Главная страница
Навигация по странице:

  • 34. Покажите важность оценки таких социальных характеристик здоровья и болезни как гендер, социальная группа, пол, этнос, возраст

  • 35. Экономические и социальные аспекты здравоохранения. Доступность системы здравоохранения.

  • 36. Социологический подход к изучению здоровья и медицины.

  • 37. Изменение роли труда в глобальном обществе. Глобальное разделение труда.

  • 38. Культура рациональности. Прагматизм и планирование.

  • 39. Выделите взаимосвязь процессов урбанизации и миграции в обществе. Приведите примеры и покажите специфику Казахстана.

  • Культурология 1. Структура культуры

  • 2. Культура как мир знаков и значений

  • 3. Информационно-семиотический подход к культуре

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    33. Современные технологии. Технологическое неравенство.

    Технологическое неравенство - раскол, разлом общества по принципу вовлеченности в мир цифровых технологий

    Цифровое (информационное) неравенство непропорциональное использование возможностей Интернета и ИКТ в целом разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками . ограничение возможностей удовлетворения всех потребностей, сущностных, мыслительных, познавательных сил человека, который не может воспользоваться многообразием форм предоставления информации.
    34. Покажите важность оценки таких социальных характеристик здоровья и болезни как гендер, социальная группа, пол, этнос, возраст

    Существуют традиционно две модели отношения к своему здоровью: мужская и женская. Первая модель заключается в том, что мужчины считают себя более здоровыми, чем они есть на самом деле, то есть переоценивают состояние своего здоровья, а, соответственно, меньше о нем заботятся и живут менее продолжительной и менее качественной жизнью. Женщины же, напротив, недооценивают состояние своего здоровья – склонны усугублять те недомогания, которые возникают даже у здоровых людей, и считают себя более больными, чем есть на самом деле. Соответственно, они предпринимают больше активных усилий к тому, чтобы поддержать свой организм и не заболеть. В итоге, женщины ведут более длительную и активную жизнь.

    В СНГ были проведены социологические исследования, которые показали, что полностью удовлетворены состоянием своего здоровья 22% мужчин и лишь 11,8% женщин. При этом не удовлетворены здоровьем 11,8% мужчин и 25,7% женщин. Получается, что женщины в три раза чаще, чем мужчины, предпринимают активные действия к тому, чтобы сохранить свой организм и тело в бодрости. Они стараются активно заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться, худеть, избавляться от вредных привычек.

    35. Экономические и социальные аспекты здравоохранения. Доступность системы здравоохранения.

    Экономика здравоохранения - это отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.

    Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляют экономическую деятельность - производство и реализацию медицинских товаров и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы. Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.

    В бюджетных учреждениях здравоохранения предусматриваются следующие виды расходов:

    заработная плата;

    командировочные расходы;

    расходы на материальное обеспечение учреждений;

    расходы на медикаменты и расходные материалы;

    расходы на питание пациентов;

    расходы на приобретение оборудования;

    затраты на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;

    расходы на содержание имущества

    оплата коммунальных услуг, электроэнергии и др.
    36. Социологический подход к изучению здоровья и медицины.

    Социология медицины - раздел социологии: a) изучающий систему здравоохранения, как подсистему общества; 6) социальные аспекты понятий «болезнь» и «здоровье»; в) поведение людей в сфере медицины. 2. Как специализированная область социология медицины сложилась в 1950-е годы для социологического образования студентов-медиков. 3. Феномен т.н. болезней образа жизни, что привело к соединению социальной и медицинской практик.

    Методы исследования в социальной медицине 1) статистический метод- как основной метод исследования в социальной медицине с помощью которого изучаются массовые явления, касающиеся здоровья населения и оказания помощи; медицинской 2) исторический исторические закономерности развития общественного здоровья и его охраны 3) социологические методы - позволяют изучать социальную структуру и ее влияние на здоровье; 4) экспериментальный, позволяет изучать преимущества (недостатки) организационных форм медицинской помощи метод, устанавливает людям; 5) экспертизы, с помощью которой изучается качество и эффективность медицинской помощи; 6) экономические, позволяющие определить экономическую aффективность системы медицинской помощи
    37. Изменение роли труда в глобальном обществе. Глобальное разделение труда.

    Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.

    Различают три вида разделения труда : общее, частное и единичное.

    В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

    Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.
    38. Культура рациональности. Прагматизм и планирование.

    В соответствии с веберовской типологией выделяются четыре типа рациональности — теоретическая, практическая, субстанциальная (субстантивная) и формальная.

    Теоретическая рациональность предполагает, что индивиды стремятся познать мир, используя такие познавательные приемы, как дедукция, индукция, выявление корреляций между явлениями и т.д. Данный тип рациональности свойствен интеллектуалам, особенно деятелям науки.

    Практическая рациональность предполагает социальные действия индивида, направленные на удовлетворение прагматических, эгоистических интересов индивида. Люди, для которых характерен данный тип рациональности, воспринимают социальную и культурную реальность такой, какая она есть, пытаясь просчитать все трудности, которые повседневная жизнь неизбежно предполагает, что проявляется в калькуляции адекватных средств достижения тех или иных целей.

    Субстанциальная рациональность основывается на пеком наборе ценностей, предполагает этику успеха в повседневной жизни. Естественно, в разных культурах существуют различные, подчас противоположные ценностные системы, что, соответственно, предполагает плюрализм типов субстанциальной рациональности. Только субстанциальная рациональность, по Веберу, способна утвердить «методические способы жизни» в контексте конкретной культуры. Свойственная Западу конкретная субстанциальная рациональность, акцентирующая протестантскую этику, создавала условия для формальной рациональности.

    Для социолога наиболее значима формальная рациональность, предполагающая четкое представление целей и просчитывание средств их достижения. В отличие от практической рациональности, основанной на следовании прагматическим личным интересам, данный тип рациональности предполагает использование универсальных правил, технических средств регулирования общественной жизни. Социолог полагал, что данный тип рациональности будет в конечном счете доминирующим во всех обществах.
    39. Выделите взаимосвязь процессов урбанизации и миграции в обществе. Приведите примеры и покажите специфику Казахстана.

    Миграция – это передвижение населения внутри страны либо за ее пределами.

    Наиболее частыми причинами миграции являются экономические причины. Люди отправляются в другие регионы с целью улучшить качество и уровень своей жизни, найти работу или получить образование. Также в числе ведущих причин переезда являются политические причины. В условиях политической нестабильности, люди склонны перемещаться в поисках стабильности. К числу причин передвижения также можно отнести военные, культурные, религиозные, социальные и т.д.

    Урбанизация и расселение населения являются видами миграции.

    Урбанизация – это увеличение роли города в социально-экономическом развитии региона, который проявляется в росте доли городского населения и его преобладание над долей сельского населения, а также в размещении основных производств на территории городов.

    Урбанизация имеет специфические черты в развитых странах:

    Темпы роста городского населения при достижении ¾ всего населения региона стабилизируются и снижаются.

    некоторые сельские регионы отмечают стабилизацию и приток населения

    естественный прирост населения в агломерациях прекращается

    изменение национально-этнического состава населения в регионе в связи с постоянными миграционными потоками

    расположение средств производства вне зон агломераций, перераспределение производства.
    40. Основные составляющие социальных изменений. Гомогенизация и унификация.

    Социальные изменения — это переход социальных систем и подсистем, образующих их общностей, групп и институтов из одного состояния в другое. Такого рода изменения выступают результатом взаимодействия системы со средой и сопровождаются возникновением в ней новых структур и характеристик. Социальные изменения объективны, однако отношение к ним различных социальных сил, их оценка всегда субъективны, отражают позиции различных групп, классов и слоев общества.

    В зависимости от направленности, которую приобретают изменения, выделяют прогресс, регресс и застой.

    Прогресс — это процесс социальных изменений, имеющий своим результатом усложнение внутренней структуры социальной системы и повышение уровня ее организации.

    Регресс — социальные изменения в системе, сопровождающиеся понижением уровня организации, постепенной деградацией и распадом образующих ее структур.

    Застой — специфическая форма бытия социальной системы, связанная с ее неспособностью реагировать на изменения, которые происходят в окружающей среде.

