Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие

  • 6 Основные параметры основных типов культуры( Критерии архаической, оседлой, индустриальной культуры)

  • 7. Формы культуры миг, религия, мораль

  • 8. Духовная культура. Типы духовной культуры

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    4. Культура как мир артефактов

    Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, "сверхприродную" среду обитания. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта "сверхприродная" культурная среда: пеленки и соски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет - все это продукты человеческого труда. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров - существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить материальную среду культуры в замкнутую сферу и полностью отгородиться ею от природы невозможно).
    Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами (от лат. arte - искусственный и factus - сделанный). Артефакты - феномены культуры - это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле и в своей душе, в собственном физическом и духовном облике. Итак, культура есть мир артефактов - мир человеческой деятельности и ее продуктов. Это ее первая важнейшая характеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о материальной культуре - вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует "вторую природу", которую человек создает собственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.
    5. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие
    Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.
    Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.
    Материальные объекты культуры одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.
    Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах. Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.
    Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени.
    Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.
    На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
    Другой особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.
    Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.
    Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.
    Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.
    Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.
    Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.
    6 Основные параметры основных типов культуры( Критерии архаической, оседлой, индустриальной культуры)
    Под параметрами организационной культуры понимаются общие признаки, на основе которых разные культуры можно классифицировать и сопоставлять друг с другом. Основными признаками организационной культуры являются:

    1) отношение членов организации к новому, к переменам;

    2) степень принятия делового риска;

    3) ориентированность на решение личных проблем или инструментальных задач;

    4) степень централизации принятия решений;

    5) социально допустимая дистанция между руководителями и подчиненными;

    6) степень формализации и регламентированности деятельности, подчинения ее планам, правилам и процедурам;

    7) соотношение коллективизма и индивидуализма;

    8) отношение к женщинам и слабым;

    9) характер отношений между работниками и организацией (ориентация на самостоятельность, независимость, или конформизм, лояльность);

    10) стиль руководства;

    11) ориентация людей на сотрудничество или соперничество;

    12) источник власти;

    13) принципы оценки и вознаграждения работников.
    Архайческая культура Это период примерно от 50 до 10 тыс. лет до н.э.) человек учится рисовать, считать, создает первые объяснения мира и самого себя. В этот же период появляются и первые социальные формы организации людей (племенные и родовые союзы). Сразу нужно обратить внимание на необычность, с современной точки зрения, воззрений, присущих людям архаической культуры. Если иметь в виду культурное сознание человека, то главным для архаического человека являлось убеждение, что все люди, животные, растения имеют душу. Представление о душе у людей примитивных обществ (а они до сих пор находятся на стадии развития, соответствующей архаической культуре) примерно следующее. Душа — это тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Некоторые племена, отмечает классик культурологии
    Оседлая культура Оседлая культура это те народы которые жили на одном месте. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак. В Жетысу - города Талхир (Талгар), Алмалы, Койлык. Крупным торговым городом Чуйской долины был Суяб. В Испиджабе обнаружены караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями - тимы. В VI-IX вв. обедневшие скотоводы переходили к оседлому образу жизни, становились жителями городов. Основное население Семиречья в VI - первой половине IX вв. составляли тюрки. Аль-Идриси пишет о городах X-XI вв., расположенных на Алаколе и по Иртышу, принадлежавших кимакам.
    Индустриальная культура Первыми теоретиками культуры индустриального общества стали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Бэлл, Дж. Гэлбрейт. Индустриальный тип культуры сформировался в результате научнопромышленной революции в процессе становления и развития машинного производства. Прежде всего, изменилась социальная структура: произошло перераспределение рабочей силы (миграция сельскохозяйственного населения в сферу промышленности) Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации.
    7. Формы культуры миг, религия, мораль
    Основными формами культуры являются: мифология, религия, мораль, искусство, право, идеология, экономика, наука, философия.
    Мифология - одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражающие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они соединены родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию, возникла хтоническая мифология (от слова хтон - "земля"): люди верили, что существуют могущественные существа с человеческо-звериным обликом; так, древние греки верили в Минотавра (человекобык, связанный с подземным миром), все египетские боги были звероподобны. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются Небесными богами с человеческим обликом: вспомним греческие мифы об олимпийских богах - Зевсе, Аполлоне, Афине, Венере и т.д.
    Религия - форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге религии делятся на:

    o монотеистические (иудаизм, христианство, ислам - вера в одного Бога);

    o языческие, или политеистические (политеизм - вера во многих богов: восточные культы);

    o трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство);
    По степени распространенности в мире выделяют:
    o мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;

    o локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).
    Мораль - форма культуры, которая включает в себя представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, а также запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты - табу).

    Искусство - форма культуры, которая отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства - в первобытном обществе - его элементы были слиты, переплетены друг с другом; позже обособились отдельные виды искусства: музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

    Право - форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм - законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Право формируется вместе с государством, является признаком цивилизованного образа жизни людей.

    Идеология - форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.
    Наука - форма культуры, производящая новые знания о мире и человеке.

    Философия - форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I в. до н.э. В трех регионах мира: Эллада, Индия, Китай. Древние философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

    Экономика - форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение жизни человека в обществе в результате активного воздействия на природу, ведения хозяйства с помощью определенных методов и т.п.
    8. Духовная культура. Типы духовной культуры

    Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

    Духовная культура бурно развивается, в ней появляется много процессов и явлений. С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна начитанности или образованности, и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.

    Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: Обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), Нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей. (Витальные, Социальные, Политические, Моральные, Религиозные, Эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности.
    Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

    • религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

    • нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

    • правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

    • политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

    • педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

    • интеллектуальная культура (философия, история, наука).
    Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.
    Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).
    Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме художник-искусство-публика. Элементами этой самоуправляемой системы являются художественное производство - художественные ценности - художественное потребление. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
    Так. познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуру специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.
    Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна начитанности или образованности, и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете.
    Например, орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, что первичной является материальная культура, а духовная культура – вторичной. Между тем непредвзятое рассмотрение обнаружит искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые материальные потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению духовных потребностей.
    Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта