Главная страница

Содержание 1 История философии 4


Скачать 1.49 Mb.
НазваниеСодержание 1 История философии 4
Анкор2_Filosofiq_razum.doc
Дата18.02.2018
Размер1.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_Filosofiq_razum.doc
ТипДокументы
#15664
страница21 из 69
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   69

Современные представления о видах и формах материи.


Мир включает 3 подсистемы:

- Живая природа

- не живая природа

- соц. Организованная природа (человек соц. Группы).

ВИДЫ МАТЕРИИ:

1). В виде вещества (вещество имеет массу покоя и различные агрегатные состояния).

2). Поле.

Формы материи.


ФОРМА МАТЕРИИ совокупность различных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью выражающейся в общих свойствах и специфическим для данной формы материи способом существования.

Сущность, критерии выделения.


единство, сущность, способ существования, направленность эволюции

Форма материи – вид материи, материя на определенной ступени развития.

Форма развития - способ развития, включающий в себя и способ изменения.

Движение как атрибут материи.


Атрибут – это неотъемлемое свойство, сущностное свойство чего-либо.

Одним из атрибутов материи является движение. Суть движения определяется с помощью целой серии определений. Простейшим и наиболее общим образом Энгельс определял движение: «Движение, в применении к материи – это изменение вообще». То есть всякое изменение есть движение.

Более строго движение можно определить как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Каждая вещь, оставаясь до какого-то предела сама собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть самой собой, тождественной себе. Вне такого движения вещь не существует и не может мыслиться. Нет материи без движения, нет движения без материи. Движение – внутреннее свойство материи.

Взаимосвязь материи и движения.


- 18-19 века – материя оторвана от движения. Возникает такое направление как деизм, который не видит источника движения и считает, что первопричина движения – бог.

Дюринг: сначала материя находилась в состоянии покоя, затем зарядилась энергией и стала двигаться.

- Вторая половина 19 века. Энергетизм.

E=m*v*v/2. Энергетизм пытался доказать, что это равенство свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако формула Эйнштейна фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе.

Материя и движение неразрывно связаны. При этом следует учитывать, что движение принадлежит материи, является ее способом существования. Понятия материи и движения в этом смысле далеко не равноправны. Неразрывная связь материи и движения доказывается всем материалом общественных, технических и естественных наук.

Движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела.

Одним из случаев движения является движение мысли. Отрыв движения от материи означает в этом весьма важном для понимания сущности мира и человека случае отрыв мысли от материального мозга и материального мира вообще. «Оторвать движение от материи, - писал Ленин, - равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира».

Движение и покой.


Понятие движения раскрывается через противопоставление покою. Материалистическая диалектика вовсе не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для релятивизма как одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отрицанию движения и, более того, самого существования вещей. Действительно, движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движения, доведенная до полного отрицания покой, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает и бессмысленным и само понятие движения.

Вместе с тем покой и движение не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, покой как относительный.

Покой относителен в 2 смыслах. Во-первых, в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой «изнутри». Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.

Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение – целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле – за вычетом покоя.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   69


написать администратору сайта