Главная страница

Содержание 1 История философии 4


Скачать 1.49 Mb.
НазваниеСодержание 1 История философии 4
Анкор2_Filosofiq_razum.doc
Дата18.02.2018
Размер1.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_Filosofiq_razum.doc
ТипДокументы
#15664
страница35 из 69
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   69

Категории причина и следствие.


Причина – то, что порождает другое,- следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временным – причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным – причина порождает следствие.

Механические действия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор – основные причины биологической эволюции. Частный и общественный характер труда – причина частной и общественной собственности.

Индетерминизм отрицает существование объективных причин природных и социальных явлений. Нередко индетерминизм скрывает под собой не полное отрицание причинности, а отрицание объективной, материальной причинности, в качестве конечных причин принимаются сверхъестественные факторы – бог, дух и т.д.

Причина входит в состав условий. Условия – то все то, что делает возможным и необходимым появление определенного следствия. При этом причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. Обусловливание – менее сильное действие, чем определение или причинение.

Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием – целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, групп, классов, общества в целом. Объективные причины – это факторы, не зависящие от сознания, как отдельных людей, так и общества в целом.

Порождение следствия причиной означает, что содержание, качество следствия определено содержанием, качеством причины. Наиболее сложный случай причинно-следственной связи – порождение высшей ступени низшей. Причинение в процессе развития заключается втом, что причина порождает нечто более сложное, чем она есть сама.

Пример:

Причина – то, что порождает другое, - следствие. Рассмотрим пример: дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга (причина) вызывает инфляцию спроса (следствие). Как видно из примера причина характеризуется двумя признаками: временным – дефицит госбюджета и рост внутреннего долга всегда предшествует инфляции спроса; содержательным – следствие вызвано причиной.

Категории необходимость и случайность.


Необходимость – то, что должно быть, не может не быть. Случайность – то, что может быть, но может и не быть.

Необходимое – это общее, а случайное единичное. Вместе с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием.

В истории философии выдвигались две крайние точки зрения. Абсолютизируя необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого полагали, что в мире все осуществляется с необходимостью, фатально, по воле божьей, либо в силу объективных законов. Случайность с этих позиций – явление, причина которого нам не известна. Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращался в пассивный элемент некой мировой машины, управляемой духовными или материальными силами.

С позиции противоположной крайней точке зрения, абсолютизировавшей случайность, мир превращался в хаос случайных событий, в котором человек также становился пассивным и случайным явлением. Человек случайного мира сам насквозь случаен.

Согласно материалистической диалектике случайность – форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость существует только через случайность. Диалектика не уравнивает их, необходимость является доминирующей стороной мира, случайность не создает необходимость, а, напротив, необходимость проявляется в случайностях и определяет их.

В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Так, обмен товарами первоначально был случайным для общества. По мере развития общества обмен товарами становится необходимостью. Каждая новая необходимость рождается из старой необходимости при участии случайности, отклонений от старой необходимости, расшатывающих эту необходимость

Категории возможность и действительность.


Действительность – то, что существует, возможность – тенденция, заложенная в действительности.

Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальной выступает та возможность, для которой имеются основные условия превращения в действительность. Абстрактной называют возможность, для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности. Формальная возможность – крайне маловероятная возможность, когда не существует никакого запрета на возникновение какого-либо события, но оно практически оказывается все же невозможным.

Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Бытиё имеет, поэтому сложную, многоуровневую структуру: оно содержит в себе собственно действительное, т.е. уже ставшее и определенное, и возможное, тенденции в будущее. В силу сложности и противоречивости действительность содержит множество возможностей, которые нередко исключают друг друга. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи. Многообразие не является неограниченным, оно обусловлено качественной определенностью вещи, закономерностями ее развития и всегда определенным образом канализировано.

Возможность не является чем-то только будущем и, следовательно, несуществующим, она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность есть реально существующая тенденция развития, т.е. действительна. Во-вторых, возможность – это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток.

В процессе закономерного развития реализованная возможность превращается в новую, более сложную действительность, которая несет в себе более широкие возможности дальнейшего развития. Заложенная в действительности возможность представляет собой нечто более сложное, чем действительность. Потенциально действительность в этом смысле “сложнее самой себя”.

Категории действительности и возможности позволяют понять место и роль человека в бесконечном мире, смысл его существования. Успех человеческой деятельности определяется тем, насколько человек исходит из действительности и заложенных в ней реальных возможностей.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   69


написать администратору сайта