Практические задания по социологии. Социология
Скачать 36.58 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ Группа Кд21ГУ171 Студент А.Н. Романовскова МОСКВА 2022 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта. Начало оформления научного способа социального самопознания положил О.Конт. В 1830-1842 гг. Конт опубликовал свое главное произведение – «Курс позитивной философии», в котором он не только дал науке название, но и определил место новой дисциплины на вершине иерархически выстроенной пирамиды научного знания, поскольку ее объект был наиболее сложным из всех. Социология понималась О.Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. Поэтому в классификации наук он ставил социологию выше других наук. О. Конт выдвинул идею позитивного метода, согласно которому, истинная наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов, т.е. тех, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения, эксперимента. Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его теории на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга учения О. Конта «Порядок и прогресс». Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование. Главный закон социального прогресса у О. Конта – это закон трех стадий. Согласно этому закону, индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии люди познают мир, одушевляя все явления и процессы, предполагая за ними действие сверхъестественных сил, божеств. На метафизической стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предначертание, главный способ их образования посредством сущностей или абстракций. На третьей, позитивной стадии, реальной, или научной стадии достигается высшее, подлинно научное знание как результат исследования и описания действительности. Позитивный, высший этап у О. Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется туманно. О. Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук. Эта классификация включает шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственные, обусловленные спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии находится социология. 2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера. Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие в трудах Герберта Спенсера, английского ученого, как и О. Конт, положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции общества и природы. В 1850 г. вышел в свет первый научный труд Спенсера – «Социальная статика», представляющий собой систематическое изложение нравственных проблем современного Спенсеру общества в их взаимосвязи. Главное социологическое произведение Г. Спенсера – «Основания социологии» в трех томах. В отличие от О. Конта, утверждавшего, что позитивная наука может влиять на политику, Г. Спенсер отстаивал идею естественной социально-экономической эволюции, не допуская вмешательства государства в общественные процессы. Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом. Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» – наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных. 3. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития. Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца XIX начала ХХ в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальным процессами. При этом .каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма- американские социологи Лестер Уорд и Франклин Гиддингс. Главные его работы Уорда – «динамическая социология», «Психические факторы цивилизации» «Чистая социология», «Прикладная социология». Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное, спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия человека в обществе, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса. Общий вывод, который следует из рассмотрения социологической концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологизация социальных процессов плюс утопизм социальных преобразований. Фрнклин Гиддингс, так же, как и Л. Уорд, является одним из основателей американской социологии и крупнейший представитель ее психологического направления. Главный труд периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма, был написан в 1896 г. и получил название «Принципы социологии». В соответствии с идеями Гиддингса социология — это наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. Подводя. краткий итог рассмотрению психологическом эволюционизма в социологии (идеи Уорда, Гиддингса), следует отметить, что их влияние на по следующее развитие социологической мысли не было слишком значительны и сохранилось в целом в рамках концепции эволюционизма. 4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты). Возникло это направление в Германии во второй половине XIX - начале XX века. Его представители – такие известные ученые как М. Лацарус, В. Вунд, Х. Штейнталь. Суть психологии народов заключается в том, что народ является основной движущей силой исторического развития и характеризуется активным началом, проявляющимся в религии, культуре, обычаях, нравах, языке в виде «народного духа». Этот «дух» определяет психику людей, их индивидуальное сознание и имеет специфические общие моменты, которые присущи всему этносу. Предметно психологию народов проанализировал В. Вунд, рассматривая психические процессы в связи с физическими. Он полагал, что это две стороны одного реального бытия – извне – это тело человека, а изнутри –его душа. В. Вунд, изучая сознание, пришел к выводу, что целый ряд психических процессов – речь, воля, мышление, эксперименту недоступны, поэтому изучать их можно только культурно-историческим методом – с этого момента и начинается психология народов. Методы, которыми ей необходимо пользоваться, являются анализом продуктов культуры, а именно: языка, мифов, обычаев, искусства. Ученый считал, что специального психологического исследования требуют три большие области и три основные проблемы, касающиеся языка, мифов и обычаев, представляющих собой духовные явления, тесно между собой сросшиеся. Индивидуальное сознание и индивидуальные волевые качества не зависят от языка, мифов, обычаев, наоборот, сознание испытывает на себе влияние народного духа. Отсюда В. Вунд делает вывод – первичной является психология народов, а вторичной по отношению к ней – психология индивидов. Ученый полагает, что психология народов много дает для индивидуальной психологии, т.к. язык, мифы и обычаи являются материалом о душевной жизни индивидов. В психологии народов анализируется дух народа вообще, условия его жизни, деятельности. Кроме этого, конкретнее исследуются частные формы народного духа и их развитие. Психология народов решает следующие задачи: познать сущность народного духа с точки зрения психологии; открыть и сформулировать законы, которые лежат в основе внутренней духовной или идеальной деятельности народа в искусстве, в науке, в жизни; открыть причины, поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа. Психология масс Психология масс помогает решить вопрос о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Родилась она во второй половине XIX века во Франции, а истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда, который считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме идеи подражания, общественные и групповые нормы и ценности возникают благодаря подражанию, а усваивая эти нормы, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Социолог Лебон основное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. Суть концепции изложена в основной его работе «Психология народов и масс», вышедшая в 1895 г. Лебон полагал, что всякое скопление людей есть ни что иное, как «масса», для которой характерной является главная черта – утрата способности к наблюдению. Находясь в массе, человек имеет типичные черты поведения: обезличивание; преобладание чувств над интеллектом; утрата интеллекта вообще; отсутствие личной ответственности. Таким образом, масса по своей природе хаотична и не упорядочена, ей обязательно нужен лидер - «вождь», а его роль выполняет только элита. Данный вывод был сделан на основании рассмотрения единичных случаев поведения массы в ситуации паники. Поскольку другие эмпирические подтверждения отсутствуют, то оказалось, что паника является единственной формой действий массы. Для психологии масс характерна определенная социальная окраска. Массовые выступления в конце XIX века, заставляли официальную идеологию заниматься поиском средств обоснования всевозможных акций, которые были направлены против этих массовых выступлений. В этот период широко распространяется утверждение о том, что конец XIX- начало XX века является «эрой толпы» – человек потерял свою индивидуальность и подчиняется примитивным инстинктам, легко поддается иррациональным действиям. Ход мыслей каждого человека, находящегося в толпе, направляется общим настроем этой толпы и чем больше человек находится в толпе, тем слабее у него становится чувство реальности, а подверженность влиянию лидера возрастает. Лидеры часто бывают с ярко выраженными чертами психических отклонений. Лебон в своих трудах также поднимает такие теоретические проблемы как анонимность, психологическое заражение, внушаемость человека, находящегося в толпе. Эти проблемы дали сильный толчок социально-психологическим исследованиям. Теория Лебона была подвергнута критике, многие считали её реакционной и несостоятельной и, прежде всего, потому что он отождествлял народные массы и иррациональную толпу. Что касается современных социальных психологов, то они тоже отмечают некоторые пороки его теории – это расплывчатость исходных понятий, необоснованное противопоставление иррациональной толпы образу рационального индивида. 5.Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Э. Дюркгейм полагал, что существует реальность особого рода, которая не изучается ни одной наукой. Эту реальность образуют социальные факты. Социология должна заниматься исследованием и объяснением социальных фактов. Социальные факты характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Свой подход к пониманию предмета и метода социологии он сформулировал в виде «правил». В социологии Э.Дюркгейма можно выделить три раздела: – социальную морфологию; – социальную физиологию; – общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру общества, его материальную форму. Изучает географическую основу жизни народов; объем народонаселения, плотность, распределение по территории. Социальная физиология исследует жизненные проявления общества и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию религии, социологию морали, юридическую, экономическую, лингвистическую, эстетическую науки. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. Тема социальной солидарности – главная тема социологии Э. Дюркгейма. По существу, солидарность для него – синоним общественного состояния. Силой, создающей общественное целое, Э. Дюркгейм считал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже степень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Важную роль в социологии Дюркгейма играла трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Мораль Эмиль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества. Эмиль Дюркгейм подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Э. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие социальной аномии (буквально – беззакония). Эмиль Дюркгейм заложил основы функционального подхода к изучению общества. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося (девиантного) поведения. 6. Понимающая социология М.Вебера Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно-следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей. 7. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина. Творчество американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889-1968) обширно и разнообразно. Рассмотрим лишь ту его часть, которая связана с его представлением о социальной структуре и ее изменении. В своей фундаментальной работе «Общество, культура и личность; их структуры и динамика», впервые вышедшей в 1947 г., П. Сорокин вновь ставит вопрос о том, что такое общество, как оно устроено, что определяет его изменения и развитие. При этом, он полагает, что прежние попытки найти элементарную клеточку, или, как он сам выражается, исходное «образование» общества (будь то индивид, семья, соций, роль, примитивная структура и т.д.) оказались тщетными. И повторяется уже тривиальная фраза о том, что ни индивид, ни даже простая сумма многих индивидов общества не составляют. Что же тогда претендует на роль социообразующего фактора? По мнению П.Сорокина, таким фактором может быть лишь взаимодействие действующих определенным образом индивидов или групп. П. Сорокин пишет в этой связи: «Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под «взаимодействием» понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояния ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление... Значимое взаимодействие — это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий.» Таким образом, сущность социального, с точки зрения П. Сорокина, раскрывается через механизм социального взаимодействия, структура которого включает в себя: - субъекты взаимодействия (или мыслящих, действующих и реагирующих людей); - значения, ценности и нормы, на базе которых строятся взаимодействия; - сами действия и материальные носители (артефакты), с помощью которых эти действия осуществляются. Раскрывая структуру первого пункта, т.е. расшифровывая мысль о природе субъектов взаимодействия П.Сорокин отмечает, что в качестве таковых могут выступать: 1) пара индивидов (диада), например, муж - жена, отец - ребенок, продавец - покупатель, руководитель - подчиненный; 2) трое участников взаимодействия (триада), например, обвинитель, судья и обвиняемый, любовный треугольник, родители и ребенок; 3) между некоторым множеством индивидов; 4) между индивидом и множеством людей, например, оратор, диктор, артист, лектор и т.д.; 5) между групповыми субъектами взаимодействия, например, между товаропроизводителями и товаропотребителями, здесь могут быть варианты, в частности, отношения между двумя группами, отношения между одной группой и несколькими другими, отношения между некоторым числом различных групп. 8. Концепция нелогического действия В.Парето Под социологией Парето понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача - описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической форме, то есть в дискурсивной, так и в математической форме. В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и нелогический характер (логические и нелогические действия). Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденции, экономической науки и некоторых других областей знания, поскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее подходящих для достижения обществом, или конкретным индивидуумом поставленной цели. Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и выступают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная социологическая концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: "Чувства и интересы постояннее всего, и потому они - самые важные составляющие сущности явлений". Чувства обусловлены психическим складом людей и служат источником функционирования общества как системы. Собственно, общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика - логика чувств. Это и изучает социология. В процессе совершения нелогических действий, считает Парето, люди не могут установить объективные связи между многими фактами и явлениями и поэтому не в состоянии логически соединить цель действий и средства ее достижения. Когда же они пытаются это делать, то соединение оказывается иллюзорным и не отражающим его действительную суть. Например, чтобы получить от Бога в качестве его милости дождь (цель), люди используют жертвоприношения (средство). Но для настоящей науки очевидно, что такое соединение цели и средств надуманно. Социология как раз призвана показать людям нелогичность их поведения. 9. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» — на светских. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации). Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию в то время, как в Gesellschaft проявляют специализированные профсссиноальные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религионые, a Gesellschaft — на светские ценности; 5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Ф. Теннис использует термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) — к индустриальному городскому обществу. Общность может строиться по следующим основаниям: 1) на географической близости (село, коммуна, приход, нация); 2) на психологической близости; 3) на кровнородственной близости (семья); 4) на духовной близости (круг друзей и единомышленников). Термин «Gemeinschaft» применяется у Ф. Тенниса по отношению к таким разным социальным единствам, какими выступают семья, корпорация, церковь, сельское товарищество, родовая, деревенская, политическая, христианская и городская общины. Все они — сплоченные совокупности, социальные солидарности, образованные на основе естественных человеческих отношений. В общность, строго говоря, не вступают — в ней оказываются автоматически, хотят того или ист. С общностью люди связаны родовыми узами, избегнуть которых они не могут. Индивид, естественно, принадлежит к своей семье, своей деревне, своей родине, своей расе — и принадлежность эта природная, непроизвольная. Общество представляет собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре и вступлении членов. В него входят свободно, по собственной воле — но могут и не входить. Общество — продукт целиком и полностью искусственный. Его намеренно создают, затем часто изменяют. Общество основано не на соседстве, близости или кровном родстве — оно базируется на интересе. Людей сближают интересы, стремление к выгоде, рациональный расчет, общая профессия или место работы. В обществе должны быть официальные, деловые отношения. Здесь нет и не должно быть никакой интимности, искренности, неподдельного интереса к близкому тебе человеку, с которым ты готов разделить пищу и кров. Ничего подобного коллегам по работе, сослуживцам, членам одной политической партии или профсоюзной организации не требуется. А самое главное — оно им претит. Как только личные отношения проникают в область служебных, начинаются такие негативные явления, как кумовство, блат, протекция. Две сферы — дружески-личные и служебно-деловые отношения — два разных мира, две вселенные, которые не должны пересекаться, вмешиваться, сталкиваться, вытеснять друг друга. Интересы служат основой объединения общества, и он выделяет следующие группы интересов: 1. Материальные и денежные интересы служат основанием торговых товариществ, профсоюзов, страховых обществ, паевых, пенсионных и инвестиционных фондов. 2. Интеллектуальные интересы объединяют людей в творческие союзы, литературные и философские кружки, научные ассоциации и ученые советы, содружества, академии, художественные объединения. 3. Образовательные интересы людей приводят к созданию школ, институтов, университетов, курсов повышения квалификации. 4. Нравственные интересы выступают источником появления религиозных объединений и сект, вызывают к жизни благотворительные объединения, общества трезвости, ассоциации взаимной помощи. К их числу можно добавить такие ассоциации и движения, которые сплачивают людей на идеологической основе, помогая отстаивать свои идейные принципы, выступать против кого-то: политические партии, движение за гражданские права, экологические движения, феминистские общества. 5. Досуговые интересы объединяют людей в клубы по интересам (клубы болельщиков или коллекционеров), молодежные дискотеки и бары, кружки для игры в бридж, общества игры в мяч, любителей рыбной ловли, ассоциации туристов, любительские театры, союзы биллиардистов, скаутов, т. е. порождают различные сообщества, помогающие индивидам развлечься и разнообразно провести свое свободное время. Развитие общества имеет следующие основания: 1. В обществе коллективную волю рода и семьи заменяет корпоративная воля государства. 2. На смену неформальному контролю родственников и соседей, которые были присущи кровно-родственной общности и общине, приходит формальный контроль со стороны полиции, судебных властей. 3. Вместо обычного права и неписаных законов появляются юридические законы и писаные правила, регулирующие поведение больших групп людей. 4. Функцию арбитра в решении нравственных вопросов берет на себя государство и уполномоченные им органы власти. 5. В конечном счете, именно государство, выступающее причиной появления Gesellschaft, разрушает либо необратимо изменяет Gemeinschaft. Со временем оно начинает восприниматься людьми как недружественная или враждебная сила, возвышающаяся над ними и требующая беспрекословного подчинения. В противоположность общине для общества характерна «механическая» связь отношений индивидов, построенных на рациональном расчете. Согласно Ф. Теннису, в обществе царит целерациональная воля и, соответственно, произвол. Общество уже самим своим фактом появления на свет до основания смывает кровно-родственные узы и старинные идеалы, религиозные культы и кодексы чести. На развитие общества (государства) влияют: информационные потоки, равно как денежное и товарное обращение не знает государственных границ, а мультинациональные корпорации качают живительную кровь экономики по всему миру, не спрашивая ни прописки, ни классового происхождения; интернациональность и глобализация — это лишь доведенные на наивысшей степени обнаруженные еще Ф. Теннисом тенденции «обобществления» социальной жизни. |