Главная страница

Анализ судебной речи. Содержание плана Риторический анализ речи Матери Терезы после вручения Нобелевской премии


Скачать 25.73 Kb.
НазваниеСодержание плана Риторический анализ речи Матери Терезы после вручения Нобелевской премии
Дата05.11.2021
Размер25.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнализ судебной речи.docx
ТипАнализ
#264022

Содержание плана

Риторический анализ речи Матери Терезы после вручения Нобелевской премии

  1. Общая характеристика текста: устный или письменный, род красноречия – общественно-политическое, судебное, академическое, социально-бытовое, богословско-церковное.

1. Анализируемый текст относится к роду общественно-политического красноречия. Текст устный.

  1. Вид речи и предметное воплощение.

2. Вид (жанр) – публичная речь. Первично – устная публичная речь, оформлена после выступления оратора на вручении нобелевской премии, сейчас представляет собой письменный текст.

  1. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно, после; кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятельствах и т.д.

3. Мать Тереза произнесла эту речь 11 декабря 1979 года на церемонии вручения Нобелевской премии.

Цель выступления – призвать женщин строить крепкие семьи, предоставляя «мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены».

  1. Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада.

Агнес Гондже Бояджиу (настоящее имя монахини) появилась на свет 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье, став самым младшим ребёнком в семье косовских албанцев. Родители девочки были религиозными людьми и исповедовали католицизм.

Когда Агнес исполнилось 9 лет, умер её отец, и все заботы о семье легли на плечи матери. Однако это испытание не сломило женщину, напротив, со временем она взяла под свою опеку шестерых сирот, которым подарила любовь и заботу.

Уже в юном возрасте Агнес поняла, что хочет посвятить свою жизнь служению Господу и людям. В 18 лет она отправилась в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето».

В 1931 году Агнес приняла постриг, взяв имя Мария Тереза в честь монахини-кармелитки, известной своим милосердием. Вскоре орден направил её в Калькутту, где она стала преподавать историю в монастырской школе и со временем заняла пост директора одной из школ. Свободное от работы время девушка пела в церковном хоре, много молилась.

Так продолжалось 16 лет, пока монахиня не добилась разрешения у Ватикана стать вольной миссионеркой, чтобы помогать бедным и обездоленным людям в Калькутте.

Мать Тереза самоотверженно трудилась в самых страшных трущобах Калькутты. Она кормила, мыла и обрабатывала раны больным, провожала умирающих в последний путь. Постепенно к ней стали присоединяться другие сёстры, и в 1948 году Мария Тереза организовала Орден миссионерок любви. Совместными усилиями монахини создавали школы, больницы и приюты, в которых могли получить помощь все нуждающиеся, независимо от возраста, национальности и вероисповедания.

Мать Тереза в 1979 году получила Нобелевскую премию мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Ещё в юности Мария Тереза избрала для себя путь невесты Христовой и потому никогда не помышляла о личной жизни.

Скончалась мать Тереза 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни.

В 2003 году Терез Калькуттская католической церковью была причислена к лику блаженных, а в 2016 году — к лику святых. Во многих языках мира, в том числе и на русском языке, имя Марии Терезы стало нарицательным — так называют людей милосердных, с добрыми помыслами и поступками.

  1. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т.п.?

Предполагаемый адресат – женщины.

Цель выступления – призвать женщин строить крепкие семьи, предоставляя «мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены». Также используются приемы привлечения внимания.

Диалогизация монолога: «По мнению людей…».

Множество риторических вопросов.

Пример из жизни: « Я никогда не забуду, как некоторое время назад к нам приехали четырнадцать профессоров, представляющих разные университеты. Они пришли в наш приют, и мы беседовали о любви и сострадании, а после этого один из них спросил меня: «Матушка, поведайте нам что-нибудь, что мы запомним до конца наших дней». И я ответила ему: «Улыбайтесь друг другу, находите время для своих близких. Улыбайтесь друг другу». А затем второй спросил: «А вы замужем?» И я сказала: «Да, и мне иногда очень трудно улыбаться Иисусу, ведь он бывает очень требовательным»».

В конце своей речи мать Тереза обратилась к беременным женщинам с просьбой отдать ей всех «нежеланных» детей. «Я приму любого ребенка, находящегося сейчас под угрозой аборта, и передам его супружеской паре, которая будет любить его, и он полюбит их» - сказала она.

  1. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные линии и пр.

Композиция состоит из вступления, где Мать Тереза называет проблему о «величайшем разрушителе в мире» - аборте, основной части, где раскрывается эта проблема и заключения, раскрывающее то, что нужно «любить великой любовью» и призывающее женщин любить своих детей.

  1. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фразеология, афоризмы, монологи и диалоги, архаизмы, диалектизмы и пр.

Эпитеты: «черпая силы», «творить мир», «добрая весть», «горящий факел мира», «великий дар».

Градация: «Сегодня величайшим злом, величайшим разрушителем в мире является аборт», «В мире столько страданий, столько ненависти, столько несчастий», «Мы должны сначала сделать это для бедных в нашей семье, затем в стране, а после и во всем мире», «…человек чувствует себя ненужным, нелюбимым, напуганным…».

Риторические вопросы: «А в этом году, который объявлен Годом ребенка, что мы сделали для них?», «Год подошел к концу, но сделали ли мы их желанными?», «Для того ли мы пришли в этот мир, чтобы разделить человеческие страдания?»

Анафора : «В мире столько страданий, столько ненависти, столько несчастий», «Мы, с помощью наших молитв, наших жертв должны начать творить мир со своего дома», «Улыбайтесь друг другу, находите время для своих близких. Улыбайтесь друг другу».

Мать Тереза взаимодействует с аудиторией с помощью объединения себя с ней («Все мы должны…», Мы, с помощью наших…», «Наша жизнь…».).

  1. Соблюдение нормы культуры речи, требований литературного языка. Особенности авторского стиля речи.

В речи матери Терезы не было ничего особенного, никаких красот умения говорить. Она не повышала голос и не стучала кулаком по столу. Сила ее слов заключалась в их смысле, а также в том образе жизни, который она ведет.

  1. Если возможно – сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей и слушателей, разночтениях, оценках, влиянии произведения на развитие науки, искусств, культуры и т.д.

Текст воспринимается легко и после прослушивания и прочтения оставляет некоторый осадок и пищу для размышления.

  1. Что хотел сказать автор, что сказал, что сказал ненамеренно.

Тема выступления состоит в том, что Америка, известная миру своей щедростью, теперь заражена эгоизмом. Ярчайшим подтверждением тому, по ее словам, являются аборты. Связав проблему абортов с растущим насилием и убийствами на улицах городов, она сказала: "Как мы можем требовать от людей не убивать друг друга, если мы позволяем матерям убивать собственное дитя?


написать администратору сайта