Главная страница
Навигация по странице:

  • 25. Этносоциологическое изучение общества.

  • 26. Межэтническое и межконфессиональное согласие. Ассамблея народа Казахстана.

  • 27. Образование как социальный институт.

  • 28. Образование: социальный класс, пол и этнические различия.

  • 29. Образование как социальный институт. Функции формального образования.

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    24. Национальная идентичность и культура. Сохранение национальной идентичности.

    Национальная идентичность или национальное самосознание — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

    Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

    Национальная идентичность может быть многоуровневой и сложносоставной. У малых народов, не имеющих собственной государственности, нередко имеет место национальная идентичность, комбинирующая региональную этнокультурную идентичность с более широкой национальной идентичностью, связанной с политической нацией и государством. Национальную идентичность мигрантов может определять как их происхождение, так и самоидентификация с их новым государством и его культурной средой.

    Национальный код – это наша национальная идентичность, особенность нашей культуры. Например, японская культура для всего мира стала культом, всем известны одежда кимоно, виды борьбы, японское чаепитие, поведение. Даже гейша стала культом.

    Казахи всегда имели свои особенности. Допустим, умение раздачи мяса за столом. Разве это не культура? Или той кумыса: как его готовят, как его подают, а одежда казахов, проводы невесты или встреча невесты в доме жениха – это тоже красивый культ. Это особенности нашей культуры, которые ничем не уступают ни японцам, ни другим народам мира.

    После голода 30-х дух казахов был сломлен, был уничтожен цвет нации, а перед этим была ликвидирована вся национальная элита. Этот культурный код был сломлен. Поэтому мы пожинаем самые худшие плоды геноцида, этноцида, вместе взятых. Последние сведения о голоде как раз начинают раскрывать в полном объеме весь масштаб, весь объем трагедии, когда казахи потеряли почти 80 процентов своей численности.

    У человека, который проголодал один день, нельзя спрашивать совет на протяжении больше одного года. Когда человек голодает – от теряет рассудок. Мы тот народ, который потеряв однажды рассудок, потеряв свой код, только начинаем восстанавливать себя.

    Действительно, у каждого народа, у каждой состоявшейся нации есть свой культурный код. Иными словами – содержание, свойства, признаки, особенности, специфика кода каждой нации была и есть всегда. Код нации – это нутро этой нации, это тот ключ, открывая которым, ты заходишь в душу, в историю, в жизнь, в сердце этого народа. Что касается нашего народа, казахов, код нации одним словом невозможно определить, а тем более – обозначить.

    Под кодом нации, мы подразумеваем социальное психологическое состояние, культурное внутреннее содержание этой нации, которое выражается прежде всего его языком. И чтобы получить доступ к этому культурному коду нации – нужно иметь ключи, чтобы попасть на этот культурный код нации и наслаждаться его достоянием. А ключ к открытию кода нации прежде всего в национальном воспитании. Второй путь получения ключа к коду нации – это знания. Как общие, так и профессиональные.

    И третий ключ к коду нации – это культура.

    В таком понимании можно представить себе содержание, всю мощь, всю глубину, всю не просто специфику – изящность нашего народа. Я восхищаюсь кодом нации казахов, не каждому дано счастье найти этот ключ к этому культурному коду.
    25. Этносоциологическое изучение общества.

    Этносоциология — дисциплина изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Исследует трансформации общества от простейших этнических групп до комплексных современных социальных систем. В западной социологии это направление чаще называется социологией расовых и этнических отношений.

    Этническая социология — часть социологии, одно из её направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

    Основными понятиями этносоциологии являются этнос, народ, нация, гражданское общество, глобальное общество.

    Некоторые темы, разрабатываемые этносоциологами:

    • влияние этнических факторов на социальную структуру и миграцию населения;

    • использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;

    • социальная детерминированность этнического самосознания, межэтнических отношений;

    • межэтнические конфликты;

    • этнические особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;

    • этноязыковые процессы, в том числе билингвизм.


