Главная страница
Навигация по странице:

  • НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТРЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Общая психология

  • Никандров Виктор Викторович

  • 3. Восприятие

  • 6. Воображение……………………………………………………………..

  • 3.1. Восприятие пространства и движения.

  • 4.1. Основные психологические подходы в исследованиях памяти.

  • Ощущение и восприятие


    Скачать 165 Kb.
    НазваниеОщущение и восприятие
    Дата20.04.2021
    Размер165 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаreferatbank.doc
    ТипРеферат
    #196658
    страница1 из 3
      1   2   3




    Частное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

    УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА


    ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ


    РЕФЕРАТ
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Общая психология
    ТЕМА: «Ощущение и восприятие»

    Выполнила: Касьяненко Елена Викторовна
    Группа: ПП-11312
    Преподаватель: Никандров Виктор Викторович

    Санкт-Петербург

    2011
    Содержание.
    1. Введение…..………………………………………………………………3
    2. Ощущения……………………………………………………………..4

    2.1. Свойства ощущений………………………………………………..4

    2.2. Виды ощущений……………………………………………………5
    3. Восприятие………………………………………………………………7

      1. Восприятие пространства и движения……………………………8


    4. Память…………………………………………………………………...10

    4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти………..10

    4.1.1. Монистический подход………………………………………….11

    4.1.2. Множественный (двойственный) подход……………………….12

    4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти…………….12

    4.2. Запоминание……………………………………………………………22
    5. Внимание………………………………………………………………...18

      1. Основные свойства внимания……………………………………….20


    6. Воображение…………………………………………………………….. 24

      1. Основные функции воображения……………………………………25



    7. Заключение…………………………………………………………..28
    8. Список используемой литературы………………………..……...29

    1. Введение:


    Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология.

    По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

    Психология устанавливает связь между индивидуальным и социальным, между ограниченными и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.

    В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.

    Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.
    2. Ощущения.
    Итак, процесс познания — это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним из составляющих познава­тельного процесса.

    Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воз­действии на рецепторы. Физиологической основой ощущения являет­ся нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являют­ся исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.

    Потребность в постоянном получении ощущений хорошо про­является в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психи­ка перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т. д. Специфические проблемы психологического характера возника­ют при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышищих.

    Ощущения человека чрезвычайно разнообразь, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слу­хе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др.


      1. Свойства ощущений.


    Каким бы ни было ощущение, его можно, описать с помощью не­скольких характеристик, свойств, присущих ему.

    1.Модальность — качественная характеристик в которой прояв­ляется специфичность ощущения как простейшего психического сигна­ла по сравнению с сигналом нервным. Преждее всего выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, на­сыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для так­тильных — твердость, шероховатость и т. д.

    2.Локализация — пространственная характеристика ощущений, т. е. сведения о локализации раздражителя в пространстве.

    Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внут­ренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интерес­на в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т. е. со­всем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

    3. Интенсивность — это классическая количественная характе­ристика. Проблема измерения интенсивности ощущения является од­ной из главных в психофизике.

    Основной психофизический закон отражается между величи­ной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических си­туаций. Задача— установить связь тела и души , предмета и ощущения, связанного с ним. Область раздражения вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы — значит е есть класть ощущения. Известны такие варианты основного психофизического закона, как лога­рифмический закон Г. Фехнера, степенной закрой С. Стивенса, а также предложенный Ю.М. Забродиным обобщенный психофизический закон.

    4. Продолжительность — временная характеристика ощущения. Она определяется функциональным состоянием орвна чувств, но глав­ным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия раз­дражителя до возникновения ощущения называют латентным (скры­тым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы.

    После прекращения действия раздражителя его след некоторое вре­мя сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристи­ками, например окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковре­менности. Появление последовательных образов можно объяснить яв­лением утомления сетчатки глаза.

    Слуховые ощущения, аналогично зрительным, также могут сопро­вождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т. е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков.
    2.2. Виды ощущений.
    С помощью кинестетической и вестибулярной чувствительности индивид информирован о его собственных движениях и положении в пространстве.

    1. Кинестетические ощущения — это совокупность сенсорной ин­
    формации, поступающей из мышц, сухожилий и связок.


    2. Вестибулярные ощущения — это совокупность информации,
    приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одной из ос­новных функций вестибулярных ощущений является обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Благодаря этой функ­ции перед нами возникает довольно стабильная картина мира, при том что мы сами находимся в движении.


    3. Кожная чувствительность обеспечивает индивида информа­цией о том, что соприкасается с его телом. Наибольшей чувствительно­стью обладают ладони, кончики пальцев, губы, язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствитель­ности: ощущения тепла, холода, давления и боли. Болевая чувствительность, например, имеет очень важное биологическое значение: болевые
    ощущения сигнализируют о возможной физической опасности. Челове­ку, не имеющему такой чувствительности, что достаточно редко, посто­янно угрожает опасность.


    4 .Вкусовая чувствительность обеспечивает индивида информа­цией, можно ли употребить внутрь какое-либо вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. Повидимому, все другие ощущения вызываются сочетанием этих четырех компонентов.

    5. Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воз­
    духе различных химических веществ. У животных обоняние играет зна­чительную роль, у человека — меньшую. Исследования показывают, что у собак чувствительность превышает чувствительность человека примерно в тысячу раз!


    6. С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством
    волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от
    него объектов. Здоровый молодой человек слышит звуки примерно
    в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Один герц соответствует высоте издава­емого предметом звука, совершающего одно колебание в секунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны: у человека наибольшая чувствительность к звуку отмечается при частоте звука в 1000 Гц.


    7. Зрение является основным источником информации для челове­ка. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Па­лочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наи­большую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспе­чивают цветовое зрение. Наиболее интересной проблемой является
    проблема цветового зрения. Существуют две основные теории — три-
    хроматическая теория и теория оппонентного цвета, которые пытаются
    объяснить феномен цветного зрения.




    1. Восприятие.


    Восприятие это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе вос­приятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощуще­ний в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых от­ражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

    Представители гештальтпсихологии трактуют восприятие как не­кую целостную конфигурацию — гештальт. Целостность — согласно гештальтпсихологии — это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по кото­рым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, Два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен боль­шими, а другой маленькими кругами и т. д.

    Выделяют основные особенности восприятия:

    1) целостность и структурность — восприятие отражает целост­ный образ предмета, который, в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений обобщенную структуру (мелодию целиком);

    2) константность сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа прибли­жаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная си­стема корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным мно­гообразием окружающего, и создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти иска­жения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — не­обходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире;

    3) предметность восприятия — это акт объективации, т. е. отнесе­ние сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Су­ществует определенная система действий, которая обеспечивает субъ­екту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведе­ния. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич
    от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;


    4) осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непос­редственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано, таким образом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной
    группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы
    смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т. д., мы ви­дим конкретный предмет — часы.


    Такое свойство восприятия называется категоризацией, т. е. отне­сением воспринятого к определенному классу объектов или явлений. Особенно ярко эта связь восприятия с мышлением выступает при за­трудненных условиях восприятия, когда последовательно выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к классу. В других случаях, по Г. Гельмгольцу, «срабатывают» бессознательные умоза­ключения;

    5) активность. При процессе восприятия участвуют двигательные компоненты анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возмож­ность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

    6) свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информа­тивные свойства, части, элементы стимула. При этом используется и информация из памяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чувственным данным {апперцепция). В процессе формирования сам образ и действия по его построению постоянно корректируются через обратную связь, идет сравнение образа с эталонным.

    Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного человека. В вос­приятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием психической жизни человека.
    3.1. Восприятие пространства и движения.
    Одной из главных проблем восприятия является проблема локали­зации — определения месторасположения объектов. Выделяют следу­ющие особенности восприятия: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы. Рассмотрим их подробнее.

    1. Восприятие глубины и удаленности предметов. Один из основ­ных вопросов восприятия глубины и удаленности предметов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если на сетчат­ке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) его изображение. Стремление ответить на поставленный вопрос привело к поиску при­знаков глубины и удаленности — особенностей стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится от него самого и от других объектов.

    Признаки, связанные с соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами.

    За счет того, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько разных пози­ций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под раз­ным углом. Это различие в направлениях, или угол между осями зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в качестве своеоб­разной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол — предмет близко, маленький угол — предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые, каждый глаз полу­чает свое изображение предмета. Это явление называется бинокуляр­ной диспарантностью.

    Выяснено, что существуют некоторые признаки удаленности и глу­бины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. В числе таких признаков обычно называют линейную перспективу, суперпози­цию, относительный размер предметов и градиент текстуры.

    Линейная перспектива как признак удаленности отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) как бы сходятся, удаляясь от нас. Мы часто наблюдаем некоторый объект вписанным в координаты па­раллельных линий. И если, скажем, один объект находится там, где па­раллельные линии «сошлись» в большей степени, чем в том месте, где находится другой объект, то нам ясно, что первый из них находится на большем расстоянии от нас.

    Такой признак удаленности и глубины, который получил название «градиент текстуры», мы обнаруживаем, когда наблюдаем некоторую поверхность, например покрытый галькой берег моря. Мы можем су­дить о глубине пространства по степени близости и размерам од­нородных объектов, находящихся на поверхности: чем дальше от нас некоторая точка пространства, тем плотнее «упакованы» ее элементы.

    2. Восприятие движения. Феномен восприятия движения состоит в том, что некий объект может восприниматься как движущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке. Например, на неко­тором расстоянии друг от друга находятся две лампочки. Первая зажи­гается на короткое время и гаснет, потом зажигается вторая и тоже гас­нет и т. д. Если временной интервал между зажиганиями лампочек от 30 до 200 миллисекунд, нам кажется, что световая полоса перемещается от одной точки к другой. Это явление называется стробоскопическим эф­фектом и давно используется в мультипликации и световой рекламе.

    Другим примером иллюзорного движения является эффект индуци­рованного движения. Каждый видел луну, которая движется на фоне облаков; однако, мы понимаем, что не луна движется, а облака, гони­мые ветром. Луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а вос­принимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что пере­мещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человеку вообще свойственно при­писывать движение тому из двух объектов, который воспринимается фигурой на фоне другого. Фон — это то, что окружает, включает, явля­ется большим по отношению к другому объекту, воспринимаемому со­ответственно как фигура.

    3. Восприятие формы. Форма имеет решающее значение в процес­се идентификации любого предмета. Образы восприятия характеризу­ются целостностью. Это означает, что в них представлена некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы не воспринимаем де­рево за окном как совокупность овальных объектов зеленого цвета, находящихся на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находится под некоторым на­клоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Данную особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештальтпсихологии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, и в частности образы восприятия, — это нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятия представляет собой некоторую организацию стимулов. Это объединение разрозненных объектов в не­кий целостный образ возникает за счет особых механизмов восприятия.

    Один из таких принципов — близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Затем элементы, образующие плавный, непрерывный контур, восприни­маются как единая фигура — группируются. Этот принцип получил на­звание продолжения, или непрерывности. Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости.

    Человек способен легко распознавать даже сильно измененные об­разы. Так, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник, не­смотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке имеет форму трапеции. Человек узнает знакомую мелодию, даже если ее играют на другом инструменте. Таковы особенности восприятия. Феномены подобного рода служат гештальтпсихология одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия несводим к сумме его частей.


    1. Память.


    Память это запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основ­ные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забыва­ние. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей.

    Память есть важнейшая, определяющая характеристика психиче­ской жизни личности. Роль памяти не может быть сведена только к фик­сации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоя­щем» немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполага­ет удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».

    Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно и пытаясь объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровне­вую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения мо­жет рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у лично­сти знаний.

    Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

    Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя ос­новными критериями:

    1) по характеру психической активности, преобладающей в дея­тельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произ­вольную;

    3) по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и оперативную.

    Рассмотрим подробнее основные трактовки в изучении процесса памяти.

    4.1. Основные психологические подходы в исследованиях памяти.
    Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант решения проблемы разновидностей памяти.

    4.1.1. Монистический подход. Позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциа­ций, а последняя — величиной отсрочки между научением (переработ­кой сигнала) и воспроизведением.

    Монистическая точка зрения на природу памяти нашла свое разви­тие в экспериментальных процедурах. Основным требованием к экспе­риментальной схеме была квалификация условий, при которых образу­ются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакци­ей). Эта экспериментальная процедура вызывала много возражений, так как в основе такой методологии лежит допущение, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительности его психологического воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной едини­цей для описания психологического феномена памяти.

    4.1.2. Множественный (двойственный) подход. Другая трактовка па­мяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким пред­ставителем этой линии исследований был У. Джемс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную па­мять. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непос­редственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.

    При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковремен­ной и долговременной.

    Сторонники двойственности памяти утверждают, что кратковре­менная и долговременная память не являются проявлением единой па­мяти, поскольку не подчиняются единым законам. Проводились раз­личные экперименты, где доказывался этот факт, следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длитель­ной отсрочках. Например, число повторений (одно или несколько) не влияет на результат воспроизведения при отсрочке в две секунды, но уже при отсрочке в восемь секунд продуктивность воспроизведения оказывается зависимой переменной от числа повторений. Сходная кар­тина обнаружена и в отношении продолжительности интервала предъявления. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает вли­яния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих десять секунд, он становится значимым.

    В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, полу­ченные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состо­янии вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия.

    Идея существования двух типов памяти получила второе дыхание после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948 г. подразделил па­мять на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психоло­гами в 1950—1960 гг. и выразилась в выделении кратковременной и долговременной памяти. Примерно в то же время появились понятия «оперативная память», «рабочая память», «каталожные ящики», «реги­стры» и «буфер».

    В 1958г. Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» пред­ложил модель когнитивной переработки, согласно которой перцептив­ная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответ­ствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот миллисекунд) и затем передается в сле­дующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (порядка нескольких секунд). Этот блок соответствует кратковремен­ной памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества ее переработки.

    Аткинсон и Шифрин (1968) разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто перекачива­ется из одного блока в другой, а копируется путем перевода в другие коды. Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные регистры, где каждый стимул характеризуется набором первичных при­знаков. Далее информация поступает в кратковременное хранилище, где она сохраняется в течение некоторого периода времени, длитель­ность которого обычно зависит от индивида. Для поддержания инфор­мации в кратковременном хранилище испытуемый создает своего рода буферную емкость для повторения, способную удерживать небольшое количество элементов (семь-девять цифр) в течение примерно 30 се­кунд. Авторы выделили в кратковременном хранилище особую слухо­вую вербально-языковую систему, которая обеспечивает повторение информации. Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже находящихся там. Поступление элементов в бу­фер может контролироваться. Поэтому кратковременное хранилище можно считать оперативной памятью. Кратковременное хранилище связано с долговременным, откуда могут поступать «вербальные ассо­циации» и необходимая для выполнения текущих задач информация.

    Извлечение информации из долговременного хранилища требует соот­ветствующего выбора стратегии. Одной из операций управления по­током информации является ее повторение в кратковременном хра­нилище. Информация из кратковременного хранилища поступает в долговременное в результате перекодирования в особый код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым ее долговремен­ное хранение.

    4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти. Несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные ме­тафоры, стало понятно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде все­го исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материа­ла, на результативность мнемической системы. Таким, образом, возник­ла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для модели­рования памяти.

    Функциональные компоненты вводились в изначально структур­ные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода:

    - сначала были выделены две формы хранения: кратковременная
    и долговременная память;


    - затем постулировалось различие между сенсорным регистром и
    собственно кратковременной памятью;

    - внутри самой кратковременной памяти были выделены струк­турные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).

    Впервые на наличие сенсорной (сверхкратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения это­го вида памяти он использовал понятие «сенсорный регистр». Предпо­лагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специ­фичный регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратков­ременное хранилище.

    Понятие «оперативная память» было введено Аткинсоном и Шиф-риным. Они полагали, что внутри кратковременной памяти можно вы­делить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вто­рая — функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддержива­ется (в течение 15—30 секунд) и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность кратковременной памяти (и ее подотдела — оперативной памяти) в значительной мере зависит от аттенционных нагрузок.

    В 1974г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально-специфической, а мультимодальной. Эта система состоит из трех компонентов: центрального исполнительного процессора и двух «систем-рабов», из которых одна специализируется на переработке вербального материала (артикуля­ционная петля), а вторая, связанная с пространственной зрительной па­мятью, является зрительной пространственной матрицей. Согласно мо­дели в артикуляционной петле автоматически поддерживается некото­рое количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для вокализации вербального материала, и составляет примерно 1,5—2 секунды. Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.

    В многочисленных экспериментах было затем показано, что подав­ление артикуляции (или выполнение задач, требующих участия артику­ляционной петли) влечет за собой снижение емкости оперативной па­мяти. Центральный процессор может увеличить емкость хранения, «включая» ментальные операции повторения.

    В теории Ошанина Д. А. (1977) была развита идея оперативного образа — аналога оперативной памяти в зрительной модальности. Оперативный образ складывается при выполнении конкретной деятель­ности. Его содержание не изоморфно сенсорной информации: в нем ак­центированы характеристики объекта, существенные в условиях конк­ретного действия, и, наоборот, свернуты мало информативные в дан­ный момент свойства объекта.

    В исследованиях В. П. Зинченко и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения при­знаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выпол­няет оперативную функцию, включающую в том числе и управление конкретным исполнительным действием.

      1.   1   2   3


    написать администратору сайта