Лекция маляр(основной курс). Содержание основы производства малярных работ. Классификация
Скачать 0.63 Mb.
|
РУЧНЫЕ МАЛЯРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Окрашивание ручным инструментом Поверхность, подлежащая окрашиванию, обычно имеет вмятины, раковины, царапины и прочие дефекты, которые, устраняют и выравнивают с помощью шпатлевок. Шпатлевание не повышает защитных свойств покрытий: слишком толстый и недостаточно эластичный слой шпатлевки подвержен растрескиванию, в результате чего нарушается прочность всего покрытия. Шпатлевки наносят на хорошо просушенный грунт деревянным, пластмассовым или металлическим шпателем (для ровных поверхностей) или куском листовой резины (для криволинейных поверхностей). Шпатлевки можно наносить также краскораспылителем или специальными удочками с насадкой диаметром 6 мм. Для лучшего сцепления шпатлевки с грунтом поверхность оштукатуривают для придания ей шероховатости, а затем удаляют пыль. Последнее обязательно, так как даже тончайший слой пыли резко ухудшает адгезию. Для более эффективного выравнивания поверхность сначала шпатлюют в наиболее углубленных местах. После просушивания зашпатлеванные участки обрабатывают шкуркой, в случае необходимости снова шпатлюют эти участки или всю поверхность. Шпатлевать поверхность более чем в 3 слоя неэффективно. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать 0,5 мм для масляных, лаковых и перхлорвиниловых, 1 мм— для эпоксидных и других подобных шпатлевок. Нанесение лакокрасочных материалов кистью — один из старейших методов окрашивания, известный многие века. Сейчас этой операцией пользуются при окрашивании малых и сложной конфигурации площадей и поверхностей при высококачественной и альфрейной отделке, для исправления дефектов при ремонте и т. п. Кроме того, метод окрашивания кистью имеет ряд преимуществ — он прост, лакокрасочный материал хорошо прилипает к основанию при растушивании, экономно расходуются материалы. К недостаткам относят высокую трудоемкость (1 м2 за 4—6 мин). Окрашивающий состав наносят конусом кисти без сильных нажимов, при этом материал ложится широкими полосами, которые затем растушевывают в горизонтальном и вертикальном направлениях. Кисть держат под углом 45—60° к окрашиваемой поверхности. Существует большое разнообразие кистей, отличающихся по размеру, массе, форме, материалу и предназначенных для выполнения многих операций. Лучший материал — свиная щетина, обладающая от природы конусообразной формой и раздвоением окончаний волос, что позволяет добиться высокого качества покрытия. Для обычного окрашивания применяют комбинированные кисти из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон, а также из синтетических материалов (нейлона, капрона и т. д.). Последние более износоустойчивы. Размер кисти соответствует виду работ. Самые большие называют маховыми, их применяют для окрашивания стен, потолков, полов, крыш и т. д. По массе щетины их изготавливают в 200, 300,400 и 600 г, для чего пучки перевязывают шпагатом и насаживают на заостренный конец рукоятки длиной от 1 до 1,5 м. Сверху на 1/2— 2/3 длины пучка рабочую часть также обматывают шпагатом. Оставшаяся свободная щетина имеет различную длину для разных окрашивающих составов: короче — для масляных, эмалевых (с растиркой по поверхности), длиннее — для водных. По мере истирания кисти витки постепенно снимают. Выбирают маховыми кистями двумя руками. Кисти меньших размеров для работы одной рукой называют ручниками - круглыми и плоскими. В круглых ручниках щетину приклеивают в выточке на торце рукоятки, а в плоских — зажимают в жестяной или пластмассовой оправе кисти. Размеры ручников обозначает четными номерами от 6 до 30. При окрашивании по трафарету используют трафаретные кисти, имеющие более короткую и жесткую щетину. Для выполнения тонких линий применяют обводочные (цировочные) кисти из длинного беличьего волоса. Широкие мягкие кисти из длинного барсучьего волоса — флейцы — применяют для сглаживания свежеокрашенной поверхности и удаления мазков и штрихов от кисти. Флейцы изготовляют круглые и плоские. При работе флейц не окунают в краску, а пользуются сухим и держат перпендикулярно к поверхности без нажима. Щетки-торцовки используют для придания поверхности шероховатости. Изготовляют их из короткой отбеленной щетины, укрепленной на деревянной оправке размером 100 х 200 мм. При работе сухой торцовкой ударяют по свежеокрашенной поверхности. Для других целей применяют специальные кисти: макловицы, фигурные, филеночные и т. д. Для успешной работы следует соблюдать определенные правила работы кистями. В любой новой кисти содержатся пыль и сломанные волоски, поэтому такую кисть следует вымыть в теплой мыльной воде и просушить. Лучшие результаты дает кисть конусообразной формы, поэтому рационально поработать новой кистью на неответственных операциях по шероховатой поверхности (огрунтовывание), после чего очистить и применять для покровных слоев. Перед началом работы кисть «разрабатывают» — окунают в окрашивающий состав, отжимают о стенку, поворачивают и т. д. до тех пор, пока пучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время работы кисть окунают неглубоко, постукивая по краю рабочей емкости для равномерного распределения краски. Лакокрасочный материал наносят толстым слоем и затем растушевывают кистью. Большие поверхности удобнее окрашивать по частям, производя заключительную штриховку на всех участках в одном направлении, чтобы сделать незаметными границы смежных участков. Перекрывать слой лакокрасочного материала необходимо до начала высыхания «сырого края» предыдущего участка поверхности, иначе на границе участков слой утолщается и после сушки может сморщиться или будет отличаться по цвету от остальной поверхности. Такая технология пригодна для большинства окрашивающих составов, но может частично изменяться в отдельных случаях. Так, лакокрасочные материалы для промежуточных слоев быстро теряют текучесть, особенно при повышенных температурах, поэтому наносить их и перекрывать «сырые» края следует умело и быстро. Заключительно штриховать эмали, масляные и другие подобные составы необходимо снизу вверх, чтобы уменьшить отекание краски. При окрашивании дерева последние штрихи делают вдоль волокон, при окраске потолков — по направлению к свету. Окрашивание кистью применяют преимущественно для медленно высыхающих составов. Намного труднее наносить кистью быстросохнущие материалы с активными летучими растворителями, так как при нанесении повторных слоев или при растушевывании растворяются нижележащие слои и покрытие получается не сплошным и неровным. При необходимости первый слой следует наносить только в одном направлении без растушевки, а после просушивания — второй в другом направлении. По окончании работы лакокрасочный материал отжимают с кисти шпателем или скребком, кисть обтирают, промывают в растворителе и сушат, вращая на воздухе. Следует избегать появления на кисти грибков и насекомых, поэтому ее в сухом виде следует хранить завернутой в промасленную бумагу или целлофан. Кисти из беличьего, барсучьего и хорькового волоса отмывают от краски теплой водой с мылом. Наиболее эффективным ручным инструментом для нанесения большинства окрашивающих составов, особенно водных и водоразбавляемых, являются малярные валики различных конструкций. Сущность метода окрашивания ими заключается в том, что лакокрасочный материал предварительно равномерно заполняет поры поролоновой обшивки или пространство между волосом стриженой овчины, а при прокатывании по поверхности изделия переносит на нее окрашивающий состав и частично растушевывает его. Этот метод по сравнению с кистевым более производителен, но имеет ограничение, так как может быть применен только для плоских поверхностей, хотя в ряде организаций разработаны специальные фигурные валики для окрашивания труб, радиаторов отопления и т. д. При окрашивании плоских поверхностей валик передвигают вверх-вниз (стены, двери и т. п.) или вперед-назад (потолки, полы), пока не израсходуется краска на валике. Одновременно маляр перемещается по фронту работ, а затем обратно и сухим валиком растушевывает окрашенную поверхность. Валик заполняют краской, частично погружая его в ванночку с краской, и прокатывают по накладной сетке для равномерного ее распределения и стекания излишней краски обратно в ванночку. Имеются конструкции с принудительной подачей краски непосредственно в корпус валика или через промежуточный валик. При накатке рисунков или трафарета применяют разновидность малярного валика со сменными резиновыми насадками. В зависимости от назначения длина валика может быть различной. ВОДНЫЕ КОЛЕРЫ Малярные работы состоят из нескольких операций, количество и характер которых зависит от вида окраски, применяемого окрасочного состава и от материала окрашиваемой поверхность (подложка). Вначале выполняются работы по подготовке окрашиваемых поверхностей, затем огрунтовка, шпатлевка, шлифование, вторая огрунтовка и окраска. При больших объемах работ выполняется комплекс операций по приготовлению малярных составов и по подбору колеров. Последовательность выполнения малярных работ для различных условий производства указывается в ЕНиРе и в СНиПе 3.04.01-87. При производстве малярных работ применяют значительное количество разнообразных материалов, особенно для приготовления окрасочных составов. К водным окрасочным составам относятся клеевые краски на животных (в том числе казеиновых) и растительных клеях, на карбоксиметилцеллюлозном водорастворимом клее КМЦ, а