Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 1. Раскройте значение понятий: Антрополо́гия

  • Филосо́фская антрополо́гия

  • Антропологизм

  • Антропогене́з

  • Человек

  • Индивидуа́льность

  • Смысл жизни

  • Целеполагание

  • Филосо́фия истории

  • Развитие

  • ехногенная

  • Отчет по дисциплине Философия


    Скачать 132.47 Kb.
    НазваниеОтчет по дисциплине Философия
    Дата16.05.2023
    Размер132.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpraktika_9.docx
    ТипОтчет
    #1135907
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

    Уральский технический институт связи и информатики (филиал) ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" в г. Екатеринбурге (УрТИСИСибГУТИ)


    ОТЧЕТ

    По дисциплине «Философия»

    Практическое занятие №9

    «Человек и общество: ценности как способ освоения мира»


    Выполнил:

    студент гр. ИТЕ–21Б

    Сидоров А. О.

    Проверил:

    преподаватель

    Евдакова Л. Н.


    Екатеринбург, 2023

    Цели работы:

    1. Закрепить теоретические знания:

    • человек как индивид, индивидуальность и личность;

    • о философском рассмотрении смысла жизни, различные подходы в исследовании проблемы смысла человеческого существования;

    • показать сущность философии истории как раздела философии изучающего историю развития человеческого общества.

    2. Продолжить формирование и закрепление следующих умений и навыков применения теоретических знаний при решении и анализе конкретных ситуаций:

    • видеть и понимать проблему, выделять главное, существенные признаки;

    • систематизировать информацию, необходимую для решения проблемы, и её содержательной реконструкции;

    • осуществлять самоконтроль и коррекцию своей учебной деятельности;

    • рационально использовать рабочее время;

    • формировать умения эффективно участвовать в групповом обсуждении в соответствии с заданной темой и процедурой, соблюдать жанр вербального общения.



    Выполнение заданий:

    Задание 1.

    Раскройте значение понятий:
    Антрополо́гия —совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология чаще всего понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.

    Филосо́фская антрополо́гия  в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля, Андрея Веялко и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

    Антропологизм – взгляд на человека как на основную мировоззренческую категорию, исходя из которой можно разработать систему представлений о природе, обществе и познании.

    Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

    Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа.

    Человек – связанная с космосом высшая ступень живых организмов на земле; субъект социальных действий и культуры; космобиоп-сихосоциодуховное существо.

    Индиви́д— отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода. Индивид есть то, что есть «человек вообще».

    Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик— терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

    Индивидуа́льность—совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

    Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: "какой смысл жизни человека?", но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

    Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.

    Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

    Во́ля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

    О́бщество, или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.

    Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

    Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

    Филосо́фия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки, в частности.

    История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом

    Развитие – необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие характеризуется специфическим объектом, механизмом, источником, формами и направленностью.

    Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей. Противоположность — регресс.

    Регресс — тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, упрощение способа организации, характеризуется уменьшением внутренних связей; противоположность прогрессу

    Техногенная цивилизация — понятие, под которым понимается общество, для которого характерно стремление преобразовывать природу в своих интересах, свобода индивидуальной деятельности, определяющая относительную независимость по отношению к социальным группам.

    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

    • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

        • эффективное информационное взаимодействие людей;

        • их доступ к мировым информационным ресурсам;

        • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

    • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.


    Задание 2.
    Составьте таблицу: «Проблема человека в истории философии».

    Таблица 1 – «Проблема человека в истории философии».

    Эпоха

    Общие представления

    о человеке

    Цель и смысл жизни

    человека

    1. Древний мир (Китай, Индия)

    Древнекитайская философия представляла человека и окружающий его мир как неразрывное целое, а назначение человека усматривала в стремлении к внутреннему совершенству, к гармонии в соответствии с законом дао.

    В индуизме и буддизме человек еще не выступает как самоценность.

    Высший смысл его жизни - неуклонное следо­вание закону “космического колеса”, предустановленному свыше - множественным циклам рождений и смертей человека.

    1. Античная философия (Греция, Рим)

    Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

    Демокрит считал главным для человека достичь хорошего расположения духа, так называемой эвфимии. Примерно на этой же точке зрения стоял Эпикур, который полагал, что главная цель человека - наслаждение, понимаемое как отсутствие страданий души и тела, как достижение спокойствия духа, или «атараксии». В целом же Эпикур в качестве цели человека выдвинул свое кредо «проживи незаметно».

    1. Эпоха Средневековья

    Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем.

    Августина Блаженного. Он утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны.

    Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему".

    1. Эпоха Возрождения

    Особенность эпохи Возрождения составляет развитие человеческой личности, мощный рост активности, инициативы и таланта человека. Энгельс характеризует Возрождение как эпоху, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености… Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества» .

    Свобода выбора и творческие способности обуславливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься д богоподобного существа.

    Согласно Пико делла Мирандоле человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен ко всему земному и небесному.

    1. Философия Нового времени

    Дуализм души и тела. Человек – единство двух разнокачественных субстанций, своего рода механизм, в котором разные детали взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Механистический взгляд на человека получил широкое распространение в Новое время. Ж.Ламетри (работа «Человек-машина»): человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму. Подобные идеи – у французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро).

    Человек реализует себя как целостность не только по тому, что для него свойственны нераздельность тела и духа, аффективной, волевой и ментальной способностей и т. д., но и потому, что не только человек -- момент движения общественной системы, но и общество -- момент движе ния человека. Он не только конечное и единичное существо, но, в то же время, бесконечное и всеобщее существо, тотальность.

    1. Философия эпохи Просвещения

    Главным героем, центральным звеном философии эпохи Просвещения стал человек. Впервые со времен Возрождения ему придается такое значение и впервые в истории культуры человек рассматривается столь всесторонне. Дидро считает человека единственным центром Вселенной, без которого все земное потеряло бы смысл: “Человек есть единственный пункт, от которого все должно исходить и к которому все должно возвратиться”. Может быть, именно поэтому энциклопедисты и другие мыслители считали философию “наукой о счастье”, приведшей философов к рассмотрению природы человека и к поискам источников счастья в общественной жизни.

    18 век не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук – вот пафос эпохи Просвещения. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

    1. Немецкая классическая философия

    Основоположником немецкой классической философии является Имануил Кант, стоящий на грани Эпохи Просвещения и романтизма. Центром философских исследований мыслитель определяет человека. Центральным вопросом философии он ставит вопрос «Что такое человек?», соответственно человек – «самый главный предмет в мире». Так же, как и Декарт, мыслитель склоняется к позиции антропологического дуализма, однако дуализм его философии — это нравственно- природный, а не дуализм души и тела.

     Исходный принцип жизни и поведения человека – категорический императив, т.е. внутреннее требование, основанное на том, что всякая личность самодостаточна и является самоцелью; человек не должен рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач.

    1. Русская философия XIX века

    В истории русской философии можно выделить два основных направления в подходе к проблеме человека: материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.) и концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

    Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный». Эта единственная доступная человеку цель жизни

    1. Экзистенциальная философия

    В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

    Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.


    Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Т.е. жизнь имеет смысл, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.


      1   2   3   4


    написать администратору сайта