Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Черты русской философии

  • Методическое пособие по философии. исторический курс. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСК. 4. философские концепции в русской философии


    Скачать 0.59 Mb.
    Название4. философские концепции в русской философии
    АнкорМетодическое пособие по философии. исторический курс
    Дата21.06.2021
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСК.doc
    ТипРеферат
    #219804
    страница1 из 3
      1   2   3




    СОДЕРЖАНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

    4

    1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………..

    5

    2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХI  ХVII вв………………………………………..


    9

    2.1. Древнерусская философия Киевской Руси………………………………

    9

    2.2. Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)………………..

    10

    3. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В XVIII  ПЕРВОЙ

    ПОЛОВИНЕ XIX вв.……………………………………………..……………


    14

    3.1. Русское Просвещение……………………………………………………….

    14

    3.2. Славянофильство и западничество………………………………………

    16

    3.3. Русские революционные демократы …………………………………….

    22

    3.4. Народничество и русский анархизм……………………………………..

    24

    4. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

    В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв………………………………………………

    26


    4.1. Русская религиозная философия…………………………………………

    26

    4.2. Развитие русской религиозной философии в начале ХХ века…………

    28

    4.3. Русский космизм………………………………………………………..….

    31

    4.4. Русский экзистенциализм. Философское творчество Н.А. Бердяева…

    34

    Вопросы для проверки знаний………………………………………………….

    36

    Литература……………………………………………………………………….

    39



    ВВЕДЕНИЕ
    Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. В русской философии всегда обсуждались те же проблемы, что и в западноевропейской философии, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философского объяснения мира. Подобно другим европейским достижениям, развитая философия пришла в Россию благодаря реформаторской деятельности Петра Великого. В XVIII в. философская терминология в российской философской мысли только начала формироваться, однако сказать, что философии до Петра I у нас вообще не было, конечно же, нельзя. Элементы философского мировоззрения всегда были присущи духовной жизни наших соотечественников, а появление государственности у восточных славян неизбежно стимулировало развитие общественно-политической мысли. Но это была именно общественно-политическая мысль, примерами которой являются «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о князьях Владимирских».

    Общепризнано, что начальный этап развития философии на Руси связан с христианской религией. Как и в западноевропейском средневековье, философия здесь выступает в роли «служанки богословия». Но расцвет «русского средневековья» приходится на XV-XVI вв., когда строятся крупные монастырские комплексы, в которых важную роль играют иконописные и книгописные мастерские, религиозные учебные заведения. В это же время активизируется деятельность по переводу на церковно-славянский язык многих философских книг. В XVII веке меняется система образования, в которую включили преподавание философии. Открылись училища, в том числе при Андреевском монастыре, где преподавали приглашенные киевские монахи. В Киеве и в Москве появились духовные академии с кафедрами философии. Примерно в это же время в Москве открывается первое российское высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Она создается по образцу Киево-Могилянской академии, основанной в начале XVII века украинским деятелем Петром Могилой. Основой преподавания учебных дисциплин в Славяно-греко-латинской академии стали греческий и латинский языки. Благодаря изданию латинско-славянского словаря оказалось возможным знакомство с европейской философией и европейской культурой. Но светской европейской философии, которая уже существовала в Европе, на Руси в это время еще не было.

    Лишь к концу XVIII века интерес к философии у русских мыслителей становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.

    В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:

     не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России;

     русская философия отличается от остальных типов философии своим проблемным полем, методами и целями. Она не «вписывается» в исторический ряд западноевропейской философии.

    Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в основной тематике русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство русских философов в центр своих философских концепций ставили «русскую идею», под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории. Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности российского общества, его связи с универсальным мировым духом.
    1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
    Русская философия как составная часть русской самобытной культуры развивалась в уникальных социокультурных условиях, определивших своеобразие философской мысли. Что это за условия?

    1. Географически наша страна на протяжении всего своего существования находилась на перекрестке западной и восточной цивилизации, испытывая их политическое, экономическое и духовно-идейное влияние и формируясь на основе синтеза традиционной языческой, западноевропейской (византийской) и степной (монгольской) культур. Вследствие этого одной из важнейших тем русской философии, определившей ее специфику, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

    2. Российская культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте. Запоздание в культурном развитии обусловило запоздание формирования отечественной философской традиции: в то время как на западе прошли периоды античности с именами Сократа, Платона и Аристотеля, миновала эпоха Средневековья и сформировались философские концепции Ф. Бэкона, Р. Декарта, российская философия только начинала свое дисциплинарное существование.

