Главная страница
Навигация по странице:

  • Поместный Собор

  • Канцелярия 4. Отдел внешних церковных сношений

  • СИСТЕМАТИЗАЦИИ ВИДОВ РЕЛИГИЙ о степени распространенности

  • Три мировые

  • Как спасается душа: Где спасается душа

  • Социология религии религия как объект социологии


    Скачать 202 Kb.
    НазваниеСоциология религии религия как объект социологии
    Дата14.12.2019
    Размер202 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла21religi.doc
    ТипГлава
    #100247
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Табл.1. СТРУКТУРА РЕЛИГИИ


    РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ:

    РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

    РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

    систематизированное

    Несистематизированное

    Религиозное ИСКУССТВО

    ТЕОРИЯ:

    -теология,

    -идеология

    ОБЫДЕННОЕ: идеи, представления

    ПСИХОЛОГИЯ: чувства, эмоции, видения, настроения

    таинства, иные священнодействия, молитвы, посты, обряды, богослужения, катехизация, миссионерство

    руководящие центры, региональные организации низовые организации

    Более конкретно структуру самой религиозной организации можно раскрыть на примере Русской православной церкви (См.Табл.2).
    1. Табл.2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

              1. Поместный Собор
    1. Архиерейский Собор


    Священный Синод и Патриарх Московский и Всея Руси заведуют:

    1. Епархии (г.о. по субъектам РФ); Благочиния в крупных городах; Приходы: община, храм, церковно-приходской совет

    2. Учебный комитет: Духовные академии, Семинарии и училища, Регентские и иконописные школы

    3. Канцелярия

    4. Отдел внешних церковных сношений, Зарубежные епархии; Духовная миссия в Иерусалиме; Подворья и представительства

    5. Отдел катехизации и просвещения

    6. Издательский отдел

    7. Хозяйственное управление

    8. Отдел благотворительности и милосердия

    Постоянно действующий Священный Синод во главе с Патриархом созывает Соборы. Поместный Собор избирает Патриарха. Синод заведует вышеназванными отделами, комитетами и епархиями. Епархии курируют благочиния и приходы.

    П
    СИСТЕМАТИЗАЦИИ ВИДОВ РЕЛИГИЙ

    о степени распространенности можно выделить (следует учесть, что данные о числе приверженцев сильно различаются в отдельных источниках):

    I. Три мировые:

    1) Христианство с 1 в., имеющее ныне свыше 1 млрд. приверженцев (согласно Книге рекордов Гиннесса 2001 (С.48), почти 2 млрд., или 33% населения Земли) и распадающееся на три ветви:

    - католицизм с 11-13 вв., в Италии, Испании, Португалии, Франции, Ирландии, Бельгии, Австрии, Латинской Америке, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, Словении, Литве, на западе Украины и Белоруссии 580-628 млн. католиков (по Гиннессу, 1045 млн., т.е. 17,4% землян);

    - православие с 4-11 вв. (полное отделение от католицизма произошло в 1054 г.), в Греции, Грузии, Румынии, Болгарии, Сербии, Албании, Молдавии, России (с 988 г. на Руси; с 1580 г. автокефальная, т.е. административно самостоятельная), Белоруссии, на Украине (с 1994 г. автокефальная) и на Кипре свыше 100 млн. православных (кроме того, большие общины имеются на Аляске США, в Сирии, Ливане, Японии); в России распространено среди русских, народов уральской языковой семьи (мордва, марийцы, удмурты и др.), некоторых тюркских народов (чуваши, якуты, татары-кряшены) и западных бурят, сочетается с шаманизмом у народов Сибири;

    - протестантизм с 16 в., среди народов германской языковой группы (США, Англии, ФРГ, Скандинавии (лютеране), Нидерландов, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канады), в Эстонии и Латвии (лютеране), среди российских немцев; всего в мире 340-373 млн. баптистов, лютеран, англичан, кальвинистов, методистов и иных протестантов.

    2) Ислам с 7 в., на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии (Пакистане, Бангладеш, Индонезии, Индии) и Африке, Албании, Боснии, США (3 млн. новых иммигрантов, 1 млн. обращенных негров и 80 тыс. белых), Франции (алжирцы), ФРГ и Швейцарии (турки), Азербайджане, Аджарии, Средней Азии, Казахстане, России (10 млн. в Поволжье, на Кавказе, Урале) насчитывается 0,5-1 млрд. мусульман (по Гиннессу, 1,16 млрд.). В исламе имеются два основных направления:

    - суннизм (до 85% мусульман мира); преобладает во многих странах СНГ и иных странах;

    - шиизм (в Азербайджане, Иране, Ираке и др.).

    3) Буддизм с 6-5 в. до н.э.; в 21 в. в основном в Азии (Шри Ланка, Китай (Тибет), Монголия, Япония, Бирма, Индокитай (Таиланд и др.) 250 млн. буддистов; его разновидность ламаизм, распространенную в Тибете и Монголии, исповедуют также буряты, тувинцы и калмыки.

    II. Локальные:

    1) иудаизм с 7 в. до н.э. (Ветхий Завет был написан в 13-2 вв. до н.э.; был религией евреев Израиля, Хазарии; до 2-й мировой войны евреев было 18 млн. человек, гитлеровцы уничтожили 6 млн. евреев в Европе); ныне среди евреев США, Израиля, России, Европы, Эфиопии насчитывается более 17 млн. иудеев;

    2) индуизм с 1 тысячелетия н.э.; ныне в Индии, Шри Ланке (среди тамилов) и Индонезии (у балийцев) имеет 461-520 млн. приверженцев;

    3) синтоизм в Японии, 32-90 млн. верующих;

    4) даосизм (с начала н.э., 20-30 млн. верующих) и конфуцианство (158-180 млн.) в Китае;

    5) сикхизм с 16 в., в Пенджабе (Индии и Пакистане) 20 млн. сикхов;

    6) зороастризм (парсизм) с 8 в. до н.э., в Индии (Бомбей) и Иране 0,25 млн. верующих.

    III. Племенные (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм народов Тропической Африки и Сибири, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии).

    По степени развитости культа (включая число богов и обожествляемых феноменов) выделяются:

    1) монотеистические (от греч.: единобожие): иудаизм, христианство и ислам;

    2) промежуточные (неявный монотеизм): китайские даосизм и конфуцианство;

    3) дуалистические (двоебожные): зороастризм;

    4) политеистические (от греч.: многобожие): индуизм, синтоизм, древние мифологии (греческая, римская, германская, славянская и др.);

    5) примитивные (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм). Среди христиан все религии, не относящиеся к мировым и иудаизму, называются языческими, важным признаком которых считается многобожие.

    Р.Белла (Цит. по: Смелзер) выделяет 5 стадий эволюции религий:

    а) примитивная (австралийцы; мифы без церкви);

    б) архаичная (полинезийцы и африканцы; культ, жертвоприношения могучим мифическим существам);

    в) историческая (иудеи; наличие церкви);

    г) раннемодерная (протестанты; добровольное членство в общине);

    д) модерная (современная религия; главное – личная ответственность).

    М.Вебер классифицировал религии по их подходу к спасению души:

    1) требует ли спасение души:

    - пассивного созерцания (мистицизма восточных религий) или

    - активного управления своей волей (аскетизма западных религий и ислама);

    2) происходит ли спасение души:

    - в этом мире или

    - ином мире (например, в царстве небесном)?

    Соответственно, можно схематизировать различия между основными религиями в виде таблицы, дополнив Вебера анализом актуальных для нашей республики конфессий (См. Табл.3).

    Табл.3. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РЕЛИГИЯМИ ПО ПОДХОДУ К СПАСЕНИЮ ДУШИ

    Как спасается душа:

    Где спасается душа

    в этом мире

    в потустороннем мире

    МИСТИЦИЗМ

    Конфуцианство

    Индуизм

    АСКЕТИЗМ

    Иудаизм

    Католицизм, Православие, Ислам

    Можно систематизировать родственные по генезису религии по признаваемым каноническими религиозным источникам (которые сильно влияют на иные аспекты религии и социальные установки верующих; см.Табл.4).
    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта