Содержание 1 История философии 4
Скачать 1.49 Mb.
|
Всемирная история как единый закономерный мировой процесс.Историю человечества оба философа рассматривали как единое целое, каждая отдельная ступень коего может быть истинно достигнута только в свете этого целого. Связь хода и событий всемирной истории есть связь необходимая, ибо каждая эпоха всемирной истории возникает и закономерно приходит на смену определенной предшествующей эпохе, которая себя внутренне изжила и тем самым обусловила необходимость перехода к новой. Этот принцип необходимости особенно подчеркивался в работах Фихте. По мысли философа: все, что действительно существует, существует с безусловной необходимостью и именно так, как существует; оно не могло бы не существовать или быть иным, чем оно есть. Но эта имманентная необходимость не является абсолютно бессознательной и потусторонней для человека и его деятельности. Постигая необходимость, человек становится свободным, и его сознательная деятельность все возрастает как важнейший фактор исторического процесса. Эти идеи единства и развития, свободы и необходимости во всемирной истории понимаются и Фихте, и Шеллингом как осуществление мировых разумных планов, заданных человечеству божественной силой идеалов прогресса и совершенствования. Фихте кладет в основу исторического процесса идею мирового плана, как понятия единства всей земной жизни человечества. Шеллинг развивает мысль о том, что своеобразная особенность истории человечества заключается в соединении свободы и необходимости, и что через это люди реализуют заложенный в них и никогда не исчезавший из сознания идеал совершенствования - универсальный правовой строй, который может быть реализован только всем человеческим родом. А весь процесс исторического развития нужен и сводится лишь к вечному стремлению к этому идеалу. Социальный прогресс, его критерии и типы.Социальный прогресс – социальная форма развития и движения общества от низших ступеней к высшим.
Человек должен производить условия своего существования. Потребности человека имеют тенденцию к усложнению. Потребности носят сложный характер - закон. Маркс: закон неуклонного возвышения потребностей.
Идеализм искал причину в духовном начале. Материализм считал, что критерий нужно искать в производственной сфере. Критерий – уровень развития производительных сил. Конечный критерий социального прогресса – уровень развития самого человека, его сущностных сил. Самый глубокий критерий социального прогресса – сам человек. Выделяют два уровня сущностных сил человека:
Формация и ее структура.Общество вообще существует в конкретных исторических формах. Форма общества — это общество на определенной ступени развития, или общественно-экономическая формация. Понятия "общество вообще" и "общественно-экономическая формация" соотносятся как род и вид. Первое выражает качественную определенность социальной формы материи, ее отличие от других форм, второе — качественную определенность исторических ступеней ее развития. ОЭФ – особый тип общества, цельная, социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специальным законам которые обусловлены данным способом производства. В каждой формации оно имеет свою форму, и потому формации характеризуются различной степенью идентичности (соответствия) человеческих индивидов своей сущности. Иными словами, каждой исторической ступени развития человечества свойственно противоречие между универсальной, потенциально бесконечной человеческой сущностью и ее исторически ограниченной формой, осуществлением. Критерий выделения той или иной ОЭФ - способ производства. -Первобытно – общинный -Рабовладельческий -Феодальный -Капиталистический (Буржуазный) -Социалистический Экономические эпохи различаются не тем что производится, а тем как производится. Структура ОЭФ Поскольку ОЭФ есть общество на определенной ступени развития, основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства. Он представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В этом единстве ведущими являются производительные силы, которые и определяют производственные отношения. Способ производства и его структура.Способ производства – конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. Т.о. производя материальные блага, люди воспроизводят собственные общественные отношения. Производственные отношения(ПО) – взаимодействие человека с человеком в процессе работы. Виды: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение). - определяющие отношения распределения отношения обмена отношения потребления
Производительные силы(ПС) – Взаимодействие человека с природой. - личный компонент (сам человек) - вещественный компонент (средства производства). Закон соответствия ПО и ПС. Не одна ОЭФ не погибает раньше, чем разовьются все ПС, для которых она дает просторы, и новые ПО не появятся раньше, чем созреют ПС в обществе. ПС – развиваются быстрее ПО, которые развиваются скачками. Смена экономических формаций происходит на том этапе развития, когда данные ПО становятся тесными для ПС. Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда. Предмет труда – часть природы, на которую направлена трудовая деятельность человека (природа в целом). Пр: руда на руднике, виноград на винограднике. Сырье - предмет труда, профильтрованный через предшествующий человеческий труд. (Пр: руда на медеплавильном заводе, виноград на винодельне). Всякое сырье – предмет труда, но не всякий предмет труда – сырье. Средства труда – вещь или комплекс вещей, орудия труда, то есть то чем производится труд. Наука – компонент производительных сил, или растворена в человеке и в средствах производства (Знания, которые есть у человека. Пр: более сложные станки). Наука – создание новой техники, научные знания, наука об управлением производством. Доля науки в производстве все время растет (онаучивание труда). Способ производства= Производительные силы + Производственные отношения Производительные силы= Человек+Наука+ Средства производства Средства производства= Предмет труда+ Средства труда Средства труда= Орудия труда+ Инфраструктура |