Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Какую из глобальных проблем современности можно разрешить через развитие экологически ориентированного мировоззрения, строительство очистных сооружений, переход на новые источники энергии

  • 10. Исследователь будущего, автор книги «Футурошок»: а) Жан Фурастье;б) Ортега-и-Гассет;в) Э. Тоффлер;г) Збигнев БжезинскийВариант IV

  • 1. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития

  • 2. Соотнесите понятие и определение

  • 3. Неформальная организация учёных, применяющая методы математического моделирования для изучения глобальных проблем

  • 4. Ограничения в развитии современной цивилизации, которые обусловлены возможностями природы

  • 5. Выделите глобальные проблемы современности, относящиеся к проблемам системы «природа – общество»

  • 6. Проблемы, которые порождаются развивающимся социумом

  • 8. Какую из глобальных проблем современности можно разрешить через ограничение производства и распространения оружия массового поражения

  • 9. Какую из глобальных проблем современности можно разрешить через сокращение выбросов фреона в атмосферу, запрещение испытаний ядерного оружия на Земле

  • 10. Какой принцип отношения к миру должен преобладать в настоящее время

  • Литература Основная

  • ФИЛОСОФСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ АВРЕЛИЙ

  • АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА (611 – 545 гг. до н.э.)

  • Философ размышлял о происхождении космоса и пытался построить целостную картину мира

  • АНАКСИМЕН

  • А РИСТОТЕЛЬ ИЗ СТАГИРЫ (384 – 322 гг. до н.э.)

  • Ядром философии Аристотель считал онтологию

  • В отличие от Платона Аристотель отдавал приоритет конкретному, чувственно воспринимаемому

  • Цель жизни человека философ видел в достижении добродетели

  • учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


    Скачать 4.9 Mb.
    НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
    Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
    Дата08.01.2018
    Размер4.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
    ТипПояснительная записка
    #13787
    страница29 из 40
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   40

    8. Соотнесите глобальную проблему современности и возможный способ её разрешения:

    1) неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов;

    2) духовный кризис;

    3) массовые заболевания;

    4) демографическая проблема

    а) возрождение культуры в её светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового мировоззрения;

    б) политическая и экономическая интеграция государств, помощь развитых стран странам третьего мира, сбалансированное культурное развитие в мире;

    в) научные исследования, популяция здорового образа жизни;

    г) регулирование роста населения, политическая и социально-экономическая интеграция государств в единое планетарное общество

    9. Какую из глобальных проблем современности можно разрешить через развитие экологически ориентированного мировоззрения, строительство очистных сооружений, переход на новые источники энергии?

    а) истощение природных ресурсов;

    б) рост терроризма;

    в) угроза мировой войны;

    г) экологический кризис;

    д) глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты

    10. Исследователь будущего, автор книги «Футурошок»:

    а) Жан Фурастье;

    б) Ортега-и-Гассет;

    в) Э. Тоффлер;

    г) Збигнев Бжезинский

    Вариант IV

    1. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития:

    а) экосфера;

    б) биосфера;

    в) коэволюция;

    г) ноосфера

    2. Соотнесите понятие и определение:

    1) эволюция; а) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития;

    2) коэволюция; б) живая оболочка Земли, слоя животных и растений;

    3) биосфера; в) совместное взаимосогласованное развитие человека и природы;

    4) ноосфера г) развитие от менее сложного к более сложному

    3. Неформальная организация учёных, применяющая методы математического моделирования для изучения глобальных проблем:

    а) ЮНЕСКО;

    б) Римский клуб;

    г) ООН;

    д) Ассоциация футурологов

    4. Ограничения в развитии современной цивилизации, которые обусловлены возможностями природы:

    а) мировая динамика;

    б) пределы техники;

    в) мировая стратегия;

    г) пределы роста

    5. Выделите глобальные проблемы современности, относящиеся к проблемам системы «природа – общество»:

    а) проблемы войны и мира;

    б) проблемы здравоохранения;

    в) проблемы ресурсов;

    г) проблемы перспектив социально-экономического развития;

    д) проблемы народонаселения;

    е) проблемы энергетики;

    ж) проблемы преодоления отсталости тех или иных стран;

    з) проблемы, связанные с негативными последствиями компьютеризации и научно-технического прогресса;

    и) проблемы окружающей среды;

    к) проблемы культуры и образования;

    л) проблемы развития человека и его будущего

    6. Проблемы, которые порождаются развивающимся социумом:

    а) интерсоциальные;

    б) системы «человек-общество»;

    в) системы» природа – общество»;

    г) контркультурные

    7. Какую из глобальных проблем современности можно разрешить через политическую и социально-экономическую интеграцию государств, помощь развитых стран странам третьего мира, сбалансированное культурное развитие в мире?

    а) неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов;

    б) духовный кризис;

    в) массовые заболевания;

    г) демографическая проблема

    8. Какую из глобальных проблем современности можно разрешить через ограничение производства и распространения оружия массового поражения?

    а) истощение природных ресурсов;

    б) рост терроризма;

    в) угроза мировой войны;

    г) экологический кризис;

    д) глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты

    9. Какую из глобальных проблем современности можно разрешить через сокращение выбросов фреона в атмосферу, запрещение испытаний ядерного оружия на Земле?

    а) истощение природных ресурсов;

    б) рост терроризма;

    в) угроза мировой войны;

    г) экологический кризис;

    д) глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты

    10. Какой принцип отношения к миру должен преобладать в настоящее время?

    а) теоцентризм;

    б) антропоцентризм;

    в) биоцентризм;

    г) космоцентризм

    Литература
    Основная
    1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

    2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

    3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

    4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

    5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

    6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

    7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.
    Дополнительная
    1. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии. 1997 .№ 6.

    2. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.

    3. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

    4. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М., 1999.

    5. Карпинская Р.С., Лисеев Л.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

    6. Римский клуб: Декларация // Вопросы философии. 1995. № 3.

    7. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Пособ. для уч. и студ. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.

    8. Сухомлинова В. Системы "общество" и "природа" – разнообразие, устойчивость, развитие // Об-щественные науки и современность. 1994. № 4.

    9. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995.

    10. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

    11. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи // Homo Ludens. М., 1992. С. 241–366.

    12. Хлебопрос Р.Г., Фет А.И. Природа и общество: Модели катастроф. Новосибирск, 1999.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Итак, перспективы дальнейшего развития современного общества определяются тем, способно ли будет человечество справиться с теми глобальными проблемами, перед лицом которых оно оказалось. У футурологов и философов нет единого мнения о том, что нас ожидает. Проектируются разные сценарии обозримого будущего как катастрофические, так и оптимистические, предполагающие, что хотя человечество ждут большие потрясения, но пути выхода из кризиса всё-таки будут найдены. Помочь в их поиске может философия. Именно философия помогает осознать современные проблемы и предлагает пути их разрешения. Смена парадигмы мышления и системы ценностей выдвигается философией как первостепенная задача. Но это задача не только для глобального общества, но и для каждого человека. Осознать её и попытаться разрешить и позволяет изучение философии.

    Изучение философии позволит избежать прямолинейности в восприятии сложных проблем мироздания и отношений между людьми. Философия не просто передаёт сумму знаний, она является знанием лично необходимым. Она ищет ответы и учит правильно ставить вопросы.

    Философские размышления пронизывают всю нашу повседневную жизнь, осознаём мы это или нет. Выявление и уточнение философских проблем осуществляется отдельным человеком, то есть они носят личностный характер. Но одновременно они являются и всеобщими, открывая глубокое понимание человеческого мира. Зная, что думали и говорили по поводу различных жизненных вопросов философы, можно многому научиться, вот почему необходимо изучать философию. Вопрошание продолжает оставаться наиболее важным для понимания того, что такое философия. Тот, кто её изучает, должен сам задавать вопросы, вначале прибегая к помощи других. В философии не существует «окончательных ответов» и готовых решений. Лишь начав задавать вопросы, можно прийти к её лучшему пониманию.

    ФИЛОСОФСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ
    АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ АВРЕЛИЙ (354 – 430) – христианский философ, теолог, один из «отцов церкви». Родился в Северной Африке, сын отца-язычника и матери христианки. Изучал риторику в Карфагене, Риме и Милане. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нём глубокий интерес к философии и страстное желание найти истину. Трудным путём через философские поиски и сомнения, описанные в его знаменитой «исповеди», Августин пришёл к христианству. Умер Августин в сане епископа североафриканского города Гиппон.

    Создавая философскую концепцию, Августин опирается

    на наследие античной философии и на собственно христианские идеи. «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе» - это обращение к Богу, открывающее «Исповедь», и есть ключ к философии Августина. Он считал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастью, которое обретается только в Боге. Чтобы его достичь, необходимы, прежде всего, познание Бога и испытание души. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Душа человеческая совершеннее, чем тело, ибо близка к Богу и бессмертна. Человеческая душа, как помнящая, созерцающая и ожидающая Бога, живёт во времени. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения. В осмыслении философии Августин исходил из идеи божественного провидения. Человеческая и божественная история едины, протекают в противоположных, но взаимно неразделённых сферах – царстве Божьем и царстве земном. В трактате «О Граде Божьем» Августин описал два вида человеческой общности: «град земной», основанный на «любви к себе», «доведённый до презрения к Богу», и «град Божий», построенный на «любви к Богу», доведённый до «презрения к себе».
    АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА (611 – 545 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, естествоиспытатель, географ. Сочинения его не сохранились, за исключением единственного достоверного фрагмента. О чём и как мыслил Анаксимандр, науке известно из пересказов других древнегреческих авторов.

    Философ размышлял о происхождении космоса и пытался построить целостную картину мира. Он исходил из идеи о том, что космос извне окружён пространственно безграничной телесностью, которая и поглощает космос после его гибели. Происхождение космоса Анаксимандр мыслил как трёхступенчатый процесс:

    1. выделение из безграничной телесности мирового зародыша;

    2. разделение в нём противоположностей: влажное холодное ядро и огненная горячая кора;

    3. борьба горячего и холодного, порождающая оформленный космос.

    Достоверный фрагмент сочинения Анаксимандра содержит первую в истории мировой мысли формулировку закона сохранения материи: вещи, разрушаясь, превращаются в те же самые элементы, из которых они возникли. Он уподоблял вещи «должникам», возвращающим «свой долг» в установленный срок «кредиторам», то есть исходным материальным элементам. Анаксимандр создал первую географическую карту, а также первую геометрическую модель Вселенной, высказал гипотезу о центральном положении Земли во Вселенной. Ему принадлежит и идея происхождения «первых людей» от « животных другого вида» (Анаксимандр полагал, что эти животные были подобны рыбам). Данная идея позволяет считать Анаксимандра античным предшественником Ч. Дарвина

    АНАКСИМЕН (лат. Anaximenes, греч. Анаксименис), (585 — около 528 до н.э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Автор натурфилософского трактата «О природе». Началом всего сущего Анаксимен считал воздух, из которого при разрежении образуется воздух, а при сгущении — ветер, облака, вода, земля. Воздух есть и источник жизни. В воздухе, по Анаксимену, висит плоская Земля, небо представляет собой куполообразный твердый свод, в который вбиты звезды.
    АРИСТОТЕЛЬ ИЗ СТАГИРЫ (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и учёный-энциклопедист, одна из центральных фигур античной мысли. Отец Аристотеля Никомах, придворный лекарь македонского царя Аминта III, дал сыну глубокие знания. В 17 лет будущий философ уходит в Афины, где становится учеником Платона, однако вскоре занимает самостоятельную философскую позицию и уходит из Академии. В 343 г. до н. э. становится учителем Александра Македонского. После 30 лет странствий возвращается в Афины и основывает в Лике собственную школу – перипатетическую (от греч. peripatheo – прогуливаюсь). После смерти Александра был вынужден покинуть город и вскоре умер в Халкиде.

    Аристотель – автор самой обширной философской и научной системы Античности. Аристотель внёс решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда знания, написал более 150 научных трудов. Главный философский труд – «Метафизика».

    Ядром философии Аристотель считал онтологию – учение о сущем. Основа сущего – первая материя. Она принципиально неопределима, бесформенна и является лишь потенциальной предпосылкой бытия. Первоматерия разлагается на четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Любая чувственно воспринимаемая вещь представляет собой результат соединения материи и формы как её (вещи) образа, идеи. Действительность - единство телесного (материального) и идеального (формообразующего). Исследуя конкретные вещи, Аристотель выделял в них «первую сущность» (индивидуальные характеристики) и «вторую сущность» (родовую определённость).

    В отличие от Платона Аристотель отдавал приоритет конкретному, чувственно воспринимаемому. Источник движения Аристотель усматривал в перводвигателе (идея Бога). Душа присуща всем предметам живой природы, считал Аристотель. «Одушевлённое существо состоит прежде всего из души и тела; душа по своей сути является господствующим принципом, тело – принцип подчинённый». Имеются три различных уровня (или вида) души: растительный (души растений), чувственной (души животных) и разумный (душа человека).

    Цель жизни человека философ видел в достижении добродетели. Он отвергал в качестве главных жизненных целей обретение власти или самодовлеющее стремление к наслаждениям. Достойной свободного гражданина жизнью он считал либо практическую (наполненную политической деятельностью), либо теоретическую (посвящённую созерцанию и размышлению). Гарантия добродетельной жизни заключается в том, чтобы избегать крайностей: чрезмерной роскоши и полного отречения от земных благ. Недостаточно знать, что есть добродетель, надо следовать ей. Идеалом философа было государство, опирающееся на частную собственность, моральные добродетели и рабов. В искусстве Аристотель видел важное средство правдоподобного воссоздания действительности.


    БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - крупнейший русский философ первой половины XX в. Он родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета, но в 1898 г. был арестован как участник социалистического движения. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем разработал свое собственное миросозерцание. В 1922 г. по идеологическим причинам был выслан из Советской России за границу, вместе с другими представителями русской интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926 г. основал журнал "Путь" и был его главным редактором до 1939 г.

    Бердяев написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений сама составляет целый том объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923), "Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929), "Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931). Его произведения переведены на многие языки мира. Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии. В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух - это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа - это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика. Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме, отождествляя его с божественным ничто.

    Порождение мира у Бердяева тесно связано с его решением проблемы свободы. Для Бердяева существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из которого Бог создал мир. Бог-творец возникает из божественного ничто, а уже потом Бог-творец создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, так как она коренится уже в божественном ничто. Бог-творец не ответственен за ту свободу, которая порождает зло. "Бог- создатель, - пишет Бердяев, -является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой". Во власти свободы создавать и добро и зло. Поэтому, по мнению Бердяева, действия человека абсолютно свободны, так как неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю человеческих существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле и тогда бы теодицея не была бы возможна.

    Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество - часть личности. Личность - это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой личности - бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному. В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве - человеческое. Творческая деятельность человека - это дополнение к божественной жизни. Человек - прежде всего духовная субстанция, которая не является объектом. Человек имеет большую ценность, чем общество, государство, нация. И если общество и государство ущемляют свободу личности, то его право оградить свою свободу от этих посягательств. Бердяев рассматривает существующую в обществе этику как узаконенные нравственные правила, которым подчиняется повседневная жизнь человека. Но эта узаконенная этика, "этика закона", этика узаконенного христианства наполнена условностями и лицемерием. В этике он видит садистские наклонности и нечистые подсознательные мотивы своих требований. Поэтому не отменяя и не отбрасывая эту повседневную этику, Бердяев предлагает более высокую стадию нравственной жизни, которая основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связана с появлением Богочеловека в мире и проявлением любви к грешникам. В мире существует иррациональная свобода, которая коренится в Ungrund, а не в Боге. Бог вступает в мир, в его трагедию и хочет помочь людям своей любовью, стремится добиться единства любви и свободы, что должно преобразовать и обожествить мир.

    Философия Бердяева представляет собой наиболее яркое выражение русской философии, в которой сделана очередная попытка выразить христианское мировоззрение в своей оригинальной форме.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   40


    написать администратору сайта