также известковые, силикатные, казеиновые и синтетические водоэмульсионные краски. Водные краски образуют неводостойкие, полуводостойкие и водостойкие покрытия. Как правило, их приготовляют на строительном объекте: в сметанообразную массу основного пигмента вводят пигменты другого цвета для придания краскам соответствующего оттенка. Готовый колер перетирают на краскотерке. Для приготовления окрасочных колеров применяют пигменты и связующие вещества с учетом эксплуатационных условий, в которых будут находиться окрашенные поверхности. Рабочая вязкость колеров должна обеспечивать покрытие поверхностей без отекания составов и без заметных следов кисти. Водные колеры подразделяются по интенсивности (густоте) цвета: — цельные, в которых применяют все цветные пигменты без примеси белого; — интенсивные — с небольшой примесью белого пигмента; — нормальные — с использованием белых и других цветных пигментов примерно в равных количествах; — разбеленные — с использованием белого пигмента с небольшим добавлением других цветных пигментов. Перед окраской цельными и интенсивными колерами поверхность грунтуют цветными грунтовками (под цвет основного покрытия). Водные колеры лучше заклеивать растительными клеями (крахмальным клейстером или клеем КМЦ). В этом случае покрытие получается более ровным и исключается опасность образования мраморовидных жилок, часто получающихся при невысокой степени заклеенности животными клеями. При высыхании водные колеры нормальные, особенно разбеленные, значительно светлеют, цельные колеры темнеют. Часто колер изменяет заданный цвет из-за оседания пигментов, причем чем более жидкий состав применен, тем быстрее происходит этот процесс. Поэтому колеры заготовляют в пастообразном виде и держат в незаклеенном состоянии: заклеивают и разводят их до необходимой вязкости непосредственно перед употреблением. Применяемые водные окрасочные составы по внешнему виду должны представлять собой однородную массу без комков, а по цвету выкраски — соответствовать утвержденным эталонам колерной книжки. Перед употреблением краски тщательно перемешивают. Вязкость окрасочных составов, как правило, определяют по вискозиметру ВЗ-4, она должна быть в пределах 15—180 с в зависимости от характера красок и способа их нанесения на окрашиваемую поверхность. Поверхности окрашивают по высохшему огрунтованному слою (не ранее чем через час после его нанесения). Краски наносят за два-три раза кистями малярными, валиками, краскопультами, распылителями и т. д. СОСТАВЫ И СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ВОДНЫХ ОКРАСОЧНЫХ СОСТАВОВ Клеевые составы Клеевыми составами чаще окрашивают потолки и стены в жилых и общественных зданиях. При приготовлении клеевых составов необходимые для их составления пигменты, в том числе и мел, который является основным компонентом, затирают на воде. Приготовляют цветные пасты в количестве, необходимом для окраски всех помещений. До момента использования хранят их в закрытых емкостях. В этом состоянии цветные пасты можно хранить долгое время. Перед употреблением необходимое количество цветной пасты заклеивают, перетирают на краскотерке, процеживают, проверяют на прочность заклейки и на текучесть вискозиметром ВЗ-4 (вязкость колера должна быть 30—40 с) и направляют на рабочее место. Для заклеивания колеров часто вместо животного клея применяют синтетический клей КМЦ (натриевую соль карбосиметилцеллюлозы): Клеевой состав клея КМЦ— 2 кг; мел и цветные пигменты — 4,5—4,7 кг; вода — 50 л. Клей КМЦ разводят пятикратным количеством воды. После растворения клея (обычно через 10—12 ч) вводят остальную воду. На полученном клеящем составе из сухих пигментов готовят цветные пасты: перетертые на краскотерке сухие пигменты разводят клеящим составом до рабочей густоты и процеживают на вибросите СО-3 с сеткой № 0,25—0,2. Составы, приготовленные на клее КМЦ, можно хранить долгое время. Готовить их следует в эмалированной или деревянной посуде, так как стальная ржавеет и окрашивает составы в желтый цвет. Окрасочные составы, приготовленные на клее, наносят дважды кистями, валиками, малярными удочками и краскопультами. При работе удочкой выдерживают правильное расстояние между форсункой и окрашиваемой поверхностью. При чрезмерном удалении форсунки от поверхности образуются потеки краски, при чрезмерном приближении получается отскок краски и резко возрастает ее расход. Известковые составы Известковые составы применяют для внутренней отделки помещений жилых, общественных и промышленных зданий по гладким отштукатуренным поверхностям и сборным железобетонным панелям междуэтажных перекрытий, а также для окраски деревянных заборов временных складов и т. д. Прочность известковой красочной пленки зависит от прочности ее сцепления с основанием, условий, при которых наносилась красочная пленка и рецептур применяемых составов. По мере высыхания пленки происходит карбонизация гидрата оксида кальция, т. е. превращение его в кристаллический углекислый кальций. В течение недельного срока после нанесения известковая красочная пленка, поглощая из атмосферы углекислый газ, преобразуется из кристаллического гидрата оксида кальция в кристаллический углекислый кальций и становится достаточно прочной. Известковые составы наносят кистями или ручным краскораспылителем с соплом диаметром 3—4 мм и насадкой со щелевидным отверстием. При окраске кистями состав наносят методом «кисть в кисть». При окраске ручной краскораспылитель перемещают параллельно в вертикальном или горизонтальном направлениях. Силикатные составы Силикатные составы, приготовленные на калийном стекле, образуют долговечную декоративную прозрачную лессирующую пленку с матовым блеском. Она достаточно прочна; гигиенична, промывается водой, не выцветает под действием солнечных лучей. В силикатные краски можно вводить большее количество пигментов, чем в известковые, не снимая при этом их механической прочности, и получать красочные пленки более насыщенных цветовых тонов. Силикатные краски для окраски внутренних поверхностей представляют собой суспензию минеральных щелочестойких пигментов и наполнителей в жидком калийном стекле. Во избежание преждевременного взаимодействия жидкого стекла с пигментами и наполнителями, что делает краски непригодными, последние выпускают в двух-тарной упаковке: жидкое калийное стекло в виде концентрированного раствора, плотностью 1,4—1,42 г/см3, — в железной таре и пигментную часть (смесь,пигментов и наполнителей) — в бумажных мешках. Пигментная часть силикатных красок для внутренних работ состоит из щелочестойких минеральных пигментов и мела. Силикатными красками окрашивают бетон, новые и хорошо перетертые и отшпатлеванные старые штукатурки, красный силикатный кирпич, асбестоцементные изделия, сухую листовую штукатурку (гипсовую и органическую) и камень. Они непригодны для окраски рыхлых непрочных материалов, таких, как старая штукатурка, выветрившийся кирпич, гипс, глина. Синтетические водоэмульсионные составы Синтетические водоэмульсионные краски имеют ряд преимуществ перед масляными: не содержат дефицитных и дорогостоящих масел, разбавляются обычной водой, быстро высыхают; их пленка не горит, имеет ровный матовый блеск, пориста (пропускает воздух и водные пары). Водоэмульсионные краски применяют для окраски бетонных, гипсобетонных и оштукатуренных поверхностей, а также при ремонтных работах по старым масляным и эмалевым краскам. Водоэмульсионными красками нельзя окрашивать металлические детали конструкций, трубопроводы, а также помещения с постоянно повышенной влажностью воздуха (бани, прачечные, душевые). Водоэмульсионные краски представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в пластифицированной поливинилацетатной дисперсии или стиролбутадиеновом латексе или в смеси стиролбутадиенового латекса и латекса на основе сополимера хлористого винила с винилиденхлоридом с добавлением различных вспомогательных веществ (эмульгатора, стабилизатора), Водоэмульсионные краски для внутренних работ выпускают следующих марок: Э-ВА-27, Э-ВА-27АПГ — на основе поливинилацетатной дисперсии; Э-КЧ-26, Э-КЧ-26А — на основе стиролбутадиенового латекса; Э-ХВ-28 — на основе смеси латексов стиролбутадиенового; СВХ-1 (сополимер хлористого винила с винилиденхлоридом). Краски наносят на чистую, сухую, хорошо подготовленную поверхность. Подготавливают поверхность так же, как и под масляную краску, но под синтетические краски лучше применять шпатлевку «эмульсин». Оштукатуренные и зачищенные поверхности грунтуют той же краской, разбавленной до вязкости 20—30 с. Для нанесения водоэмульсионных красок используют кисти, валики, краскопульты и окрасочные нагнетательные агрегаты. Краскораспылители применяют марок СО-71А и СО-19Б с соответствующими компрессорами. Давление в нагнетательном агрегате устанавливают в зависимости от высоты подачи краски:
Синтетические Краски высокой вязкости наносят в один слой, а менее вязкие в два слоя, причем второй слой после полного высыхания первого. Краску наносят передвижением краскораспылителя сначала в вертикальном, а затем в горизонтальном направлении. При этом соблюдают следующие правила: окрашивают поверхность только горизонтальными или вертикальными полосами; для наложения каждой следующей полосы руку с краскораспылителем несколько перемещают вправо (при окраске вертикальными полосами) или вниз (при окраске горизонтальными полосами) и в момент перемещения прекращают подачу краски и воздуха, отпуская нажимной курок; не допускаются волнообразных, петлеобразных и колебательных движений. |