Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 1 Основные теории происхождения

  • Таблица 2 Достоинства и недостатки расовой

  • Курсовая , теория государства и права. Тема 4. Теории происхождения государства. Содержание 2 введение 5 Пути возникновения государства 7


    Скачать 264.5 Kb.
    НазваниеСодержание 2 введение 5 Пути возникновения государства 7
    АнкорКурсовая , теория государства и права
    Дата26.08.2021
    Размер264.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТема 4. Теории происхождения государства.doc
    ТипЗакон
    #228023
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    2. Основные теории происхождения государства

    2.1. Характеристика основных теорий происхождения государства


    Условия возникновения государства в последние века известны, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза.

    Более сложный вопрос – возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства.

    Теория государства и права в настоящее время представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования, как государства, так и права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования. [17, с. 98]

    Так как государство – политическое явление, а право – юридическое явление, то теория государства и права может рассматриваться одновременно в качестве политической и юридической отрасли знаний и дисциплины.

    Современные теории государства и права содержат в основном 9-10 теорий возникновения государства и права. Таблица 1 отображает основные теории возникновения государства, периоды возникновения их и основоположников данных теорий.

    Таблица 1

    Основные теории происхождения государства



    Наименование теорий

    Период возникновения

    Основоположники

    1.

    Патриархальная теория

    III в. до н.э.

    Аристотель.

    2.

    Теологическая теория

    XII-XIII вв.

    Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен

    3.

    Договорная теория

    XVII-XVIII вв.

    Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев

    4.

    Теория насилия

    XIX в.

    Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский,

    5.

    Органическая теория

    XIX в.

    Г. Спенсер.

    6.

    Психологическая теория

    Середина XIX вв.

    Л. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер.

    7.

    Расовая теория

    1850 годы

    Ж. Гобино.

    8.

    Технократическая теория

    1920 годы

    Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл

    9.

    Космическая теория

    XVIII –XIX вв.

    Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер



    При ознакомлении с таблицей 1 ярко прослеживаются исторические вехи, влияющие на изменение мнения человечества о зарождении государства и права, так как основоположниками теорий являются известные философы.

    Патриархальная теория возникновения государства. К числу первых теорий возникновения государства можно отнести патриархальную теорию, возникшую еще в III веке до нашей эры. Ее создателями являются выдающиеся представители древнегреческой философской мысли Платон и Аристотель. Другим представителем данный теории являлся англичанин Роберт Фильмер. [1, с. 79]

    Патриархальная теория утверждала, что государство есть продукт разросшейся семьи в результате плавной эволюции общественных отношений. Государственная власть по своей сути является власть отца большого семейства. Основа легитимности власти – следование обычаям и традициям предков. Базовыми социальными институтами государства являются семья и общество.

    Достоинством патриархальной теории возникновения государства является признание того, что государство есть порождение общества, представляет собой по сути «общение» его граждан. Недостатком патриархальной теории возникновения государства является ее недостаточная осведомленность о происхождении государства у других народов, как результат – принципы данной теории нельзя распространить на все государства.

    Теологическая (божественная) теория возникновения государства. Можно предположить, что одной из первых стала теологическая (божественная) теория возникновения государства и права. Корни теологической теории лежат еще в философии Древнего Востока, которую продолжили идеологи христианства и ислама. Наибольшее распространение теория божественного происхождения государства получила в средневековую эпоху в трудах Формы Аквинского, Аврелия Августана, Иоанна Златоуста.

    Содержание теологической или божественной теории происхождения государства в общих чертах сводится к следующему постулату: государство есть творение Бога и результат «божественного промысла». Правитель является наместником бога на земле, он призван исполнять божественную волю. Цель существования государства – спасение людей. [15, с. 35-37]

    Несомненно, божественная теория происхождения государства есть вопрос веры и ничего более, ни подтвердить, ни опровергнуть ее не представляется возможным. Однако, следует отметить, что данная теория способствовала легитимации власти в глазах обывателей, а также снимала многие социальные конфликты между государством и обществом.

    Теория общественного договора. Договорная теория или теория общественного договора зародилась в XVII-XVIII в трудах европейских мыслителях Томаса Гоббса, Джона Локка, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо и нашего соотечественника А.Н. Радищева.

    Основой теории общественного договора стало утверждение о том, что государству предшествовало естественное состояние. Вышеперечисленные авторы рассматривали это естественное состояние по-разному. Томас Гоббс рассматривал его как состояние войны все против всех. Джон Локк как состояние всеобщей доброжелательности. Жан-Жак Руссо называл естественное состояние золотым веком человечества. Одна все они сходились на том, что люди, в конечном счете, были вынуждены заключить общественной договор в интересах всеобщей пользы, добровольно отказавшись от части свобод, они тем самым создали государство.

    Сторонники теории общественного договора Жан-Жак Руссо и А.Н. Радищев отстаивали право народа контролировать государство, а также право на восстание против угнетения со стороны правителя. [5, с. 55-70]

    Теория насилия. Значительным шагом к пониманию процессов, которые привели к образованию государства, стала теория, разработанная в XIX выдающимися исследователями государства Людвигом Гумпловичем, Евгением Дюрингом, Карлом Каутским. Согласно ее положениям государство возникает в результате завоевания одними племенами других.

    Органическая теория возникновения государства. Органическая теория возникновения государства возникла в XIX веке под влиянием новейших достижений в области эволюции человека и естествознания. Основоположником органической теории возникновения государства стал Герберт Спенсер. Основным положением органической теории происхождения государства являлась идея о том, что государство, по сути, есть биологический организм и его происхождение результат эволюции человека. Большинство исследователей государственно-правовых явлений сходят на том, что перенесения свойств биологического организма на социальные процессы несостоятельно.

    Психологическая теория возникновения государства. Психологическая теория возникновения государства была разработана Л.И. Петражицким и Г. Тардом в конце XIX века под влиянием достижений психологической науки.

    Психологическая теория объясняет происхождение государства присущей человеку потребности жить в рамках организованного общества.

    Расовая теория происхождения государства. Рассмотрим плюсы и минусы расовой концепции (таблица 2).

    Таблица 2

    Достоинства и недостатки расовой теории

    Достоинства теории

    Недостатки теории

    Определяет, что биологически все люди разные - ни в физическом, ни в умственном, ни в психическом плане нельзя отыскать двух одинаковых индивидов

    Грубо нарушает главный закон человечества - все люди равны, и это их неотчуждаемое право с рождения

    Страны мира разнятся по уровню развития - где-то в расцвете постиндустриальное общество, а где-то - родоплеменные отношения

    Ведет к появлению губительных для сознания фашистских, нацистских теорий

    Этносы различны с точки зрения психологии: северные народы более спокойны и уравновешены, южные - импульсивны и эмоциональны

    Объясняет и оправдывает захватнические войны, уничтожение народов, возникновение рабства


    Достоинства расовой теории происхождения государства в том, что она подчеркивает этносы различны между собой, что и объясняет несхожесть государственного стоя разных стран и невозможность создания универсальной модели идеального государства.

    С плюсами и минусами расовой теории происхождения государства человечество знакомили в своих трудах следующие теоретики:

    Классический период: Гиппократ, Посидоний, Витрувий. Просвещение: Р. Бойль, А. де Буленвилье, Вольтер, Камес, К. Линней, Д. Митчелл, И. Кант, Д. Хантер, Ч. Уайт, Блюменбах, Б. Раш, Бюффон, К. Майнерс.

    Поздние мыслители: С.С. Смит, Ж. Кювье, Гегель, А. Шопенгауэр, Прунер.

    XIX-XX вв.: Ницше, Гобино, Чемберлен, Вольтман, Гюнтер.

    В России: Н. Кареев, С. Ешевский, В. Мошков, В. Авдеев, А. Савельев.

    Расовая теория происхождения государства не является нацистской по своей сути. Как и любую другую, ее можно использовать для обоснования как гуманных, так и античеловеческих идей. [9, с. 69-74]

    Технократическая теория. Технократические теории складываются из трёх основных групп:

    Элитарные технократические теории приписывают власть и роль главной силы прогресса «элите общества» (производственной, политической, научно-культурной технократии – образованным людям, составляющим растущий «технологический» или «новый средний класс»). Эти взгляды представлены как у либерально-буржуазных авторов (Д. Белл, Дж. Голбрейт – США, Р. Арон – Франция), так и у воинствующих антикоммунистов (З. Бжезинский, Г. Кан – США).

    Авторитарные технократические теории либо апеллируют к «твёрдой руке» государственной бюрократии и руководителей корпораций как к необходимому условию рациональности (Ж. Эллюль – Франция, Ф. Поллок – ФРГ), либо с леворадикальных позиций обрушиваются на такую «тоталитарную» технократию, которая якобы уже безраздельно управляет «государством корпораций» и обществом. В элитарных и авторитарных технократические теории развитие масс и сдвиги в их положении фактически рассматриваются лишь как «социальные последствия» научно-технической революции, осуществляемой технократами и специалистами по управлению корпорациями и государством против воли масс.

    Третья группа – буржуазно-демократические технократические теории идеализируют положение масс, пытаясь сочетать концепцию «исторических заслуг» технократии с признанием огромного значения общекультурного развития трудящихся масс как главные производительные (и даже общественные) силы (П. Друкер – США).

    Во всех трёх группах технократических теории маскируется гибельное для капиталистического общества противоречие между ведущей ролью народных масс, рабочего класса как главной производительной и общественно-прогрессивной силы, с одной стороны, и их «традиционным» местом объекта подчинения, эксплуатации и угнетения в экономических и политических системах этого общества с другой.

    Часть технократических теорий открыто противопоставляет работников умственного и физического труда друг другу и нацелена на раскол армии наёмного труда. [5, с. 55-70]

    Космическая теория – возникновения государства связано с завозом на землю политической организации общества из космоса другими цивилизациями. Современные представления об общих закономерностях возникновения государства и права основываются на том, что государство возникает в результате развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта