Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Тюркская культура периода средневековья.

  • 18. Развитие философии и средневековой науки. Аль-Фараби: философские, социально-этические и эстетические взгляды.

  • 20. «Тюркский Ренессанс и его место в наследии мировой культуры».

  • 21. Культура Караханидского периода

  • 22. Развитие техники в тюркский период

  • 23. Памятники материальной культуры. Аль-Кашгари и его роль в формировании тюркской литературы и языка.

  • 24. Работа Махмуда Кашгари «Сборник тюркских наречий» («Словарь тюркских наречий»).

  • 25. Юсуф Баласагуни и его книга «Благодатное знание». Уникальность:80%

  • 26. Феномен казахского Просвещения. Ч. Валиханов и его творчество. Уникальность:100%

  • 27. Абай как великий казахский поэт и мыслитель

  • 29. И. Алтынсарин как видный просветитель и педагог

  • 30 Музыкальное творчество Курмангазы, Таттимбета, Жаяу Мусса

  • 1. Социология как наука. 1. Социология как наука


    Скачать 147.28 Kb.
    Название1. Социология как наука
    Дата24.11.2022
    Размер147.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Социология как наука.docx
    ТипДокументы
    #810816
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    16. Взаимовлияние и взаимодействие тюркской и исламской культуры

    Чтобы глубже заглянуть в историю казахов и узнать правду, необходимо знать историю турок. Общую историю тюркских народов можно разделить на доисламскую древность и постисламские средневековья. Согласно письменным источникам, общая история и культура тюркских народов восходит к глубокой древности - до нашей эры. С VI-V веков - с. До VIII века он назывался «Туран». В VIII-XV вв. В средние века назывался «Туркестан». Хотя турки были разделены на этнические группы в XIV и XV веках, название «Туркестан» оставалось неизменным до образования Советского Союза и сегодняшней «Средней Азии».

    Историческая правда состоит в том, что тюркские народы разделяют историю, культуру и литературу, духовные ценности и цивилизацию двух упомянутых выше эпох. Так что же турки дали исламской цивилизации? Он также должен ответить на вопросы о том, какой вклад он внес в исламскую цивилизацию.

    Научные открытия и литературные произведения, рожденные в исламском мире в VIII-XV веках, дали новый импульс и направление развитию мировой культуры и цивилизации. В частности, труды великих тюркских ученых и поэтов внесли значительный вклад в исламскую цивилизацию. Считается, что наряду с современной тюркской Турцией, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Кипром, автономный Татарстан, Алтай, Саха и другие турки внесли свой вклад в развитие ислама и их общий вклад в историю человечества.
    17. Тюркская культура периода средневековья.

    Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой. Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры. Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами. Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры.

    18. Развитие философии и средневековой науки. Аль-Фараби: философские, социально-этические и эстетические взгляды.

    На формирование социальных, этических, философских взглядов ученого-энциклопедиста оказали большое влияние, прежде всего, оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, древнегреческая философия, в частности, наследие Аристотеля, а также идеологии того периода. Ученый, обладавший самостоятельным и оригинальным философским мышлением, создал целую энциклопедическую систему.
    19. Вклад аль-Фараби в формирование средневековой культуры и науки.

    Одним из важных вкладов аль-Фараби – сделать изучение логики более легкой, путем деления ее на две катего- рии: идея и доказательство. Он делил науку на 5 больших отраслей: языкознание, методология, математика, фи- зика, наука о гражданстве. Аль-Фараби был автором 200 философских и научных трактатов. Наиболее важные работы были : «Слово о классификации», «Книга букв», «Трактат о разуме», «Ум и понятие», «Большая книга о музыке» и др. Его научные труды играли огромную роль в развитии философской теории.

    Аль-Фараби написал комментарии по физике, метеорологии, методологии и др., в дополнение к большому числу книг по некоторым другим предметам, олицетворяющие его подлинный вклад. Его книги по психологии и метафизики были, в значительной степени, основаны на его собственной разработке. В физике аль-Фараби доказал существование вакуума.

    20. «Тюркский Ренессанс и его место в наследии мировой культуры».

    За счет развития тюркских каганатов городская культура развивалась. Считается, что тюрки задали стартовые условия развития для некоторых цивилизаций. Стало больше природных ресурсов и очень хорошо развивалась торговля по Великому Шелковому пути. Шелковый путь проходил по югу Казахстана, через Семиречье. По нему перевозили шелк, рис, оружие. Массовое расселение тюрков способствовало массовому росту городов и селений. При развитии городов осуществлялась добыча и разработка полезных ископаемых. Большое значение в развитии культуры Казахстана сыграл ученый – энциклопедист Аль – Фараби. Он является музыкантом, астрономом, философом, математиком. Ему принадлежат труды «Об искусстве поэзии», «Отношение философии к религии» и т.д. Духовна – религиозная жизнь жителей была разносторонней. Народ поклонялся природе, почтение предков. Некоторые верили в развитие магии и обожествление неба. Тюрки стремились к мирным отношениям, чтобы разные народы жили в гармонии. Тюрки внесли для своего времени огромные ценности духовной и материальной культуры.
    21. Культура Караханидского периода.

