Главная страница
Навигация по странице:

  • Идейно-теоретические предпосылки и философские основы социологии Э. Дюркгейма. Его теории, идеи и концепции

  • Методологические (следует из онтологических)

  • Концепция религии

  • Список литературы

  • социология. дюркгейм.социология. Социология Эмиля Дюркгейма


    Скачать 79.94 Kb.
    НазваниеСоциология Эмиля Дюркгейма
    Анкорсоциология
    Дата12.10.2022
    Размер79.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладюркгейм.социология.docx
    ТипБиография
    #730737

    ALIKHAN BOKEIKHAN UNIVERSITY



    СРО(реферат)


    на тему: Социология Эмиля Дюркгейма

    Выполнил(a) Акежан А.М ВТ-202С

    Проверил(а) Анисимова.И.Ю



    Семей 2022г.


    Содержание



    Биография 4

    Идейно-теоретические предпосылки и философские основы социологии Э. Дюркгейма. Его теории, идеи и концепции   5

    Вывод 12

    Список литературы 13




    Введение

    Эмиль Дюркгейм родился в Эпинале во Франции в религиозной еврейской семье. Его отец, дед и прадед служили раввинами. Сам Эмиль начал учиться в раввинской школе, но в довольно раннем возрасте отказался следовать семейной традиции и перешел в другую школу. Его дальнейшая жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии во многом определялся социальными факторами. Тем не менее социолог поддерживал связи как со своей семьей, так и с еврейской общиной. Многие соавторы и ученики исследователя происходили именно из этой среды, а некоторые состояли в семейных отношениях с Дюркгеймом. Знаменитый социантрополог Марсель Мосс был племянником Дюркгейма.

    Несмотря на быстрое развитие, Дюркгейм стал учеником Высшей нормальной школы только с третьей попытки, в 1879 году. Как оказалось, курс Дюркгейма стал одним из самых талантливых в XIX веке. Многие из его товарищей, включая Жана Жореса и Анри Бергсона, впоследствии заняли центральное место во французской интеллектуальной среде. Руководителем университета Дюркгейма был Ньюма-Дени Фюстель де Куланж, историк и сторонник методологии социальных наук. Написанная на латыни диссертация Дюркгейма была посвящена творчеству Монтескье. Еще в студенческие годы Дюркгейм познакомился с исследованиями Огюста Конта и Герберта Спенсера, благодаря которым у него появился интерес к научным методам изучения общества. Однако французская система образования в то время не предлагала никаких курсов по общественным наукам. Гуманитарный подход не интересовал Дюркгейма, который переключил свое внимание с психологии и философии на этику, а затем и на социологию. В 1882 году, будучи предпоследним учеником в классе, Дюркгейм сдал экзамены и получил право преподавать.






    Биография


    Реалии того исторического периода не позволили человеку, придерживающемуся

    взглядов Дюркгейма, занять академическую должность в Париже. С 1882 по 1885 год он преподавал философию в ряде провинциальных школ. В 1885 году он решил переехать в Германию, где два года изучал социологию в университетах Марбурга, Берлина и Лейпцига. В нескольких эссе Дюркгейм писал, что в Лейпциге он осознал ценность эмпирического подхода и его языка конкретных, сложных вещей в отличие от абстрактных и простых идей картезианского метода. К 1886 году Дюркгейм закончил работу над черновиком Разделения общественного труда, который стал частью его докторской диссертации. В те годы его усилия были направлены на создание социологии как науки. 


    Немецкий период Дюркгейма отмечен написанием многочисленных статей по немецким общественным наукам и философии. Особое впечатление на него произвели работы Вильгельма Вундта. Статьи Дюркгейма получили признание во Франции, и в 1887 году он получил должность преподавателя в университете Бордо, где начал работать над первым в истории города курсом социальных наук. В частности, Дюркгейм первым во Франции прочитал курс лекций по социологии. Работа ученого на преимущественно гуманитарном факультете стала символом признания социальных наук как важной области знаний. На своем посту Дюркгейм помог реформировать всю французскую систему высшего образования. Однако его взгляды на социальный детерминизм религии сделали его объектом многих критических заявлений. 

    В 1887 году Дюркгейм женился на Луизе Дрейфус, которая позже родила ему двоих детей, Мари и Андре.
    В 1890-е годы ученый был очень продуктивным. В 1892 г. он опубликовал диссертацию О разделении общественного труда - фундаментальный труд о природе общества и его развитии. Его интерес к социальным явлениям подогревался текущими политическими событиями. Поражение Франции в войне с Пруссией привело к падению режима Наполеона III и последующему образованию Третьей республики. Это, в свою очередь, привело к негативной реакции на новое и светское республиканское правление, поскольку многие граждане видели в решительном националистическом подходе ключ к восстановлению угасающей власти Франции. Дюркгейм, еврей и последовательный республиканский сторонник левой идеологии, оказался в политическом меньшинстве. Этот факт в сочетании с делом Дрейфуса 1894 года пробудил в Дюркгейме политическую энергию.


    В 1895 году Дюркгейм написал работу Правила социологического метода, своего рода манифест социологической науки, показывающий ее нынешнее и надлежащее состояние. В том же году Дюркгейм основал в Бордо первый европейский факультет социологии. Три года спустя он создал первый в стране журнал социальных наук L'Année Sociologique (Социологический ежегодник). Издание публиковало работы все большего числа преданных своему делу студентов, а также обзоры Дюркгейма статей на немецком, английском и итальянском языках. В 1897 году вышла книга Самоубийство, которая стала образцом того, какой может быть монография в области социологии.

    Парижские ученые давно отказываются принимать социологический империализм и включать социальные науки в свои учебные программы. К 1902 году Дюркгейм, наконец, занял видное положение в столице, став преподавателем педагогики в Сорбонне. В 1906 г. он стал профессором, а в 1913 г. в звании его профессора упоминалась и социология. Формально французские университеты выпускали учителей средних школ, поэтому эта должность оказала на него значительное влияние: его лекции были единственным обязательным курсом для всех студентов. Параллельно Дюркгейм работал советником Министерства образования. В 1912 году была опубликована его последняя крупная работа Элементарные формы религиозной жизни. Начало Первой мировой войны трагически повлияло на судьбу ученого. Его левые взгляды всегда сочетались с патриотизмом, но не с интернационализмом, Дюркгейм жил светской, рациональной жизнью француза. В результате войны и неизбежного появления националистической пропаганды стало очень трудно придерживаться этой точки зрения, которая всегда полна нюансов. Дюркгейм делал все возможное, чтобы помочь своей стране в трудный период, не желая при этом погружаться в примитивные правые настроения. Кроме того, еврейское происхождение социолога всегда было достоянием общественности, что сделало его мишенью французских правых. Многие ученики Дюркгейма, призванные защищать страну, погибли на полях сражений. Наконец, в декабре 1915 года умер Андре, сын ученого, который не оправился от утраты до самой смерти. Эмоционально опустошенный, Дюркгейм умер от инсульта в 1917 году. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.





    Идейно-теоретические предпосылки и философские основы социологии Э. Дюркгейма. Его теории, идеи и концепции  


    Итак, мы изучили биографию социолога и записали названия его работ. Теперь мы рассмотрим идеологические и теоретические предпосылки и философские основы социологии Дюркгейма, а также его теории, идеи и концепции

    Итак, в студенческие годы Дюркгейм находился под влиянием двух неокантианцев, Шарля Ренувье и Эмиля Бутру. Дюркгейм позаимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к изучению морали, антиутилитарность и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма оказал влияние Нума-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода.

    В качестве одного из фундаментальных факторов влияния Дюркгейм воспринимал социологический позитивизм Огюста Конта, который искал способы применения метода естественных наук в областях знаний, связанных с обществом. Согласно Конту, настоящая социальная наука должна сосредоточиться на изучении фактов и индуктивном выводе научных законов, основанных на взаимосвязях между этими фактами. Дюркгейм разделял взгляды позитивистов по многим вопросам. Во-первых, он также рассматривал факты как основу социальных исследований. Во-вторых, он, как и Конт, считал научный метод единственным ключом к получению объективных знаний об обществе. В-третьих, он, как и Конт, считал, что социальные области знания могут стать полноценными науками только тогда, когда они будут освобождены от метафизических абстракций и философских домыслов. В то же время Дюркгейм считал взгляды Конта слишком философскими.
    Другой школой, оказавшей влияние на методологию Дюркгейма, был социальный реализм. В отличие от эмпиризма и позитивизма, реализм основан на идее существования определенных состояний реальности, которые не зависят от их восприятия индивидом. Эмпирики, в частности Дэвид Юм, утверждали, что вся реальность, окружающая человека, является лишь плодом его чувственного восприятия. Следовательно, реальность не имеет внутренней причинной силы и не существует вне нашего восприятия. Позитивизм Конта позволял выводить научные законы из эмпирических наблюдений. Хотя Дюркгейм никогда прямо не говорил о приверженности реализму, он использовал этот подход, чтобы продемонстрировать существование социальных реальностей вне личности - реальностей, выраженных в форме объективных социальных отношений. Он считал, что социология способна устанавливать не только очевидные законы, но и раскрывать врожденную природу общества. 
    Ученые спорят о роли еврейской мысли в формировании методологической парадигмы Дюркгейма. Некоторые из них утверждают, что труды ученого представляют собой образец светской еврейской мысли. Другие считают, что доказать наличие определенного влияния крайне сложно или невозможно. Итак, мы рассмотрели предпосылки, повлиявшие на взгляды ученого, а теперь рассмотрим по порядку его теории, идеи и концепции. Начнем со структуры социологии. Согласно Дюркгейму, структура социологии включает социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
    Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается структурой общества, его социальными органами (социальными институтами
    , составом населения, его плотностью, местонахождением и т. д.).
    Социальная физиология изучает общественную жизнь, ее сферы и т. д. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и др.
    Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.
    Далее мы рассмотрим понятие социологизм в социологии Дюркгейма. Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает социологизм. 
    При этом выделяют два аспекта этого понятия.
    Онтологические (учение о бытии, о самых общих законах бытия):

    социальная реальность так же прочна, реальна, как и другие типы реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а значит - развивается по определенным законам;

    общество - это особая реальность, а это значит, что оно автономно от других реальностей;

    Методологические (следует из онтологических):

    поскольку социология является частью природы, то социология методологически подобна науке о природе, то есть когнитивной целью должно быть изучение устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей;

    социальные факты следует рассматривать как вещи (объективные реальности).

    Следующая концепция, которую мы рассмотрим в социологии Дюркгейма, касается самоубийства как социального явления. Эта концепция была раскрыта ученым в одноименном труде Самоубийство. 
    Анализируя понятие самоубийства, Дюркгейм дает следующее определение: Самоубийством называется всякая смерть, которая прямо или косвенно является результатом положительного или отрицательного действия, совершенного самой жертвой, если последняя знала об ожидаемых результатах. Основываясь на статистических данных, он приходит к выводу, что кривая самоубийств подчиняется определенной закономерности. Дюркгейм считал самоубийство в связи с изменением структуры общества и социальных условий, в частности семейных, религиозных, национальных и т. д.
    Он не выводил типологию самоубийств из индивидуальных мотивов, поскольку они слишком разнообразны, но часто неизвестны, из-за чего не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из конкретных состояний общественного сознания, которые объясняют характер взаимоотношений между индивидом и социальной группой. Дюркгейм выделил три типа самоубийства:  эгоистическое,  альтруистическое,  аномальное.
    Эгоистичное самоубийство происходит из-за разрыва социальных связей между индивидом и группой. Когда люди связаны любовью и объединены с группой, к которой они принадлежат, они с огромным упорством борются за свое существование. Кроме того, осознание стоящей перед ними цели заставляет их забыть о своих страданиях. Чем больше ослабевают внутренние связи в группе, тем меньше индивидуум зависит от нее и тем больше он будет руководствоваться соображениями своих личных интересов. Эгоистичный вид самоубийства вызван чрезмерной индивидуализацией. Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, Дюркгейм пишет, что отдельные люди настолько связаны с обществом, что оно не может заболеть, не заразив их. Общество - это цель, которой мы отдали лучшие силы своего существования, а потому, отрываясь от нее, мы теряем смысл своей деятельности. Подводя итог, Дюркгейм говорит, что эгоизм - это не вспомогательный фактор, а причина. Если связь человека с жизнью разорвана, это происходит потому, что его связь с обществом ослабла. Что касается частных факторов, то, согласно Дюркгейму, они случайны. Если человек так легко сгибается под ударами обстоятельств, то это потому, что состояние общества сделало его жертвой, готовой к самоубийству.
    Альтруистическое самоубийство выступает своеобразной обратной стороной эгоистического. Недоразвитая личность также может привести к самоубийству. В обоих случаях человек совершает самоубийство не потому, что он этого хочет, а потому, что он должен; общество заставляет его это делать. Это означает, что личность в этой среде ценится очень низко. Дюркгейм объясняет, что такое самоубийство совершается из чувства долга, поэтому он называет его обязательным альтруистическим, потому что не всякий альтруист является обязательным. Вообще, в ситуации, когда общество полностью подчиняет себе человека, человек всегда готов пожертвовать собственной жизнью, но и жизни других он тоже не дорожит.
    Причиной аномального самоубийства является аномия, социальная дезорганизация, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым социальным условиям.
    Особенно это касается периодов кризисов и социальных потрясений, когда существующая иерархия ценностей рушится: одни люди внезапно встают, другие теряют социальное положение, это вызывает рост количества самоубийств. Согласно Дюркгейму, аномия в наших современных обществах является регулярным и специфическим фактором самоубийства, который отличается от всех других типов тем, что определяется неизбирательной нерегулируемой человеческой деятельностью. 
    Но он также замечает определенное сходство между эгоистическим и аномальным типами. Оба детерминированы отчуждением, недостаточной близостью общества к личности, но в целом независимы друг от друга и выбирают жертвы в разных слоях общества. Эгоистичный - среди интеллигенции в области умственного труда и аномальный - в мире торговли и промышленности.
    Исследования Дюркгейма о самоубийствах имели большое научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших в системе социологического познания общественной жизни.
    Последующие исследования подтвердили правильность многих выводов Дюркгейма. Например, уровень самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин, а в городах он выше, чем в сельской местности; что среди протестантов больше самоубийств, чем среди католиков; что этот процент выше среди одиноких, вдов и разведенных людей, чем среди состоящих в браке людей, а среди состоящих в браке людей он выше среди бездетных. 
    Дюркгейм писал, анализируя социальные проблемы, связанные с причинами роста самоубийств, что рост их числа проистекает не из сущности прогресса, а из особых условий, в которых прогресс достигается в наше время. В качестве профилактики суицида он ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые со всех сторон окружают человека. В этом отношении он не полагается ни на государство, ни на церковь, ни на семью. Основное средство - укрепление профессиональных корпораций, основной функцией которых будет урегулирование классовых конфликтов.

    Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с разных точек зрения, оно единодушно признано одним из выдающихся достижений не только в изучении суицида, но и социологии в целом.

    Концепция религии
    Эмиль Дюркгейм разработал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (Элементарные формы религиозной жизни, 1912). Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия является ответом на определенные условия существования, она удовлетворяет важные социальные потребности. Источником религии является само общество, и поэтому оно существует независимо от существования или отсутствия Бога и другого мира. Дюркгейм сосредотачивается на изучении примитивной религии, чтобы определить элементарную форму религии (которая в религии является наиболее важной и постоянной, присущей ей во всех ее последующих модификациях), чтобы определить главную функцию религии в обществе.
    Дюркгейм считал, что именно тотемизм, а не анимизм представляет такую ​​элементарную форму религии. Тотем - это животное или растение, которое группа, составляющая социальное целое (у австралийских аборигенов - клан), считает своим общим предком и покровителем, как то, что отличает эту группу от всех остальных, как ее символ, священное. Священные предметы отличаются от обычных, мирских, светских или профанных, как их называет Дюркгейм. На обычных животных можно охотиться, их мясо можно есть, но со священными животными этого делать нельзя. Священные животные служат для других целей, они становятся предметом особой - ритуальной - деятельности, почитания, почитания. Они священны как символ группы, как ее главная ценность. Сама жизнь общества воплощается в жизни тотема, члены которого считают себя потомками тотема. Почитание тотема, священного, есть почитание как святыни главной социальной ценности, самого этого общества.
    Социальная жизнь, согласно Дюркгейму, по самой своей природе коллективна. Опыт членов социальной группы, объединяющий их связь с высшей силой, представленной тотемом, ритуальные действия, совместные церемонии, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, усиливают чувство групповой солидарности. Дюркгейм видит в религии особое социальное действие, которое отличается от всех других тем, что направлено на священный объект. Это самое главное в религии - различие между священным и мирским, обычным. Концепция священного облекается в мифологические формы и выливается в ритуалы (жертвоприношения, очищающие ритуалы и т. д.), Роль которых заключается в том, что они открывают доступ к священным объектам и затем обеспечивают возвращение в мир профанный. Религиозное сознание - это сознание, которое различает два мира - священный и мирской, которые существуют отдельно.
    Тотемические верования и ритуалы объединяют членов клана в единое социальное целое. Следовательно, источником религиозной жизни является сам социальный способ существования человека. При всех изменениях в ходе истории религиозных верований, обрядов, организации религиозной жизни эта основная интегрирующая функция религии в обществе сохраняется. Дюркгейм определяет религию как целостную систему верований и ритуалов, относящихся к священному, то есть отделенным (от обычных вещей) к запретным вещам - верованиям и ритуалам, которые объединяются в одно моральное сообщество, называемое церковью, всех, кто им следует.... По сути, это определение религии, исключающее понятие сверхъестественного.
    В религии общество обожествляет себя; его смысл - культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на человека. Дюркгейм считал, что оценка религиозных верований с точки зрения истины и заблуждения бессмысленна, важно то, что она справляется со своей функцией. Это не исключает того, что в истории общества одни религии сменяются другими, старые боги рано или поздно умирают, рождаются новые. Более того, Дюркгейм отмечал ослабление влияния религии в современном обществе и связывал это с тем, что общество, которое всегда было объектом религиозного поклонения, становится предметом научных исследований. Социальный смысл, который был душой религии и выражался в мифах и символах, теперь утверждается в науке, ее объяснении мира, больше не скрывающемся за мифами и символами. Религиозное чувство рационализируется в морали. Секуляризация сужает рамки традиционной религии, различные сферы общественной жизни становятся все более светскими. Сама социология становится новым символом веры, утверждая научный дух в противоположность клерикализму, освобождая общество от церковного руководства, утверждая гуманизм и социальную солидарность. Это прогноз относительно будущего религии в традиционном понимании, когда святая церковь воплотится в ее богах - прогноз, согласно которому старые религии будут заменены религией человечества, в которой человек станет святыней., - обусловлено основной идеей социологии Дюркгейма: присущей людям способности обожествлять обычные вещи, которым придается сакральный характер, благодаря чему они становятся способными выполнять интегрирующую функцию, объединяя общество в единое целое.
    Наряду с этой основной функцией религия способна, как считал Дюркгейм, выполнять двигательную функцию, поскольку она формулирует идеалы, к которым стремятся люди и которые стимулируют социальное развитие.
    Дюркгейм считает необходимым изучать религии не в целом, а в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Для архаических обществ характерен механический тип солидарности, означающий полное поглощение индивидуального сознания коллективом. В ходе истории усиливающееся разделение труда приводит к тому, что коллективное сознание теряет былую силу, действует в более ограниченной сфере: механическая солидарность заменяется органической, когда различие между индивидами и учитывается их взаимозависимость.
    Преобладающая роль религии в обществе связана с механической солидарностью, коллективное сознание здесь идентично религиозному. Вот почему с развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу общественной жизни, теряет былую власть над умами и душами. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории без богов люди не могли жить. Для Дюркгейма это не апологетика религии, а просто признание реального положения дел, характеристика ее социальной полезности и значимости.
    Последнее понятие, которое мы рассмотрим в социологии Дюркгейма, - это идея социальной солидарности.


    За свою жизнь Дюркгейм создал множество статей, обзоров, лекций, многие из которых были опубликованы после его смерти. При его жизни было опубликовано всего четыре книги: О разделении общественного труда (1893 г.), Метод социологии (1895 г.), Самоубийство (1897 г.) и Элементарные формы религиозной жизни (1912 г.). 
    Первая книга - это публикация докторской диссертации Дюркгейма. Его содержание намного шире, чем название, его основная цель - доказать, что разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Разделение труда, по мнению автора, является фактором, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили свою силу. Чтобы обосновать это, Дюркгейм выдвинул следующую теорию. В архаичных (сегментарных) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуального сознания в коллективном (механическая солидарность). А в развитых (организованных) - на автономии индивидов, разделении функций и коллективном сознании. здесь не исчезает, а действует в ограниченной сфере.
     





    Вывод


    Мы преодолели самый сложный этап - разобрались с идеями и теориями Дюркгейма и многому научились из его биографии. Теперь мы рассмотрим историческое значение его учения и влияние его идей на последующее развитие социологии, а также подведем итоги проделанной работы. 

    Создание социологии как академической дисциплины считается одним из основных элементов интеллектуального наследия Дюркгейма. Его творчество повлияло на формирование такого социологического направления, как структурализм или структурный функционализм. Среди ученых, на которых оказал влияние Дюркгейм, были Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Жан Пиаже, Мишель Фуко, Клиффорд Гирц, Питер Бергер, Роберт Белла, Зия Гёкалп и другие. Итак, сегодня на лекции мы рассмотрели биографию ученого, предпосылки к формированию его идей, его основные труды, а также теории и концепции, обсуждаемые в этих работах. Надеюсь, что в ходе ваших последующих исследований по социологии вы еще раз увидите, насколько важной была роль личности Эмиля Дюркгейма в социальных науках. Вы можете успешно использовать ее методологию для будущих эмпирических исследований, а ее концепции - для собственных теоретических построений. Теперь предлагаю вашему вниманию список литературы, которая может вам понадобиться для подробного изучения и повторения информации, которую мы рассмотрели в сегодняшней лекции.

    Список литературы


    1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1995. 

    2. Гоффман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебник для вузов. М: 1997.  

    3. Гофман А.Б. От классики к классике: Дюркгейм и ранний Сорокин // Социологический форум. Выпуск: № 1-2 за 2006.  

    4. Громов И., Мацксвич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1995. 

    5. Дюркгейм Э. М. Мосс. Некоторые примитивные формы классификации. К изучению коллективных представлений // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Работает по социальной антропологии. - М., 1994.       

    6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Социологический метод. - М., 1992. 







    написать администратору сайта