Главная страница
Навигация по странице:

  • 32. Казахская культура в историческом измерении: культурное наследие казахского народа.

  • 33 Глобализация и проблема самоидентификации этно-региональных культур

  • 34 Казахская культура и тюркский мир

  • 35) Культурный код казахской нации

  • 36) Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана.

  • 37) Духовные традиции и инновационные процессы в современной культуре

  • 38) Национальная культура мира и ее культурная репрезентация

  • 39) Государственная Программа «Культурное наследие».

  • 40) Роль международных организаций ЮНЕСКО в развитии программ культурного наследия.

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    31 Феномен «ЗарЗаман» в казахской культуре

    Зар заман, Лихолетье (скорбные времена) — период ликвидации царским правительством ханской власти в 19 в., после введения в 1867—1868 «Положения об управлении казахами» и установления на его основе нового порядка. В связи с отменой ханской власти, были утеряны основные устои, на которых держалось традиционное казахское общество. Получило название по песне-толгау «Зар заман» акына Шортанбая Канайулы. Позднее возникло литературное течение «Зар заман», нашедшее отражение в творчестве Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы, Абубакира Кердери и др. Основная тема их творчества — протест против экономической, политической, культурной, колонизации Российской империей Казахской степи. В их произведениях нашли отражение объективно существующее ухудшение положения народа, усугубившееся в результате лишения обширных пастбищ и плодородных земель, бесчинств, насилия и взяточничества со стороны чиновников, упадка этических ценностей, отход от канонов ислама и т. д. Не сумев найти путей будущего, многие из них обратились к идеализации прошлого, что привело к сложным противоречиям в их творчестве. Другие искали утешение в мечтах о лучшей жизни в ином мире. Всех их объединяло упадническое настроение: скорбь о былом, боязнь грядущего. Вместе с тем, они стремились к реалистичности, достоверности и конкретности психологических образов и внесли определённый вклад в развитие казахского литературного языка.
    32. Казахская культура в историческом измерении: культурное наследие казахского народа.

    Уникальность:100%

    Объекты, которые относятся к культуре и быту народов и к истории религии народов Казахстана – культурное наследие Казахстана. Часть культурного наследия Казахстана является также важной для Всемирного наследия ЮНЕСКО. К примеру, мы можем взять мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи, памятник «Алтын адам», петроглифы Тамгалы, города Отрар и Туркестан. Недвижимые памятники нашей истории, архитектуры и ископаемые археологии считаются историко-культурными ценностями нашего государства. Их число превосходит 25 тысяч. В государственных библиотеках хранятся около 66 миллиона томов книг редких рукописей. По степям нашего государства проходил Великий Шелковый путь. Нашлись 218 объекта, принадлежавшие периоду Великого Шелкового пути, большинство из них признаны ЮНЕСКО памятниками всемирной культуры. Наше государство имеет литературные ценности, признанные Миром, как лиро-эпическая поэма «Қыз Жібек». Некоторые виды мифов со временем превратились в сказку, примерами могут быть «Ер Төстік», «Аламан мен Жоламан» и так далее. Персонаж Алдар-Көсе является одним из самых любимых персонажей казахского народа, в нем описываются качества насмешливого, хитрого и ловкого человека. 13 января 2004 года была подписана программа «Мәдени мұра». Ее главной задачей является возрождение культурного наследия и доведение его до народа и всего мира. По количеству и разнообразию наша культура не уступает странам как Китай, Индия и государствам Ближнего Востока и Средиземноморья.
    33 Глобализация и проблема самоидентификации этно-региональных культур

    Проблемы государственной, национальной, гражданской идентичности, ее сохранения и дальнейшее развитие, не разрушая её целостность - один из основных вопросов, анализ которых необходим для выра¬ботки наиболее эффективного вхождения Казахстана в мировое сообщество и на вызовы глобализации.
    Национальная идентичность имеет много различных аспектов - политической, государственно-правовой, социально-экономический, идейно-идеологический, культурно-цивилизационный, историче¬ский и т.д. где можно и нужно найти место и для философии. Она, эта идентичность, предполагает собственно казахстанское содержание, базирующееся на истории и культуре казахского народа, на его неотъемлемых правах на создание на своей земле национальной, собственно казахской по сути и по содержанию, государственности со своими вытекающими отсюда последствиями. В этом утверждении нет ничего националистического в негативном смысле этого словоупотребления. Больше того оно лишь выражает действительное положение вещей, т.е. должное, закономерное.
    По-видимому, национальная идентичность хорошо прослеживается в трудные минуты для этноса, где дается импульс к поиску оснований и способов укрепления или восстановлению национальной идентич¬ности, найти то, что нас объединяет, сформулировать те ценности, ради которых стоит жить или умирать. Очевидно, национальная идентичность является питательной средой, формирующей сознание народа, осознание же собственного «Я» каждого народа невозможно вне и независимо от собственной истории, его героических или трагических событий, на основе и понимании опыта прошлого и интересов будущего.
    Этническая принадлежность остается доминантной формой социальной категоризации в структуре индивидуальной и групповой идентичности населения Казахстана.В целом, на основе опрошенных респондентов этническая принадлежность все еще является почти, что единственной доминантой в структуре идентичности подавляющего большинства, поотношению к гражданской идентичности.
    Как показывает практика национального строительства, в различных государствах в решении этого противоречия доминирует принцип «и-и», а не «или - или». В разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую. Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире - моделью «доминирующего этноса».
    Все же вернемся к влиянию глобализации на национальную идентичность, что является предметом исследовательского интереса.Сегодняшние процессы глобализации и трансформации, наблюдающиеся в мире, нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.
    34 Казахская культура и тюркский мир

    Развитие духовной культуры каждого народа находит свое отражение в языке, истории культуры, географическом пространстве

    История государственности на казахской земле является одной из актуальных тем не только Республики Казахстан. Нынешние реалии общества в контексте современной истории народов привели к пробуждению самосознания и стремлению определения самоидентичности всех этносов теперешних государств на территории Евразии. Застой исторической мысли в рамках СССР с попыткой создания «советской» нации, являясь искусственным барьером, не был преодолен и в СНГ. Видимое, осязаемое, узнаваемое казахстанскими историками, измеряемое тысячелетиями, подтверждаемое документальными, этнографическими и археологическими источниками развитие народа на исконно казахской земле не стало аксиомой даже для ближайших пограничных с нашей страной соседей, что служит основанием для всякого рода инсинуаций, периодически озвучиваемых в СМИ.
    Каким образом формируются этногеографические границы государств? На каких критериях основывается этническая идентичность? Что находится в основе идеологии конкретного общества?
    Такие мысли приходят в голову в связи с историей 550-летия Казахского ханства, созданного ханами Жанибеком и Кереем в долине реки Чу/Су. Случайно ли это?
    Развитие духовной культуры каждого народа находит свое отражение в языке, истории культуры, географическом пространстве. В формировании ономастикона, его этимологии виден весь спектр веками сложившихся традиционных представлений, связанных с жизнью, условиями развития и достижений народа. В особенностях эволюции языка можно проследить генетическую память народа, его гражданскую позицию. Лексикологические и этимологические исследования наименований географических топонимов и антропонимов Казахстана помогают увидеть, как развивался язык казахов, их богатое историческое прошлое. Историю формирования казахских топонимов можно проследить по эпическим произведениям, являющимся бесценным источником для изучения вопросов развития антропонимии и топонимии.
    Комплексные исследования антропонимов и топонимов, зафиксированных в лирико-эпическом дастане «Козы Корпеш — Баян Сулу», говорят в пользу того, что данное произведение можно использовать в качестве источника по истории этнической и языковой культуры казахов. Поэма «Козы Корпеш — Баян Сулу» создана в VI — XII вв., и в ней называются 75 географических наименований, среди которых 32 гидронима, 22 оронима, 21 ойконим, наряду с которыми перечисляются 50 антропонимов. Все они представляют собой особую историческую ценность и являются ценным лексикологическим материалом. Ввиду того что большинство топонимов, упоминаемых в поэме, встречаются и поныне, можно с уверенностью говорить об истоках их формирования именно на исконной территории в пределах Казахстана.
    35) Культурный код казахской нации

    Национальный код – это наша национальная идентичность, особенность нашей культуры. Например, японская культура для всего мира стала культом, всем известны одежда кимоно, виды борьбы, японское чаепитие, поведение. Даже гейша стала культом. Подобную цель – сохранить особенности казахской культуры – в начале прошлого века ставила перед собой наша национальная элита, партия «Алаш».

    Казахи всегда имели свои особенности. Допустим, умение раздачи мяса за столом. Разве это не культура? Или той кумыса: как его готовят, как его подают, а одежда казахов, проводы невесты или встреча невесты в доме жениха – это тоже красивый культ. Это особенности нашей культуры, которые ничем не уступают ни японцам, ни другим народам мира.

    Главными целями Фонда являются популяризация казахского языка, разработка и внедрение инновационных обучающих программ по изучению казахского языка, содействие широкой пропаганде культурных, литературных, духовных достижений казахского народа, развитию индустрии цифровых образовательных ресурсов; поддержка и пропаганда потенциала государственного языка и литературы в мировом сообществе; оказание содействия казахстанским гражданам за рубежом в сохранении и обучении родному языку и иностранным гражданам в Казахстане в изучении казахского языка.

    С момента создания Фонд успешно реализовал свыше 200 языковых, культурных и образовательных проектов.

    Главная целевая аудитория Фонда – воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся средних школ, студенты колледжей и вузов, молодежь этно-культурных объединений.

    Например: Международный Фестиваль «Art-Самғау», Мобильное приложение «Мой Казахстан», Мобильное приложение Qazaq Latyn Keyboard, Abaialemi.kz итд.
    36) Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана.

    Духовные традиции и инновационные процессы в современной казахской культуре. Национальная картина мира и ее культурная репрезентация.

    Основные тенденции и направления современного искусства Казахстана. Роль гуманитарной интеллигенции в сохранении паттернов казахской культуры, в развитии казахского языка и расширении его культурного пространства, в сохранении и возвышении духовных ценностей казахского народа.

    Основные жанры современного казахского искусства: литература, живопись, театр, архитектура, музыка, кино, телевидение. Современная массовая культура в Казахстане. Становление и развитие шоу-культуры в Казахстане. Вызовы медиа-культуры и новые тенденции в развитии современного искусства Казахстана. Современные тенденции в казахстанском кино. Проблемы и перспективы развития современной казахской киноиндустрии. Казахские кинорежиссеры. Казахские кинозвезды. Лучшие казахские киноленты. Кинофестивали в Казахстане. Роль казахстанских кинофестивалей в развитии праздничной культуры. Место казахстанских кинофестивалей в развитии межкультурной коммуникации. Казахстанские кинофестивали как площадка трансляции достижений современной казахстанской культуры. Принципы толерантности и проблемы формирования национального единства, солидарности и национального мировоззрения казахского народа в парадигме медиа-культуры.

    Телевидение как феномен культуры. Развитие современного телевидения в Казахстане. Телевизионная драматургия Казахстана.

    Казахская традиционная и современная казахская культура.

    Культурный код казахского народа. Проблема сохранения культурного кода казахской нации. Духовные ценности казахской традиционной культуры и вопросы перенятия западных ценностей в условиях Казахстана.

    Коммерциализация искусства. Проблемы сохранения культурной идентичности казахского народа и роль отечественного искусства в формировании культурно-духовного облика современного казахстанца, в воспитании патриотизма, любви и уважении к своей Родине, национальной культуре, в сохранении духовного наследия, духовных ценностей казахского народа, в сохранении культурного кода казахской нации, приобщении к ценностям мировой культуры.

    37) Духовные традиции и инновационные процессы в современной культуре

    Из числа обозначенных Главой государства ценностей нужно внимание на идеологические ценности, определяющие духовные и нравственные качества нашего народа. Они формировались еще нашими предками и, как точно сказал Президент, «испытаны временем». Они позволили нам побеждать, укреплять нашу страну и нашу веру в будущее, множить успехи. В числе таких ценностей, например, можно назвать национальное единство, мир и согласие в обществе, которое, по сути, стало визитной картой нашей страны на международной арене. При этом, неотъемлемую часть нашего духовного потенциала также составляют общность истории, культуры и языка. И, конечно же, светскость и высокая духовность общества, без которых вообще немыслимы прогресс и процветание в Казахстане. Ислам - традиционная для казахов религия. Придя в казахские степи 12 веков назад, он занял прочные позиции. Казахи не просто принимали сердцем постулаты веры, но и жили согласно ее канонам. Столетия тесной взаимосвязи с народом не прошли бесследно. Вплетаясь в быт, уклад жизни, сознание народа ислам пустил корни, образуя единый орнамент ментальности казахов. Казахские традиции большей частью созвучны исламу, берут истоки из религии.

    38) Национальная культура мира и ее культурная репрезентация

    Актуальность исследования национально-культурной специфики картины мира признана в последнее время мировой наукой и практикой, что хорошо согласуется с общей тенденцией разных наук помещать культуру в центр теоретических построений, так или иначе связанных с изучением человека. В качестве примеров представляется достаточным назвать книги по культурно-исторической психологии как науке будущего и семиотическому анализу культур, а также отослать заинтересованного читателя к обзорным статьям многих зарубежных журналов, ставших доступными благодаря сети Интернет. Проблемы межкультурного и межнационального общения включены в перечень приоритетных направлений исследований недавно созданной Российской коммуникативной ассоциации, сотрудничающей с американской Национальной Коммуникативной Ассоциацией. Этническому самосознанию и этнической идентичности, «национальному характеру», влиянию фактора культуры на познавательные процессы (в том числе на восприятие, категоризацию, память) и на вербальное и невербальное общение и т.д. посвящаются специальные монографии и учебные пособия. Возникают новые направления исследований, обозначаемые терминами типа «этническая конфликтология» , «этническая библиопсихология» и «этническая психолингвистика» , «этнография общения» , «этнотранслятология» , «этногерменевтика», «этнориторика», «этноконнотация», «когнитивная этнопсихолингвистика». К числу объектов лигвокультурологического изучения в последние годы добавились такие, как политический дискурс , когнитивно-эмотивные метаморфозы текста, включая эмотивные лакуны и т.д. В межвузовских сборниках научных трудов все большее место занимают статьи, посвященные диалогу культур, национальным реалиям, роли фонового материала в овладении изучаемым языком и т.п., см., например, ; становится популярным выделение тематических разделов типа «Языковой знак и этническое сознание» , «Культурные концепты: проблема ценностей / проблема обозначения / проблема понимания».

    39) Государственная Программа «Культурное наследие».

    Динамика традиций и инноваций, механизмы преемственности и трансляции культурного опыта. Экология культуры: трудности и проблемы. Формирование и развитие экологической культуры казахстанцев. Роль культурных институтов, культурных организаций в создании и развитии краеведческой работы. Роль музеев, образовательных учреждений и организаций в изучении региональной истории, в восстановлении и сохранении культурно-исторических памятников и культурных объектов местного, регионального масштабов. Программа создания и сохранения природных памятников как составляющей культурного наследия Казахстана.

    Роль международных организаций ЮНЕСКО в развитии программ культурного наследия. Развитие культурного туризма и его роль в формировании и реализации государственных программ «Туған-ел», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «Цифровой Казахстан.

    Методологии культурных, культуральных исследований.

    Гендерная политика в Казахстане. Гендерные роли и гендерные модели поведения. Основные ценности гендерной культуры.

    Основные паттерны духовных ценностей современной казахстанской культуры. Самые известные казахстанцы. Сто имен казахстанской культуры. Сто памятных мест Казахстана. Сто символов казахской культуры. Проект «100 новых лиц Казахстана». Региональный Проект «100 новых лиц».

    Национальные виды спорта. Ценности физической культуры Казахстана.

    Проблема образования в контексте глобализации. Проблема формирования новой модели интеллектуальной нации. Наука и техника в современном Казахстане. Компьютерная грамотность и культура. Модель «Цифровой Казахстан». Культура толерантности, открытости знания. Новые ценности межкультурной и межэтнической коммуникации.
    40) Роль международных организаций ЮНЕСКО в развитии программ культурного наследия.

    Первоочередной задачей Конвенции ЮНЕСКО является:

    а) определение всемирного статуса природных и культурных объектов во всех странах мира;

    б) объединение всех наций и народностей в целях эффективного осуществления спасения и охраны культурных и природных памятников или представляющих интерес и ценность для всего человечества.

    Конвенция о Всемирном наследии – это самая известная конвенция ЮНЕСКО в области культуры и защиты природных ценностей. До сего времени ее ратифицировали 164 страны, то есть свыше трех четвертей государств-членов ЮНЕСКО.

    В основе Конвенции ЮНЕСКО лежит идея коэволюции культуры и природы. До недавнего времени эти два понятия противопоставлялись друг другу: культура символизировала мир человека, а природа рассматривалась как нечто противоположное культуре, как объект покорения, как предмет технических усилий человека. Однако природа и культура взаимно дополняют друг друга; культура оказывает мощное воздействие на эволюцию биосферы, в свою очередь развитие культуры обусловлено природными факторами. Подобно тому, как биосфера переходит в ноосферу (В.И. Вернадский), природа «становится» культурой. Это также означает: отношение человека к природе должно стать основным критерием развития культуры. Исполнено глубокого смысла то обстоятельство, что в одном Списке всемирного наследия представлены и культурные, и природные объекты, общезначимые для всего человечества.

    Широкой известностью в мире пользуется и издательская деятельность Организации, которая носит многоотраслевой характер и имеет самые разнообразные формы в зависимости от того, к какой части аудитории она адресуется. Для специалистов и учѐных особый интерес представляют многочисленные исследования, материалы научных конференций, различные фундаментальные издания.

    Большой популярностью пользуются периодические издания ЮНЕСКО. Их число, правда, за последнее время сократилось вследствие широкого использования видеокассет, слайдов, магнитофонных и компакт записей, компьютерных сетей. Наибольшее число периодических изданий выходило во второй половине 70-х гг. до 250, в 1985 г. их количество уменьшилось до 50, а в настоящее время Организация издаѐт более 200 периодических и свыше 100 непериодических изданий. Среди них наиболее популярен ежемесячный журнал «Курьер ЮНЕСКО». Он зародился как информационный бюллетень Секретариата Организации в 1948 г., а с 1954 г. стал полноправным журналом, выходя на английском, французском и испанском языках 11 раз в год. С января 1957 г. он печатается и на русском языке, а сейчас издаѐтся более чем на 32 языках мира.

    Следует отметить также такие журналы ЮНЕСКО, как «Музеум», «Импакт» (наука и общество), «Перспективы» (образование), «Природа и ресурсы» (проблемы природных ресурсов и охраны окружающей среды), «Культуры» (с 1982 г. все эти журналы стали выходить и на русском языке),

    «Международный журнал социальных наук» (ежеквартальный, выходит на английском, французском, испанском языках), бюллетень «Новости» (выходит на всех основных языках). Большой интерес вызывает публикация «Статистического ежегодника ЮНЕСКО», где обобщены многие данные по очень широкому кругу проблем и аспектов состояния современной цивилизации.

    На основе информации, получаемой от государств-членов, ЮНЕСКО составляет Календарь празднования годовщин великих людей и исторических событий, а в ряде случаев Генеральная конференция принимает специальные решения о широком международном праздновании таких дат. Например, ЮНЕСКО принимала решение о международном праздновании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 100-летия со дня смерти Маркса, 50-й и 60-й годовщин Октябрьской социалистической революции, 60-летия образования СССР, 2000-летия Ташкента, 1500-летия основания Киева, 800-летия «Слова о полку Игореве» и др.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта