Главная страница

Содержание 1 История философии 4


Скачать 1.49 Mb.
НазваниеСодержание 1 История философии 4
Анкор2_Filosofiq_razum.doc
Дата18.02.2018
Размер1.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_Filosofiq_razum.doc
ТипДокументы
#15664
страница20 из 69
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   69

Эволюция представлений о материи в философии и частных науках.


Объективный идеализм о субстанции:

1) Античный идеализм (Платон) – подлинная субстанция мира – идеи;

2) Классическая немецкая философия (Гегель) субстанцией мира является абсолютная логическая идея

3) Аристотель, Фома Аквинский, современный неотомизм – материя существует как некое аморфное тело, подлинной субстанцией мира является Бог. Бог – форма форм (Аристотель)

Субъективный идеализм:

Мир не обладает субстанциональностью.

Материализм о субстанции:

1) Античный (милетская школа) – субстанция мира – некая стихия (Фалес – вода, Гераклид – огонь)

2) Атомистическая школа – субстанция обладает структурой, состоит из атомов.

Атомы: 1. неделимы

2. неуничтожимы

3. несотворимы

А значит, мир несотворим и неуничтожим.

3) Средние века: материализм существует в виде течения номинализм

4) Материализм XVII-XVIIIвв. Эпоха Нового времени. Материализм основывается на данных естествознания. Наиболее развитые науки: математика и механика.

Черты материализма XVII-XVIIIвв.:

1. В качестве материи признавал некую первичную однородную субстанцию, т.е. материю сводили к первоматерии, которую отождествляли с атомами;

2. Атомы неделимы, неуничтожимы, несотворимы, как и мир. Вывод о неучтожимости субстанции.

3. Эти первородные атомы подчинены законам механики, которые применялись по всему миру.

4. Важнейшим свойством материи являлась масса.

3). Физика не решает вопрос о существовании материи.

Пути выхода (Ленин):

1). Физикам необходимо усвоить диалектику.

2). Электрон так же неисчерпаем, как и атом, т.е. электрон делим.

В Х1Хв. Энгельс и Маркс критикуют механистический и метафизический материализм.

Революция и кризис физики конца 19 - начала 20 вв.


Конец XIX в. – Революция и кризис физики.

Открытия физики:

1895 г. – открытие рентгеновских лучей.

1896 г. – Беккерель открыл радиоактивность;

Это явление зафиксировало. Что масса вещества изменяется в связи с излучением ( дефект массы).

1897 г. – открытие электрона Томсоном (атом делим ).

1898 г. – открыт радий.

Максвеллом открыт закон электромагнитных явлений – материя может существовать в виде поля.

Старая метафизическая теория физики не способна объяснить новые открытия.

Кризис философских основ физики. Часть физиков разуверились в материализме (материя исчезла) и перешли на позицию идеализма. Многие физики и философы перешли на позиции агностицизма.

Возникает Махизм (позитивизм II этапа ). Махисты пытались создать философию на новых открытиях физики.

Плеханов – новый русский человек, который рассмотрел теорию махизма. Махизм субъективный идеализм.

Причины кризиса:

1). Метафизический способ мышления.

2). Неправильное понимание математизации физики.

3). Принцип соответствия Бора. Каждая новая теория включает в себя предыдущую теорию как частный случай.

Выводы Ленина.

1). Исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы знаем материю.

Нельзя сводить материю к атомам веществу электроном.

2). Терпит крах лишь метафизические представления о материи, а не материя.

Ленинское определение материи.


МАТЕРИЯ – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них.

Объективная реальность.

Объективность означает, что нечто существует до, вне и независимо от человеческого сознания.

« вне» - внешний мир не принадлежит сознанию.

« независимо» - внешний мир для своего существования не нуждается в сознании.

Ленин отвергает объективный идеализм.

Мир познаваем через ощущения.

Ощущения способы давать нам достоверные знания.

Материя как субстанция.


Чтобы установить, какую методологическую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции. И здесь опять-таки следует выделить две, но теперь уже существенно различающиеся между собой традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать субстанциальность материи (роль материи как субстанции) в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит. С их точки зрения, все тела во Вселенной состоят как бы из "первокирпичиков", никем не создаваемых и неуничтожимых "атомов". Эта идея атомистического строения всех тел во Вселенной была затем воспринята наукой Нового времени и сыграла выдающуюся роль в ее развитии. Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем которой в эпоху Просвещения был Д. Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. И если в задачу конкретных наук входит исследование свойств конкретных же объектов мира (от элементарных частиц до метагалактики в целом), то в задачу философии - исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   69


написать администратору сайта