    Гомогениза́ция — технологический процесс, производимый над двух- или многофазной системой, в ходе которого уменьшается степень неоднородности распределения химических веществ и фаз по объёму гетерофазной системы.

    Унифика́ция — приведение к единообразной системе или форме. В технике — управление многообразием.

    Культурология

    1. Структура культуры

    Структура культуры — термин употребляется в культурологии для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

    Структура включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская, профессиональная и др., духовная и материальная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие более дробные.

    Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа «сама по себе» создать не способна. Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническим творчеством.

    В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. В структуре культуры не все элементы равнозначны, хотя практически все самодостаточны. Есть элементы, которые занимают доминирующее положение. Их влияние всеобъемлюще, универсально, под их печатью фактически находятся все остальные. Поэтому такие элементы, вероятно, следовало бы назвать универсалиями. К их числу относятся миф, религия, идеология, мораль, философия. Вместе с тем наиболее важным элементом, абсолютной универсалией, фундаментом культуры является язык. Без него культура в принципе не существует. Все, что происходит и происходило в культуре, несет на себе печать языка, становится возможным только благодаря ему. С помощью языка человек мыслит (язык есть озвученное мышление, а мышление представляет собой немую речь), постигает мир, обобщает явления, идеально их обозначает, упорядочивает, придает им смысл и значение, по большому счету творит и развивает культуру. Язык создает общее поле культуры, идеальное пространство, в котором разворачивается и существует культура.

    Структура (состав) культуры никогда не остается стабильной. Она постоянно, порой незаметно, меняется и имеет тенденцию к усложнению. Изменения, происходящие в отдельных элементах, могут приводить к существенным переменам не только в подсистеме, но и во всей системе культуры
    2. Культура как мир знаков и значений

    Выступая в качестве носителей смысла, "обработанные" (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.
    В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки - русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки - язык математики, химическая символика, "машинные" языки и т.д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.
    Явления культуры - это знаки и совокупности знаков ("тексты"), в которых закодирована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать какое-либо явление культуры - значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его "невидимый" субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, "текста", который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно и становится фактом культуры.
    Когда какие-либо предметы (например, орудия труда) используются в чисто утилитарных целях, их знаковая функция отходит на задний план, а на первый выдвигаются физико-химические свойства. Но при этом мы обычно и не воспринимаем их как предметы культуры. Как только мы берем во внимание их знаковый характер, они начинают выступать как предметы культуры. Таким образом, "памятники материальной культуры, орудия производства в создающем и использующем их обществе играют двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, с другой - концентрируя в себе опыт предшествующей трудовой деятельности, выступают как средство хранения и передачи информации.
    Следует заметить, что знаковую природу, а следовательно, и способность быть культурными феноменами, приобретают не только творения рук человека, но и природные явления, когда они становятся предметами его духовной деятельности. Вовлекая их в свой духовный мир, люди наделяют их "человеческим" (эстетическим, нравственным, религиозным) содержанием. Таким образом, феномены культуры - это любые артефакты (искусственно созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация
    3. Информационно-семиотический подход к культуре

    Семиотика - это наука о знаках и знаковых системах. Основы ее были заложены в XIX в. американским философом и логиком Ч. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф. де Соссюром (последний называл ее семиологией). Говорить о семиотике культуры - значит рассматривать знаковые средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых средств "тексты", которые несут в себе определенную информацию.
    Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация - важнейшие, всеобщие и необходимые компоненты любой культуры. Учитывая это, можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация (или, иначе говоря, как мир социальной информации, сохраняемой и накапливаемой с помощью созданных людьми знаковых средств). Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическими.
    С информационно-семиотической точки зрения культура есть особая, свойственная человеческому обществу "надбиологическая" форма информационного процесса, которая принципиально отличается от информационных процессов, имеющих место у животных, и обладает несравненно более богатыми возможностями. Если у животных информация кодируется хромосомными структурами и нейродинамическими системами мозга, то в культуре хранилищами и каналами передачи информации становятся внешние по отношению к телу человека структуры. Выражая свои мысли и представления в созданных людьми знаковых системах, индивид объективирует их. Это значит, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой оказывается уже не один данный индивид, а общественная культура. В отличие от биологической социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический "механизм" ее наследования - социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта