Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Типология и классификация номадической культуры.

  • 13. Культура гуннов

  • 14. Великий шелковый путь - одно из важнейших достижений в истории мировой цивилизации

  • 15. Культура народов центральной Азии.

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    9. Номадизм как тип культуры

    Номадизм, образ жизни и человеческого существования, связанный с постоянными и более или менее регулярными перемещениями людей между разными местами. Миграционные перемещения кочевников связаны с четко определенными маршрутами и пунктами назначения, где кочевники проводят одинаково четко определенные периоды времени с конечной целью ведения экономической деятельности и обеспечения своих средств к существованию. Можно выделить три формы кочевничества: кочевые охотники и собиратели, кочевники-скотоводы и люди, ведущие не оседлый образ жизни, чья экономическая деятельность сосредоточена на ремесле и торговле.

    Концепции номадизма.

    Кочевники исторически жили в степях, полупустынях или высокогорьях. То есть кочевой тип земледелия развивался в условиях резко континентального климата, в районах с малым количеством осадков, в районах с ограниченными источниками воды и кормов. Такие районы называются засушливыми зонами.

    Культура древних племен на территории Казахстана.

    Из за постоянных переездов поисках новых пастбищ, скотоводы используют под жилища разные легко разбираемые, нетяжелые конструкции. Это могут быть юрты, палатки, шарты. Каркас такого жилища закрепляется жестко на земле, а сверху укрывается шерстью, кожей или тканевыми материалами.

    С древних времен этнические и культурные особенности часто отражались в одежде, отвечающей требованиям мобильности, верховой езды (крой, гуннское изобретение - брюки), легкости, прочности и комфорта в сохранении тепла. Кочевые пастухи на протяжении веков вносили различные модификации в соответствии с доступным материалом, технологиями, функциями, возрастом и социальным статусом. Многие костюмы стали произведениями прикладного искусства и имеют ярко выраженные этнодифференцирующие черты.

    Духовная культура

    Несомненно, духовная культура и народное творчество развивались в средней степи тысячелетиями. Об этом свидетельствует древняя эпоха казахского эпоса: «Алпамыс», «Қозы Көрпеш - Баян сұлу», «Хобланды».
    10. Типология и классификация номадической культуры.

    Классификации кочевничества

    Наиболее часто встречающиеся схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельностью. Выбрав в качестве выжнейшего критерия разновидностей разграничения скотоводческого хозяйства наличие или отсутствие в его системе земледелия, а при наличии такового — степень его развития, нарастания, мы выделим 3 основных типа скотоводства:

    1 комплексный,

    2 оседлый,

    3 кочевой.

    Кочевой тип объединяет наиболее подвижные скотоводческие хозяйства, комплексный — эти хозяйства сочетают черты оседлого, так и кочевого типов. Совокупность кочующих хозяйств, занимающихся также и регулярным земледелием, а оседлый тип основан только на оседлых формах скотоводческая отрасль в хозяйствах этого типа больше надлежит задачам регулярного земледелия.

    Среди названных типов можно отметить несколько подтипов, различающихся по степени нарастания земледельческой области, ее значительной части в хозяйстве, ее значимости как главного средства существования. Так, в рамках комплексного типа выделяются:

    1. Полукочевой тип - кочевые традиции ведения скотоводства доминируют над оседлыми в силу неразвитости земледелия в хозяйстве;

    2. Промежуточный тип - характерные для кочевого и оседлого скотоводческого хозяйства, черты как бы уравновешены имеют практический равные значения в скотоводческом хозяйстве как основных средств существования;

    3. Полуоседлый тип - где кочевые методы скотоводческого хозяйства являются прошлым, так как земледелие в хозяйстве явно преобладает и стал основным средством существования.

    В рамках оседлого типа можно выделить:

    1 - оседлый подтип с преимущественно яйлажного скотоводства;

    2 - оседлый подтип с преимущественно отгонного скотоводства;

    3 - оседлый подтип с преимущественно выгонного скотоводства;

    4 - оседлый подтип с преимущественно стойлового скотоводства.

    В пределах кочевого типа выделяются:

    1. Исключительно кочевой подтип: отсутствие земледелия в системе хозяйства, круглогодичное кочевание со скотом с одного сезонного пастбища на следующее пастбище, отсутствие сезонных стоянок, крупного рогатого скота, стационарных жилищ и построек для скота и так далее;

    2. Кочевой подтип с временным земледелием, отличия которого были кочевание на меньшие, чем в исключительно кочевом подстиле, расстояния, наличие в стаде малого количества крупно рогатого скота, отсутствие постоянной сезонной оседлости, так как участки земли из года в год засевались в другом месте, расположенном довольно на значительном расстоянии от прошлогодней пашины. Скотоводничества этого подтипа ограничены в кочевании во время земледельческих работ;

    3. Кочевой подтип с сезонной стоянкой, также характеризующийся полным отсутствием земледелия в хозяйстве, кочеванием на более длинные расстояния, отсутствием какого либо крупно рогатого скота; хозяйства, принадлежащие к этому подтипу, вынуждены проводить определенное время в году на одной и той же местности (чаще зиму), где иногда имеются постоянные загоны для скота, а также заготовлено некоторое количество сена для подкормки некоторых животных, ослабленных либо больных «с рук» в преимущественно в холодное или снежное время зимы.

    12. Основные памятники технических достижений древнего мира.

    Дошедшие до нас исторические данные о технических изобретениях, умениях и знаниях древних государств (Египта, Междуречья, Америки и др.) свидетельствуют о том, что в соответствии с доступными тогда базовыми технологиями эти общества достигли высокой степени развития. Немало из созданного в те времена продолжает удивлять (как, например, античные «семь чудес света»). Ряд достижений древних остаются загадками: например, способы строительства (в том числе огромных и точно спланированных сооружений), химические составы красителей, способы получения качественных металлических сплавов, рецепты лекарственных средств и др.

    Древние культуры придавали огромное значение практико-техническим навыкам и знаниям, прекрасно понимая их роль в выживании и жизнедеятельности человеческого общества. Религиозно-мифологическая традиция объясняла происхождение важных знаний и навыков действием сверхъестественных сил.

    Например, в религии Египта бог Осирис считался учителем людей, передавшим им основы земледелия, металлургии и других важных навыков. В мифологии античной Греции титан Прометей похитил для людей огонь, дал им знания, счет и письмо, ремесла (кораблестроение, металлургию и др.). Почитались у греков также неутомимый изобретатель бог-кузнец Гефест и искусный зодчий и изобретатель Дедал. А у древних италийцев бог посевов Сатурн (соответствовал греческому Кроносу) научил людей земледелию. По другой версии, до Сатурна правил Янус (бог времени), передавший людям исчисление времени, а также навыки обработки земли, ремесла и кораблестроение. Греческому Гефесту у италийцев соответствовал Вулкан — изобретатель, архитектор и механик, обучающий людей различным ремеслам.

    Древний Египет. Древний Египет создал одну из наиболее высокоразвитых цивилизаций древнего мира. Она сложилась в трудных географических условиях, тесно связанных с климатом пустыни и природными ритмами реки Нил. Для выживания в такой среде требовалось развитие сложнейших систем управления водой и земледелия. Государство Египет смогло дать ответ на природные вызовы и создать колоссальную инфраструктуру ирригационных техник, дамб, каналов, плотин и т.н. В художественной литературе это ярко описано в известном романе польского писателя Б. Пруса «Фараон».

    Все это требовало и идеальной организации и координации работ, так как крупные проекты Египта реализовывались посредством ручного труда огромного количества рабочих. Философ и историк Л. Мэмфорд назвал подобный вид организации рабочих «Мегамашиной».

    Вообще говоря, управление водой само по себе является одной из фундаментальных задач для всех земледельческих культур. Подобно тому, как решающим событием палеолита было освоение огня, так в эпоху постоянного земледелия необходимостью становится освоение водных ресурсов. Поэтому гидротехника является одной из древнейших областей технической деятельности человека.

    Создание гидротехнических систем, а также расчеты времени разлива Нила требовали сложных знаний и навыков (математических, астрономических, инженерных и др.). Высокой степени развития достигли различные землемерные (геометрические) техники — измерение высот, площадей, объемов, вычисление и деление углов, расстояний, решение тригонометрических задач и др.

    Строительное искусство древних египтян и сейчас поражает воображение. Египетские пирамиды считались одним из семи «чудес света» (они единственные из всех «чудес» пережили тысячелетия и сохранились). Их создание было сложнейшим делом с технической точки зрения. Например, знаменитая пирамида Хеопса построена из колоссального количества огромных каменных блоков, очень точно подогнанных друг к другу. Внутреннее устройство пирамид — крайне сложное и тоже точно выверенное; пирамиды также правильно сориентированы по отношению к сторонам света.

    Высокой степени развития достигла металлургия. В Египте был получен удачный сплав меди и олова, что способствовало производству и распространению разнообразных высококачественных изделий из бронзы - твердых, долговечных, необходимой формы и отделки и т.п.
    13. Культура гуннов

    Гунны вели кочевой образ жизни, который не всегда был понятен оседлым на

    родам: римлянам и грекам. Поэтому в исторической литературе можно встретить разные характеристики кочевников. Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного, которое они сушат на крупе своей лошади или на своем поясе. Они кочуют по степям, горам и лесам и с детства привыкают к холоду, голоду и жажде, умеют их преодолевать. Гунны как бы сливаются со своими конями, которые невзрачны на вид, но выносливы и быстры и исполняют волю своих хозяев. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят, не сходя с лошади, и на ней же питаются и утоляют жажду, даже спят, нагнувшись и положив голову на гриву коня. При этом так крепко спят, что даже видят сны. При обсуждении важных жизненных вопросов на собраниях они это делают, сидя на лошади».

    Гунны имели и свои города. Римский историк Прииск писал: «Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное поселение, в котором был дворец Аттилы. Как уверяли нас, он был великолепнее других дворцов, которые он имел в других мес

    тах. Он был построен из бревен и досок, искусно об

    тесанных, и обнесен деревянной оградой, более служащею к украшению оного, нежели к защите. Царский дворец украшали шатровые крыши, башни и башенки, возвышаясь над оградой. Почти все дома были рубленные – бревно прилаживалось к бревну».

    Особенно удивила Прииска баня, выложенная из белого камня.

    Кожа, шерсть, войлок, дерево – вот основные материалы кочевников для изготовления всех не

    обходимых вещей и предметов. Они не так долго

    вечны, как камень. Меха, ткани и одежда давно истлели и не могли сохраниться до наших дней. Но по письменным источникам можно узнать, что кожаные одежды гуннов были прочны и удобны, легки и красочны.

    Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью. Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных витых проволочек – скань. Еще одним видом украшения была инкрустация, когда для красоты в изделие вставляли цветные камушки. Ученые называют такой стиль «полихромным стилем». Гунны искусно выделывали серебряные и золотые украшения. В погребениях богатых гуннов в обилии встречаются золотые серьги, кольца, перстни, инкрустированные золотом кожаные пояса. Для украшения изделий использовались изображения диких животных. Найденные в местах постоянных поселений го

    ловки веретен показывают, что гунны ткали и носили одежду из шерсти. В богатых погребениях знатных гуннов находят остатки шелковых мате

    риалов, отсюда становится ясно, что они также одевались в дорогой китайский шелк.
    14. Великий шелковый путь - одно из важнейших достижений в истории мировой цивилизации.

    Великий шелковый путь - это трансконтинентальный маршрут, соединяющий Запад и Восток.

    Шелковый путь начинается в долине Желтой реки в Китае. Дорога дошла до Иссык-Куля по реке Или. Здесь дорога разветвляется на юг и север. Южный маршрут идет в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак, Сирию и Средиземное море. Северный маршрут идет до города Испиджаб на юге Казахстана, где он делится на две ветви. Один шел в Среднюю Азию, другой - через Туркестан, ниже по течению Сырдарьи, через западный Казахстан, вокруг северо-восточной части Черного моря в Европу.

    Согласно древнекитайским источникам, В середине I века караваны с шелком отправлялись из Китая на Запад. В Китай поставлялись различные товары из Средиземноморья, Ближнего Востока и Средней Азии. Среди них среднеазиатские племенные лошади, слоны и носороги с Востока, редкие животные, такие как леопарды и львы, фрукты (виноград, персики, дыни и др.). С тех пор Великий шелковый путь стал использоваться как постоянная дипломатическая и торговая артерия.

    Великий шелковый путь не только поставлял товары народного потребления, но и стал столпом духовной культуры. Особенно это заметно в музыке и танцах. Сюаньцзан, буддийский богослов, который был свидетелем подобных церемоний во дворце западно-тюркского кагана в 630 году, пишет: Хотя это чужая музыка, она также радует слух и наполняет радостью сердце и разум »(История Казахстана, А., 1996. Том 1, стр. 505).

    Иранские, согдийские и турецкие артисты внесли значительный вклад в развитие китайской хореографической культуры. Самыми популярными среди них были подростки и девушки. В частности, дети из Ташкента носили широкополые платья в иранском стиле и высокие береты с остроконечными бусинами.

    Еще одним важным аспектом Великого шелкового пути было распространение своих религий различными миссионерами, которые проходили по нему. Буддизм пришел из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан, христианство из Сирии, Ирана, Аравии, а затем ислам. Это подтверждается физическими данными. Об этом свидетельствуют найденные на юге и в Семиречье Казахстана буддийские храмы, монастыри, буддийские статуи (найдены в городах Ак-Бешим, Новопакровск, Новопавловск в Чуйской долине).

    Свидетельства этому можно найти в районе раскопок христианских церквей в этом районе, обнаружении керамических чаш с символами христианства - крестом и голубем, надписью «Петр и Гавриил».

    Самый протяженный участок Великого шелкового пути проходил по территории Средней Азии и Казахстана.

    Из Семиречья на восток проходило несколько маршрутов Великого шелкового пути. Первый маршрут пролегал через юго-западное Семиречье. Он достиг Алматы через Тараз, затем на восток через Шелек, Сумбе, Жаркент. Второй маршрут был северо-западным, проходил через Алматы, Капчагай, Шенгельды, Алтынемель, Дунгене, Койлык и на восток через Джунгарские ворота возле Алаколя. . Третий маршрут выходил из Тараза через Саркан на северо-восток Казахстана. Маршрут проходил мимо станций Кулан, Хантау, Айнабулак.
    15. Культура народов центральной Азии.

    Результаты исследований прошлого Центральной Азии доказывают о выдающейся роли региона в истории и ее культуры. Недавнее открытие археологами самобытных культур древней Центральной Азии указало на их самостоятельность от цивилизации древнего Ирана и крах традиции видеть в них периферию Персидской империи.

    Взаимодействие нескольких культур, сформировавшихся в необыкновенных экологических условиях, а также ранние и близкие связи с иными цивилизациями Востока оказываются специфическими особенностями древней Центральной Азии. Местные культуры эпохи античности оказались началом последующих культур, блиставших в одно время с Средневековой Европой.

    В шестом тысячелетии д.н.э. на юго-западе Центральной Азии зародилась джейтунская неолитическая культура. Племена в основном вели оседлый образ жизни, выращивали ячмень и пшеницу, разводили мелкий домашний скот (таких как коз, овец и т.д.). Поселки джейтунцев формировались из глинобитных домов с центром – святилищем, обвешанным живописными рисунками. К 4 тысячелетию д.н.э. земледельческо-скотоводческие общины типа джейтунской осваивают технику изготовления меди, разводят крупный рогатый скот и верблюдов.

    Среди самых хорошо изученных памятников культуры юго-запада Центральной Азии цивилизация Алтын-Депе. Центры протогородской цивилизации были обезопасены крепостными стенами, воплощены из кирпича-сырца. Особый интерес исследователей вызвал вотивный комплекс Алтын-Депе. В него входили хранилища, храм главного служителя культа, кладбища служителей культа. Храмовый комплекс был предназначен богу Луны. Исследования археологов свидетельствуют о близких связях цивилизации Алтын-Депе с культурами Месопотамии и Хараппской цивилизации долины Инда. Выделяют три социальных группы Алтын-депенской цивилизации: знать общин; вожди и жрецы (служители культа); ремесленники и земледельцы. В захоронениях представителей высшего слоя обнаружены украшения из серебра, слоновой кости, золота, в том числе привезённые из далёких регионов.

    К середине 2 тысячелетия до нашей эры культуры юго-запада Центральной Азии проходят через упадок. Основные точки культуры региона перемещаются к среднему течению Амударьи. Находки из раскопок поселений говорят о связях с культурой Алтын-Депе. Некоторые предметы вещи о растущих связях с Эламом и Месопотамией. К началу 1 тысячелетия д.н.э. юг Центральной Азии стал частью зоны высокоразвитых культур Древнего Востока.

    Одновременно с ростом культур в оазисах юга на севере начинают распространятся племена степных скотоводов. Своеобразные взаимодействия кочевников севера и оседлых племен юга определяют вектор развития цивилизаций Центральной Азии.

    Базовым технического прогресса этого периода является металл, а именно железо. В юго-восточном Прикаспии и в Мургаба функционируют продуктивные ирригационные системы. Создаётся новая оазисная система расселения. Главным центром оазисов были крупные поселения с огромными крепостями, построенные из кирпича-сырца. Впечатляющие колоссальными размерами дворцы правителей. На территории Бактрии и Согда сходные по типу культуры были распространены.

    В момент включения территории культур Центральной Азии в одну державу, Ахемениды столкнулись лицом к лицу с мощным противодействием кочевников, в античных источниках именуемыми массагетами. В конце концов, лишь оазисы присоединились в состав сатрапий. Процесс вхождения сопровождался спорными тенденциями. Так, Бехистунская надпись доказывает о факте великого народного восстания в Маргиане во главе с вождём Фрада. Сепаратисты были уничтожены. С 5века д.н.э. наступает период шаткого, но стабильного развития. Крупным центром становится столица Согда, Мараканда. В постоянной международной торговле одним из самых известных стал путь в Индию через Бактрию. Сохраняя традиций империи, местные правители строят превосходные дворцы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта