учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Тема 10. Традиции и особенности отечественной философии Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии других стран, и это отличие проявлялось на протяжении всей её истории. Феноменальность русской философии заключается в том, что она развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Это:
Этапы развития русской философии: 1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; 2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); 3. Русская философия XVIII – первой четверти XIX века; 4. Русская философия XIX – начала XX века; 5. Русская и советская философия XX века Русская философия возникла в Киевской Руси в XI веке, причём начало процессу было положено принятием христианства русским народом в 988 г. и обретением письменности. Так как в процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, то в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали теоцентрические тенденции. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея затрагивались вопросы добродетели, объяснений христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы. Вплоть до реформистской деятельности Петра I русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует периоду западноевропейской средневековой философии. Средневековая философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, развитие православия (приход христианства), становление российской государственности и русской национальности заставили развиваться общественную мысль. До петровского времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, философия развивалась в рамках византийско-православного богословия. Следует отметить, что, проходя путь ученичества под влиянием византийской и западно-европейской философии, русская философия приобрела свою специфику. Русскую философию не раз упрекали в огромном влиянии извне, в отсутствии самостоятельности. Знаток русской философии В. В. Зеньковский отвечал на это следующим образом: «Понятие «влияния» может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности – без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований, с середины XVIII в. Это период русского Просвещения, которое не только создало самобытную национальную философию, но и обеспечило быстрый взлёт философии XIX в. Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы. Среди русского дворянства распространилось вольтерьянство с его вольнодумством. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Продолжались поиски философской сути христианства. Появление оригинальных философских концепций и философских школ связывают со второй четвертью XIX века. В развитие общемировой философии русская мысль внесла оригинальный вклад на рубеже XIX – XX веков в лице представителей религиозно-идеалистической философии и так называемого русского космизма. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв. носит также название русского религиозно-философского ренессанса. В XX веке русская философия уже не только развивается рядом с западно-европейской философией, но и начинает постепенно выходить на путь мирового влияния. Характерные черты русской философии:
1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основные темы ранней русской философии: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа Представители: Илларион, Вл. Мономах В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствуют патриотизм и историческая глубина. В сочинении первого древнерусского философа – киевского митрополита Иллариона (XI в.) - «Слово о Законе и Благодати» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света. Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053 – 1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому, можно жить в согласии с Богом. 2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России) Русская философия XII – XVII вв. приходится на период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси). Основные темы русской философии XII – XVII вв.
Представители: С. Радонежский, Филофей, А. Курбский, Ю. Крижанич Сергий Радонежский (XIV в.) – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига. В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом. Отсюда, с XVI в., берёт своё начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Это первый этап становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название «Русская идея». Наряду с историофилософской идеей «Святой Руси» русскую мысль интересуют отношения между церковью и государством. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. В царствование Ивана IV получили дальнейшее развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников. Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вёл заочную полемику с Иваном Грозным. Большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа возлагает Юрий Крижанич (1618 – 1683). Вместе с тем Крижанич выступает за справедливое правление и призывает власть имущих проявить заботу о народе. Следует отметить, что философия как мировоззрение приобретала всё большее значение в культуре России. Проникавшие идеи западноевропейских наук, распространение теории Коперника способствовали процессу секуляризации в России. Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии шло в рамках религиозной традиции. Основными проблемами древнерусской философии были премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. 3. Русская философия XVIII – первой четверти XIX века Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси». Эти перемены нашли своё отражение в том, что русская философия, ещё сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы. Традиционная философия ещё сохранялась, например в Киево-Могилянской академии. Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к философской культуре Запада. Основным течением философии России XVIII века было русское “вольтерьянство» и «вольнодумство». Это течение шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии». Пропагандистами научного знания и философии нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев. М. В. Ломоносов (1711 – 1765) – учёный-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомистическая теория строения вещества. Отношение его к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но с другой стороны, не наделял его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. А. Н. Радищев (1749 – 1802) – писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву», философское произведение «О человеке». После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» ( за издание которой был сослан в Сибирь), в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозглашавшим идею человечности не на основе религиозной философии, а в качестве основного стержня светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева – человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.
В русской философии XIX – XX вв. можно выделить несколько философских направлений:
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократического движения. Значимым этапом русской философии был этап развития философско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьёв, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и её развития, роли личности в истории. Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794 – 1856) – мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах». После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. Решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. По Чаадаеву, в основе исторического процесса лежит Божественное провидение; воплощение Божественной воли – христианство, которое является стержнем, двигателем истории. Россия выпала из мирового исторического процесса, её будущее – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по Чаадаеву является географический. Главной причиной, вызвавшей деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России. Жизненность русской философии, её желание разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили её представителей на два лагеря: с одной стороны – религиозно-идеалистический, славянофильский, с другой материалистический, западнический. Представители «западников» А. И. Герцен, В. Г. Белинский хорошо усвоили традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привнести их в русскую философию. По их мнению, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет, Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась в себе. Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. Представители «славянофилов» А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин являлись оппонентами западников. Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве её идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал. Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). Славянофилы считали, что любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Русские писатели Ф. М Достоевский и Л. Н. Толстой оставили большое литературное и философской наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. |