, как будто существует только одна более или менее универсальная модель семейной жизни. По этим причинам представляется более правильным говорить о <·семьях•. Это позволяет подчеркнуть разнообразие форм семьи.

    В зависимости от количества партнёров:

    • моногамная семья — состоящая из двух партнёров

    • полигамная семья — состоящая из более двух партнёров

    • Многоженство (полигиния) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

    • полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов

    • шведская семья — семья, основанная на полиаморных отношениях между тремя партнёрами

    В зависимости от состава:

    • простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

    • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

    • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

    • сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

    • однополая семья — семья, образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами).

    В зависимости от отношений между родителями и детьми:

    • родители проживают с родными детьми и до вступления в брак других детей у них не было;

    • хотя бы у одного из родителей уже были дети до вступления в данный брак, эти дети могут проживать как в данной, так и в другой семье (сводная семья);

    • семья, в которой дети усыновлены (приёмная семья).



    Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

    • эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т. д.);

    • экзогамные, где брак внутри определённой узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т. д.) запрещается.



    В зависимости от места человека в семье:

    • родительская — это семья, в которой человек рождается;

    • репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.



    В зависимости от проживания семьи:

    матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;

    патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

    неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

    18. Девиация и социальный контроль.

    Мы все знаем, кто это такие - люди, чье поведение отклоняется от нормы, или, по крайней мере, нам кажется, что мы знаем. Индивидуумы с девиантным поведением -это люди, отказывающиеся жить по правилам, которым следует большинство из нас. Это безжалостные преступники, наркоманы или опустившиеся бродяги, которые явно не соответствуют приемлемым для большинства людей стандартам нормальности. В действительности, однако, ситуация не вполне такая, как она представляется на первый взгляд, - этот урок нам часто преподает социология, потому что она побуждает нас заглянуть в суть явлений. Понятие отклонения от нормы объяснить отнюдь не просто, и связь между девиантным поведением и преступлением вовсе не является такой уж прямой.

    Исследование преступлений и девиантного поведения представляет собой одну из самых увлекательных и вместе с тем сложных областей социологии. Оно учит, что никто из нас не является таким уж нормальным, как нам, вероятно, хотелось бы думать. Оно также позволяет увидеть, что людей, чье поведение кому-то, возможно, кажется непостижимым или странным, можно считать разумными существами, если понять, почему они поступают именно так.

    Девиантное поведение можно определить как несоответствие данной совокупности норм, которая принята значительным числом людей в группе или обществе. Ни одно общество, как уже подчеркивалось, невозможно разделить сколько-нибудь простым способом на тех, чье поведение отклоняется от норм, и тех, чье поведение соответствует им. Большинство из нас в тех или иных случаях нарушает общепринятые правила поведения. Мы, возможно, когда-то совершили небольшую кражу, например, унесли что-то из магазина, не заплатив, или взяли какие-то мелочи на работе, вроде фирменной почтовой бумаги или пишущей ручки - для личного пользования. В тот или иной момент жизни мы, возможно, превысили скорость, допустимую при езде на автомобиле, позвонили в шутку по телефону или выкурили сигарету с марихуаной. Девиантное поведение и преступление - отнюдь не одно и то же, хотя во многих случаях они могут пересекаться. Понятие девиантного поведения гораздо шире понятия преступления, которое относится только к отклоняющемуся от нормы поступку, при котором происходит нарушение закона. Многие формы девиантнога поведения закон не карает санкциями. Так, изучение отклонений от норм поведения может включать такие столь различные явления как натурализм (нудизм), экстатическая культура или странники Нового Века.

    Чаще всего мы следуем социальным нормам, потому что вследствие процесса социализации мы привыкли поступать именно так. Все социальные нормы сопровождаются предусмотренными законом мерами наказания, которые стимулируют подчинение нормам и защищают от нарушений. Санкция - это любая реакция со стороны других людей на поведение отдельного человека или группы, которая направлена на то, чтобы обеспечить подчинение данной норме. Санкции могут быть позитивными (предоставление награды за соблюдение норм) или негативными (наказание за поведение, не соответствующее нормам). Санкции могут налагаться формально или неформально. Формальные санкции осуществляются особым ·органом или организацией, гарантирующей соблюдение конкретной совокупности норм. Основные типы формальных санкций в современных обществах представлены судами и тюрьмами. Закон - это формальная санкция, определенная властями в качестве правила или принципа, которому должны следовать граждане: он используется против людей, которые ему не подчиняются. Неформальные санкции представляют собой менее организованные и более спонтанные реакции на подчинение нормам. Разновидности неформальной санкции может подвергнуться, например, прилежный ученик, когда одноклассники дразнят его за то, что он много работает, или юноша или девушка, когда им дают прозвище «зануда» за то, что они отказываются гулять по вечерам. Неофициальные санкции имеют место также, например, в тех случаях, когда какой-то человек сделал замечание, оскорбительное для представителей того или иного пола или расы, и это встретило неодобрительную реакцию со стороны друзей или коллег.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта