Социология религии религия как объект социологии
Скачать 202 Kb.
|
ЭКУМЕНИЗМднако религиозное мышление иногда замещается вовсе не научным, а иррациональным: вера в духов, привидения, вампиров, суеверия, мистика, магия или более "околонаучным" (вера в пришельцев, "снежных человеков", "психотэрапеутов", в этот "Кашпир во время Чумака"). Более того, как с позиций секуляризации объяснить наличие девочек, танцующих грозный танец каких-то восточно-нижегородских культов у ЦПКО им.Горького в Казани, мальчиков, бритых "под Котовского" и тянущих "Харе-Кришна-Харе-Рама"? А почему модернизация не ведет к секуляризации в Израиле, Алжире, Ирландии, Латинской Америке и нынешней России, не говоря уж об иных бывших республиках СССР? Не забудем также о "гражданской и невидимой религии". С другой стороны, навевает грустные мысли полное непонимание этой же молодежью библейских сюжетов на картинах старых мастеров. Вместе с тем надо признать, что секуляризация все же идет во всех развитых странах и религия стала скорее делом личного выбора.В ответ на секуляризацию религиозные организации начали проявлять стремление к экуменизму (от греч. экумена, ойкумена – населенная человеком часть земли) – достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями. Всемирный совет церквей, руководящий орган экуменического движения, созданный в 1948 г., объединяет около 300 церквей из почти 100 стран: протестантских, православных (русскую, грузинскую, армянскую) и иных. Заметна тенденция и к конвергенции протестантизма и католицизма, к объединению всех мировых религий. Кроме организованных форм экуменизма, наблюдается и аномическое, стихийное стремление рядовых верующих (например, в нашей республике) к сближению конфессий, что отражается в следующем: а) в универсализации Бога (Аллаха) в сознании православных и мусульман, т.е. в стихийно сложившемся, но устойчивом представлении о единстве всех религий и существовании единого Бога, лишь называемого на разных языках по-разному (чему способствуют, например, заимствования исламом из христианства 15 из 25 мусульманских Посланников, начиная с Адама и Нуха-Ноя, а также Книг, ниспосланных им Аллахом: Торы Мусы-Моисея, Псалтыря Дауда-Давида, Евангелия Исы-Иисуса); б) в полном отсутствии религиозного фанатизма и в слаборазвитости конфессиональной нетерпимости, несмотря на политику христианизации в период феодализма; в) в диффузии обрядовости, взаимопроникновении ритуалов, когда мусульмане красят яйца на пасху, православные участвуют в исламских праздниках, а неверующие ходят в церковь. В НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ воскресный день в бывшем кинотеатре "Комсомолец" на 2-х Горках в Казани проводятся собрания Церкви Христа (главный пастор А.Полищук) с электрогитарами и ударниками, хором и ритуальными танцами, западными брошюрами, уводящими человека от реальной жизни, с церковными школами, так трактующими Библию, что ученики превращаются в послушных зомби, из которых длительными постами-голодовками и беспрерывными молитвами не только "изгоняют бесов", но и вытесняют сознание, отнимают все имущество, а часто и здоровье и жизнь. Ведь для содержания "пасторов" культа, для их видео и компьютеров, автомобилей и аренды зданий, постоянных разъездов по стране и поездок за границу необходимы сотни миллионов. Так, в 1995 г. от бесконечных голодовок в Казани умерла молодая женщина Любовь Кириллова из культа "Белое братство". Люди сходят с ума, бросают учебу и работу, родителей, невесту, жену и детей. А ведь эти люди – невосполнимый ресурс: 70% прихожан – молодежь. И седеют от горя русские и татарские родители приверженцев этих западных или восточных культов. И ничего не может сделать прокуратура, не имея соответствующего закона против доведения до смерти десятков молодых людей. Наряду с секуляризацией, идет и обратный процесс сакрализации сознания, возникновения новых религий и роста числа их приверженцев. Можно выделить три типа новых (нетрадиционных) вероучений: 1) религии восточного происхождения (Сознание Кришны, дзэн-буддизм, Церковь Муна, Аум Сенрике с ее массовыми психозами и убийствами), ориентированные на прямое единение человека и Бога; 2) харизматические религии (Церковь единения, Белое братство, Церковь Христа и иные) "неохристианского" толка, во многом сходные с восточными; 3) учения, связанные с развитием потенциальных возможностей человека, его духовным совершенствованием (пацифистское учение Шри Чинмоя, учение П.Иванова, учение Сильвы об "управлении разумом" и др.). Так, Порфирий Иванов преподает систему оздоровления человека, бродя полуголым зимой. Шри Чинмой содействовал окончанию холодной войны и иных войн как торжества мракобесия, невежества, страха, разрушения, алчности и самоубийства человечества, как отсутствия ума и доброты. Шри Чин-мой, посвятивший свою книгу М.С.Горбачеву с чувством благодарности за перестройку, посеявшую семена мира для совершенствования разума и жизни человека, говорит: "Нам нужны не святые небожители, а земные искатели истины, верящие в мир и стремящиеся жить в мире и покое" (P.32), "Человек, проповедующий войну, считает ниже своего достоинства наведаться в психиатрическую клинику, а ведь он – самый подходящий пациент" (P.40). Последователи Шри Чинмоя активно занимаются физическим, нравственным и умственным развитием, в противоположность церквям первых двух групп. Очевидно, что первая и вторая группы в своем большинстве являются "мироотвергающими", они замыкаются в себе, рассматривая внешний мир как нечто угрожающее и призывая своих приверженцев отказываться от их прежней жизни. Многие из них обоснованно называют "тоталитарными сектами". Религии третьей группы являются "мироутверждающими", признающими этот мир, ориентируются на развитие скрытых возможностей человека и потому на индивидуализм. Обычно эти деноминации и секты привлекают молодых образованных людей, чьи ориентации и цели еще не определились. Для них религии 1-й и 2-й группы – способ бегства от сложности жизни, особенно в нынешних условиях потери прежних идейных и социальных ориентиров и уверенности в завтрашнем дне, а деноминации 3-й группы, наоборот, – путь приспособления к жизни, т.к. почти все из религий этой группы не отвергают науку и прогресс. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем разница между идеологией и религией по структуре и по функциям? Л И Т Е Р А Т У Р А: 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. – Казань, 1998. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. – Mikkeli: St Michel Print. – 296 с. 3. Иоффе Я.А. Мы и планета: Цифры и факты. 7-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с. 4. Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. – 463 с. 5. Книга рекордов Гиннесса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 288 с. 6. Коран / Пер.ак. И.Ю.Крачковского. - М.: Раритет, 1990. – 528 с. 7. Крейг У. Самое начало (происхождение времени и существование Бога). - М., 1990. - 73 с. 8. Мусульманину об исламе. Обряды и молитвы. Черкесск. 1992. - 64 с. 9. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с. 10. Этнологический словарь. Вып.1. Этнос. Нация. Общество. - М.: ВИТТАН, 1996. - 201 с. 11. Sri Chinmoy. War: Man's Abysmal Abyss-Plunge.-NY: Agni Press, 1992.- 54 p. |