учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Тема 11. Философия бытия Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
В философии есть разделы, посвящённые определённому кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы:
Категория «бытие» - исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убеждённость человека в том, что этот мир существует, и что в нём находят своё место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. С ней связаны и сомнения, неуверенность в том, что этот существующий вокруг нас и вместе с нами мир будет существовать всегда, оставаясь более или менее стабильным, в той или иной степени неизменным. Сам этот окружающий нас мир являет нам примеры непреходящего существования природы, и этот же мир показывает нам, насколько конечна жизнь отдельной вещи и отдельного человека. Проблема бытия обсуждается философами с глубокой древности и до наших дней. Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие считают бытие отражением некоторой сущности, которая недоступна человеческому восприятию. Третьи полагают, что бытие – это абстрактная сущность. Четвёртые утверждают, что единственное возможное бытие – это бытие человека. Нередко понятие «бытие» отождествляют с такими понятиями, как «действительность», « существование», «реальность». Его связывают и с понятиями «небытие» и «ничто», «единое» и «многое», «целое» и «часть», «количество» и качество», «содержание» и «форма», «единичное» и «общее», полагая, что каждое из них в той или иной мере выражает природу бытия. Наличие различных подходов к проблеме понимания бытия вполне объяснимо, если учесть, что само реальное бытие предстаёт человеку в многообразных формах, которые должны были найти своё отражение в понятии «бытие». В силу чего, это понятие должно было быть предельно широким и предельно абстрактным. Действительно, категория «бытие» отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека. Во-первых, это вечность существования мира. Мир всегда существовал, существует и всегда будет существовать. Он сам постоянно воспроизводит самого себя. Во-вторых, это бесконечность мира, его беспредельность. В-третьих, это единство мира, которое проявляется в многообразии его форм. В-четвёртых, это равенство существования природного, социального и духовного. В-пятых, изменчивость мира: он не остаётся постоянным, он находится в постоянном движении, развитии. В-шестых, независимость существования окружающего мира от сознания человека – объективность мира. Итак, бытие – это философская категория, с помощью которой осознаётся всеобщая связь между всем существующим. Основные формы бытия:
Все формы бытия имеют то или иное основание, которое может быть материальным или нематериальным. Оба основания тесным образом связаны между собой, существуют в постоянном взаимодействии. Эти основания выражаются в категориях «материя» и «дух» и играют значительную роль в философии, так как от их понимания зависит решение многих философских проблем. На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов. На первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена и т.д.). Этот этап, который в философии называют наивным материализмом, характеризуется тем, что понятие «материя» формируется на основе восприятия человеком окружающего мира, на основе наблюдения, а не экспериментальных данных. На втором этапе материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. Она предстаёт как вещественный субстрат, как нечто такое, что само по себе вещественно, материально, но не воспринимается органами чувств. Основоположник атомистической модели материи Демокрит считал, что материя – это совокупность бесчисленного числа атомов. Третий этап развития философского понимания материи связан с появлением механистического материализма. Во многом это объясняется тем, что со времён Декарта механика считалась самой совершенной наукой. С точки зрения Декарта, материя – есть сама природа, «универсум» - гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется под влиянием божественного «первотолчка» по законам механики. Четвёртый этап формирования категории «материя» связан с тем, что было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме того, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества. Эта физическая реальность, названная полем, имела свойство вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля. В силу невозможности объяснить новые открытия с помощью атомистической теории в конце XIX – начале XX в. в физике возник кризис. Его преодоление было связано с ломкой старых представлений о материи, связанных с отдельными её видами, и переходом к пониманию материи как объективной реальности, охватывающей бесконечное многообразие существующих в мире объектов и систем, которые наблюдаемы или возможны. Итак, материя – это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Элементы структуры материи Неживая природа Живая природа Социум Уровни неживой природы Уровни живой природы Уровни социума
Характерные черты материи:
1. Движение и развитие Важнейшим атрибутом материи является движение. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». В расширяющейся Вселенной «разбегаются» в разные стороны планеты, вокруг которых вращаются их спутники, мчатся по различным траекториям кометы и потоки метеоритов, бездонный космос пронизывают различного рода волновые и квантовые излучения. В движении находятся и органические системы. В каждой из них непрерывно происходят те или иные процессы, связанные с поддержанием жизни: обмен веществ и обмен информацией, осеменение и размножение, простейшие физиологические и сложнейшие биологические изменения. В постоянном движении пребывают и социальные системы. Это, прежде всего, движение, связанное с изменениями человека и человечества в целом. Таким образом, всё в мире движется, всё стремится к чему-то иному. Итак, движение – свойство материи, которое заключается в её способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные отличия. Можно выделить четыре основных формы движения материи, неразрывно связанных между собой. ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ Физическая Простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное, или тепловое движение, электромагнитные, оптические и другие процессы Химическая Неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, и другие процессы Биологическая Различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор и т.п. Социальная Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех её многообразных проявлениях Вполне возможно, что в перспективе будут выделены и другие основные формы движения. Уже сейчас выдвинута гипотеза о существовании геологической, информационной и космической его формах. Однако, она не получила пока убедительного подтверждения ни на теоретическом, ни на эмпирическом уровне познания. Развитие – это такое количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью. Развитие по своей направленности может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от простого к сложному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация). Существуют и другие критерии прогресса и регресса: переход от менее разнообразного к более разнообразному; от систем, обладающих меньшим количеством информации, к системам с большим её количеством и др. Глубокая разработка сущности развития и различных его проблем находит своё выражение в учении, которое называется диалектикой. Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. dialektike – искусство вести спор, учёную беседу) вначале понимали такой способ ведения учёной дискуссии, при котором достижение истины происходит путём столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввёл Сократ. В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику. С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Наряду с метафизикой диалектика является всеобщим (универсальным) методом познания. Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии. Содержание диалектики раскрывается в её основных принципах, категориях и законах. Основные принципы диалектики:
Категории диалектики – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: Сущность и явление – важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность – это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление – это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление – это внешние свойства предмета, которые человек познаёт опытным путём через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума. Форма и содержание. Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление. Форма – это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определённом этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. Причина и следствие. Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обуславливает какие-либо последующие явления. Причина – это явление, обуславливающее, порождающее другое явление. Следствие – явление, порождённое другим явлением. Единичное, особенное, всеобщее. Вначале объект предстаёт перед нами как нечто единичное. Единичное (частное) – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем мы замечаем в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, есть особенное. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим. Возможность и действительность. Философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений; возможность — тенденция развития предмета; действительность — объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности. Различают абстрактную, или формальную (для осуществления которой нет всех необходимых условий), и реальную (обладающую для своей реализации всеми необходимыми условиями) возможности. Необходимость и случайность – это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами. Основные законы диалектики: 1. Закон единства и «борьбы» противоположностей заключается в том, что всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например: день и ночь, горячее и холодное и т.д.) Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Противоположности есть в любом предмете, в любом явлении и процессе, но не всякая пара противоположностей в своём единстве представляет диалектическое противоречие, а значит источник развития. Магнит, например, всегда предполагает наличие двух полюсов – северного и южного, но можно ли на этом основании утверждать, что единство этих противоположностей представляет собой источник развития самого магнита? О развитии можно говорить лишь тогда, когда единство противоположностей сопряжено с их «борьбой», проявляющейся во взаимодействии взаимоотрицающих друг друга, противоположно направленных тенденциях или силах. При этом «борьба» совершенно не обязательно трактуется в прямом смысле, хотя вполне возможно и такое её понимание. Так, например, в неорганических системах диалектическим противоречием является единство устойчивости и неустойчивости, притяжения и отталкивания и т.п. Конечно же, в этих случаях слово «борьба» берётся не в прямом, а в переносном смысле. В биологических и социальных системах слово «борьба» может использоваться и в прямом его значении. В живой природе, согласно эволюционной теории, идёт постоянная борьба видов за выживание, в которой происходит естественный отбор, где выживает сильнейший, наиболее приспособленный к условиям внешней среды. История общественного развития также являет пример каждодневного, постоянного столкновения разнонаправленных тенденций (экономических и политических интересов, идеологий и мировоззрений) которые нередко перерастают в борьбу классов, кланов, политических или экономических группировок, приводят к межнациональным или религиозным конфликтам. 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон раскрывает механизм развития, действие которого состоит в том, что на определённом этапе количественные изменения вызывают качественные изменения, а новое качество, в свою очередь, порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Качество - философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объём, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: «Каким образом происходит развитие?». Развитие как качественное преобразование, как переход из одного качества в другое происходит за счёт количественных изменений, за счёт увеличения или уменьшения количества энергии, вещества, информации, за счёт усиления или ослабления структурных связей, того или иного взаимодействия и т.п. При определённых количественных изменениях обязательно меняется качество. Но качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, при закипании воды произойдёт коренное изменение качества воды – она перейдёт в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. В природе не всегда удаётся определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти незаметно, эволюционно. Примером может служить древнегреческая апория ((греч. aporia, букв. — безвыходность), трудная или неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия, с наличием аргумента против очевидного, общепринятого), которая называется «Куча»: «При добавлении которого по счёту зерна совокупность зёрен превратиться в кучу?». 3. Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается всё более новым. Здесь вполне уместно привести пример, который использовал Гегель, разъясняя суть закона отрицания отрицания. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком. Точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один также необходим как другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» Процесс развития объекта любого уровня сложности невозможен без отрицания устаревших, изживших себя форм бытия, без замены их новыми формами. Но он невозможен также и без сохранения в этих возникших новых формах тех или иных свойств, того или иного позитивного, наиболее жизнеспособного в новых условиях старого начала. Именно свойство преемственности, характерное для развития, даёт возможность осуществления непрерывного и последовательного перехода с одной его ступени на другую.
Самоорганизация материи – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив. Термин «самоорганизующаяся система» ввел английский кибернетик У. Р. Эшби. Также разработкой этой проблемы в рамках синергетики занимался русский философ И. Пригожин. Самоорганизация материи происходит благодаря существованию флуктуаций, которые представляют собой постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате возникает диссипативная структура – новое неустойчивое состояние материи. Варианты развития диссипативной структуры: «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии притока энергии из внешней среды; или «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия притока энергии. 3. Пространство и время Важнейшими атрибутами материи являются пространство и время, которые в то же время представляют собой и особые формы бытия. В истории философской и научной мысли на пространство и время смотрели по-разному. Подходы к проблеме пространства и времени Субстанциональный (Демокрит, Эпикур): сторонники этого подхода считали время и пространство отдельной реальностью. Они считали, что пространство есть всё то, что остаётся после того, как исчезнут вещи. Время понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает. Реляционный (Аристотель, Лейбниц, Гегель): время и пространство – отношения, которые возникают в результате взаимодействия материальных объектов Теория относительности А. Эйнштейна. Согласно данной теории пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Теория подтвердила правильность реляционной теории, то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи, перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. Что же понимается под пространством и временем с философской точки зрения? Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Свойства присущие пространству:
Время – форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи. Свойства, присущие времени:
Зависимость пространственно-временных характеристик от свойств той или иной материальной системы, от структурного уровня организации материи обусловила рождение идеи о том, что для каждого из этих уровней существует своё особого рода пространство-время (физическое, химическое, биологическое, социальное). 4. Отражение Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте): следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоёма. Виды отражения: физическое, химическое, механическое, биологическое (раздражённость, чувствительность, психическое отражение) Основные понятия и термины: Бытие – философская категория, с помощью которой осознаётся всеобщая связь между всем существующим. Возможность — тенденция развития предмета. Время – форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи. Всеобщее - свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса. Движение – свойство материи, которое заключается в её способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. Действительность — объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности. Единичное (частное) – отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Материя (лат. materia, вещество; субстрат, субстанция; содержание) – универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Необходимость – тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Особенное - общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса. Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Причина – явление, обуславливающее, порождающее другое явление. Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Развитие – количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью. Самоорганизация материи – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Следствие – явление, порождённое другим явлением. Случайность – тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами. Содержание – то, из чего состоит предмет или явление. Сущность – внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Форма – порядок, в котором сосуществуют составные части предмета или явления, способ внешнего выражения содержания. Явление – обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Какое значение имеет термин онтология? 2. Перечислите основные формы бытия и дайте краткое описание каждой из них 3. Какие основные этапы в формировании категории «материя» можно выделить в истории философии? Дайте им краткую характеристику 4. Какие структурные уровни организации материи вы знаете? 5. Перечислите основные формы движения материи 6. Кого можно считать основателем диалектики как учения о развитии? 7. Назовите основные принципы диалектики 8. Назовите основные всеобщие законы развития 9. Что является источником развития с точки зрения диалектики? 10. Что понимают под пространством в философии? 11. Каково содержание философской категории «время»? 12. Перечислите основные свойства, присущие пространству 13. Назовите основные свойства времени II. Упражнения и задачи
Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его
а) качание маятника; б) старение человека; в) сборка машины на конвейере; г) тренировка спортсмена; д) контрреволюционный переворот; е) течение болезни; ж) круговорот воды в природе; з) движение Земли по орбите вокруг Солнца; и) разрушение природной среды человеком 4. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, ум, сила, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память. 5. В каких афористических высказываниях, приведённых ниже, можно увидеть отражение закона перехода количественных изменений в качественные: а) Вода камень точит не силой, а частым падением б) Лучше меньше, да лучше в) Тише едешь – дальше будешь г) Побеждают не числом, а уменьем д) От великого до смешного – один шаг е) Поспешишь – людей насмешишь ж) Семь раз отмерь – один отрежь з) Талант есть труд и) Повторенье – мать ученья 6. В каких из перечисленных ниже высказываний нашёл отражение закон отрицания отрицания: а) Новое – это хорошо забытое старое б) Клин вышибают клином в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок III. Тестовый контроль знаний Вариант I 1. Какой раздел философии изучает проблемы бытия? а) аксиология; б) онтология; в) гносеология; г) антропология 2. Бытие человека в обществе и бытие самого общества: а) материальное бытие; б) идеальное бытие; в) человеческое бытие; г) социальное бытие; д) виртуальное бытие 3. Материя отождествляется с атомами в: а) наивном материализме; б) атомистической модели; в) механическом материализме; г) новейшей физике 4. Физическая форма движения материи – это: а) простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы и т.д.; б) неорганические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ и т.д.; в) такие процессы, как: обмен веществ, размножение, наследственность, рост и т.д.; г) материальная и духовная жизнь индивида и общества 5. Соотнесите формы движения материи и их проявления 1) биологическая; а) простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы и т.д.; 2) социальная; б) неорганические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ и т.д.; 3) физическая; в) такие процессы, как: обмен веществ, размножение, наследственность, рост и т.д.; 4) химическая г) материальная и духовная жизнь индивида и общества 6. Соотнесите основные категории современной диалектики и их смысл: 1) сущность; а) обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; 2) явление; б) тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными связями; 3) содержание; в) тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами; 4) форма; г) объективно существующий предмет; 5) причина; д) внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл; 6) следствие; е) то, из чего состоит предмет или явление; 7) единичное; ж) тенденция развития предмета; 8) особенное; з) порядок, в котором сосуществуют составные части предмета или явления, способ внешнего выражения содержания; 9) всеобщее; и) свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса; 10) возможность; к) общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса; 11) действительность; л) отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от других; 12) необходимость; м) явление, обуславливающее другое явление; 13) случайность н) явление, порождённое другим явлением 7. Что утверждает закон отрицания отрицания? а) развитие осуществляется путём накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; б) новое всегда отрицает старое, занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается более новым; в) всё сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе противоречат друг другу 8. Свойство материи, которое заключается в её способности изменяться, переходить из одного состояния в другое: а) самоорганизация; б) движение; в) развитие; г) диалектика 9. Всеобщая объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов: а) самоорганизация; б) пространство; в) время; г) отражение 10. Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем: а) самоорганизация; б) пространство; в) время; г) отражение Вариант II 1. Существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира – это: а) материальное бытие; б) идеальное бытие; в) человеческое бытие; г) социальное бытие; д) виртуальное бытие 2. Созданная с помощью компьютера модель реальности – это: а) материальное бытие; б) идеальное бытие; в) человеческое бытие; г) социальное бытие; д) виртуальное бытие 3. Материя – гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется по законам механики. Так считали представители: а) наивного материализма; б) атомистической модели; в) механического материализма; г) новейшей физики 4. Химическая форма движения материи – это: а) простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы и т.д.; б) неорганические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ и т.д.; в) такие процессы, как: обмен веществ, размножение, наследственность, рост и т.д.; г) материальная и духовная жизнь индивида и общества 5. Первым в философский лексикон термин «диалектика» ввёл: а) Платон; б) Аристотель; в) Сократ; г) Гераклит 6. В данном перечне укажите всеобщие законы развития: а) закон всемирного тяготения; б) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон отрицания отрицания; г) закон инерции; д) закон сохранения энергии; е) закон перехода количественных изменений в качественные; ж) закон цикличности 7. Соотнесите законы диалектики и их суть: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон отрицания отрицания; 3) закон единства и борьбы противоположностей а) развитие осуществляется путём накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; б) новое всегда отрицает старое, занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается более новым; в) всё сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе противоречат друг другу 8. Универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отражаемую им: а) диалектика; б) развитие; в) бытие; г) материя 9. Создание, совершенствование, воспроизводство материи самой себя без участия внешних сил: а) самоорганизация; б) движение; в) развитие; г) диалектика 10. Укажите свойства, характеризующие время: а) линейность; б) одномерность; в) трёхмерность; г) протяжённость; д) бесконечность; е) асимметричность; ж) объём; з) всеобщность; и) длительность Вариант III 1. Существование идеального как самостоятельной реальности – это: а) материальное бытие; б) идеальное бытие; в) человеческое бытие; г) социальное бытие; д) виртуальное бытие 2. Соотнесите формы бытия и их определения: 1) материальное бытие; а) бытие человека в обществе и бытие самого общества; 2) идеальное бытие; б) созданная с помощью компьютера модель реальности; 3) человеческое бытие; в) существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; 4) социальное бытие; г) существование идеального как самостоятельной реальности; 5) виртуальное бытие д) существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире 3. Материя объективная реальность, охватывающая бесконечное многообразие существующих в мире объектов и систем, так считает: а) наивный материализм; б) атомистическая модель; в) механический материализм; г) новейшая физика 4. Биологическая форма движения материи - это: а) простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы и т.д.; б) неорганические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ и т.д.; в) такие процессы, как: обмен веществ, размножение, наследственность, рост и т.д.; г) материальная и духовная жизнь индивида и общества 5. Разработал диалектику как универсальную теорию познания и учения о бытии: а) Р. Декарт; б) Демокрит; в) Г. Гегель; г) И. Кант 6. Что утверждает закон перехода количественных изменений в качественные? а) развитие осуществляется путём накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; б) новое всегда отрицает старое, занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается более новым; в) всё сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе противоречат друг другу 7. Какие философы относятся к реляционному подходу к проблеме пространства и времени? а) Аристотель; б) Г. Лейбниц; в) Демокрит; г) Эпикур; д) Г. Гегель 8. Количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью: а) самоорганизация; б) движение; в) развитие; г) диалектика 9. Укажите свойства, характеризующие физическое пространство: а) линейность; б) одномерность; в) трёхмерность; г) протяжённость; д) бесконечность; е) асимметричность; ж) объём; з) всеобщность; и) длительность 10. Соотнесите термины и их определение: 1) диалектика; а) философская категория, с помощью которой осознаётся всеобщая связь между всем существующим 2) развитие; б) универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им; 3) бытие; в) свойство материи, которое заключается в её способности изменяться, переходить из одного состояния в другое; 4) материя; г) количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью: 5) самоорганизация; д) способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей взаимосвязи и развитии; 6) движение; е) способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем; 7) пространство; ж) форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи; 8) время; з) всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов; 9) отражение и) создание, совершенствование, воспроизводство материи самой себя без участия внешних сил Вариант IV 1. Существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире: а) материальное бытие; б) идеальное бытие; в) человеческое бытие; г) социальное бытие; д) виртуальное бытие 2. Понятие материя формируется на основе восприятия человеком окружающего мира на основе наблюдения в: а) наивном материализме; б) атомистической модели; в) механическом материализме; г) новейшей физике 3. Соотнесите понятие материи и направление в философии и науке: 1) наивный материализм; а) материя – объективная реальность, охватывающая бесконечное многообразие существующих в мире объектов и систем; 2) атомистическая модель; б) материя – гигантский механизм, в котором кругообразные движения различных по своей величине частиц материи осуществляются по законам физики; 3) механистический материализм; в) материя – суть атомы; 4) новейшая физика г) материя – то, что воспринимается человеком на основе наблюдений 4. Социальная форма движения материи – это: а) простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы и т.д.; б) неорганические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ и т.д.; в) такие процессы, как: обмен веществ, размножение, наследственность, рост и т.д.; г) материальная и духовная жизнь индивида и общества 5. Соотнесите основные принципы диалектики и их суть: 1) всеобщая связь; а) вечность, неуничтожимость истории, мира и его существование и развитие во времени, которое длится всегда; 2) системность; б) наличие таких связей, где одна порождает другую; 3) причинность; в) существование в окружающем мире упорядоченных многочисленных связей; 4) историзм г) целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязь, взаимозависимость всех его компонентов 6. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей? а) развитие осуществляется путём накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; б) новое всегда отрицает старое, занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается более новым; в) всё сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе противоречат друг другу 7. Какие философы относятся к субстанциональному подходу к проблеме пространства и времени? а) Аристотель; б) Г. Лейбниц; в) Демокрит; г) Эпикур; д) Г. Гегель 8. Философская категория, с помощью которой осознаётся всеобщность связи между всем существующим: а) диалектика; б) развитие; в) бытие; г) материя 9) Способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей взаимосвязи и развитии: а) самоорганизация; б) движение; в) развитие; г) диалектика 10. Форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи: а) самоорганизация; б) пространство; в) время; г) отражение Литература Основная 1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г. 2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г. 3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г. 4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г. 5. Философия. Р-н-Д., 2003 г. 6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г. 7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г. Дополнительная 1 Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7. 2. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии 1990. № 10. 3. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 4. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. Гл. 3. Структурные уровни организации материи / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 1999. 5. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич и В.С. Столяров. М., 1991. Ч. 1. С. 184–190, 196–197, 208–212, 217–225, 245–248. |