    Культура. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов.

    Развитие городской культуры привело к росту числа мастерских по различным видам ремесел и гончарному делу. В письменных источниках часто встречаются данные об увеличении численности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и торговцев.

    22. Развитие техники в тюркский период

    Техногенез или развитие техники изготовления орудий труда. Археологическая периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Виды орудий труда и изменение техники изготовления орудий труда. Вкладышевая техника, микролитическая индустрия эпохи мезолита. Первая и вторая энергетические революции: использование огня, доместикация. Занятия: охота, собирательство, рыболовство. Переход от присваивающего хозяйства кпроизводящему хозяйству. Неравномерность экономического развития человеческих сообществ в различных природных условиях.

    23. Памятники материальной культуры. Аль-Кашгари и его роль в формировании тюркской литературы и языка.

    Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

    Узнал слова тюркских, туркменских, огузских, шыгылских, ягмских, киргизских племен и их особенности и использовал их. Язык каждого из них сохранился в моей памяти. Я внимательно их изучил, привел в порядок и систематизировал », - сказал он. Отсюда видно, что Махмуд Кашгарский был большим знатоком лексики тюркских языков в целом. Мы видим, что помимо письменных литературных языков своего времени он не только овладел значениями, формами и особенностями слов, собранных тюркскими племенами, но и познакомился с исторической лексикой древнетюркского языка.

    24. Работа Махмуда Кашгари «Сборник тюркских наречий» («Словарь тюркских наречий»).

    “Словарь тюркских наречий”, посвященный халифу аль-Муктади, был составлен Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг. Здесь он представил основные жанры тюркоязычного фольклора – обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.
    25. Юсуф Баласагуни и его книга «Благодатное знание». Уникальность:80%

    Сочинение-поэма «Благодатное знание» Юсуфа Баласагуни является старейшим тюркским сочинением XI века. Юсуф Баласагуни – поэт, мыслитель караханидского периода, он получил образование в родном городе Кашгар и сочинил эту поэму, когда ему было пятьдесят лет. У Юсуфа Баласагуни также есть труды, как «Книга о политике» и «Книга об энциклопедии», но эти сочинения исчезли бесследно. «Кутадгу Билиг» является выдающимся литературным памятником в культурном наследии тюркских народов, имеет значительное влияние в мировой культуре. Поэма считается энциклопедическим, затрагиваются социологические, философские, юридические и политические проблемы. У Юсуфа Баласагуни были пантеистические взгляды, он высказывал очень интересные идеи. В книге есть мудрая мысль, которая говорит о бессмертии человека, что не будут забыты после жизни только мудрые слова и добрые действия. Юсуф Баласагуни считал огромной бедой, невоспитанность детей, он призывал своевременно воспитывать детей добрым делам и уму. Юсуф Баласагуни в книге уделяет особое внимание, на знания, без которого нет познания. В книге говорится о том, что необходимо учиться новому в течение всей своей жизни. Поэт выступает как рационалист, пишет о силе разума и его важности в познании истины, как и чувственное восприятие. Баласагуни писал о качествах, которые нас отличают от животных, и до конца верил в то, что можно усовершенствовать государство, опираясь на знания и науку. Кюнтогды, главный герой поэмы, был примером справедливого и доброго правителя. Балсагуни был против деспотизма, против превосходства беков над рабами, он при жизни хотел добиться равенства между людьми. Баласагуни в книге утверждал, что единственным путем гармонических отношений между разными социальными классами, является одинаковый для всех гуманный закон, перед которым все будут равны. Нравственные принципы в книге актуальны и в сегодняшний день, спустя тысячу лет.
    26. Феномен казахского Просвещения. Ч. Валиханов и его творчество.

