Главная страница

учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
Дата08.01.2018
Размер4.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
ТипПояснительная записка
#13787
страница2 из 40
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Тема 2. Возникновение древневосточной философии




Вы будете изучать:

  • общие закономерности развития философии Востока и Запада;

  • философию Древней Индии и её главные философско-религиозные направления;

  • философию Древнего Китая и её основные философские школы.

Цели темы:

  • дать основное представление о философии Востока и Запада;

  • изучить тенденции развития философских школ Древней Индии и Древнего Китая;

  • дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;

  • показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии Индии и Китая;

  • выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;

  • знать специфику философских школ Индии и Китая;

  • выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;

  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.


Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II - началу I тысячелетия до нашей эры.

Восток всегда привлекал людей своей таинственностью, неизвестными обрядами и традициями.

Индийская и китайская философия одарила человечество богатством идей, религиозно-духовных и социальных дисциплин. В восточной философии существует три главных традиции, одна родом из Китая, другая из Индии, а третья – с ближнего Востока.

Восточная философия заложила основы развития самых значимых религиозных направлений.

Сейчас наиболее важно изучение культуры и традиций Востока, так как основным направлением развития международной политики становиться отношение между западом и востоком. И чтобы объективно оценивать те или иные события, происходящие в мире, мы должны разбираться в культурных особенностях развития восточного региона.


Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей и различий.


Восток

Запад

Различия философской проблематики Запада и Востока

Сконцентрирована на проблеме человека

Многопроблемна: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстаёт и как философское, и как религиозное (например, брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство)

Философия придерживается научной методологии. Философские учения Запада не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция

Проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя.

Познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, то есть разрабатываются проблемы логики

Социальная философия: проблемы общечеловеческих ценностей, проблемы закона, отношения народа и правителя

Социальная философия: проблемы государства, управления, власти, имущественного деления общества, этики, этикета, войны и мира, труда, закона, желаний и интересов власти и т.д.

Общие закономерности философии Востока и Запада

Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие.

Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.

Философия и Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям


Вся духовная цивилизация Востока несёт в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всём образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

Индийскую философию можно разделить на 5 значительных периодов в соответствии с различными источниками философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху.

    1. Ведический период (XV – VI вв. до н.э.)


Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед – Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых даётся философская трактовка содержания вед.

В веды, как правило, включались следующие составные части: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), написанное брахманами (жрецами) и используемое ими при проведении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к ведам («упанишады»)

Упанишады содержат идеи, во многом определившие всё последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и её перерождении (сансара) согласно закону воздаяния (карма).

Ведическая религия политеистична: её пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В начале I тысячелетия возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестаёт устраивать жителей бурно растущих городов. Изменились состав и характер богов, хотя чёткой иерархии ещё не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь майя – иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остаётся существование мирового духа.
II. Эпический этап (VI – II вв. до н.э.)
Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого.

Также в эту эпоху возникают философские школы как развивающие ведическое учение, так и оппозиционные ведам.

Философские школы, продолжавшие традиции «Вед»:


Школа

Основатель

Основной вопрос

Йога

Патанджали

Учение и метод управления психикой и физиологией человека

Веданта

Бадараяна

Основывается на трактовке высказываний шрути («священных текстов» индуизма)

Вайшешика

Канада

Учение об атомах

Ньяя

Готама

Проблемы теории познания и логики.

Миманса

Джаймини

Разработка ведических ритуалов

Санкхья

Капила

Противопоставление двух вечных начал: первоматерии как основы всего существующего и духа, выводящего материю из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира.


Учения, оппозиционные «Ведам»:
Джайнизм, религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). По преданию он в 30 лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, и в течение 12 лет вел жизнь, полную лишений. Принято считать, что в возрасте 42 лет Махавира достиг просветления, с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а его последователи стали называться джинами или джайнами – соратниками победы.

После 30 лет подвижничества Махавира ушел из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечки Пава, которое стало местом джайнского паломничества.

К моменту его смерти джайнская община была весьма многочисленная, причем преобладали женщины – монахини. В соответствии с традициями монахов поддерживали спонсоры.

Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы. АХИМСА (санскр. – «невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью. Учение об ахимсе является в известном смысле и критерием философской истины: любая философская система, допускающая под любым предлогом нарушение этого первопринципа, есть «учение недостойных». Практические последствия подлинного культа ахимсы в джайнизме выражаются в строжайшем вегетарианстве, которое в идеале предполагает невреждение не только животным, но и растениям, и питание лишь теми плодами, которые сами падают с деревьев.

Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых).



Буддизм. Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама.

Краткое жизнеописание Будды.

По великому закону Тримурти всё мироздание находится в постоянном изменении и обновлении. Вместе с миром перерождаются и все живые существа – после каждой смерти наступает новая жизнь, за нею новая смерть и так без конца. Эту цепь перерождений называют сансарой. Даже великие божества сознают, что через каждые сто тысяч лет должен наступить новый век. Среди богов жили особые существа, бодхисатвы, стремящиеся к просветлению. Тех, кто достиг такого просветления, называли Буддой. Когда наступило время родиться будущему Будде, чтобы возвестить людям путь к достижению истины, раздался «Клич Будды» и боги собрались около бодхисатвы и сказали ему: «Настало нынче время стать Буддою для спасения людей». Тогда понял бодхисатва, что приближается время его последнего перерождения, и погрузился в размышления, и убедился бодхисатва в том, что уже может родиться среди людей. Второе великое рассмотрение было рассмотрение части света, и уразумел бодхисатва, что надлежит ему родиться в Индии. Третье великое рассмотрение было рассмотрение места рождения, и определил бодхисатва, что это будет город Капилавасту в средней части Индии. Четвёртое рассмотрение было рассмотрение семьи, и увидел бодхисатва, что наиболее чтимой была семья царя Суддоханы из рода кшатриев. Пятое великое рассмотрение было рассмотрение того, кто будет его матерью, и решил бодхисатва, что матерью его станет прекрасная Майя, супруга царя Суддоханы. Уяснив себе пять великих рассмотрений, сказал бодхисатва: «Пришло, боги, для меня время стать Буддою» - и отпустил их.

Об этом ничего не знала прекрасная Майя, но однажды она увидела странный сон. Как-будто боги перенесли её в Гималаи, омыли в священном озере, одели в небесные одежды и оставили на ложе под тенистым деревом. Когда она возлегла, то явился к ней священный слон и вошёл в её правый бок. Наутро она поведала о своём сне царю, и звездочёты сказали, что родится у царицы сын, который откажется от мира, будет вести жизнь отшельника и однажды станет удою, чтобы своим учением просветить весь мир. Когда же царь спросил, что же побудит царевича стать отшельником, прорицатели ответили: «Четыре встречи: со стариком, больным, мертвецом и монахом». Тогда царь решил во что бы-то ни стало уберечь сына от этих встреч и построил для него три закрытых дворца, по одному для каждого времени года. Когда царевич родился, дали ему имя Сиддхартха, и царь велел окружить его стражею и никогда не допускать к старикам, больным, мертвецам и монахам. Через семь дней после рождения сына умерла прекрасная Майя, и мальчика стали воспитывать сестра его матери и сам царь. От всего берегли они Сиддхартху. Его дворцы стояли среди садов, в садах были пруды с голубыми, красными и белыми лотосами, над ним держали белый зонт, чтобы не касались его лучи солнца, капли дождя, зёрна пыли. Слух его услаждали певцы, зрение – прекрасные танцовщицы, желания – многочисленные слуги. На нём были одежды из тончайшего шёлка, и драгоценные камни сверкали в его головном уборе.

С детства Сиддхартху сопровождали всякие чудеса. Когда его оставляли в тени на целый день, тень не двигалась, покрывая его от солнца; когда вносили в храм, изображения богов поднимались перед ним и кланялись ему; когда его отводили в школу, учителя дивились его великолепным знаниям. Когда же пришло время выбирать жену, выиграл царевич все воинские состязания и никто не смог победить его. И его женой стала красавица Гопа, такая же умная и добродетельная, какой была его мать Майя. И родился у них сын, царевич Рахула, и зажили они всей семьёй, проводя время в своих трёх дворцах, не зная ни горестей, ни печали.

Но однажды решил царевич проехать по своим садам и велел запрячь колесницу. Когда он ехал так, наслаждаясь деревьями и цветами, то увидел перед собой старика, седого и беззубого, согбенного, который с трудом передвигался, опираясь на посох. Понял тогда Сиддхартха, что ни одно живое существо не может избежать старости. В другой раз он увидел больного, страждущего, мучающегося, лежащего и поддерживаемого другими. Понял тогда Сиддхартха, что и болезни никто избежать не может. В третий раз он увидел похоронную процессию и понял он тогда что в конце жизни и с ним произойдёт то же самое. В четвёртый раз он увидел отшельника, который живёт благой жизнью, сострадает всем существам и следует истинному учению. В действительности увиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобы помочь Сиддхартхе стать Буддой. Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям того времени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущую судьбу. Принц прозрел и был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия. Вновь вернуться к прежней благополучной, безмятежной жизни он уже не смог.

Принц вполне познал наслаждения, удовольствия и понял, что путь этот ведет в никуда.

Он покинул дворец, жену, новорожденного сына и под именем Гаутама вступил в орден аскетов, полагающих, что единственным способом существования в мире, полном страданий, является самосовершенствование. Помочь миру стать лучше смогут лишь те, кто сам духовно сумел подняться. Индийские йоги представляли это себе как путь борьбы духа с плотью (путь умерщвления плоти), путь подчинения животного начала в человеке началу духовному.

Гаутама превзошел других аскетов в самоограничении: спал на ветвях, покрытых шипами, часами сидел на голой скале, не меняя позы, съедал один боб в день. В конце концов, он так ослаб, что едва не умер. Пройдя путь аскета, он понял, что путь этот так же не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия. Однако опыт того и другого был крайне необходим, ибо позволил Гаутаме Шакьямуни дать обобщенный ответ на вопрос «Как должен жить человек?», сформулированный в принципе «Среднего пути»: «Есть... два крайних пути, по которым ушедший от мира не должен следовать. Каковы же эти два пути? Тот, следуя которому, люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, он для обычных людей, неблагороден, бесполезен; а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагороден, бесполезен. Будда же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайностей, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к Нирване».

Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям – Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей доброты и милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: «Я его свидетельница». В конце концов, Мара и его демоны бежали, и утром на 49-й день Сиддхартха Гаутама познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Полностью просветленный, он достиг предельной отрешенности от мира (нирваны), которая означает прекращение страданий.

Согласно буддизму всё в мире «преходяще» не имеет постоянства, а поэтому полно страдания (неудовлетворённости). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит своё преодоление в потустороннем существовании в зависимости от совершённых поступков и деяний. Моральные поступки всегда ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного самосовершенствования, целью которого является нирвана – великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, то есть те ценности, которые заключены в самомо человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности, направленной на свою жизнь.

Главные идеи философии Будды:


  • «Четыре благородные истины».

    • жизнь – это страдание;

    • причина страданий – это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;

    • избавиться от страданий можно, подавив в себе желания, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;

    • для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путём нравственного совершенствования, указанным Буддой

  • Теория причинности.

Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку всё в мире всё взаимосвязано и имеет свою причину

  • Непостоянство элементов.

В мире нет ничего постоянного и всё изменяется. Это значит, что ничто в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.

  • «Срединный путь».

Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.

  • «Восьмеричный путь»

Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.

Именно этот путь, согласно Будде, ведёт к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек способен достичь нирваны. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, её существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошёл в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

Сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал своё учение. Основные положения отражены в одной из книг буддизма – «Дхаммападе».
III. Эра сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.)
Эра кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). Эта эра завершает период древнеиндийской философии.

В дальнейшем, (в средние века) господствующее положение в индийской философии занял буддизм. В XVIII – XX вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Особенности онтологии индийской философии:


  • Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.

  • Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Брахма-Космос живёт 100 космических (864 000 000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет – до нового рождения Брахмы.

  • Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы-Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

  • Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Особенности гносеологии древнеиндийской философии:


  • Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов, и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при прикосновении с миром предметов и явлений.

  • В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж.

  • Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признаёт только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.


Ещё одним регионом, где уже в глубокой древности была достаточно развита философия, был Китай.
Характерные черты китайского мировоззрения,

отразившиеся в китайской философии:


  • восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира;

  • представление Поднебесной (Китая), в виде квадрата, в центре которого должен находиться Император;



  • понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

  • осознание своей ответственности перед Небом и Землёй за правильное воплощение на Земле космических циклов;

  • восприятие человека, природы, космоса как единого целого;

  • консерватизм сознания, обращённость в прошлое, боязнь перемен;

  • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

  • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством;

  • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

  • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле ( с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);

  • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, «культ предков»;

  • уважение к родителям, старшим;

  • ритуализированность всей жизни.

Основные этапы развития китайской философии:


  1. VII в. до н.э. – III в.н.э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

  2. III – XIX вв. н.э. – проникновение в Китай из Индии буддизма и его влияние на национальные философские школы;

  3. XX в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии


Основные национальные философские учения Китая:


  1. Инь - Ян (натурфилософия)


Попытки объяснить окружающий мир предпринимаются уже в китайской мифологии. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется всё на свете, в том числе мироздание, человеческое общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос – из него родились два духа Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь – землёй.

«До того как возник наш мир, везде царил хаос по имени Хуньдунь. Однажды пришли к нему владыка Севера Ху и владыка Юга Шу, которых иначе называли Инь и Ян. И чтобы улучшить жизнь хуньдуня, они просверлили в его теле те семь отверстий, какие теперь есть в голове всякого человека, - глаза, уши, ноздри и рот. Но продырявленный Хуньдунь от этого вдруг умер.

Однако в хаосе, как цыплёнок в курином яйце, спал первопредок людей Паньгу. Он рос, и ему стало тесно в яйце. Тогда Паньгу пробил скорлупу и оказался между Ян, превратившимся в небо, и Инь, ставшей Землёй. Ещё 18 000 лет продолжал расти Паньгу, и своей головой всё выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь».

Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Считалось, что если люди действуют в согласии с естественной закономерностью, отражённой этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и всё в ней приходит в смятение. И наоборот – неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились основой религиозно-философского миропонимания древних китайцев и были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»).


  1. Даосизм


Древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в VI – V вв. до н.э. Главный источник – философский трактат «Даодэцзин».

Основные понятия:


  • «Дао» - имеет два значения: во-первых, это путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; во-вторых – это субстанция от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту;

  • «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.


Основные идеи философии даосизма
В мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Целью учения Лао-Цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма – теория недеяния.


  1. Конфуцианство


Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-фу-цзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»)
Особенности конфуцианства:


  • основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.

  • представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера такого управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношении е подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчинённым – как отца к сыновьям.

  • конфуцианское «золотое правило нравственности» гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

  • Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остаётся актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора


Главные принципы конфуцианства:


  • принцип «жэнь», то есть гуманность и человеколюбие;

  • принцип «ли», то есть почтительность и ритуал;

  • принцип «цзюнь-цзы», то есть образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью;

  • принцип «вэнь», то есть образованность, просвещённость, духовность в сочетании с любовью к учению;

  • принцип «ди», то есть повиновение старшим по должности и возрасту;

  • принцип «чжун», то есть преданность государю, нравственный авторитет правительства.



Проблема руководителей и подчинённых в конфуцианстве:
Качества, которыми должен обладать руководитель:


  • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

  • управлять на основе добродетели («бадао»);

  • обладать необходимыми знаниями;

  • верно служить стране, быть патриотом;

  • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

  • быть благородным;

  • делать только добро государству и окружающим;

  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

  • заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом


Качества, которыми должен обладать подчинённый:


  • быть лояльным по отношению к руководителю;

  • проявлять старание в работе;

  • постоянно учиться и самосовершенствоваться


Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран.


  1. Легизм (школа законников, или Фацзя)


Основателями легизма были Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288 – 233 гг. до н.э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуан-ди (III в. до н.э.) Легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путём государственного насилия, опирающегося на законы. То есть Легизм – философия сильной государственной власти. ( к примеру, в средневековом Китае 200 видов преступлений карались смертной казнью, 300 – кастрацией, 1 000 – клеймлением (в их числе групповое пьянство)).
Основные положения легизма:


  • человек обладает изначально злой природой;

  • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

  • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

  • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

  • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

  • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

  • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

  • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

  • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

  • государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

И конфуцианство и легизм в политической истории Китая, сыграли значительную роль в развитии китайской государственности. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа. («Когда народ много знает им трудно управлять»).


Основные понятия и термины:
Ахимса - (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.

Брахман - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.

Дао - (китайское, букв. — путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало.

Дэ - в китайской философии даосизма понятие, обозначающее внешнее проявление космического начала дао.

Карма - (санскрит — деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Нирвана - (санскр. — угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме — психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

Сансара - (санскр.), одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.

Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:


  1. Назовите основные заповеди буддизма.

  2. Что такое нирвана?

  3. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?

  4. Какие принципы лежат в основе философии конфуцианства?

  5. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?

  6. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?

  7. В чём суть учения дао?

II. Упражнения и задачи

  1. Будда объявлял в каждом городе, куда бы ни пришёл:

- Пожалуйста, не задавайте одиннадцать вопросов. Эти вопросы включают в себя все важнейшие понятия: Бог, душа, смерть, жизнь, истина и т.д.

Когда его спрашивали: "Почему?", он отвечал:

- Потому, что на них не могут быть даны ответы. Не то, чтобы я не знал ответы на них, но, во-первых, это невозможно выразить словами, во-вторых, познание этих вещей не способствуют святости жизни и не ведёт к просветлению, а в-третьих, эти вопросы создают верования, которые мешают вам воспринимать Истинную реальность. Спрашивайте о гневе и о том, как выйти за его пределы. Спросите о жадности, о привязанности, о трансформации. Спросите о том, как отбросить ум и достичь состояния медитации…

А как считаете вы? Должны ли эти вопросы оставаться без ответов, или всё-таки человечеству нужно на все вечные вопросы найти исчерпывающие ответы? Ответ обоснуйте.

  1. Лао-Цзы учил: "Хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости. Кто собирает мягкое, станет твердым. Кто собирает слабое, станет сильным. Наблюдай за тем, что собирается, чтобы узнать, что прийдет: счастье или беда. Мягкое и слабое - спутники жизни. Твердое и сильное - спутники смерти".

Приведите примеры, которые могут проиллюстрировать это высказывание.

  1. Лао-Цзы говорил, что если отбросить учёность – не будет и печали. В Библии написано: «Кто умножает познания, умножает скорбь».

Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних только знаний человеку мало, нужно что-то ещё?


III. Тестовый контроль знаний
Вариант I
1. Древнейший индийский философский источник

а) Веды;

б) Упанишады;

в) И-цзин;

г) Трипитака

2. «Страдание – общий удел мира, конец страданий в нирване, путь отказа от желаний – это путь достижения нирваны». Основу какого религиозно-философского учения составляют эти «четыре благородные истины»?

а) конфуцианство;

б) буддизм;

в) брахманизм;

г) джайнизм

3. Сопоставьте понятия и определения:

1) сансара а) принцип ненанесения вреда ничему живому ни делом, ни словом, ни мыслью

2) карма б) колесо вечных перевоплощение души человека

3) ахимса в) состояние душевного равновесия, отрешённости от внешнего мира

4) нирвана г) сумма добрых и злых дел, соврешённых человеком при жизни

4. Основатель джайнизма:

а) Кун-фу-цзы;

б) Джина Махавира;

в) Сиддхартха Гаутама;

г) Патанджали

5. Учение и метод управления психикой и физиологией человека

а) веданта;

б) вайшешика;

в) йога;

г) ньяя

6. Что означает принцип "Дао"?

а) эквивалент Бога;

б) свод законов и норм поведения;

в) естественный закон природы, общества и людей, который управляет миром;

г) принцип срединного пути

7. Назовите основные черты древнекитайской философии

а) учение о сансаре и карме;

б) восприятие Китая как цента мира

в) поиск индивидуального пути спасения и освобождения от тягот жизни;

г) ориентация на социальные вопросы

8. Автор «золотого правила нравственности»:

а) Сиддхартха Гаутама;

б) Кун-фу-цзы;

в) Лао-Цзы;

г) Джина Махавира

9. Философско-религиозное направление Востока о взаимодействии противоположных начал:

а) школа натурфилософии;

б) даосизм;

в) конфуцианство;

г) легизм

10. Основная работа Конфуция:

а) «Веды»;

б) «Беседы и суждения»;

в) «Упанишады»;

г) «Книга перемен»

Вариант II
1. Назовите направление древнеиндийской философии, которое впоследствии стало мировой религией:

а) джайнизм;

б) индуизм;

в) буддизм;

г) брахманизм

2. Имя мыслителя, основоположника буддизма:

а) Джина Махавира;

б) Патанджали;

в) Сиддхартха Гаутама;

г) Кун-фу-цзы

3. «Веды» - это:

а) сборники гимнов;

б) юридические законы;

в) гражданские акты;

г) сборники мифов

4. Ахимса – это:

а) ненанесение вреда ничему живому ни делом, ни словом, ни мыслью;

б) принцип, что жизнь есть страдание;

в) сумма добрых и злых дел человека;

г) восприятие вещей такими, какие они есть

5. Индийское учение об атомах:

а) ньяя;

б) миманса;

в) санкхья;

г) вайшешика

6. Сопоставьте мыслителя и направление философии:

1) Сиддхартха Гаутама а) даосизм

2) Патанджали б) буддизм

3) Кун-фу-цзы в) йога

4) Лао-Цзы г) конфуцианство

7. Китайцы воспринимали свою страну как:

а) наивысшую точку Земли;

б) центр существующего мира;

в) край Земли;

г) отдельную от всей Земли территорию

8. Главный источник даосизма:

а) «Беседы и суждения»;

б) «Доадэцзин»;

в) «Книга перемен»;

г) «Трипитака»

9. Основные положения легизма:

а) человек обладает изначально злой природой;

б) нравственный авторитет правителя;

в) государство – главный регламентирующий механизм общества;

г) гуманность, человеколюбие

10. Основной вопрос школы Инь-Ян:

а) управление людьми, воспитание людей;

б) теория недеяния;

в) разработка подробных законов;

г) взаимодействие противоположных сил

Вариант III
1. Философско-религиозное направление Востока, в котором утверждается, что жизнь – это страдание

а) индуизм;

б) даосизм;

в) буддизм;

г) джайнизм

2. «Веды» дословно переводится как:

а) мудрость;

б) знание;

в) вера;

г) мысль

3. Философская школа Древней Индии, основным вопросом которой было изучение проблем познания и логики:

а) миманса;

б) санкхья;

в) вайшешика;

г) ньяя

4. Сопоставьте основной вопрос и философскую школу:

1) йога а) разработка ведических ритуалов

2) ньяя б) изучение проблем познания и логики

3) вайшешика в) учение и метод управления психикой и физиологией человека

4) миманса г) учение об атомах

5. Перечислите основные идеи буддизма:

а) философия недеяния;

б) четыре благородные истины;

в) принцип жэнь;

г) срединный путь

6. Основатель даосизма:

а) Джина Махавира;

б) Патанджали;

в) Кун-фу-цзы;

г) Лао-Цзы

7. Китайцы воспринимали историю как:

а) прогресс;

б) циклический процесс;

в) регресс;

г) застывшее состояние

8. Главный источник конфуцианства:

а) «Даодэцзин»;

б) «Книга перемен»;

в) «Трипитака»;

г) «Беседы и суждения»

9. Главный принцип даосизма:

а) принцип жэнь;

б) принцип причинности;

в) теория недеяния;

г) срединный путь

10. Основной вопрос легизма:

а) управление людьми через их воспитание;

б) теория недеяния;

в) разработка подробных законов;

г) взаимодействие противоположных сил


Вариант IV
1. Философская школа Древней Индии, занимавшаяся разработкой ведических ритуалов:

а) санкхья;

б) йога;

в) веданта;

г) миманса

2. «Ненанесение вреда ничему живому ни делом, ни словом, ни мыслью» - главный принцип какого философского учение:

а) буддизм;

б) конфуцианство;

в) джайнизм;

г) даосизм

3. Основные положения буддизма изложены в:

а) «Дхаммапада»;

б) «Бхагават-гита»;

в) «Махабхарата»;

г) «Даодэцзин»

4. Что такое срединный путь?

а) философия недеяния;

б) взаимосвязь всех поступков человека;

в) умеренность, избегание крайностей;

г) взаимодействие противоположностей

5. Сиддхартха Гаутама – создатель:

а) конфуцианства;

б) буддизма;

в) даосизма;

г) джайнизма

6. Главный источник школы Инь-Ян:

а) «Книги мёртвых»;

б) «Книга перемен»;

в) «Беседы и суждения»;

г) «Беседы и наставления

7. Главные принципы конфуцианства:

а) человек обладает изначально злой природой;

б) нравственный авторитет правителя;

в) государство – главный регламентирующий механизм общества;

г) гуманность, человеколюбие

8. Соотнесите философское учение и основной вопрос:

1) инь-ян а) управление людьми через их воспитание

2) конфуцианство б) теория недеяния

3) легизм в) разработка подробных законов

4) даосизм г) взаимодействие противоположных сил

9. Укажите древнекитайский философский текст:

а) «Упанишады»;

б) «Книга перемен»;

в) «Книга мёртвых»;

г) «Трипитака»

10. «Теория недеяния» - основной принцип:

а) даосизма;

б) буддизма;

в) конфуцианства;

г) легизма

Литература
Основная


  1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

  2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

  3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

  4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

  5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

  6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

  7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.


Дополнительная


  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. 2-е изд. М.,1993.

  2. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.

  3. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994.

  4. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

  5. Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.

  6. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.

  7. Кравцова М.Е. История культуры Китая: Учебное пособие. СПб., 1999.

  8. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001.

  9. Малявин В. Конфуций. М., 1992.

  10. Панферова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1993.

  11. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1993.

  12. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


написать администратору сайта