Главная страница
Навигация по странице:

  • Ответы на контрольные вопросы: 1)

  • Природа и сущность человека

  • Отчет по дисциплине Философия


    Скачать 132.47 Kb.
    НазваниеОтчет по дисциплине Философия
    Дата16.05.2023
    Размер132.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpraktika_9.docx
    ТипОтчет
    #1135907
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Задание 9.

    Сравните основные точки зрения по вопросу об общественном прогрессе следующих авторов: С. А. Булгакова, В. И. Ленина, Ш. Ренувье, Б. Бозанкет, П. А. Кропоткина, А. Кондорсе.

    С.Н. Булгаков выступил с критикой 'формулы прогресса' и теории прогресса позитивной науки, представители которой видели цель прогресса в 'возможно большом росте счастья возможно большего числа людей'. Ибо подобная трактовка прогресса, по его мнению, концентрирует внимание только на счастье будущих поколений в ущерб предшествующим поколениям, в отношении которых оправдывается исторический беспредел. В этой критике, по нашему мнению, отразились булгаковские опасения трагических последствий политики русского социализма, большевизма.

    Основные проблемы теории прогресса, по его мнению, разрешимы только на почве философии христианского теизма, ибо в понимании С.Н. Булгакова 'учение о прогрессе в действительности есть специфически христианская доктрина', наиболее удачно обоснованная в философии.

    В.И.Ленин еще более конкретизировал это положение, взяв в качестве критерия общественного прогресса достигнутый уровень производительности труда. Но в процессе строительства социалистического общества, а затем и «развернутого строительства коммунизма» почему-то все время оказывалось, что Запад неуклонно опережал СССР именно по данному показателю. Поэтому, дабы как-то оправдать такое несоответствие теории и практики, идеологи КПСС несколько модернизировали этот критерий, высказав мысль о том, что «высший и фундаментальный критерий» прогресса - развитие производительных сил - должен быть взят в единстве с критерием характера экономического строя, т.е. производственных отношений, так как они составляют самую суть общественно-экономической формации и определяют ее важнейшие черты. 

    Ренувье настаивает на трудности определения прогресса. Если прогресс где-нибудь существует, так это, по-видимому, в науках. Однако "первое изобретение", в сущности, нельзя назвать прогрессом: творцы геометрии не были прогрессивнее тех, кто не знал ее. С другой стороны, напрасно мы пытались бы установить непрерывность мнимого научного прогресса. В эпоху первой александрийской школы, науки (геометрия, астрономия, естественная история, литературная критика, мораль и т. д.) достигают пышного расцвета. Современники имели бы полнейшее основание полагать, что "начавшийся прогресс уже не остановится". Во II веке н. э. Александрия представляет лишь пристанище всевозможных суеверий. Развитие наук прерывается и возобновляется только много веков спустя.

    «Проблема прогресса явилась не только предметом интересов и научных изысканий одного Кондорсе, но и одним из неотъемлемых элементов философской мысли всего века Просвещения» О прогрессе в XVIII в. писали многие, Кондорсе же полнее и глубже отразил эту проблему. Он, с его вечной «манией систематизации», как бы свел воедино, обобщил, и - если мне позволят господа юристы - даже кодифицировал все мысли, разработки своих современников, учителей по данному вопросу. Создал из «нестройного собранья стройных форм» законченную, монолитную теорию. Кондорсе как секретарь Академии сочинил множество «похвальных писем» усопшим академикам, а как последний энциклопедист написал «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», «биографию» философских мыслей уходящего века Просвещения.

    Задание 10.

    Проанализируйте проблемы и перспективы современного информационного общества.

    Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

    Проблемы информационного общества

    Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание c целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Успешность их решения остается одним из основных факторов, влияющих на развитие глобального информационного общества.

    Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом.

    Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии и США доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов.

    Решение этой проблемы зависит прежде всего от информационной политики как отдельных государств, так и от того, насколько тесно и продуктивно они будут сотрудничать в этом направлении.

    Несмотря на то, что преимущества Интернета, безусловно, преобладают, мир ежедневно сталкивается и с негативными составляющими этого явления. Интернет может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров. Информация подобного рода легко может быть замаскирована, к примеру, под научно-техническую. В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества.

    Немаловажной проблемой является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов - защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс. Позиция США по поводу развития глобальной электронной коммерции заключается в следующем: со стороны государства важно обеспечить рыночный, нерегулятивный подход к ее развитию. Оно должно избегать излишних ограничений электронной торговли, воздерживаться от навязывания новых ненужных норм регулирования, бюрократических процедур, налогов и тарифов на коммерческую деятельность в Интернете. Главная роль в формировании глобальной коммерческой инфраструктуры отводится преимущественно частному сектору.

    В силу того, что электронная коммерция непосредственно связана с передачей конфиденциальной информации через каналы связи, другим ключевым вопросом в развитии глобальной электронной инфраструктуры является обеспечение безопасности данной информации. С расширением использования качественно новых систем электронных платежей приходится решать и возникающие при этом новые проблемы. В частности, может ли персональная или банковская информация быть перехвачена во время транзакций или незаконно получена из баз данных торговых компаний, банков и впоследствии использована. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев это практически невозможно, поскольку почти все системы электронных платежей в настоящее время активно используют в своих схемах цифровую подпись, которую очень трудно подделать. Для подтверждения оплаты также применяются всевозможные идентификаторы пользователя и пароли.

    Подводя итог, следует ещё раз упомянуть о том, что наряду с достижениями информационного общества существует и целый ряд недостатков. И в сложившейся ситуации решения проблем главная роль отводится именно государству, которое в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве.

    Перспективы развития информационного общества

    Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические, правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Всё большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

    Подобное положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли. Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности, важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.

    Профессором Ф. Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:

    1. Активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе - политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

    2. Обеспечение для каждого гражданина Европы дешёвого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

    3. Справедливость;

    4. Всеобщая включённость в информационное общество;

    5. Сопротивление социальной разобщённости;

    6. Избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ);

    7. Партнёрские отношения между государственными и частными организациями;

    8. Инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ;

    9. Создание новых рабочих мест;

    10. Доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте;

    11. Политика социального согласия между всеми регионами;

    12. Большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

    13. Соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;

    14. Развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правой сферах.

    В принятой на встрече лидеров стран "восьмерки", состоявшейся в июле 2000 года в Окинаве (Япония), хартии Глобального информационного общества (так называемая Окинавская хартия), страны "восьмерки" признали ИКТ в качестве основного фактора, формирующего общество 21 века, и подтвердили свою готовность содействовать переходу к информационному обществу, а также полной реализации его преимуществ.

    Для защиты критических и информационных инфраструктур было решено привлекать представителей промышленности и других негосударственных организаций посредников. Действительно, правительства в одиночку не способны обеспечить безопасность киберпространства, в связи с чем особую важность приобретают усилия каждого пользователя киберпространства по содействию обеспечению безопасности в том участке пространства, которым он владеет или пользуется, и это не только промышленные предприятия, но и организации всех секторов экономики, университеты, местные органы власти, а также граждане - пользователи Интернет.

    Можно сделать вывод о том, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая при этом проблемы, перспективы разрешения которых достаточно туманны. Так, например, капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы психологического и морально-этического характера. Таким образом, информатизация порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать.

    Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что перспективы дальнейшего построения информационного общества огромны. Всё стремительными темпами развивается наука, которая становится основой для дальнейшего научно-технического прогресса и развития информационного общества. Необходимо также учитывать, что переход на новый информационный этап возможен в тесной взаимосвязи всех государств в условиях тесной интеграции и глобализации.

    Ответы на контрольные вопросы:

    1) Философская антропология как раздел философского знания.

    Филосо́фская антрополо́гия в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля, Андрея Веялко и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

    2) Человек как индивид, индивидуальность и личность.

    Человек – это особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Кроме того, человек является социально-биологическим существом, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

    3) Проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке.

    Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

    Придя к выводу, что субъектом потребностей социального существования является человеческая личность, мы входим в одну из наиболее сложных областей психологической науки. Проблема природы личности, сущности и определения этого феномена вызвала к жизни множество различных теорий и подходов, ей посвящена колоссальная, практически необозримая литература, она является сегодня междисциплинарной проблемой, интересующей все науки о человеке. Мы затронем здесь лишь те ее аспекты, которые имеют наиболее близкое отношение к нашей теме.

    4) Проблема отчуждения личности, свободы и самореализации.

    В истории философии проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия. Необходимо отметить, что сегодня философская категория — отчуждение, широко используется и в других научных сферах, таких, как социология, психология, криминология, право. Проблема отчуждения человека освещена была многими философами различных стран и эпох. Обращаясь к самому понятию и истории происхождения термина «отчуждение», нужно отметить, что оно выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. Тема отчуждения впервые появляется в эпоху барокко и рассматривается сторонниками теории «общественного договора» Ж. Ж. Руссо, Дж.Локком, Т.Гоббсом, К. А. Гельвецием. Они характеризовали современное им общество как общество отчуждения — делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека.

    Исследования в области личности показали, что отчужденность -генерализованный, многомерный фактор. Зеллер и другие психологи с помощью четырехмерной шкалы (бессмысленность, бессилие, аномия и социальная изоляция) составили психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе.

    Характеристики отношение отчужденного человека к миру характеризуется следующими чертами:

    - мир воспринимается как застывший, схематичный;

    - низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;

    - нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;

    - верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;

    - менее логичное мышление, познавательная замкнутость;

    - навязчивые состояния и ригидность;

    - с трудом сосредоточиваются и принимают решения;

    - склонность печалиться, высокий уровень страхов;

    - безразличие к групповому поведению.

    Для отношения к себе характерны:

    - неадекватность и презрение;

    - экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;

    - чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;

    - презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;

    - отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению

    Марксистская теория отчуждения и свободы человека. Эта проблема была поставлена К. Марксом в «Экономическо – философских рукописях 1844г». Он считал, что дело не в том, что человек опредмечивает свою сущность, а в том, что он ее опредмечивает бесчеловечным образом. К. Маркс определил отчуждение как превращенную форму существования человеческой, творчески – предметно – практической сущности, при которой сама система общественных отношений, производственной деятельности человека превращается из формы его развития в неподконтрольную ему, господствующую над ним и угнетающую его силу.

    Самореализация – процедура познания и формулирования нашей духовной натуры. Значительное количество личностей испытывают страдания от недостатка чего-то, что они не в силах осмыслить и разобрать сами. Согласно иерархии потребностей Маслоу, самореализация (самоактуализация) – одна с подобных надобностей. Людям следует отыскать собственное положение в существовании, пользоваться всегда своими естественными качествами и особенностями, полностью проявить себя в данном обществе, для того чтобы ощущать абсолютную удовлетворенность от действительности.

    Индивид, отдающий собственные средства в пользу обществу – является наиболее радостным человеком. Сложнее только отыскать сферу, в каковой можно полностью реализовать собственные возможности, использовать в том числе и отрицательные особенности человека, с целью приобретения поставленных задач. Если индивид приобретает подобную область, его триумф обеспечен.

    5) Проблема отчуждения стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности.

    Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. 
    1   2   3   4


    написать администратору сайта