Главная страница
Навигация по странице:

  • Эволюционная теория

  • Теория вмешательства

  • Теория творения

  • Теория аномалий пространства

  • Акватическая теория

  • Альтернативные теории

  • Задание 5.

  • Теория модернизации

  • Культурно-исторический тип

  • Теория стадий экономического роста У. Ростоу

  • Отчет по дисциплине Философия


    Скачать 132.47 Kb.
    НазваниеОтчет по дисциплине Философия
    Дата16.05.2023
    Размер132.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpraktika_9.docx
    ТипОтчет
    #1135907
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Задание 3.

    Проанализируйте основные теории о происхождения человека: теологическая, эволюционная, трудовая, космическая и др. и обоснуйте

    теорию, которая на ваш взгляд является верной.Влияет ли точка зрения о происхождении жизни на отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе?

    Эволюционная теория 

    Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. 
    Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов – вот что не делает эту версию на 100% верной.

    Теория вмешательства 

    В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. 
    Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. 
    Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. 
    Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными. С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. 
    Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. 
    Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

    Теория творения 

    Данное ответвление получило названием креационизм. Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире.  Человек был создан по его подобию из небиологического материала. Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил их глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право.  В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

    Теория аномалий пространства 
    Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. 
    По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. 
    Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

    Акватическая теория 
    Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер. 
    Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. 
    Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

    Альтернативные теории 
    Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. 
    Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. 
    Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.
    Задание 4.
    Исследуйте вопрос о биологических, духовных и социальных факторах развития человека и их соотношении в нем с учетом достижений генной инженерии и информационно-коммуникационных технологий.

    Ответьте на вопросы: Какие внутренние силы являются первопричиной развития человека? Можно ли изменить природу человека? Каким образом это изменит мир?

    - Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей.

    - Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

    - Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

    - Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

    Природа - есть сущность, основа. Можно ли изменить природу? Природа может иметь свойство - постоянно меняться = развиваться, стремиться к совершенству. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения человека верущего - изначально человеку дана природа по образу и подобию Творца его. По причине грехопадения, природа человека потерпела изменения, причем не в лучшую сторону. Человек теперь, словно раздваивается. То он ощущает в себе что-то светлое, небесное, то чувствуя муки совести и раскаяние, прибывает образно во тьме. Природу человека условно можно разделить на две: изначальную и падшую. Если говорить об изменении природы, можно подразумевать под этим – избавление от падшей природы, другими словами – восстановление изначальной, ту, что люди унаследовали при сотворении от Создателя.

    Изменение = Восстановление Изначальной человеческой природы возможно, ибо истоки ее даны нам самой Природой и ею самой, изменение это, поощряется.


    Задание 5.
    Проанализируйте фундаментальные свойства человека: свобода, любовь, творчество и ответьте на следующие вопросы.
    Что такое любовь? Почему любовь являетсятайной? Свободен ли человек? Существуют ли границы егосвободы? Как вообще возможно творчество, ведь сами по себе способности, талант, воспитание, образование еще не делают человекатворцом?

    Любовь – это возможность открыть себя и свои чувства другому человеку настолько, чтобы, боясь при этом боли, которая может последовать за этим, пойти в это.

    Нет ни одного человека, который хоть чем-то не стеснен, хоть от чего-то не зависим.  Мы зависим от общества, в котором живем, и которое навязывает нам свои мысли и желания. Зависим от нашей природы, которая создала нас такими, какие мы есть, и поэтому мы можем действовать только в ее рамках. Зависим от еще кучи различных факторов. Можно смело утверждать, что мы связаны по рукам и ногам во всем - в наших мыслях, в наших действиях, в наших желаниях. И чем больше мы пытаемся обрести свободу, тем все сильнее судьба затягивает нам гайки в виде всевозможных кризисов.

    Свобода человека, вещь относительная, но каждый её тип нужно ограничивать нормами морали и нравственности. Чтобы не допустить распада государства, оно вынуждено ограничивать свободу людей сводами законов и правил. За несоблюдение этих правил, нарушитель наказываться штрафом или даже заключением в тюрьме. Границы свободы деятельности человека определяет Гражданский и Уголовный кодексы. Первая задача государства - не потерпеть своего распада, поэтому каждое по-своему определяет границы свободы деятельности.

