Герберт Блумер и коллективное поведение. Содержание о герберте Блумере 2 Коллективное поведение 4
Скачать 187.5 Kb.
|
Социальные движенияСоциальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой — из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования. Путь развития социального движения показывает возникновение нового строя жизни. Сначала социальное движение аморфно, плохо организовано, не имеет формы; коллективное поведение на примитивном уровне; механизмы взаимодействия элементарны и спонтанны; Социальное движение развивается и принимает характер общества (приобретает организацию и форму, корпус обычаев и традиций, упрочившееся руководство, постоянное разделение труда, социальные правила и социальные ценности) Блумер разделяет социальные движения на 3 вида: общие специфические экспрессивные. Общие социальные движения К общим социальным движениям Блумер относит такие движения как демократическое, молодежное, женское, движение за мир и т. д. Они возникли под воздействием нового набора значимых ценностей, влияющих на судьбы людей, которые не удовлетворены их реальным положением в жизни. Примеры культурных течений: возросшая ценность здоровья, вера в свободное образование, расширение права голоса, эмансипация женщин, растущее внимание к детям и растущий престиж науки. Характерные черты: - Общие социальные движения как правило, слабо организованы, - не имеют постоянного членства - их конкретные отклики на значимые ценности не выливаются в ясные цели - не имеют устоявшегося руководства В целом движение, как правило, осуществляется множеством известных и неизвестных людей, которые борются в самых различных сферах, причем их борьба и достижения не становятся повсеместно известными. Общее социальное движение обычно характеризуется соответствующей литературой, но она так же разнообразна и неопределенна, как и само движение. Она, как правило, представляет собой выражение протеста с неким общим описанием какого-либо утопического существования. Лидеры общего социального движения играют важную роль не в смысле осуществления руководящего контроля над движением, а в смысле задающих темп. Общие социальные движения развиваются главным образом неформально, неприметно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются прежде всего чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам. Их достижения и действия сосредоточены скорее в сфере индивидуального опыта, чем в заметной со стороны и согласованной деятельности групп. Общее социальное движение в значительной степени подчинено механизмам массового поведения, которые были описаны выше. Подобно тому как культурные течения обеспечивают основу, на которой возникают общие социальные движения, общее социальное движение составляет фундамент, на котором развиваются специфические социальные движения. Специфические социальные движения Специфическое социальное движение можно рассматривать как кристаллизацию значительной доли мотивации неудовлетворенности, надежды и желания, пробужденных общим социальным движением, и сосредоточение этой мотивации на какой-либо специфической цели. По Блумеру, специфическими социальными движениями являются реформистские и революционные движения. Пример – движение за отмену рабства. Характерные черты: - обладают четко определенной целью - хорошо структрированы - имеют некий преобладающий набор ценностей - его члены преданы и верны друг другу Блумер предлагает рассмотреть 4 стадии в развитии социального движения, предложенные Доусоном и Геттисом: стадия социального беспокойства (люди охвачены чувством беспокойства, тревоги и действуют непредсказуемым образом; восприимчивость к призывам и внушениям, следовательно важная роль агитатора) стадия всеобщего возбуждения (происходит уточнение целей; лидер - пророк или реформатор) стадия формализации (движение четко организовано правилами, политикой, тактикой, дисциплиной; лидер преобретает черты государственного деятеля) стадия институционализации (движение превращается в фиксированную организацию с определенным составом и структурой; лидер - администратор) Механизмы и способы посредством которых подобное движение может вырастать и организовываться: агитация В специфических социальных движениях отводится особая роль агитации, которая, создавая круговую реакцию возбуждения, напрвлена на изменение представлений людей о самих себе, о своей роли и месте в обществе и особенно в движении - культивируются настроения сопричастности и солидарности, благоговения перед «вождями народов» и «отцами наций». Агитация направлена на ослабление прежних привязанностей людей и на подрыв их прежних образов мышления и действия. Чтобы какое-то движение началось и получило импульс развития, необходимо, чтобы люди отошли от своих обычных способов мышления и чтобы в них пробудились новые порывы и желания. Чтобы быть успешной, она должна: во-первых, завоевать внимание людей; во-вторых, взволновать их и пробудить некие эмоции и порывы; в-третьих, дать этим порывам и эмоциям какое-то направление — посредством идей, внушения, критики и обещаний. Агитация действует в ситуациях двух видов: - Первый вид ситуаций отмечен злоупотреблениями, неправомерной дискриминацией и несправедливостью, но это те ситуации, где люди принимают такой способ жизни как некую данность и не ставят его существование под вопрос. Функция агитации — заставить их бросить вызов своему образу существования и поставить его под вопрос (агитатор холоден, спокоен и величав; волнует людей не тем, что делает, а тем, что говорит; может быть скупым на слова, но способным говорить острые, едкие и язвительные вещи, которые “проникают под кожу” людей и заставляют их взглянуть на обсуждаемое в новом свете). - Другой тип ситуаций характеризуется тем, что люди уже возбуждены, охвачены чувством беспокойства и недовольства, но либо слишком робки, чтобы действовать, либо не знают, что делать. Функция агитации — не столько посеять семена беспокойства, сколько усилить, высвободить и направить то напряжение, которое уже имеется у людей (агитатор - возбужденный, беспокойный и агрессивный человек; его динамичное и энергичное поведение привлекает к нему внимание людей, им передаются его возбуждение и беспокойство; склонен действовать, прибегая к драматическим жестам, и выражать свои мысли, используя театральные эффекты). Тактика агитации меняется в соответствии с ситуацией, людьми и культурой. Агитатор, чтобы действовать успешно, должен чувствовать мысли, интересы и ценности своих слушателей. развитие корпоративного духа (esprit de corps) Развитие корпоративного духа придает социальному движению прочность и постоянство. Esprit de corps может пониматься как процесс организации эмоций в интересах движения. Сам по себе он есть чувство сопринадлежности и солидарности людей друг с другом в каком-то общем предприятии. Его основу составляет состояние контакта. Развитие корпоративного духа служит для подкрепления нового представления о себе самом, которое индивид сформировал в результате своею участия в движении. Его чувство сопричастности с другими, а их с ним дарует ему ощущение коллективной поддержки. Таким путем поддерживаются и укрепляются его взгляды на самого себя и на цели движения. Отсюда следует, что развитие esprit de corps помогает воспитать привязанность людей к движению. Развитие корпоративного духа имеет 3 пути движения: - развитием внутригруппового / внегруппового отношения Оно имеет место, когда две группы начинают считать друг друга врагами. В такой ситуации каждая группа полагает себя носительницей добродетели и развивает среди своих членов чувства альтруизма, лояльности и верности. Другая группа рассматривается в качестве беспринципной и злонамеренной, подвергающей нападкам те ценности, которые дороги внутренней группе. Наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению сплоченности. Кроме того, враг играет важную роль “козла отпущения”. Движению выгодно развить образ врага, это развитие обычно происходит спонтанно. Однажды созданный, он содействует установлению esprit de corps. - формирование неформальной товарищеской ассоциации Там, где люди могут неформально сходиться подобным образом, они имеют возможность узнать друг друга как человеческие существа, а не институциональные символы. Так они оказываются в гораздо лучшем положении, чтобы принимать роли друг друга и незаметно для себя разделять переживания друг друга. Представляется, что при таких взаимоотношениях люди бессознательно перенимают и усваивают жесты, установки, ценности и жизненную философию друг друга. Непосредственным результатом этого является развитие взаимной симпатии и чувства близости, что очень способствует сплоченности. Примеры: пение, пляски, пикники, шутки, веселье и неформальная дружеская беседа. Благодаря им индивид получает чувство собственного статуса и чувство социального признания и поддержки взамен прежнего одиночества и личностного отчуждения. - участием в формальном церемониальном поведении Ценность массовых митингов, собраний, парадов, массовых демонстраций и юбилейных церемоний имеет форму чувства широкой поддержки, которую испытывает участник крупных собраний. У индивидуального участника возрастает самооценка, и в результате он ощущает себя исключительно важной персоной. Поскольку это чувство личной значительности оказывается отождествленным с движением как таковым, оно содействует развитию esprit de corps. Схожим образом и ритуальная атрибутика (лозунги, песни, здравицы, гимны, стихи, выразительные жесты и униформа), имеющаяся у каждого движения, служит воспитанию чувства всеобщего тождества и симпатии. развитие морали Чтобы преуспеть, особенно в неблагоприятной обстановке, движение