Герберт Блумер и коллективное поведение. Содержание о герберте Блумере 2 Коллективное поведение 4
Скачать 187.5 Kb.
|
Содержание О Герберте Блумере 2 Коллективное поведение 4 Круговая реакция 4 Социальное беспокойство 5 Механизмы элементарного коллективного поведения 6 Возникновение толпы 8 Понятие толпы 8 Типы толпы 8 Краткая оценка экспрессивной толпы и действующей 10 Ступени возникновения, (формирования) толпы. 10 Масса 12 Общественность 14 Общественное мнение 15 Пропаганда 16 Социальные движения 18 Реформа и революция 24 Экспрессивные движения 26 Возрожденческие и националистические движения 27 Выводы относительно коллективного поведения 28 Список используемой литературы 29 О Герберте БлумереГерберт Блумер родился в 1900 году в Сент-Луисе, США. Он является известным американским социологом и социальным психологом, представителем чикагской школы интеракционизма, учеником основавшего эту школу Джорджа Герберта Мида (1863-1931). В 1925-1952 гг. Герберт Блумер преподавал в Чикагском университете, с 1952 г. – возглавлял кафедру социологии в Калифорнийском университете, был одновременно президентом Американской социологической ассоциации и Общества изучения социальных проблем. Им подготовлена целая плеяда социологов, которая занималась и ныне продолжает заниматься изучением поведения различных социальных групп, исследуя при этом влияние средств массовой информации, пропаганды, новых технологий, расовых отношений, моды и других факторов. Среди основных работ Блумера следует выделить: «Символический интеракционизм», «Символическая интеракция: парадигма и метод», «Индустриализация как агент социального изменения». В 1937 Блумер предложил термин "символический интеракционизм", для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули и Морено). В рамках данной концепции Дж. Мид и Герберт Блумер рассматривают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо "принять роль другого". Такое взаимодействие осуществльяется с помощью символов (от греч. symbolon - условный знак), жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам. Мы "разгадываем" намерения других людей, анализируя их поступки, опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Таким образом, своеобразие символического интеракционизма состоит, прежде всего в том, что он, во-первых, объясняет поведение людей не их индивидуальными интересами и влечениями, а социальными факторами; и, во-вторых, стремится рассматривать многообразные взаимосвязи и взаимодействия индивида с внешним миром, в том числе и с другими людьми и обществом в целом, как опосредованные символами, прежде всего словами. Иногда символический интеракционизм именуют теорией действия или ролевой теорией. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках: 1) Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений. 2) Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях. 3) Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах. Блумер явился одним из пионеров проблематики массового общества в американской социологии. Его особая заслуга – в исследовании коллективного поведения людей, особенно в неорганизованных или слабо организованных группах (толпа, массы, общественность, движения и т.п.). В зависимости от наличия или отсутствии общих значений в коллективном поведении и от степени их присутствия Г. Блумер предложил свою классификацию форм такого поведения и соответствующих групп, которые будут рассмотрены несколько позднее. |