    Творчество - яркое переживание, великое счастье для людей, которым оно доступно. Например, И.В. Гете вдохновенно описывал творческие минуты жизни, когда как бы останавливается время, спадает пелена с глаз, и мир, преображаясь, является в своей первозданной нетронутости и необычности. Подобные мгновения могут вызывать, говорил он, особого рода возвышенные, иногда даже пугающие переживания. Душу охватывает восторг, возникает чувство причастности к великому, но затем чаще всего на помощь приходит "деятельный сводник" - рассудок, который быстро все переводит в обыденные штампы и образцы.

    Когда мы говорим о творчестве, то прежде всего имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером

    Задание 6.

    Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
    Почему проблема смысла жизни важна для каждогочеловека? Какой из вопросов – «как жить?» или «ради чего жить?» раскрывает сущностьпроблемы? Есть ли сущностное различие понятий «смысл жизни» и «цельжизни»?
    Смысл жизни - это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели. В первом понимании смысл жизни - элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и, опираясь на собственный опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

    Если Бог-Творец создал вселенную и нас, людей, то Он имел цель, зачем это делал.

    Ради Его целей и жить в жизни.
    Тогда человек знает зачем он живет, как ему жить, к чему стремиться.
    Тогда человек получает смысл жизни и знает ради чего и зачем живет на свете.

    Без Бога жизнь пуста, бессмысленна. .
    Тогда человек первостепенные цели в жизни подменят второстепенными. Тогда возможно человека втянуть в разные секты, организации, тогда человек начинает думать, что, вступив в политическую партию он изменит весь мир.

    Ничего сверх хорошего из этого не получается. Прими самые совершенные законы - зло не истребишь на земле - людям давно Божье указание как жить нужно. Это самые совершенные законы в жизни. Но, как земные законы люди исполнять не хотят, так само и Божьи нет желания.
    Потому у таких и слова есть о верующих как о фанатиках и прочее.

    Но фанатики то как раз они и есть. Фанатик не понимает того, во что верит, он не рассуждает (или ему кажется, что рассуждает.

    А вера в Бога разумная, здравая, рассудительная

    Можно иметь целью построить дом на берегу моря. Можно иметь смыслом жизни добиться этой цели. Но вряд ли смысл может свестись к тому, чтобы построить дом. Разница есть. Цели возникают одна за другой, ты их добиваешься, или не добиваешься, не добился одной - перешел на другую. Это слишком переменное понятие. А смысл - намного шире. Представь: у тебя есть по большому счету только твоя жизнь. И ничего больше. Все остальное - ее составляющие, какие-то мелочи. Смысл жизни, который каждый сам себе ставит - это всего лишь попытка ответить за вопросы, на которых нет однозначного ответа: зачем, как, почему и т. д. я живу. Каждый живет, и каждый, наверное, недоумевает, откуда, каковы источники дарения этой жизни, души и т. д.
    Задание 7.

    Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
    Разделяете ли Вы критику Бердяевым оправдания страданий человека блаженством грядущих поколений? В чем смысл страданий человека и есть ли он вообще? Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит?

    Н.А. Бердяев (1874–1948) – русский философ, рассматривая вечные вопросы бытия: что нас ждет в будущем, писал:

    «Учение о прогрессе предполагает, что задачи всемирной истории человечества будут разрешены в будущем, что наступит какой-то момент в истории человечества, в судьбе человечества, в которой будет достигнуто высшее совершенное состояние и в этом высшем совершенном состоянии будут примирены все противоречия, которыми полны судьбы человеческой истории… Правомерно ли такое предположение?

    Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни, высшее блаженство и совершенство».

    Разделяете ли Вы критику Бердяевым оправдания страданий человека блаженством грядущих поколений? В чем смысл страданий человека и есть ли он вообще? Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит?

