3. Определение философии как особого вида познания. Определение философии как особого вида познания
Скачать 19.58 Kb.
|
Определение философии как особого вида познания Платоновская трактовка философии в точном соответствии с исходным смыслом этого слова полагает в качестве предмета философского познания происхождение космоса – упорядоченной вселенной. Как и смыслом слова философия, платоновской концепцией возникновения космоса предполагаются две возможных версии: либо возникновение космоса как процесса его самопорождения изначальным природным хаосом, либо сотворения космоса из природного хаоса внешней хаосу силой, внешним ему вселенским началом. Если смысл слова философия должен был выкристаллизоваться путём снятия персонифицирующей происхождение космоса формы мифологического мышления мышлением понятийным, то у Платона мы, как раз, и наблюдаем результат такой демифологизации исходного смысла этого слова, замену «существ» «сущностями». Женская, софийная линия божеств фиксируется категорией «материя» (хотя слово материя ещё и не употребляется Платоном систематически, но, как отмечалось, даётся совокупность её характеристик: хаос, пространство, необходимость, беспорядочная причина и др.); мужская, «техническая» линия – категорией «идея» (идеальное «прекрасное целое», «образец», «истинное бытие», «единое», «благо» и др.). Мы ещё могли бы сомневаться в том, что дело обстоит именно так, если бы сам Платон своей иронической мифологизацией не развеивал наши сомнения, называя материю, кроме прочего, «матерью», «родительницей», «кормилицей» и т.п., а идеальное начало – «богом», «отцом», «демиургом» и пр. Реконструируя смысл слова философия нельзя было не предположить, что демифологизация картины возникновения космоса должна была повлечь осознание альтернативности двух версий происхождения космоса. В учении Платона о философии осознание альтернативности двух этих версий было развито в открытие, что противоположность материалистической (софийной) и идеалистической («технической») версий возникновения космоса составляет основополагающую проблему философии, её, если воспользоваться более поздним выражением, «основной вопрос». Одна из сторон предмета философии – человек в космосе, в отношении к космосу. В мифологической картине происхождения космоса, конечно, содержатся и представления о происхождении человека, его образ как соразмерный образу космоса (человек – это, так сказать, «микрокосмос» в отношении к «макрокосмосу»). Казалось бы, тем самым и смыслом слова «философия» человек должен предполагаться как «принадлежащий» предметной области философствования. Но в том-то и дело, что сама по себе демифологизация как замена в основном персонифицирующе-образного стиля мышления мышлением по преимушеству понятийным на первом её шаге, который и позволил изобрести слово «философия» с его исходным смысловым содержанием, напротив, возвысив человека до ранга субъекта философского познания, тем самым одновременно и «изъяла» человека из той области, по поводу которой философствуют. Потребовалась разработка специальных средств собственно философского понятийного мышления – категориально-дискурсивного и, что особенно важно в данном случае, категориально-рефлексивного, чтобы оказалось возможным вновь «ввести» человека с его «космической сущностью», выражающейся в особом, познавательно-ценностном, отношении к миру в целом в предметную область философии. Конкретнее сказать, это стало возможным, когда Платон отличил философа как исключительный тип человека, как человека, способного состояться в качестве субъекта философского познания, чтобы действовать особыми философскими познавательными средствами, от человека вообще, человека как всеобще-родового существа. Прямо зависело от разработки специально философских средств познавательной деятельности и такое, не предполагаемое, – по крайней мере, не предполагаемое сколько-нибудь явно, – исходным смыслом слова философия, платоновское уточнение контуров предметной области философии, как отнесение ее, этой предметной области, к реальности, лежащей за пределами чувственно-доступного («видимого») мира. Познавательные способности и познавательные средства философии. Платоновское учение о философии как познавательной деятельности в соответствии со смыслом слова философия основывается на идее сочетания в этой деятельности двух познавательных способностей: софийной, выражающейся во влечении, любви (philia) к собственно мудрости (sophia), и «технической», выражающейся во влечении к мудрости как techne – искусству мышления. Платон, отправляясь от смысла слова «философия», глубоко и всесторонне разработал учение о существе и взаимосвязи софийной и «технической» познавательных способностях. Напомним, что в трактовке Платоном софийной познавательной способности подчеркнуты эротические моменты («неистовство», экстаз) влечения к sophia-мудрости, что получило развитие в учении об этой познавательной способности как способности, которую, – для ее узнаваемости современными авторами и читателями, – следовало бы назвать способностью интуиции мирового целого. «Техническая» познавательная способность философствовать (умение рассуждать) была развита Платоном в диалектический метод: искусство-techne (Федр, 266 d; Софист, 253 в – е) рассудочного понятийно-категориального мышления. Платон, однако, нарушает соответствие своего учения о философских познавательных способностях и средствах смыслу слова философия, когда даёт отступающую от мифопоэтической традиции трактовку характера взаимоотношений софийной способности, т.е. интуиции, и «технической» способности, т.е. способности диалектического мышления, взятых в их зависимости от соответствующей версии происхождения космоса. В мифопоэтической традиции предполагается, что софийная мудрость преобладает над мудростью в смысле techne в женской версии происхождения космоса, т.е. в версии самопорождения космоса вселенским хаосом; и. наоборот, «техническая» мудрость преобладает над мудростью софийной в версии происхождения космоса посредством его сотворения из вселенского хаоса. Платон же вполне однозначно придерживается точки зрения, что определяющей познавательной способностью в философии является софийная способность – интуиция мира как целого и в целом, а «техническая» способность, диалектика, играет подчиненную интуиции роль. Он без колебаний проводит линию идеализма в философии, соответствующую мифологической версии происхождения космоса путём сотворения. Этой версии, согласно смыслу слова философия, должна была бы соответствовать позиция, что решающую роль в познании играет мудрость-техне, иначе сказать – диалектическое мышление. Но Платон считает, что основополагающей философской способностью – мы за него вправе подчеркнуть: вообще, независимо от того идёт ли речь об идеализме или о материализме – является мудрость-sophia, а диалектическое искусство, techne мышления играет подчинённую роль. Дело здесь в том, что познавательная позиция философии к тому времени, когда её застал, осознал и развил Платон, выросла уже за пределы даже понятийно снятой смыслом слова философия мифо-логики; выросла и трансформировала соотношение познавательных способностей и средств философствования. Диалектика как искусство-techne, как метод познавательной деятельности сравнительно с интуицией-sophia молодая, новая формация деятельного ума, сложившаяся не в рамках мифологического мировоззрения, а на почве уже собственно философии, философского мировоззрения. Поскольку диалектика как метод рассуждения о мировом бытии генетически вторична по отношению к интуиции мира как целого и в целом, постольку вполне правомерно полагать и функциональную ее вторичность – усматривать в ней способ оформления прежде данного содержания интуиции мирового бытия. Потому-то открытый Платоном порядок соотношения диалектики и интуиции мирового бытия следует признавать независимо от материалистической или идеалистической позиции в философии. |