должно более постоянно и устойчиво внушать лояльность. Этому способствует развитие морали. Мораль может пониматься как нечто, дающее движению постоянство и определенность; она показывает, сможет ли сплоченность устоять в неблагоприятных условиях. В этом смысле мораль может пониматься как групповая воля или устойчивая коллективная цель. Представляется, что мораль основывается и взращивается на определенном наборе убеждений. Можно выделить 3 вида этих убеждений: - убеждение в правильности и праведности цели движения - вера в конечное достижение движением своей цели - вера в то, что на движение возложена некая священная миссия. Вместе эти убеждения придают устойчивый и неизменный характер цели движения и твердость — его усилиям. Из этого объяснения ясно, что развитие морали в каком-либо движении является, по существу, развитием сектантской установки и религиозной веры. Один из способов построения морали - возникновение какого-либо культа, который ясно различим в каждом устойчивом и прочном социальном движении. Обычно имеются некий главный святой и ряд менее важных святых, выбранных среди народных вожаков движения. Гитлер, Ленин, Маркс, Мэри Бэйкер Эдди и Сунь Ятсен могут послужить подходящими примерами главных святых. Такие лидеры, по существу, обожествляются и наделяются чудесной силой. Они считаются высшими, умнейшими и непогрешимыми. Люди вырабатывают по отношению к ним установку благоговения и трепета, возмущаясь попытками описать их как обыкновенных людей. Развитие этого культа святых является важным способом распространения религиозной, по существу, веры в движение, способствующим также построению того типа убеждений, о котором говорилось выше. Схожей функцией обладает и возникновение в движении какого-либо вероучения и священного писания. Наконец, большое значение в процессе развития морали в социальном движении принадлежит мифам. Как откликам на желания людей, которые зачастую приобретают форму эмоциональных символов: «политика – дело каждого», «материальные и духовные блага польются полным потоком», «каждой семье – отдельную квартиру». формирование идеологии Следовательно, идеология играет значительную роль в жизни движения, этот механизм является существенным для устойчивости и развития движения. Идеология движения состоит из определенного свода учения, верований и мифов. Очевидно она имеет следующие компоненты: во-первых, формулировка назначения, цели и предпосылок движения, во-вторых, свод суждений, содержащих критику существующей системы и приговор этой системе, которую движение подвергает нападкам и стремится изменить; в-третьих, оборонительное учение, которое служит в качестве оправдания движения и его целей; в-четвертых, свод убеждений, касающихся политики, тактики и практической деятельности движения; в-пятых, мифы движения. Идеология обладает двойственным характером. С одной стороны, многое в ней имеет научный и наукообразный характер (ответ на критику со стороны интеллектуалов, стоящих вне движения, и стремящихся завоевать своими догмами респектабельную и удобную позицию для обороны в этом мире высшей учености и высших интеллектуальных ценностей). С другой стороны, она носит популярный характер (принимает формы эмоциональных символов, примет, стереотипов, гладких и наглядных фраз и простонародных аргументов; стремится взывать к необразованным и к массам). Идеология движения может пониматься как то, что обеспечивает движению свою собственную философию и психологию. Она дает наборы ценностей, убеждений, критических суждений, аргументов и оборонительных приемов. Чтобы быть эффективной, идеология должна обладать респектабельностью и престижем — чертами, сообщаемыми ей в первую очередь интеллигенцией движения. Однако важнее этого — необходимость для идеологии отвечать на страдания, желания и надежды людей. развитие рабочей тактики Тактика развивается по трем направлениям, имея целью завоевать приверженцев, удержать их и достичь своих целей. Тактика всегда зависит от сущности ситуации, в которой функционирует движение, и всегда соотносится с культурным фоном движения. Тактика по определению должна быть гибкой и изменчивой, принимая форму в зависимости от природы ситуации, требований обстоятельств и изобретательности людей. Реформа и революция
С ростом специфических социальных движений развивается некая социальная организация, формируются новые ценности, организуются новые индивидуальности. Экспрессивные движенияХарактерной чертой экспрессивных движений является то, что они не стремятся изменить институты социального строя или их реальный характер. Напряжение и беспокойство, из которых они вырастают, не сфокусированы на какой-либо цели социального изменения, какую это движение стремилось бы достичь. Они разряжаются в виде экспрессивного поведения, которое может оказывать глубокое воздействие на индивидуальности людей и на характер социального строя. Далее Блумер предлагает рассмотреть 2 вида экспрессивных движений: религиозные движения и моду. Религиозные движения Религиозные движения представляют собой обращение внутрь беспокойства и напряжения в форме расстроенных чувств, которые в конечном счете выражаются в движении, предназначенном для того, чтобы разрядить это напряжение. Напряжение находит выход не в целенаправленном действии, а в своем выражении (ситуация фрустрации). моделью развития религиозного движения является развитие секты, рассмотрим некоторые из важнейших черт секты. Моделью развития религиозного движения является развитие секты, рассмотрим некоторые из важнейших черт секты. Члены секты могут рекрутироваться из самых разнородных источников, различаясь по состоянию, званию, образованию и социальному происхождению. Вера в то, что секте сопутствует божественное благоволение и что она состоит из избранной группы святых душ. Интенсивное конфликтное отношение, в котором секта находится с внешним миром. Религиозное движение имеет тенденцию разделять с сектой эти ее черты. Его программа представляет некий новый способ жизни, и оно нацелено на моральное перерождение мира. Религиозное движение становится аналогом специфических социальных движений, за исключением того, что его цели — совершенно иной природы . Модные движения Моду можно обнаружить в манерах, искусствах, литературе и философии, она может даже проникать в определенные сферы науки. Мода существует как некое движение и по этому основанию отличается от обычая, который по сравнению с ней статичен. Это обусловлено тем фактом, что мода основана главным образом на дифференциации и соперничестве. Она возникает спонтанно и проходит характерный цикл развития, она мало несет в себе стадного поведения и не зависит ни от процесса дискуссии, ни от результирующего общественного мнения. Люди участвуют в модном движении по собственной воле и откликаясь на тот интересный и могущественный род контроля, который накладывает на них мода. Модное движение не развивается в общество. У модного движения нет никакой сознательной цели, которую люди стремились бы достичь посредством коллективного действия, как в специфических социальных движениях. Мода важна в особенности и тем, что обеспечивает средство для выражения развивающихся вкусов и предрасположений, эта черта подтверждает, что она есть форма экспрессивного поведения. В конце концов мода помогает создать некий дух времени (Zeitgeist), или некую общую субъективную жизнь, и тем самым помогает заложить основы нового социального порядка. Возрожденческие и националистические движенияВозрожденческие и национальные движения связаны с воссозданием прежних значимых символов – прошлой славы, былого самоуважения и удовлетворения. Как считает Блумер, большинство националистических движений своими корнями уходят в значения, прославляющие прошлое народа. Вместе с тем они нацелены на преодоление нынешних значений, связанных с комплексом неполноценности. Их уязвленное самоощущение и желание восстановить самоуважение ведут их к попыткам улучшить статус группы, с которой они себя отождествляют. В таком движении наблюдается не только постановка какой-то цели, например, завоевания национальной автономии, но обычно также и идеализация какой-то минувшей эпохи в жизни этого народа. Выводы относительно коллективного поведенияПри изучении коллективного поведения мы касаемся процесса построения того или иного социального строя. На ранних стадиях этого процесса коллективное поведение неопределенно по своему характеру и относительно неорганизованно. Появляются элементарные и спонтанные типы поведения. По мере продолжения взаимодействия между людьми коллективное поведение получает форму и организацию. Возникают новые экспектации (система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей), ценности, представления о правах и обязанностях и новые вкусы и настроения. Огромную роль в этом процессе, по мнению Блумера, играют рассмотренные механизмы коллективного поведения. Движения, концентрирующиеся вокруг механизмов общественности, дают начало политической фазе социального строя; движения, которые используют механизмы функционирования толпы и контакта, порождают какой-то моральный или священный строй; движения, которые подобно моде, подчеркивают механизмы массовых движений, производят определенные субъективные ориентации в форме общих вкусов и склонностей. Список используемой литературыГ. Блумер Коллективное поведение. // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994, с. 535-588. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко.– СПб.: Лидер, 2004 г. Г. Блумер Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. с. 173-179. Из Интернета: http://gordiev.temator.ru http://www.auditorium.ru http://ecsocman.edu.ru |