    Уникальность:100%

    У каждого народа есть деятели, внесшие огромный вклад в развитие и просвещение своего народа. Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, Чокан Валиханов – выдающиеся просветители казахского народа, деятельность которых оставила глубокий след в истории казахского народа. Идеи и мысли Абая были развиты казахской интеллигенцией в начале 20 века, это время связывают с началом просветительства в новую эпоху. Это были поиски в борьбе с традиционным обществом, поиски путей для развития народа. В начале 20 века национальная алашская интеллигенция пытались наладить социально-экономическое и культурное развитие казахского народа. Испытывался острый недостаток достойного образования, нехватка учителей и учебников. Абай Кунанбаев - первый классик казахской литературы и его основопожник. Путь к новой эпохе народа Абай видел в разуме, в науке, в воле и в совести. Он пропагандировал русскую культуру и науку, им было создано 56 переводов и 170 стихотворений, знаменитые «Слова назидания». Ибрай Алтынсарин разработал систему школьного образования для казахского народа, создал алфавит на основе кириллицы, создал первые учебники на казахском языке, активно занимался переводом знаменитых басен И.А.Крылова и рассказов Л.Н.Толстого. За свою короткую жизнь Чокан Уалиханов оставил огромный след в истории . Он с ранних лет изучал историю и этнографию. Чокан стремился и призывал других в изучение науки, в изучение истории, особенно Азии. Его исследования печатались в разных журналах, в том числе и в трудах Российского географического общества. Его труды как «Мусульманство в степи», «Следы шаманства у казахов» послужили фундаментом изучения этнографии казахского народа. Деятельность Чокана Валиханова пропитана заботой о своем народе, о его будущем, о его культурном развитии. Он стоял у истоков науки казахского народа, мечтал о времени, когда наука будет в полной мере служить интересам народа.
    27. Абай как великий казахский поэт и мыслитель

    Абай Кунанбаев — великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, мастер художественного слова. Реальное имя — Ибрагим. Прозвище Абай (каз. Абай "внимательный", "осторожный"), полученное бабушкой Зере, осталось за ним навсегда.

    Абай написал около 170 стихотворений и 56 переводов, несколько поэм. Отдельным произведением стоит прозаическая поэма "Қара сөз" — "Слова назидания" ("Қара сөздер"), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих строках поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. Также Абай известен как композитор. Создал более двух десятков мелодий, которые популярны и в наше время.

    28.Творчество Шакарима

    Шакарим Кудайбердиев - крупнейший казахский поэт конца XIX века, философ, творческая деятельность которого протекала в сложное время трех революций, гражданской войны, установления советской власти на территории Казахстана.

    Творческое наследие Шакарима включает в себя большое количество стихотворений, поэмы, повесть «Адиль — Мария», рассказы на нравственные темы, автобиографическое произведение «Записки Забытого», философский трактат «Три истины», переводы на казахский язык произведений русских классиков.

    Изучение истории и философии, глубокий анализ религиозных учений обусловили широту духовных запросов Шакарима, его высокий уровень нравственной требовательности к самому себе, к своему народу да и ко всему человечеству. Именно этот сплавом учености и обостренной духовности и объясняется прежде всего глубина и своеобразие его творчества.

    Естественной основой мировосприятия Шакарима был суфизм,явившийся той духовной базой, которая побуждала его к активным философским изысканиям и в конечном итоге привела к созданию трактата «Три истины».

    Лирика Шакарима – плод его раздумий о человеке, о его предназначении, о жизни и смерти, о судьбе казахского народа. Критикуя существующую власть, общественное устройство, поэт размышляет об истоках добра и зла.

    Эти вечные темы Шакарим наполнил новым содержанием, первым среди казахских философов осознав связь времен. Все последующее, по его определению, «вытекает из предыдущего и к нему же возвращается».

    В центре поэзии Шакарима, как и поэтов предшествующих поколений, находится человек, который прежде всего тем и ценен, что является носителем таких нравственных понятий, как честь, достоинство, милосердие, добродетель, разум.

    Как и его великий учитель Абай, Шакарим говорит о высокой ценности образования, мечтает видеть свой народ просвещенным, но разум и образованность Шакарим особенно ценит в том случае, если они сочетаются в человеке с его природной добротой и милосердием. По его мнению, «лучше умереть, чем осквернять мир, если нет доброты, совести, чести».

    Шакарим является автором нескольких поэм, наиболее значительными из которых являются «Енлик - Кебек» (1891 г.), «Калкаман - Мамыр» (1891 г.), «Ляйли -Меджнун» (1908 г.).

    Содержательна и философская проза Шакарима Кудайбердиева (термин «философская проза» здесь применяется достаточно условно, ибо речь идет о философской эссеистике*). В своих эссе «Записки Забытого» и «Три истины» Шакарим продолжает развивать тему праведного, совестливого человек. Бывшая одной из центральных и в его лирике, здесь эта тема вырастает по сути в педагогическую систему, которая могла бы стать для народа своеобразным моральным кодексом. В этом отношении Шакарима, безусловно, можно считать творческим преемником Абая.

    Используя многовековые литературные традиции казахского народа, Шакарим создал поэтические переложения повестей А. С. Пушкина «Дубровский» и «Метель»: рифмованные строки надолго оставались в памяти, их легче было передавать из уст в уста.
    Шакарим хорошо знал и творчество Л. Н Толстого и перевел на казахский язык его рассказы «Асархидон», «Три вопроса», «Царь Крез». Казахский писатель высоко ценил эти произведения великого русского классика, потому что, по его мнению, они способствовали воспитанию в читателях высоких нравственных качеств.

    Демократические взгляды Шакарима. считавшего, что нельзя оправдать рабство, ограничение свободы человека, обусловили его обращение к переводу на казахский язык повести Г Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

    Переводы Шакарима во многом способствовали духов ному обогащению и воспитанию казахского общества.
    29. И. Алтынсарин как видный просветитель и педагог.

    Уникальность:100%

    Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, педагог, фольклорист и этнограф казахского народа. Он воспитывался у одного из самых авторитетных би, который был его родным дедушкой у Балгожа би, по причине смерти отца. Учился в первой Оренбургской казахской школе, затем остался там, в качестве переводчика некоторое время. После он перевелся в крепость Торгай и работал учителем. При участии Алтынсарина была открыта первая начальная школа для казахских детей. Именно с открытия этой школы начинается педагогическая и просветительская деятельность Алтынсарина. Также он одновременно работал уездным судьей и помощником начальника уезда. Алтынсарин был очень разносторонней личностью, способствовал духовному развитию нашего народа. Именно Ибрай Алтынсарин добился открытия первой женской школы , он создал учебники на казахском языке, учебники для казахских детей для изучения русского языка, он создал алфавит на основе кириллицы. Ибрая Алтансарина называют основоположником детской литературы казахского народа. В своих рассказах он затрагивал серьезные проблемы общества, занимался переводами басен, выпустил «хрестоматию» для школьного образования и внес туда труды других разных писателей и поэтов.

    Ибрай Алтынсарин настаивал на создании училищ для казахской молодежи, чтобы они учились разным ремеслам, земледелию, садоводству и управлению новейшими машинами. Он сам открыл ремесленную школу в Торгае, где обучались 25 человек. Он осуждал невежество и призывал к просвещению. Как и Чокану Валиханову, ему не удалось достичь революционно-демократических убеждений, но он верил в светлое будущее нашего народа. Как и Абай, он пропагандировал влияние русского языка и его систему образования.
    30 Музыкальное творчество Курмангазы, Таттимбета, Жаяу Мусса

    Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889 гг.) – гениальный композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Курмангазы родился на территории Букеевской Орды, в урочище Жидели. Первым наставником Курмангазы в игре на домбре стал Ханбазар. Главным его учителем был кюйши Узак. Свой кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836–838 годов в Букеевской Орде Исатаю Тайманову.
    Мотивы несгибаемой воли народа к свободе родной земли, безграничной Степи слышатся в кюе Курмангазы «Сарыарка». В конце 1880 года Курмангазы окончательно переехал в селение Сахма Астраханской губернии, где и похоронен. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. У композитора есть и танцевальные кюи: «Балбырауын», «Қызыл кайың». Имя Курмангазы присвоено Алма-Атинской консерватории и Государственному оркестру казахских национальных инструментов.
    Таттимбет Казаигаиулы (1815–1862 гг.) – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Таттимбет родился на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Он был из рода каракесек Среднего жуза. Таттимбета привлекали кюи-легенды и эпические кюи, созданные в ХІІІ–ХVІІ веках.
    В 1842–1845 годах Таттимбет был волостным правителем в Каркаралинском округе, но по собственному желанию оставил должность. В 1855 году в составе делегации побывал в Петербурге, присутствовал при коронации Александра II. Сохранилось свыше 40 кюев Татимбета. Таттимбету принадлежат классические образцы традиционных юоев: «Боз айгыр», «Бозторгай», «Алшагыр». К лучшим произведениям казахской инструментальной музыки относятся его кюи «Саржайлау», «Былқылдақ», «Көкейкесті».
    Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929 гг.) – выдающийся народный композитор, поэт-публицист. Жаяу Муса родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горах Павлодарской области. Он учился в русской школе в Омске, где и сочинил свою первую песню «Кыздар-ай» («Ох, девушки»). Обладая острым языком и замечательным даром акына, он создал свою самую знаменитую песню «Аксиса» («Белый ситец»).
    За эту песню знаменитый бий Муса Чорманов отнял у Мусы единственного коня. С этого времени певца в народе прозвали Жаяу Муса («пеший Муса»), В 1860 году за свои революционные взгляды Жаяу Муса был выслан в Тобольск. Через два года он принял участие в походе полковника Черняева на Шымкент и Аулие-Ату, но, столкнувшись с жестокостью Черняева, бежал на родину. Недруги не оставили его в покое, сослав на солдатскую службу. Вместе с царскими войсками он побывал в Польше и Литве. Вернувшись на родину, стал знаменитым на всю Степь акыном. Жаяу Муса был знаком с Ш. Уалихановым, сочинил музыку к стихотворению Ы. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться». Одно из своих стихотворений он посвятил Абаю. Жаяу Муса сам сочинил тексты к более 70-ти своим песням.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта