Главная страница
Навигация по странице:

  • СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА № 1

  • Заключение . Артефактами

  • культура

  • Культура как мир артефакторики. Семестровая работа Социология. Культура как мир артефактов


    Скачать 31.58 Kb.
    НазваниеКультура как мир артефактов
    АнкорКультура как мир артефакторики
    Дата21.04.2022
    Размер31.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеместровая работа Социология.docx
    ТипРеферат
    #489139

    Некоммерческое акционерное общество

    «АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ ИМЕНИ

    ГУМАРБЕКА ДАУКЕЕВА»

    Кафедра Социальных дисциплин

    СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА № 1

    По дисциплине: МСПЗ (Культуралогия Психология)

    На тему: Культура как мир артефактов






    Специальность: Интеграция и управление Smart технологиями энергосбережения и энергоэффективности в электроэнергетике.



    Выполнил: Кази Дастан Нурланулы Группа: ИУТЭ-20-03

    Принял:.

    (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

    __________ _____________ «______»___________2022г.

    (оценка) (подпись)

    Алматы 2022

    Содержание

    Введение

    3

    1 Образование и культ знания

    5

    2 Образование как фактор социализации личности

    6

    3. Виды смыслов

    9

    Заключение

    10

    Список литературы

    11

    Введение:

    Культура — центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами — полисемантичность.

    В современном звучании и написании слово «культура» имеет несколько значений. Исторически первые из них:

    1) возделывание, обработка, уход, земледелие;

    3) воспитание, образование, развитие;

    4) почитание, культ («культ Ора, Ура»);

    Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, "сверхприродную" среду обитания. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта "сверхприродная" культурная среда: пеленки и соски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет - все это продукты человеческого труда. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров - существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым

    Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами.

    Артефактами — феноменами культуры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов — это ее первая важнейшая характеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о «материальной культуре» — вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует «вторую природу», которую создает человек собственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.
    1. Культура как мир артефактов


    Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к ним. Что же есть в ней такого, чего нет в поведении животных?

    - Во первых, ее отличительной особенностью является сознательная постановка цели. Человек способен выбирать свои цели В своей деятельности он сам создает для себя нее новые и новые цели, выходя при этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Результаты человеческой деятельности, конечно, далеко не всегда совпадают с целью: часто мы оказываемся не в состоянии полностью и в точности осуществить то, что задумано.

    - Во-вторых, человек сам создает и совершенствует средства деятельности, тогда как животные для достижения своих целей пользуются «готовыми», данными им природой средствами — зубами, когтями, крыльями и т. д. В качестве важнейших средств человеческой деятельности выступают прежде всего орудия труда.

    В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. В самом деле, чем более эффективны средства деятельности, тем легче достигается цель. Поэтому в деятельности постоянно происходит перемещение внимания от целей к средствам. Рано или поздно во всякой сфере деятельности создание и совершенствование ее средств (то есть промежуточная цель) становятся особой самостоятельной целью и работа, направленная на эту цель, обособляется в самостоятельную область деятельности. В последней то, что было лишь промежуточной целью, превращается в конечную цель, а то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться как промежуточная цель, достижение которой является условием для движения к новой конечной цели. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождающую такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.

    Из игры как деятельности, целью которой является развитие физических и умственных способностей человека, рождается спорт, в котором развитие способностей рассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов. То же самое происходит и с учебой: исторически она сначала осуществляется в ходе практической деятельности, и приобретение знаний рассматривается как средство сделать труд более эффективным; но затем она обособляется в особую сферу деятельности, а труд начинает служить в ней не целью, а средством приобретения знаний.

    Благодаря взаимному «оборачиванию» средств и целей в развитии культуры непрерывно идет дифференциация деятельности, возникают новые ее виды. И это развитие не может остановиться, потому что его движущие силы лежат в самой природе человеческой деятельности.

    Итак, культура есть мир артефактов- мир человеческой деятельности и ее продуктов. Это ее первая важнейшая характеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о материальной культуре- вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует "вторую природу", которую человек создает собственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.

    2. Культура как мир смыслов

    Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками. Эти характеристики составляют их объективную определённость, и, кроме нее, никакой другой определенности они не имеют. Иначе обстоит дело с артефактами — предметами культуры. В отличие от явлений природы они обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная Определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д. Они-то (представления, цели, желания й т. д.) и есть та «человечность», которую вносит человек в продукты своей деятельности.

    Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры.

    Человек живет не только в материальном мире вещей — он живет и в духовном мире смыслов. В ходе своего исторического развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот мир. Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», существующая наряду с расширяющейся космической Вселенной.

    . Человек - порождение природы, и все ее законы сохраняют свою силу в его деятельности так же, как и в любых природных процессах. Никто не может отменить или нарушить их. Все, что человек творит, возникает не вопреки объективным законам природы, а в соответствии с ними. В чем же тогда разница между предметами культуры и вещами природы? Видимо, только в том, что человек вносит в свои творения некую "человечность", т.е. что-то специфически-человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Эта-то "человечность" и превращает продукты его деятельности в предметы культуры.

    Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают свойственными им характеристиками. Эти характеристики составляют их объективнуюопределенность, и кроме нее никакой другой определенности они не имеют. Иначе обстоит дело с артефактами - предметами культуры. В отличие от явлений природы они обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективнуюопределенность: в них воплощено то, что называют "смыслом", "значением". Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек "опредмечивает" в них свои представления, цели, желания и т.д. Они-то (представления, цели, желания и т.д.) и есть та "человечность", которую вносит человек в продукты своей деятельности.

    Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно "обрабатывают" предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, "сверхприродное", качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной активностичеловека.

    Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи смыслы, которыми они физически - как колебания воздуха - сами по себе не обладают. Но смысл имеют не только слова и высказывания - им так или иначе проникнуто все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, роли, функциях: смысл станка - в том, что он нужен для производства, автомобиля - в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода, мебели и посуды - в возможности удовлетворить с их помощью бытовые потребности и привычки. Кроме того, названные вещи могут иметь и иной смысл. Скажем, главным смыслом автомобиля для владельца роскошного "Мерседеса" может быть престижность этой марки.

    Обратите внимание: предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать, например, египетскую пирамиду, всматриваться в нее, исследовать ее строение, измерять, проводить физико-химические анализы и т.д., но обнаружить в ней какой-либо смысл не удастся, если при этом рассматривать ее просто как физическое тело. Ее смысл существует не в ней самой, а в культуре, произведением которой она является. И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. В фантастической повести А. и Б. Стругацких "Пикник на обочине" люди сталкиваются с зоной, в которой прилетавшие на Землю инопланетяне оставили какие-то предметы. Эти предметы загадочны, их устройство и свойства непонятны людям, но более всего непонятен их смысл (назначение, функции). И разобраться в этом никакое исследование устройства и свойств не поможет: ответ на такие вопросы можно получить только через постижение культуры инопланетян. Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру освоил. Он создается ипридается вещамлюдьми (или, как у Стругацких, представителями внеземного разума). Поэтому нет ничего удивительного в том, что одна и та же вещь приобретает в разных культурах (и даже в рамках одной культуры для разных людей) совершенно различные смыслы.

    Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение - как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культуры прошлого трудно понять наших предков.

    Итак, культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура - это мир смыслов,которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры.

    Человек живет не только в материальном мире вещей - его жизнь протекает и в духовном мире смыслов. В ходе исторического развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот мир. Мир смыслов - мир продуктов человеческой мысли - велик и необъятен, это своего рода "вторая Вселенная", существующая наряду с расширяющейся космической Вселенной. Но в отличие от последней она возникает и расширяется благодаря усилиям человечества. Человек - творец этой Вселенной. Она есть царство человеческого разума. Создавая и развивая ее, он вместе с тем создает и развивает самого себя.

    3. Виды смыслов

    Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

    Смыслы образуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы.

    Три основных вида смыслов:

    Знание (когнитивный смысл) — это информация о свойствах объекта. Знание — важнейшая часть культуры. Оно занимает огромное место в ее содержании. С развитием культуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет. Далеко не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, которые когда-то в прошлом считались несомненными истинами, но затем обнаружилось, что они были заблуждениями (например, языческие верования). Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, тогда, как в другой культуре они оцениваются как ложные.

    Ценность (ценностный смысл) — это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности (а если же объект представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность — «антиценностъ»).

    Регулятив (регулятивный смысл) — это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т. е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие — нет.

    Заключение

    . Артефактами — феноменами культуры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов — это ее первая важнейшая характеристика

    Итак, культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов,которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры.

    Список литературы


    Культура смысл артефакт функция

    1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов –н/Д, Феникс, 1997 – 640с.

    2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.

    3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К..Либідь, 2005 – 512с.

    4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352с.

    5. Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994 – 104 с.




    написать администратору сайта