    26. Межэтническое и межконфессиональное согласие. Ассамблея народа Казахстана.

    В формировании уникальной модели всеказахстанского единства важнейшая роль отводится Ассамблее народа Казахстана (АНК).

    Главной задачей АНК является реализация государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

    Сегодня Ассамблея способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия, толерантности в обществе и единства народа. Кроме того, АНК оказывает содействие государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. Ассамблея обеспечивает интеграцию усилий этнокультурных объединений, помогает возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.

    Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации принадлежит право пожизненно возглавлять Ассамблею народа Казахстана.

    Сессия Ассамблеи (собрание членов Ассамблеи) является ее высшим руководящим органом. Сессия созывается Президентом Республики Казахстан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

    В период между сессиями руководство АНК осуществляет Совет Ассамблеи. В Совет входят  представители республиканских этнокультурных объединений, общественные деятели, депутаты Парламента, министры, акимы областей.

    Два заместителя Председателя Ассамблеи от этнических объединений назначаются распоряжением Президента на ротационной основе по представлению Совета Ассамблеи.

    Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. Секретариат возглавляет заведующий Секретариатом, который одновременно является заместителем Председателя Ассамблеи. Благодаря этому обеспечивается эффективность участия АНК в государственном управлении и общественных отношениях.

    9 депутатов Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, представляют интересы всех этносов страны. Кроме того, представительство казахстанских этнических сообществ в Парламенте осуществляется на основе их прямого участия в представительных органах через политические партии.

    а 20 лет активной работы АНК прошла длительный путь развития, накопив большой консолидирующий и интеллектуальный потенциал и трансформировавшись в институт народной дипломатии.

    Во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, когда каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией.

    В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов нашей республики. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Казахстана как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.
    27. Образование как социальный институт.

    Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

    Образование - важный социальный институт.

    Образование - целенаправленный, организованный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека (группы) к другим. Образование, как социальный институт, включает в себя идеи и цели, связанные с образованием, организации, осуществляющие их, органы управления этими процессами, людей, работающих в этих организациях и органах управления.

    Признаками института образования являются:

    1.установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
    2.символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
    3.утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
    4.кодекс устный и письменный - правили учащихся
    5.идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

    Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

    Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

    Функции образования:

    Передача ценностей господствующей культуры;

    Средство социализации личности;

    Средство социального контроля. Школа и другие образовательные учреждения, формируют определенные ценности, и модели поведения;

    Фильтрующее устройство, способ распределения людей в соответствии с их способностями и достоинствами. Сильных отбирают в “элитарные” потоки и готовят к поступлению в университеты, средних готовят к поступлению в средние профессиональные учебные заведения, остальным путь дальнейшего обучения практически закрыт;

    Инвестиции в будущее. В образовании, как нигде верна истина: что сегодня вложишь, то завтра и получишь.
    28. Образование: социальный класс, пол и этнические различия.

    В официальных учебных программах в школах, если не считать участия в спортивных играх, больше не проводится сколько-нибудь регулярного различия между мальчиками и девочками. Однако существуют некоторые другие •точки проникновения• в образование разделения по признаку пола. Сюда относятся учительские ожидания, школьные ритуалы и другие аспекты скрытых учебных программ. Хотя правила становятся постепенно более либеральными, инструкции, предписывающие девочкам носить в школе платья или юбки, образуют один из наиболее очевидных способов, посредством которых происходит разграничение полов. Это имеет более глубокие последствия, чем просто регламентация внешнего вида девочек. В той одежде, которую предписывается надевать девочке, она не может сидеть непринужденно, лишена возможности участвовать в подвижных играх, где не исключена свалка игроков, а зачастую не может бежать со всей скоростью, на какую способна. Школьные учебники также способствуют увековечиванию гендерных имиджей. Хотя и здесь наблюдаются перемены, в сборниках рассказов для начальной школы мальчики не редко изображаются как проявляющие инициативу и самостоятельность, а девочки, если они вообще появляются в книжках, изображаются более пассивными наблюдателями за тем, что делают их братья. Истории, написанные специально для девочек, часто содержат элемент приключения, но это обычно принимает форму интриг или таинственных происшествий в домашней или школьной обстановке. Приключенческие истории для мальчиков охватывают более широкие пространства, их герои путешествуют в дальние страны и отличаются отвагой и самостоятельностью в других отношениях. В средней школе в большинстве учебников по естественным наукам и математике девочки являются <•невидимками•, что укрепляет мнение о том, что данные предметы - •мужские•.

    Некоторые попытки объяснения разрыва между полами в успехах, достигнутых в школьном обучении, исходят из различия между мальчиками и девочками в стиле самой учебной деятельности. Часто высказывается мнение, что девушки более организованны и целеустремленны, чем мальчики. Считается также, что они раньше взрослеют. Одно из проявлений этого можно видеть в том, что девушки устанавливают связь друг с другом обычно с помощью речи, используя вербальные способности. Напротив, мальчики приобщаются к социуму с помощью более активных действий - через спорт, компьютерные игры, пребывание в свободное время на школьной спортивной площадке, - а на занятиях в классе они обычно ведут себя задиристо. Укреплению этих более широких моделей поведения, как представляется, способствуют действия самих учителей на занятиях - учителя ждут от мальчиков меньшего, чем от девочек, и, обращая внимание на ссоры мальчиков, только поощряют их этим.

    Существует еще один подход, при котором попытки объяснения указанной проблемы связываются с явлением «парнизма» - совокупности установок и взглядов, присущих многим мальчикам и выражающих неприятие образования и учебы в школе. Многие считают, что частота случаев исключения из школы и прогулов среди мальчиков обусловлена их убеждением в том, что учеба - дело не крутое.

    Социологи провели целый ряд исследовании того, как складывались судьбы этнических меньшинств в сфере образования в Великобритании. Правительства спонсировали ряд исследований, в том числе <·Образование для всех·>, Доклад Комитета Суона. В Докладе Суон засвидетельствованы значительные различия в среднем уровне успехов в учебе между группами учащихся различной этнической при надлежности. Дети из семей выходцев из Вест Индии обычно проявляли себя в школе хуже всего, если судить по формальным учебным оценкам. Вместе с тем, их показатели! за последние десять лет улучшились по сравнению с белыми детьми, несмотря на то что экономическое положение их семей в среднем было хуже, чем у белых семей. Последующие исследования, однако, показали, что эта картина претерпела изменение. Тревор Джоунс в своем исследовании установил, что дети из всех групп этнических меньшинств чаще, чем белые дети, продолжают дневное образование в возрасте от шестнадцати до девятнадцати лет. Только 37% белых детей продолжали образование в 1988-1990 гг. по сравнению с 43% детей из семей выходцев из Вест-Индии; 50% детей из Южной Азии и 77% китайских детей. Несмотря на то что картина в целом выглядела благополучно, Джоунс предложил для ее объяснения достаточно негативную причину: многие члены групп этнических меньшинств продолжают учебу, потому что не могут найти работу. В целом в британском высшем образовании члены групп этнических меньшинств представлены достаточно адекватно. В 1998 г. 13% всех студентов в возрасте до 20 лет, зачисленных в высшие учебные заведения, принадлежали к этническим меньшинствам. Что касается этой возрастной группы населения в целом, то в ней доля этнических меньшинств равняется лишь 9 %. Молодые люди из индийских и китайских семей обычно после школы идут дальше и получают высшее образование, тогда как черные мужчины и женщины - выходцы из Карибского региона, а также женщины из Бангладеш и Пакистана слабо представлены среди учащихся высших учебных заведений (HMSO 2000).
    29. Образование как социальный институт. Функции формального образования.

    Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности.

    Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

    Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

    - трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

    - формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

    - социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

    - социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта