Главная страница

учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
Дата08.01.2018
Размер4.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
ТипПояснительная записка
#13787
страница13 из 40
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   40

Л. Н. Толстой (1828 – 1910) создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство.

Многие религиозные догмы, считал Толстой, должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия. Религия должна стать простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум, совесть. Смыслом жизни человека должно стать совершенствование.

Главное зло на Земле – смерть и насилие. Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем и основой поведения человека сделать непротивление злу насилием. Государство – отживающий институт, и поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование. Необходимо всеми возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни.

Особенность философии Ф. М. Достоевского (1821 – 1881) в том, что он будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь» оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано всего литературное творчество) занимает проблема человека. Им было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь богочеловека.

Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать всё, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. Данный путь губителен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

Революционно-демократическая философия: Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. Кропоткин отвергала существующий общественно-политический и экономический строй.

Самый яркий представитель революционно-демократической философии XIX века – Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889). Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ». Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».

В своей теории «разумного эгоизма» Чернышевский дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В области эстетики отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве.

Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» и «Пролог».

Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В. С. Соловьёва (1853 – 1900)

Центральной в учении В. Соловьёва является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьёву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трёх компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество.

Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской философии характерно возникновение систем, характеризующихся антропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры, поскольку в их осмыслении уделялось внимание вопросам познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.

В этот период возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом.

Космизм - совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.

Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое – мистическо-теологическое (Н. Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв), где превалирует установка на «единство всего сущего», то есть земного и небесного миров. Второе направление – естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Яркий представитель космизма – Н. Ф. Фёдоров (1828 – 1903) – основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. Основной вопрос его философии – найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Задача философии – объяснить мир и дать проект его преобразования. Более того, он утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.

В. И. Вернадский (1863 – 1945) внёс большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу.

Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

К. Э. Циолковский (1857 – 1935) явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

В философско-художественных эссе Циолковский развивал «космическую философию», которая опирается на идею «атома» — бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Космическая утопия Циолковского предполагает расселение человечества в Солнечной системе и др. звездных мирах, а в будущем — полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию.

А. Л. Чижевский (1897 – 1964) – основатель философской системы космической биологии. Основные положения: развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но находится и под сильнейшим влиянием космоса; определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей при этом научную основу. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной.
5. Русская и советская философия XX века
В российской философии XX века господствуют идеи марксизма, в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития Росси на рубеже веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов (1856 – 1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противником философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы.

Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин (1870 – 1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., даёт определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внёс серьёзный вклад в развитие исторического материализма (направление марксизма, которое исходит из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства), исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет также его теория государства.

Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

Философия этого периода имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало её несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В. И. Ленина, который пытался развить марксистское философское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Основные направления, которыми занималась советская философия 60-80-х гг.:


  • проблема ценностей;

  • проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;

  • проблема гносеологии;

  • проблема сознания;

  • проблема культуры;

  • проблема философских методов


Представители: Н. И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Ф. Лосев (человек, история); Л. Гумилёв (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); Ю. Лотман (общество, философия истории)

Особое философское направление, возникшее в эмиграции, в различных иностранных государствах – философия «русского зарубежья».

Философия П. С. Мережковского (1864 – 1941). Мережковский разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщение к христианству; полная внутренняя гармония человека, его слияние с христианством.

Философия Л. Шестова (1866 – 1938). Была близка экзистенциализму, и её главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны. Жизнь человека независима от внешних обстоятельств. Человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов.

Философия Н. А. Бердяева (1874 – 1948). Философия Бердяева носит многоаспектный характер, однако в ней преобладают экзистенциальная и религиозная направленность. Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму).

Высшей ценностью в окружающем мире, согласно Бердяеву, является свобода. Свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека. Но свобода человека подвергается угрозе извне. Данную угрозу несёт общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления. Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность. Задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя.

Ключевую роль в жизни человека играет также религия. Бог должен быть нравственным символом, примером для человека. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных». Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба. Человек со свей стороны должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

Философия есть уникальный элемент культуры. Философия же определенного народа, развернутая в его истории, - еще и документ, свидетельство не только развития его мысли, но и отражения реальных процессов его существования. Нельзя забывать тот факт, что культура любого народа не может питаться только своими традициями и новациями. Она либо включается в общецивилизационный поток, либо угасает, превращаясь в ритуальное действие.

Русская философия - организм несомненно живой и динамичный. Ее сравнительно недолгая история позволяет выделить ряд особенностей.

Во-первых, любое философское направление или даже отдельная идея, выработанные на отечественной российской почве или воспринятые извне, пропитывались национальным духом, приспосабливались к национальной среде. Именно поэтому история русской философии несет на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировосприятия. Русская философия - один из ракурсов ретроспективного портрета народа.

Во-вторых, для философии на Руси одним из основных условий существования была и осталась необходимость определиться в отношении религии, а конкретнее - православного христианства. Религиозное направление в русской философии было всегда ведущим, определяющим, наиболее плодотворным в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания.

В-третьих, особое географическое положение и политический статус России выдвинули как постоянный фон всех философских вопросов проблему отношения к Востоку и Западу. С учетом ее усваивались те или иные философские учения Европы, распространялись научные труды, принимались или отвергались иные подходы и методы исследования.

В-четвертых, распространение западных философских теорий (французский материализм XVIII в., шеллингианство, гегельянство и др.) никогда не представляло собой «голое» копирование. Русских мыслителей сложно называть даже последователями таких учений. Они как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения,

В-пятых, русская философия всегда развивалась в условиях острых экономических, политических и идеологических процессов. Именно поэтому ей не было свойственно примитивное схоластическое теоретизирование, даже в рамках идеалистических и религиозных учений. Ее философские концепции связаны с конкретными социально-политическими обстоятельствами в стране.

В-шестых, строжайшая цензура власти, прежде всего Церкви, заставляла философию облекаться в одежду публицистики, искусства, художественного творчества, литературной критики. Таким образом, появлялась возможность не только выражать позицию автора, но и учесть общественно-психологическую атмосферу общества. Как ни в какой другой стране, философскими идеями в России было пропитано творчество художественной и научной интеллигенции. В России лишь в конце XIX в. появились профессиональные философы, а до этого времени данным видом творчества занимались в основном общественные деятели, писатели и публицисты.

В-седьмых, для русской философии характерно наличие проблем, не теряющих своей актуальности на протяжении всей русской истории и отразившихся в науке и мировоззрении. Таковыми являются: проблемы естественного права, природных источников власти; антропологизм - подход к человеку как высшему произведению природы; рассмотрение космоса как единого организма, обладающего «жизненной силой»; теории общественного прогресса; создание моделей идеального социального устройства; разработка диалектического подхода в его идеалистических и материалистических вариантах.

В-восьмых, философское мировоззрение было широко распространено во всех слоях российского общества, в том числе и в простонародных. Формы выражения взглядов такого рода были крайне разнообразны и не ограничивались привычным вариантом теоретического трактата. Именно поэтому внедрение новых философских течений происходило быстрее, а закрепление было более прочным, чем в Европе.

В-девятых, обязательным элементом любых философских теорий в России был нравственный аспект. Иногда он был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.
В-десятых, одной из важнейших особенностей русской философии является феномен целостности, системности, всеобщности. Почти каждый русский философ стремился создать
всеобъемлющую систему бытия, охваченного цельным познанием. Истинность этого бытия давалась лишь гармоничному цельному человеку, который воплощал в себе весь мир.
Основные понятия и термины:
Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

Исторический материализм - направление марксизма, которое исходит из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства.

Космизм - совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.

Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Секуляризация - (от позднелат. saecularis — мирской, светский), ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь.

Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.
Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. В чём отличие русской философии от философии европейской?

2. Какой период в русской философии является периодом ученичества и с какого времени зарождается самобытная русская философия?

3. Какой вклад внесла русская философия в общемировую?

4.Что утверждали «западники»?

  1. В чем видел П.Я. Чаадаев причину отсталости и бед России?

  2. Что лежит в основе истории, по П.Я Чаадаеву?

  3. К какому направлению (западничеству или славянофильству относился) А.И. Герцен?

  4. Что означает главный принцип философии В.С. Соловьева — принцип «всеединства»?

  5. Почему философию Н.А. Бердяева называют философией свободы?

  6. Почему Н.А. Бердяев против идеологии страдания  Ф.М. Достоевского?

  7. Возможно ли то, что предлагает Н.Ф. Федоров?

  8. В.И. Ленин отстаивал принцип партийности в философии. Что он означал?

II. Упражнения и задачи


  1. Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали об искоренении зла. Что вы можете сказать об этом парадоксе?

  2. С точки зрения Л. Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощённый враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?

  3. Западники и славянофилы есть и сейчас. Одни считают, что Россия должна идти своим путём, что Запад нам не указ, что «умом Россию не понять». А другие – что чем скорее мы внедрим в России западные формы экономики и жизни, которые уже доказали свою эффективность на Западе, тем быстрее заживём нормальной жизнью. Какая из точек зрения вам кажется правильной?

III. Тестовый контроль знаний
Вариант I
1. Наиболее характерной чертой отечественной философии является:

а) системность, академический характер;

б) преимущественной внимание к проблемам науки;

в) тесная связь с католической религией;

г) обострённое внимание к проблемам этики, смысла жизни

2. «Слово о Законе и Благодати» произведение…

а) Вл. Соловьёва;

б) Вл. Мономаха;

в) Григория Сковороды;

г) митрополита Иллариона

3. Кому принадлежит концепция «Москва – третий Рим»?

а) митрополит Илларион;

б) Сергий Радонежский;

в) Филофей;

г) Вл. Мономах

4. Философское направление в России, утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития:

а) русский социализм;

б) славянофильство;

в) западничество;

г) декабризм

5. Какие ценности ставили на первое место представители западничества?

а) наука;

б) самобытность России;

в) демократия;

г) православная вера

6. Славянофилы 40-х гг.XIX в…

а) в самобытности России видели залог её всечеловеческого призвания;

б) считали, что Россия – «страна забытая Провидением», а её история – урок другим народам «как не надо жить»;

в) утверждали необходимость прохождения Россией тех же этапов развития, что прошла Западная Европа;

г) представляли будущее России в качестве центра особого мира Евразии

7. Соотнесите представителей славянофильства и западничества:

1) западничество; а) А. И. Герцен;

2) славянофильство б) А. С. Хомяков;

в) В. Г. Белинский;

г) К. С. Аксаков

8. Первый теоретик освоения человеком космического пространства, представитель русского космизма:

а) К. Э Циолковский;

б) В. И. Вернадский;

в) А. Л. Чижевский;

г) Н. Ф. Фёдоров

9. Направление марксистской философии, которое исходит из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства:

а) антропологический материализм;

б) исторический материализм;

в) диалектический материализм;

г) исторический идеализм

10. Соотнесите направления отечественной философии XX века и их представителей:

1) российский марксизм; а) В. И. Ленин;

2) советская философия; б) Ю. Лотман;

3) философия русского зарубежья в) П. С. Мережковский

г) Г. В. Плеханов;

д) Н. Бердяев;

е) Л. Гумилёв

Вариант II
1. В каком году произошло крещение Руси?

а) 898 г.;

б) 1088 г.;

в) 988 г.;

г) 889 г.

2. Отметьте представителей древнерусской философии:

а) Филофей;

б) Ю. Крижанич;

в) Илларион;

г) С. Радонежский;

д) А. Курбский;

е) Вл. Мономах

3. Назовите представителей отечественной философии XVIII – нач. XIX вв.:

а) М. В. Ломоносов;

б) Ф. М. Достоевский;

в) Л. Н. Толстой;

г) А. Н. Радищев

4. Автор «Философических писем», положивших начало расколу русского общества на славянофилов и западников:

а) К. С. Аксаков;

б) П. Я. Чаадаев;

в) А. И. Герцен;

г) В. Г. Белинский

5. Какие ценности ставили на первое место представители славянофильства?

а) наука;

б) самобытность России;

в) демократия;

г) православная вера

6. Кому принадлежит идея «непротивления злу насилием»?

а) Вл. Соловьёв;

б) Л. Н. Толстой;

в) Н. Бердяев;

г) Ф. М. Достоевский

7. «Всеединство» в философии Вл. Соловьёва означает:

а) учение о сущности единого общества;

б) единство природы и человека;

в) единство природы и общества;

г) единство Бога со всем миром, «богочеловечество»

8. Философия «общего дела» Н. Фёдорова содержала призыв к…

а) регуляции природы, «внесению» в неё воли и разума, обретению человеком бессмертия, воскресению всех ушедших предков;

б) обновлению России с приобщением её к достижениям западноевропейской цивилизации;

в) покорности и непротивлению перед лицом таинственных сверхъестественных сил, действующих в земном мире;

г) критической оценке рационального научного познания и союзу с мистикой и оккультными науками

9. Выделите представителей советской философии:

а) Л. Гумилёв;

б) П. С. Мережковский;

в) Ю. Лотман;

г) Н. Бердяев

10. Соотнесите периоды отечественной философии и их представителей

1) Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

2) Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

3) Русская философия XVIII – первой четверти XIX века;

4) Русская философия XIX – первой половины XX века;

5) Русская и советская философия XX века

а) Филофей;

б) М. В. Ломоносов;

в) В. И. Ленин;

г) Л. Н. Толстой;

д) Илларион
Вариант III
1. Под влиянием чьей философии находилась отечественная философия в период своего возникновения?

а) византийской;

б) немецкой;

в) французской;

г) восточной

2. Кто является первым отечественным философом?

а) Филофей;

б) Ю. Крижанич;

в) Илларион;

г) С. Радонежский;

д) А. Курбский;

е) Вл. Мономах

3. За издание какого произведения философ-просветитель А. Н. Радищев был сослан в Сибирь?

а) «Житие Ф. В. Ушакова»;

б) ода «Вольность»;

в) «Путешествие из Петербурга в Москву»;

г) «О человеке»

4. Назовите представителей западничества:

а) А. И. Герцен;

б) А. С. Хомяков;

в) В. Г. Белинский;

г) К. С. Аксаков

5. Представитель революционно-демократического направления отечественной философии, автор романа «Что делать?»:

а) А. Н. Радищев;

б) П. Я. Чаадаев;

в) Н. Г. Чернышевский;

г) А. И. Герцен

6. Представители русской религиозной философии:

а) М. В. Ломоносов, В. И. Вернадский;

б) А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский;

в) Вл. Соловьёв, С. Л. Франк;

г) Г. В. Плеханов, В. И. Ленин

7. В основе философского учения Вл. Соловьёва лежит идея…

а) всеединства;

б) национальной самобытности России;

в) непротивления злу насилием;

г) развития истории

8. Соотнесите направления отечественной философии XIX – нач. XX вв. и их представителей:

1) западничество; а) Н. Г. Чернышевский;

2) славянофильство; б) Н. Ф. Фёдоров;

3) революционно-демократическая философия; в) А. И. Герцен;

4) русский космизм г) А. С. Хомяков;

д) К. Э. Циолковский;

е) В. Г. Белинский;

ж) К. С. Аксаков

9. Выделите представителей философии «русского зарубежья»:

а) Л. Гумилёв;

б) П. С. Мережковский;

в) Ю. Лотман;

г) Н. Бердяев

10. В каком варианте имена отечественных философов расположены в правильном хронологическом порядке?

а) митрополит Илларион, М. В. Ломоносов, П. Я. Чаадаев, Н. Бердяев;

б) Н. Бердяев, М. В. Ломоносов, митрополит Илларион, П. Я. Чаадаев;

в) П. Я. Чаадаев, митрополит Илларион, Н. Бердяев, М. В. Ломоносов;

г) митрополит Илларион, П. Я. Чаадаев, М. В. Ломоносов, Н. Бердяев

Вариант IV
1. Выделите особенности отечественной философии:

а) особое отношение к вопросам религии, опора на православие;

б) особый интерес к вопросам познания, науки;

в) копирование западных философских теорий;

г) распространение философского мировоззрения во всех слоях общества, в том числе в простонародных

2. Выделите представителей отечественной философии периода монголо-татарского ига:

а) Филофей;

б) Ю. Крижанич;

в) Илларион;

г) С. Радонежский;

д) А. Курбский;

е) Вл. Мономах

3. Какие направления относятся к отечественной философии XIX – нач. XX вв.?

а) славянофильство;

б) российский марксизм;

в) русский космизм;

г) революционно-демократическая философия;

д) философия «русского зарубежья»;

е) западничество

4. Назовите представителей славянофильства:

а) А. И. Герцен;

б) А. С. Хомяков;

в) В. Г. Белинский;

г) К. С. Аксаков

5. Представителями русского космизма были:

а) А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин;

б) Вл. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский;

в) митрополит Илларион, Вл. Мономах, Ю. Крижанич;

г) Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский

6. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития:

а) социосфера;

б) ноосфера;

в) коэволюция;

г) логосфера

7. Кто из отечественных философов является автором «философии всеединства»?

а) Н. Бердяев;

б) Н. Лосский;

в) Вл. Соловьёв;

г) Ф. Достоевский

8. В основу мира, согласно взглядам Н. Бердяева, заложено:

а) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

б) стремление к свободе;

в) Бог;

г) София

9. Первый теоретик марксизма в России:

а) В. И. Ленин;

б) Н. Г. Чернышевский;

в) М. А. Бакунин;

г) Г. В. Плеханов

10. Соотнесите название произведения и его автора:

1) «Москва – третий Рим»; а) Илларион;

2) «Что делать?»; б) Филофей;

3) «Слово и Законе и Благодати»; в) А. Н. Радищев;

4) «Путешествие из Петербурга в Москву»; г) П. Я. Чаадаев;

5) «Философические письма» д) Н. Г. Чернышевский

Литература
Основная
1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

  1. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

  2. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

  3. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

  4. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.


Дополнительная
1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.

2 Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое. Настоящее. Будущее: Историко-философская мысль России XIX – XX вв. М., 1995.

3 Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. М., 2001.

4 Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991.

5 Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии.

Свердловск, 1991.

6 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль ХI – XVII вв. М., 1990.

7 Дробжева Г.М., Роом Л.А. История отечественной философии XIX в. Тамбов, 2002.

8 Дробжева Г.М., Роом Л.А. История отечественной философии ХХ в. (русский марксизм и становление «нового религиозного сознания» в начале века). Тамбов, 2003.

9 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебное пособие для гуманитарных вузов,школ. М., 1995.

10 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Ростов на/Д, 1999.

11 История русской философии: Учебник для вузов / Ред. колл.: М.А. Маслин и др. М., 2001.

12 История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.

13 Лазарев В. Введение в русскую философию. М., 1995.

14 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

15 Новиков А.И. История русской философии: Учебное пособие для вузов. СПб., 1998.

16 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.

17 Русская философия: Малый энциклопедический словарь / Сост. А.И. Абрамов, А.И. Алешин и др. М., 1995.

18 Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

19 Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   40


написать администратору сайта