Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Массовая информация и массовые коммуникации в социальных системах.

  • 32. Влияние масс-медиа на развитие новых стандартов, стереотипов, мотиваций, моделей поведения и образа жизни

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    30. Доступность образования, культурный капитал и неравенство.

    Образование является социокультурным феноменом, безусловной ценностью и самым активным образом влияет на формирование базовых установок современного человека. Образование играет значительную роль в развитии любого общества, связано с историей человечества, его совершенствованием. Новые смыслы и ценностные установки культуры опосредованно влияют на содержательные характеристики образования, во многом определяют его цели и стратегические приоритеты развития. Образование было и есть фундаментальная ценность в культурном многообразии современной эпохи. Стратегической целью проводимых реформ в российском образовании является, наряду с достижением его эффективности и качества, обеспечение доступности образования.

    Доступность образования как один из приоритетов образовательной политики, предусматривающий предоставление человеку спектра возможностей получения образования, в условиях инновационной экономики приобретает особую значимость. Потребности индивидов в доступности образования имеют социальные, экономические и личностные, индивидуальные основания. Основой формирования потребностей индивидов в образования является необходимость в удовлетворении, как духовных, так и материальных потребностей. Ситуация экономической нестабильности усиливает интерес широких слоев населения к образованию, в большей степени к высшему образованию, как средству достижения более высокого социального положения. Удовлетворить потребности индивидов в образовании, не обеспечив его доступности, не представляется возможным. Понимание доступности образования как социокультурной ценности обосновывается рядом социокультурных функций, характеризующих образование:

    - образование является способом вхождения человека в мир науки и культуры;

    - образование есть социальный институт передачи базовых культурных и духовно-нравственных ценностей, оформленных образцов человеческой деятельности, социализации человека и преемственности поколений;

    - образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека. Доступность образования как социокультурная ценность предполагает возможность включения человека в систему образования на основе активизации субъектного опыта, внутреннего потенциала саморазвития и самосовершенствования личности. В результате проблема доступности образования получает иное звучание при рассмотрении образования с точки зрения его ценности как социокультурного феномена. Значимость образования как социокультурной ценности была актуализирована еще в трудах и педагогической практике древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля. Платон, в основанной им Академии и названной в честь мифического героя Академа, проводил занятия для всех желающих, доступ был открыт для всех. По мнению Аристотеля, выдвинувшего идеи об универсальности этапов развития, обучения и воспитания для всех, все люди должны иметь равные права и возможности для развития. Связь образования и социального неравенства в обществе является одним из фундаментальных вопросов социологии и одним из наиболее острых вопросов политики государства.

    Существуют две принципиальные позиции относительно вклада образования в установление и поддержание социального равенства или неравенства в обществе.

    1. Образование способствует выравниванию социальных возможностей людей в обществе. Эта позиция представлена структурно-функционалистским направлением в социологии, согласно которому образование является механизмом обеспечения равных возможностей в обществе, так как в школе все учащиеся находятся в равных условиях и академический успех достигается только благодаря их индивидуальным усилиям.

    2. Образование является механизмом воспроизводства социального неравенства в обществе. Эта позиция отражена в трудах представителей конфликтологического направления, а также в культурологической концепции Г1. Согласно сторонникам этой позиции учащиеся в школе изначально находятся в неравных условиях, поэтому хорошую или плохую успеваемость нельзя считать только «заслугой» их самих.

    Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения. Основные измерители неравенства – ликвидные ценности. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и так далее).

    Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедным) количеством благ. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, то есть передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как об особой субкультуре.

    Сущность социального неравенства, как уже говорилось, заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и меньшие – большинство населения.

    31. Массовая информация и массовые коммуникации в социальных системах.

    Для современного мира характерно бурное развитие информационных технологий. Поэтому все большее внимание уделяется проблемам массово -коммуникативных процессов. Социология массовой коммуникации в двадцатом веке достаточно активно развивалась в странах Америки и Европы. В последние годы информационные потоки получили мощный импульс для развития благодаря непрерывному увеличению количества баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности и технологий массовых коммуникаций. Отдельные исследователи начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам.Понятие массовой коммуникации.

    Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20 века (от лат. «communicatio» - сообщение, передача и от «communicare» -делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать). Коммуникация является необходимым элементом взаимодействия людей, групп, народов, государств. В процессе коммуникации происходит передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, поэтому она занимает ведущее место в сфере социальных процессов. Коммуникация - это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности.

    На основе коммуникации в обществе формируются индивидуальные и коллективные установки поведения. Коммуникация осуществляется в различных формах: языковые и паралингвистические системы межличностного общения (мимика, жесты); в области культуры - литература, искусство и средства массовой коммуникации.

    Конструирование социальных общностей, систем, институтов, организаций и т.д., существование общества как такового невозможно без коммуникации. Она пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Без коммуникации невозможно функционирование и развитие всех социальных систем. Она обеспечивает связь между людьми, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры, позволяет накапливать и передавать социальный опыт. Естественно, что всякое исследование затрагивает те или иные формы коммуникации.

    Существует большое количество определений коммуникации. Так, в словаре «Современная западная социология» дается следующее толкование понятия коммуникация:

    1) коммуникация - это средства связи любых объектов материального и духовного мира;

    2) коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку;

    3) коммуникация - это общение и обмен информацией в обществе, т.е. социальная коммуникация

    В «Современном словаре иностранных слов» коммуникация определяется как:

    1) путь сообщения (воздушная, водная и т.д. коммуникация);

    2) форма связи (телеграф, радио, телефон);

    3) акт общения, связь между двумя и более индивидами, основания для взаимопонимания;

    4) процесс сообщения информации с помощью технических средств - СМК (печать, радио, кино, телевидение) 

    Согласно энциклопедическому социологическому словарю коммуникация - это передача информации от одной системы к другой, посредством специальных материальных носителей, сигналов.

    Таким   образом,   коммуникация   представляет   собой: во-первых, средство связи любых объектов материального и духовного мира; во-вторых, процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку; и в-третьих, передачу и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него.

    В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в процессе общения как обмен целостными знаковыми сообщениями, в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния и программы деятельности общающихся сторон.

    В содержании и формах коммуникации отражаются общественные отношения и исторический опыт людей. В самом общем виде под коммуникацией обычно подразумевается акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц посредством общей системы символов (знаков).

    Коммуникация - это социально обусловленный процесс, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. Поэтому в социологии коммуникации наряду с межличностной всесторонне изучается массовая коммуникация.

    Социология исследует социальные факторы, которые обуславливают влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения, т. е. отношения людей к социальным реалиям и ценностям.

    Главными задачами осуществления социальной коммуникации, взаимосвязанными друг с другом являются:

    • интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую целостную систему общества;

    • отделение и обособление различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;

    • внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

    • создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.

    • Первые исследования массовой коммуникации в контексте общей социологии приходятся на начало 20 века.

    Проблемы массовой коммуникации в наибольшей степени анализировались М.Вебером, который в 1910 году методически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте. Он убедительно доказывал влияние периодической печати на различные социальные структуры, на формирование человека как члена социума.

    Еще в конце 19 века изучение «массы» как нового типа реципиента информации началось в рамках психологической науки. Первоначально масса трактовалась как простое агрегатное состояние личности, позже - как агрегатное объединение индивидов, соединенных случайной информацией в случайных условиях. Это объединение непредсказуемо, спонтанно, неопределенно своими реакциями как в целом, так и в поведении составляющих его единиц - индивидов.

    Основы изучения массы были заложены в работах Г.Тарда, Г.Лебона, П.Лаврова, Н.Михайловского, Н.Кареева, П.Сорокина. Автор одной из первых концепций массового общества отождествлял массу с толпой. Толпа делает людей неуправляемыми и безответственными. Она не рассуждает, а повинуется страстям. Согласно Г. Лебону, главная черта 20 века состоит в замене сознательной деятельности индивида бессознательной деятельностью толпы. Основной характерной чертой масс является поглощение индивидов, их слияние в единые разум и чувство, нивелирование личностных различий и снижение интеллекта. В толпе не имеют значения социальный класс, образование и культура участвующих, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать. Для Лебона масса является почти исключительной противоположностью личности.

    Французкий социолог и криминалист Г.Тард в своей концепции пошел еще дальше своего предшественника. Как и Лебон, Тард считал, что человек в массе и особенно в толпе гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. Средний умственный уровень каждого человека в толпе ниже, чем у каждого порознь.

    Общественное телерадиовещание является эффективным и дешевым средством поддерживания культурного и образовательного потенциала нации, ее традиций и языка. Вместе с тем оно может служить мощным инструментом гармоничного развития гражданского общества и укрепления всех демократических структур и институтов государства. Сегодня, в условиях развития новых технологий коммуникации, открываются новые возможности и для общественного телерадиовещания .

    В целом организация и функционирование государственного вещания отражает фундаментальные особенности социально-политического и культурного состояния каждой страны. Важную роль играют проблемы культурной и религиозной идентичности, особенности исторического развития региона.

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, о большой значимости средств массовой информации, которая осознается ведущими странами мира. В развитие информационных и телекоммуникационных технологий, информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов и в изучение социальных и политических особенностей информационного общества, в разработку концепций и программ его формирования вкладываются стратегические средства

    В Казахстане за последние годы созданы серьезные предпосылки и условия интеграции в мировое информационное общество. В нашей стране активно создаются и внедряются новейшие технологии, развивается информационная инфраструктура. Постепенно формируется культура, порождаемая эпохой информации.

    Информация становится реальным социальным ресурсом, способным помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным переменам в обществе и усвоить новые стереотипы поведения. Во многих направлениях происходят оптимальные изменения в отношении к информации и расширению возможностей получения и применения ее для развития человеческого потенциала.

    В Казахстане, как и в других странах мира, весьма актуальна задача определения наиболее эффективных путей, вхождения в информационное общество, анализа и корректировки сложных социально-политических процессов, связанных с этим процессом. Общество, которое не способно социально и политически меняться одновременно с происходящими ныне информационными процессами, неизбежно окажеться на периферии мирового развития в технологическом, экономическом и культурном отношениях.
    32. Влияние масс-медиа на развитие новых стандартов, стереотипов, мотиваций, моделей поведения и образа жизни

    Для современного мира характерно бурное развитие информационных технологий. Поэтому все большее внимание уделяется проблемам массово -коммуникативных процессов. Социология массовой коммуникации в двадцатом веке достаточно активно развивалась в странах Америки и Европы. В последние годы информационные потоки получили мощный импульс для развития благодаря непрерывному увеличению количества баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности и технологий массовых коммуникаций. Отдельные исследователи начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам.

    Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20 века (от лат. «communicatio» - сообщение, передача и от «communicare» -делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать). Коммуникация является необходимым элементом взаимодействия людей, групп, народов, государств. В процессе коммуникации происходит передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, поэтому она занимает ведущее место в сфере социальных процессов. Коммуникация - это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности.

    На основе коммуникации в обществе формируются индивидуальные и коллективные установки поведения. Коммуникация осуществляется в различных формах: языковые и паралингвистические системы межличностного общения (мимика, жесты); в области культуры - литература, искусство и средства массовой коммуникации.
    Следует отметить, что воздействие массовой коммуникации на сознание людей нередко достигается с помощью социальных стереотипов, т.е. схематичных и упрощенных представлений о социальных объектах, широко распространенных в обществе.

    Стереотип присутствует во всех областях человеческих знаний. Основная его функция - классифицировать и опосредовать новую информацию, служить ориентиром в поведении. Поэтому большинство исследователей указывает на связь стереотипов в сознании людей с влиянием средств массовой коммуникации, формирующих отношение к миру; на поведение, воспроизводящее поступки, транслируемые в печати, радио, телевидении; на привязку определенных принципов поведения к тем местам жизнедеятельности человека, на которые указывают средства массовой коммуникации.

    Р. О'Хара утверждает, что формирование стереотипа проходит три этапа: выравнивание; усиление; ассимиляция. В результате чего сложный объект восприятия сводится к схеме и хорошо известным признакам. В начале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным признакам, а затем, выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выравненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого и значимого для данного индивида. Человек, привыкший к ситуации, реагирует автоматически. Р. О'Хара отмечает: «Интенсивность реакции будет зависеть от интенсивности эмоционального воздействия, от искусства манипулирования стереотипами».

    У. Липпман вскрывает рационалистический самообман людей относительно того, как они получают информацию в современном обществе, как формулируют суждения и действуют на их основании, используя поддержку средств массовой информации. У. Липпман утверждает, что «стереотипная модель в центре нашего кодекса в значительной мере предопределяет, какие группы фактов мы видим, и в каком свете мы должны их видеть. Именно по этой причине при наилучших намерениях известия в газете подкрепляют взгляды издателя; капиталист видит одни факты и определенные аспекты человеческой жизни, в то время как его социалистический противник замечает другие факты и другие аспекты, причем каждый считает другого неразумным и недалеким, хотя действительное различие между ними состоит в различии восприятия».

    Для описания процесса стереотипизации в эмоционально-оценочном аспекте используется понятие установки. Поэтому интерес представляет то, каким образом средства массовой коммуникации воздействуют на установку. Многие ученые полагают, что на установку можно повлиять, т. е. изменить, а для организатора коммуникативного воздействия это бесценное качество. Традиционные модели, рассматривающие смену установок (М. Фишбейн, И. Айзен, К.И. Ховланд, X.Келман, И.Л. Джанис, Х.Х. Кслли), предполагали, что, зная установку человека можно предположить, как он будет себя вести по отношению к объекту установки в той или иной ситуации.

    Так, теория социального влияния X. Келмана является одной из многих функциональных теорий сдвига установок. Отличием теории X. Келмана от других функциональных теорий является то, что она сосредотачивается на характеристиках коммуникатора как детерминантах смены установок. Кроме того, она рассматривает условия, предшествующие коммуникации в одном ряду с мотивами, ведущими к смене установок. К тому же только эта теория подчиняется непосредственной эмпирической проверке. X. Келман выделяет три процесса социального влияния:

    Согласие (податливость).

    Идентификация.

    Интернализаиия.

    Для каждого процесса характерен специфический набор предшествующих условий, закономерно влекущих этот процесс, и набор последствий процесса.

    Согласие - это публичное принятие какого-либо мнения, установки или поведения без личной убежденности в его справедливости. Оно возникает тогда, когда мы принимаем влияние или изменение, так как ожидаем, что будем награждены или избежим наказания, если применим его. Мнение принимается потому, что это принятие есть средство достижения некоторого удовлетворительного социального результата.

    Идентификация - публичное и личное принятие мнения, установки или образца поведения, так как такое принятие необходимо для поддержания необходимых ролевых взаимоотношений с воздействующим агентом. Идентификация отличается от согласия тем, что индивид действительно верит в новое мнение, а сходство этих процессов в том, что принятие обусловлено не внутренним содержанием информации, а внешними причинами.

    Интернализация - возникает лишь тогда, когда человек принимает новую информацию, установку или модель поведения, так как действительно верит в ее справедливость. Интернализация обычно означает включение новой информации во внутреннюю систему ценностей. Именно на стадии интернализации происходит исчезновение или смена социальных стереотипов.

    Практика показывает, что стереотипы реагируют на новую информацию, особенно на драматические события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации. История развития нашей страны содержит не мало примеров изменения и исчезновения социальных стереотипов. Так, например, существовали лозунги и стереотипы, которые служили идеологическому обоснованию системы социализма: «Социализм - самая прогрессивная система в мире», «Дело Ленина живет и побеждает» и т.п. Новая эпоха принесла нигилистическое понимание прошлого, на смену одним стереотипам пришли другие; «Запад нас спасет», «Капитализм - лучший из миров» и т.д.

    B. Артемов, изучив опыт западной пропаганды и рекламы, обнаружил эффективные приемы воздействия на сознание людей помогающие формированию стереотипов:

    - использование совпадения интересов;

    - увязка новых стереотипов со старыми;

    - прием подмены стереотипов;

    - смещение фокуса внимания;

    - выпячивание чувств отдельных групп;

    - стимулирование столкновений мнений.

    Таким образом, активная деятельность средств массовой информации может воздействовать на сознание людей, способствовать изменению и формированию социальных стереотипов.

    Итак, социальная сущность массовой коммуникации сводится к тому, что это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества. Диапазон информации, открыто и в массовом масштабе циркулирующий в обществе, является одним из критериев, определяющих массовое сознание. Социальные институты и средства массовой коммуникации, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы, влечения. Средства массовой коммуникации выступают как способ регуляции поведения (мнения, отношения, оценки) человека и адаптации его к новому. Существенную роль в доступности информации для восприятия играют социальные стереотипы, функционирующие в общественном сознании. Стереотип при этом действует одновременно, и как оправдывающее средство для принятия или отталкивания явления, и как средство его блокирования или избирательного восприятия.

    Средства массовой коммуникации не только воспроизводят старые стереотипы, но и формируют новые. Процесс формирования стереотипа проходит три этапа:

    - выравнивание - некий объект восприятия сводится к хорошо известным массовому сознанию признакам;

    - усиление - выделенным характеристикам объекта, приписывается особая значимость, которую они не имели, будучи составными элементами целого;

    - ассимиляция - в результате выравнивания общих и усиления конкретных признаков объекта, строится образ, который затем воспринимается индивидом автоматически.

    Реакция аудитории на какой-либо объект будет зависеть от интенсивности эмоционального воздействия, от искусства манипулирования стереотипом.

    В результате, предпринятого нами, теоретико-методологического исследования социального и тендерного стереотипов, а также определения влияния средств массовой коммуникации на стереотипизацию массового сознания, были сформулированы следующие выводы. Стереотип - это явление, возникающее в процессе социального взаимодействия, являющееся неотъемлемым элементом сознания, представляющим собой запас упрощенных теоретических и практических знаний о каком-либо предмете или явлении. Стереотипы отличаются устойчивостью и имеют тенденцию к искажению действительности, сближающейся в определенных пределах с явлениями предрассудка и догмы. Для всестороннего исследования социального стереотипа необходимо его рассматривать в четырех аспектах: когнитивном, аффективном, социально-психологическом, социологическом.

    Под гендерными стереотипам понимаются, сформировавшиеся в культуре стандартизированные наборы конкретных качеств и моделей поведении, свойственных определенному полу. Различия между полами являются непосредственным результатом социокультурных отношений. Тендерные стереотипы, господствующие в том или ином обществе, трансформируются в ценности и формируют нормативные образы феминности и маскулинности. Таким образом, сложившиеся в культуре модели поведения мужчин и женщин превращаются в предписание. Возникает необходимость следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом по отношению к индивиду на основании принятых в этом обществе характеристиках пола.

    Социальная сущность массовой коммуникации сводится к тому, что это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества. Взаимодействуя с аудиторией, средства массовой коммуникации формируют у людей разнообразные потребности, интересы, влечения. Существенную роль в доступности информации для восприятия играют социальные стереотипы, которые являются оправдывающими средствами для избирательного восприятия тех или иных социальных явлений. Средства массовой коммуникации не только воспроизводят старые стереотипы, но и формируют новые.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта