Социология религии религия как объект социологии
Скачать 202 Kb.
|
Табл.4. КАНОНИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОТДЕЛЬНЫХ КОНФЕССИЙ
(Символ "+" означает признание источника, "-" – непризнание) Эту таблицу необходимо пояснить. У иудеев две группы священных книг: Талмуд и Библия. Под Библией они понимают Ветхий Завет в составе 39 иудейских книг. Католики и православные признают Священное писание и Священное предание. Священное писание – это Библия в составе Ветхого Завета и Нового Завета. Небольшое различие между этими двумя ветвями христианства имеется в оценке 11 из 50 книг Ветхого Завета: католики считают каноническими все 50 книг Ветхого Завета. Православные также признают все 50, но из них 39 иудейских называют каноническими, богодухвенными (т.е. продиктованными Богом), а 11 – не каноническими, но все же душеполезными. Книги Священного предания же у православных включают Символ веры, решения Вселенских и ряда Поместных соборов, творения отцов церкви первых веков христианства (до его раскола), у католиков – также и последующих веков, в том числе энциклики Папы римского. Роль, аналогичную Священному писанию, играют: в иудаизме – тот же Ветхий Завет (и прежде всего Тора – Пятикнижие), в исламе – Коран, состоящий из 114 глав-сур – высказываний пророка и основателя ислама Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Аналогом Священного предания являются: в иудаизме – Талмуд (растолковывающий Ветхий Завет и нормы иудаизма), в исламе – Сунна (совокупность рассказов-хадисов о жизни Мухаммеда, священное предание, дополнение к Корану, обосновавшее новые условия, потребности нового правящего класса, не предусмотренные в Коране, но предсказанные пророком). Сунниты (включая татар) признают Сунну, шииты же – лишь часть Сунны, дополняя ее священным преданием-хабером о жизни 4-го халифа Али – кузена и зятя Мухаммеда. Сунниты духовным главой долго считали халифа. Шииты выдвинули идеи о династии 12 имамов, потомков Али, о скором возврате 12-го имама на землю с целью принесения справедливости, равенства и правды. У суннитов имелась аналогичная идея о приходе махди. Эта идея использовалась как идеологами правящих классов, призывавших народ терпеть несправедливость в ожидании махди или 12-го имама, так и участниками народных восстаний, выдвигавшими из своей среды такого божественного спасителя («Армия махди» в современном Ираке). Что касается протестантов, то большинство их деноминаций признает только Священное писание (Библию), в которую они включают Новый Завет и 39 (из 50) книг Ветхого Завета, т.е. лишь его иудейскую часть. Остальные 11 книг Ветхого Завета они считают не просто неканоническими, а вовсе апокрифами, не связанными с правильным вероучением. Священное же предание протестанты не признают. Имеются и различия между вероисповеданиями по их социальным установкам. Даже среди конфессий США еще в конце 50-х гг. сохранялись известные различия (См.Табл.5, составленную по материалам исследования Г.Ленски в Детройте, опубликованных Смелзером [С.479]). Табл.5. ОТНОШЕНИЕ К РЯДУ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
(Цифры означают место представителей данной конфессии на шкале показателей степени либерализма, толерантного отношения к названным явлениям) Существуют различия не только между ритуалами православной и суннитско-исламской религий (отношение к свинине, обрезание, поведение в период поста, способы погребения и почитания умерших, варианты молитв и иных церемоний и то, на каком языке они проводятся), но и между социальными и даже политическими установками верующих указанных конфессий в РТ, но их анализ заслуживает отдельного рассмотрения в рамках политологии. § 2. ТИПОЛОГИЯ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Одним из первых попытался разграничить организации религий немецкий теолог Эрнст Трельч в начале XX в. Ныне можно выделить 4 формы религиозной организации: - ЦЕРКОВЬ; - СЕКТА; - ДЕНОМИНАЦИЯ; - ЦЕРКОВЬ КУЛЬТ. Церковь (church) – религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Почти все члены общества проявляют преданность церкви, и она обычно связана с государством: раньше католицизм был государственной религией в Италии и Франции, православие – в России (хотя впоследствии церковь в этих странах отделили от государства); ныне англиканство считается таковой в Англии, а ислам – в ряде арабских стран. Трельч обнаружил парадокс: христианство в Европе может или оставаться церковью, т.е. пытаться влиять на все общество и быть открытой для всех людей, или стать сектой, т.е. влиять на общество через преданных последователей. Автор данного раздела находит здесь аналогию с различиями между массовой и "кадровой" (в ленинском смысле) партиями. Последствия выбора пути будут различны: существование как церкви вызовет известную адаптацию к государству. Преобразование в секту приведет к изоляции и потере влияния. Трельч считал, что секуляризация значит конец религии как универсальной церкви. Ныне, однако, церковью называют любую крупную религиозную организацию, признающую государство и иные светские институты, строящуюся на иерархии духовенства и рекрутирующую приверженцев путем передачи веры "по наследству" в семье, а не путем обращения неофитов-прозелитов. С |