    Н.А. Бердяеву принадлежит чрезвычайно продуктивная попытка связать данное эмоциональное состояние человека, которое порождается трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности, с развернутой философско-антропологической концепцией.

    Страдание как неизменный феномен человеческой жизни оказалось в сфере внимания философов с давних времен. Классики философской мысли - Аристотель, Платон, Эпикур, Сенека - внесли весомый вклад в толкование этого аспекта человеческого бытия. По мнению Аристотеля, ужас и сожаление - важнейшие аффекты, которые при трагическом катарсисе смягчаются или вообще устраняются. Страдание рождает трагическую личность, незаслуженно попадающую в положение несчастных. Страх ощущается зрителем, пострадавший равен или подобен ему самому, потому что он сам может столкнуться с подобным несчастьем. Как трагические аффекты страдание и страх связаны с понятием «удовольствие»? Античные философы не ставили вопрос о правомерности страдания. Предполагалось, что оно обусловлено роком, не испытывающим интереса к конкретной личности. Мойра выступает мифологическим образом судьбы. Она же определяет функции среди богов и людей, организует порядок всего сущего. Поэтому ее познание обусловливает одну из основных добродетелей человека - добродетель знания. Оно-то и становится неотъемлемой частью человеческого счастья.

    Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание – это его бесцельность.

    Прогресс в истории человечества — это его достижения в науке и культуре. Мы открываем и изобретаем всё более сложное. Прогресс в моральных и нравственных областях (быть добрее, чище) является предметом споров. Происходит ли моральное совершенствование или мы всё больше отдаляемся друг от друга, злимся, грешим...


    Задание 8.

    На основании изучения теоретического материала по теме составьте таблицу 2: «Основные теории о развитие общества».

    Таблица 2 – «Основные теории о развитие общества»

    Философский подход

    Авторы

    Основные термины

    Взгляд на

    общественный прогресс

    Будущее

    человечества и истории

    Информационный

    К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

    Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.

    Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. 

    Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил.

    Производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

    Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

    Цивилизационный

    К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростову, О. Тофлер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби

    Цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

    Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории.

    Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

    Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности.

    В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

    Теория модернизации

    М. Вебер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм


    Либерализм, консерватизм

    Теория модернизации — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает сам процесс модернизации общества (переход от традиционного к индустриальному обществу), сама теория подверглась значительной критике как со стороны марксистов, так и представителей идеи свободного рынка, так и сторонников теории зависимости по той причине, что представляет упрощённое представление об историческом процессе.

    Представители консервативного направления видят главную опасность для процессов модернизации в политической нестабильности.

    Успешное осуществление политической модернизации предполагает широкое вовлечение народа в деятельность институтов представительной демократии и создание условий для свободной конкуренции политических элит.


    Концепция идеальных типов

    Макс Вебер

    Абсолютная идея

     «Идеальный тип» не извлекается непосредственно из наблюдений Он строится как
    теоретическая смысловая конструкция путем усиления, заострения, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи. Культуролог поступает так же, как писатель, который хочет создать характерный образ крестьянина, фабриканта или главаря банды, по крупицам собирая сведения об этих персонажах и «переплавляя» их в уме. Однако, если для писателя создание образа есть цель работы, то для культуролога это лишь конструирование орудия, которое затем будет применено для решения собственно исследовательских задач: объяснения, систематизации, понимания, прогнозирования, оценки.

    Процесс моделирования будущего во многом зависит от возможности выявления главного, основной идеи, которая изначально была задействована как лейтмотив, сущностная характеристика, которая в соответствии со временем только всё больше укоренялась, тем не менее, обрастая второстепенными, но необходимыми характеристиками.

    Концепция культурно-исторических типов

    Николай Данилевский

    Прогресс, система взглядов, рост, цветение, плодоношение

    Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Культурно-исторический тип отождествляется с «самобытной цивилизацией» и признается «положительным деятелем человечества».

    В IV главе он выделяет 10 типов:

    1. Египетский- развили науку во многих областях, на что даже не способна современная наука.

