Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава1. Понятие и сущность социологии культуры . Содержание и сущность культуры

  • В культуре фиксируются

  • 1.2. Социология культуры: история возникновения и предмет

  • Содержание социологии культуры составляют

  • 1.3.Структура и принципы культуры

  • 1.4.Функции и формы культуры

  • Исходя из этого, выделяются основные функции культуры

  • 1.5. Социологическая классификация культуры и закономерность её развития

  • РЕФЕРАТ ИТОГ. Социология культуры


    Скачать 80.88 Kb.
    НазваниеСоциология культуры
    Дата13.04.2022
    Размер80.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ ИТОГ.docx
    ТипРеферат
    #470440
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждения высшего профессионального образования

    «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»


    Факультет кадастра и строительства

    Кафедра «СР»

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине "Социология"

    тема: Социология культуры

    Студентка ОГС4ка - 1 К.А. Юрганова

    Преподаватель И.В. Погорельских

    2014

    Введение 2

    Глава1. Понятие и сущность социологии культуры 3

    1.1 .Содержание и сущность культуры 3

    1.2. Социология культуры: история возникновения и предмет 6

    1.3.Структура и принципы культуры 7

    1.4.Функции и формы культуры 9

    1.5. Социологическая классификация культуры и закономерность её развития 13

    Глава 2.Социология культуры 15

    2.1.Культура как предмет социологического исследования 15

    2.2. Ценности как основная категория социологической культуры 18

    2.3.Эстетические параметры развития культуры 23

    Заключение 26

    Список использованных источников 27


    Введение

    Мир культуры столь сложен и многообразен что каждая наука–философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология- находит свою специфическую предметную “нишу” при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности. Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю.

    В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.


    Глава1. Понятие и сущность социологии культуры



      1. . Содержание и сущность культуры



    Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности. Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.). Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни. Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

    Современная культура-это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов. Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе).

    Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

    В культуре фиксируются: общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни; качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей; особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

    Культура – понятие многоплановое, сложное, неоднозначное. Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации. Не претендуя на характеристику всех возможных вариантов при объяснении феномена культуры, остановимся на главных из них, сосредоточимся на том, как ее развитие отражается в социологии. Прежде всего, обратим внимание на концепции, которые к культуре относят все, что было создано человечеством за весь период его существования во всех сферах общественной жизни. Такое расширительное толкование культуры отождествляет ее (в явной или скрытой форме) с понятием общества и с точки зрения социологии делает его малопродуктивным. Более того, отмечает Э.В.Соколов (1972), «то, что Тэйлор, Боас, Малиновский именовали культурой, Конт, Спенсер, Вебер и Дюркгейм называли обществом». Такая особенность характеризует в определенной степени работы современных исследователей – Л.Г.Ионина, И.Е.Дискина и др. Полагая, что данное понятие требует гораздо большей определенности, Е.А.Вавилов и В.П.Фофанов считают, что сформировались две основные концепции : одна из них состоит в понимании культуры как творческой деятельности, вторая интерпретирует культуру как способ («технологию») деятельности. Что касается первой концепции, то она нашла отражение в работах А.И.Арнольдова, Э.А. Баллера , В.М.Межуева , Н.С.Злобина, Л.Н.Когана ,Ю.Р.Вишневского и др.

    «Культура – это творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, как прошлая, овеществленная в тех или иных культурных ценностях, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия, направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности, на всемерное развитие сущностных сил человека». Культура как способ (технология) деятельности рассматривается в трудах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Э.С.Маркаряна и др. «Культура есть общий способ человеческого существования, способ человеческой деятельности и объективированный в различных продуктах (орудиях труда, обычаях, системе представлений о добре и зле, прекрасном и уродливом, средствах коммуникации и т.д.), результат этой деятельности, который может включать в себя как элементы, имеющие положительное значение для функционирования социальной системы, так и отрицательное значение». Кроме того, в отечественной науке получила определенное развитие трактовка культуры как духовной жизни общества, ее духовной сферы. Наиболее последовательно ее отстаивали историки. Но имеется такое мнение и среди философов и социологов, которые включили сюда проблемы образования, науки, религии, массовой коммуникации и т.д. Эвристическая ценность перечисленных подходов для социологии невелика. Если взять за основу культуры творческую деятельность, то мы вынуждены будем освещать ее и в сфере производства (что является компетенцией социологии труда), и в сфере политики (что соответственно интересует политическую социологию), и в сфере управления (на что не может не обращать внимание социология управления). Не менее спорна и трактовка культуры как способа и результатов деятельности, что дает возможность отождествлять ее с процессом функционирования экономики, морали, эстетики и т.д. Что касается трактовки культуры как духовной сферы, то она является весьма ограниченной, потому что исключает из этого понятия как материальную культуру, так и культуру общественной деятельности, и сосредоточивает внимание на институтах и организациях, в компетенцию которых входит весьма широкий круг «духовных» проблем – от образования до искусства, от религии до науки, от проблем личности до средств массовой информации.
    1.2. Социология культуры: история возникновения и предмет
    Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля , на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

    Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

    Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

    Содержание социологии культуры составляют:

    • существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

    • устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

    • конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

    • оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;

    • социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

    • технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;

    • специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

    Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

    Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного. Указанные типы культурных образований выполняют важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия.
    1.3.Структура и принципы культуры
    В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства.

    Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:

    1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.

    2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть", т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей социального организма.

    3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.

    4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя человек, чтобы "вписаться" в ценности культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила поведения обосновываются ценностями. Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы.

    В российской традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К.Тимирязев в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку. Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в создании особого духовного климата в обществе.

    Наука - это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия. Активным элементом культуры признается искусство, которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство - это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах.

    Искусство - средство общения между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке:"Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга". Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей.

    Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При характеристике культуры как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения. К их числу относится прежде всего принцип преемственности, выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой культуры", которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных условий социальной и политической стабильности.

    Создателями этого течения были А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная их идея - "национальная почва" - основа социального и духовного развития России.

    Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище" духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное.

    Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В этом проявляется ее творческий характер.

    Она объективируется в самых различных продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и символически-знаковых.

    Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в основном в трех формах:

    • спорадическая, стихийная, неосознанная;

    • метод проб и ошибок, где высок процент случайности;

    • сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов.

    Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад).

    1.4.Функции и формы культуры

    Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.

    Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

    Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности. Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее. Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления.

    В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям. Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.

    В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

    Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ , увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

    Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

    В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, с другой –содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не представляет исключения и социология. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия “культура”. Культура может означать “царство духа”. Культура может означать определенный тип сознания или поведения, например, культура гуманитариев и культура технарей. Это достаточно многозначное и неопределенное слово мы применяем и его обыденном значении как синоним чего-то хорошего, ценного, безусловно, положительного. Первоначально слово “культура” означало способ обработки земли( от лат. cultura-заботиться, взращивать, ухаживать).Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в 17-18вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания. Устоявшееся понимание культура как некой противоположности природа, “натуре” восходит к эпохе Просвещения.

    Оно получило два истолкования : природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура –искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки и пр.С этим связан известный спор Вальтера и Руссо. Руссо считал, что культура портит человека : совершенство ему дано от природы, а дальнейшее вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, искажает, ослабляет отношения ,а главное вносит в них ложь. Вольтер занимал иную позицию: история человечества начинается с некоего дикого состояния, и именно культура “очеловечивает” человека. И тот и другой взгляд на культуру имел совершенно определенные последствия в плане создания социологической модели общества. У Руссо это общество равных, в основе которого лежат минимальные потребности его членов. У Вольтера-общество, в котором существует своеобразный культ богатства, как материального, так и духовного, а положение членов общества не принудительно-однообразное, но зависящее от их индивидуальных способностей талантов.

    К концу18 в. негативные аспекты культуры практически не акцентируются, а сама культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественно-природную ограниченность. К 18-19 вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза-культураи цивилизация. Культуре как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. “Цивилизация есть совокупность крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития.” Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура-с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима. В 20 вв. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс( искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека.

    Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют её совокупностью норм, ценностей идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по созданию, распространению и хранению.

    Исходя из этого, выделяются основные функции культуры :

    • Человекотворческая ( гуманистическая), т.е. развития творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности( главная функция);

    • гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

    • информационная -функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен- прошлого , настоящего и будущего;

    • коммуникативная- функция социального обращения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания ;

    • ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную “карту жизненных ценностей”, в которых существует

    и на которые ориентируется человек ;

    • нормативно –регулирующая ( управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.


    1.5. Социологическая классификация культуры и закономерность её развития
    Неоднозначность трактовки понятия “ культура” обусловливает разнообразие подходов при её социологическом изучении.

    Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей

    развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

    В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения. В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая её под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленности социальной деятельности : труде, быту , политике ,здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет её аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях:общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи : а)определить репрезентативные идеи; б)установить их производителя;

    в)выяснить каналы и средства их распространения; г)оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении.

    В социологии существуют несколько плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

    1.По субъекту –носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы ( демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.

    2.По функциональной роли культуру можно подразделить на общую(актуальную),необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

    Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но её модель задаётся программой общего и среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.

    3.По происхождению(генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного “персонифицированного”автора ( например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.

    4.По видам культуры принято выделять материальную культуру ( например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.).Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы “сквозных” культур: экологическая, физическая и др.

    5.По своему характеру и “целевому назначению” культура бывает религиозной и светской. Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

    1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.

    2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной ( горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной ( отрицание прежнего культурного опыта).

    3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии культуры экологической.

    4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе. Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. можно выделить три качественных скачка;

    • появление письменности, позволившие сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими;

    • изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;

    • современные достижения науки и техники( телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).

    Техническое оснащение поначалу рождало самые радужные надежды. Казалось, благодаря мощным техническим средствам культура может гораздо раньше, глубже и эффективнее социализировать человека. Но основные ожидания “культурного взлета” оказались нереализованными. Более того, социологи установили, что культура человека начинает терять свою целостность и становится “мозаичной”.

    Все большую роль в создании “картины мира” рядового человека играет сегодня то, что он прочтёт на афише, увидит в кино или по телевидению, почерпнет из газет, пролистав их по дороге на работу, или узнает из разговоров с сослуживцами и соседями.
      1   2   3


    написать администратору сайта