    2. Китайский (включая Японию)

    3. Ассиро-вавилоно-финикийский — «древнесемитический»

    4. Индийский

    5. Иранский

    6. Еврейский — развили религию (монотеизм)

    7. Греческий — развили искусство

    8. Римский — развили право

    9. Аравийский или «ново-семитический»

    10. Романо-германский или европейский — развили естествознание.




    Данилевский и Шпенглер изучали цивилизации России и Европы теоретически, сопоставляли их как разные миры, и делали из этого сравнения политические выводы. Оба исследователя размышляли о будущем культур, культурно исторических типов в мире

    Культуроло-гический подход

    А. Г. Асмолов, Е. П. Бе-лозерцев, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Дмитриева

    Культура, языкознание, воспитание, развитие, традиции

    Культурологический подход представляет собой интегративный метод.

    системной организации целостного образовательного процесса,

    обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий,

    а также созданию целесообразных педагогических условий образования в

    соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование

    личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной

    преемственности.

    Теория Ростоу "Стадии экономического роста" стала методологической основой всех технократических концепций.

    Д. С. Лихачев писал о широких возможностях через культуру «управлять будущим, опираясь на ценности, идеи, заданные рамками предшествующее й культуры, но история не только задает границы возможного, но и содержит указания на наиболее перспективные пути его развития»


    Теория стадий экономического роста

    У. Ростоу

    Экономика, традиционное общество, взлёт, массовое потребление

    Теория стадий экономического роста У. Ростоу. У. Ростоу, с одной стороны, попытался показать, что процесс экономического развития не исчерпывается системой тех отношений, которые традиционно составляют предмет исследования анализа экономического роста (взаимодействием производителей и потребителей, согласованием планов «сберегателей» и инвесторов, освоением инвестиций и пр.). С другой стороны, он стремился создать теорию исторической эволюции экономики и общества в целом, которая была бы не столь однозначна, как у Маркса.


    По мнению Ростоу, деление всей исторической эволюции общества на стадии должно базироваться на различиях трех фундаментальных характеристик:

    1) уровня развития техники;

    2) уровня деловой активности;

    3) уровня потребления.


    Теория этногенерации

    Эдвард Шилз , Ван ден Берге, Клиффорд Гирц, Стивен Ван Эвера и Мюрат Байяр

    Этнос, модернизм, нация

    Энтони Смит — один из отцов-основателей этносимволизма — определенно настаивает на том, что именно «появление на заре истории человечества этнических сообществ в различных частях мира было жизненно важным этапом в процессах формирования наций».

    Американский историк Патрик Гири считает, что национализм - «это история политического присвоения и манипулирования унаследованных от прошлого имен и представлений в интересах созидания настоящего и будущего.

    Концепция «третьей волны»

    Элвин Тоффлер

    Модель трех волн, аграрное, индустриальное и информационные обществ

    Автор полагает, что в цивилизации Третьей волны не будет ни одного института, который играл бы в ней центральную роль (как, например, церковь или завод в прошлом). Массовое общество, для которого характерна высокая степень стандартизации стиля жизни, поведения, языка и даже идей, уйдет в прошлое, полагает автор. Цивилизация Третьей волны откроет простор для децентрализации и деконцентрации. Гигантомании, столь характерной для ее предшественницы, тоже не останется места. Бюрократия сменится целым рядом организаций нового стиля, хотя кое-где иерархические структуры все же сохранятся. Роль национального государства также значительно снизится. Оно станет всего лишь одним институтом среди других, а не самым главным, как сейчас. Не менее важные изменения произойдут и в сфере суперидеологии. Люди будут смотреть на мир совсем по-другому, механистический взгляд уйдет в прошлое, человек станет оценивать мир с точки зрения таких понятий, как «процесс», «обратная связь», «отсутствие равновесия».

    Оставляя позади цивилизацию Второй волны, мы не просто переходим из одной энергетической системы в другую или от одной технологической основы к другой. Мы революционизируем также и внутреннее пространство. В свете этого было бы абсурдно проецировать прошлое на будущее — обрисовывать людей цивилизации
    1   2   3   4


    написать администратору сайта