    3. Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде. Русские мыслители никогда не допускали полного абсолютного копирования иностранных философских концепций, а с ХIХ века сами начали оказывать серьезное влияние на культуру других народов, создав свой своеобразный тип мышления и восприятия мира, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.

    4. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием. Говоря об этом, историограф русской философии В.В. Зеньковский отмечает, что  «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой»1.

    5. Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины.

    6. Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные с господством власти (самодержавие, авторитарные режимы) и диктатом идеологии (религии, партии), поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.

    В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Власть и церковь тщательно следили за всеми отклонениями от господствующей идеологии и преследовали не только материализм, но часто и идеалистические учения, если они в чем-нибудь расходились с религиозной догматикой. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании российского министра просвещения конца XIX века князя Ширинского-Шихматова: «польза философии не доказана, а вред возможен».
    Черты русской философии
    1. Основа эволюции русской философской мысли  неразрывная связь философии с православной религиозной традицией, разработка религиозной проблематики. Сам православный характер христианства в стране предполагал тесное взаимопроникновение религиозных и философских проблем. Недаром православие считают «духовной» формой христианства в отличие от политизированного католицизма. Внимание к проблемам внутреннего самосовершенствования, духовности было во многом следствием политической слабости русской православной церкви, всегда сильно зависевшей от государства. Это привело к тому, что в православном богословии была сильно развита философская мысль, и многие вопросы, поставленные в нем (о свободе человека, о его нравственной природе и смысле жизни, о соотношении рационального знания и веры), дали толчок развитию и светской философии.

    2. Важнейшая особенность философской мысли в России  пристальное внимание философов к социальной проблематике. Практически все русские мыслители в своих философских построениях давали «рецепты» переделки общества, строили некую модель будущего развития страны. Указанная особенность во многом была связана со спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схемы смены формаций, эпох. Социально-экономический строй России представлял собой своеобразное соединение элементов восточных, западных и собственных самобытных структур. Россия явно отставала в развитии цивилизации, быта, права от Западной Европы. Все это не могло не поставить перед русской интеллигенцией вопросы о том, каким путем должна пойти страна в своем развитии, какие социальные преобразования необходимы, чтобы переделать «гнусную российскую действительность» (В. Белинский), к какому будущему должна стремиться Россия. Поэтому русская философия устремлена в будущее, она ищет место России в этом вселенском будущем. Если считать основными сферами философского знания онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), антропологию (учение о человеке) и философию истории (учение о наиболее общих перспективах и закономерностях исторического процесса), то для русской философской традиции характерно особое внимание именно к последней.

    3. Для отечественной философии характерно отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики. Такое положение дел тесно связано с еще одной особенностью русской философской мысли   она пронизана нравственными пробле-мами. Для русских мыслителей философское творчество имело характер нравственной проповеди. Если они и не писали специальных сочинений по этике (что, кстати, бывало нечасто), нравственная точка отсчета была основной, даже при построении картины мира или разработки проблем познания. Правомерно сказать, что этика, нравственные проблемы здесь были фундаментом философствования. Пояснить эту мысль можно характерным примером решения гносеологических проблем Н. Бердяевым, Л. Шестовым и многими другими. Данные философы ставили в прямую зависимость от нравственных качеств человека его возможности познать мир: мир открывается лишь нравственно целостной, духовной личности. Поэтому само понятие истины является для них не только гносеологической, но и этической категорией.

    4. Еще одним очень важным моментом, характеризующим специфику развития отечественной философии, стала борьба западничества и славянофильства в духовной жизни русского общества. Историческая судьба России опровергает схемы, устанавливающие жесткие границы культурно-исторических ареалов Запада и Востока. Евразийское положение страны приобрело символическое значение для национального самосознания. Борьба западничества, у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры. Призывы западников приобщить Россию к плодам западной культуры и цивилизации, взять европейскую модель развития за образец для нашей страны принимали иногда крайние формы отрицания ценности всего русского, пренебрежения прошлым страны. Такое крайнее западничество (не изжитое, к сожалению, и сегодня) во многом само, «от противного», порождало свою противоположность - славянофильские концепции самобытности России, ее особого исторического пути и предназначения. Это были два взаимно предполагавшие друг друга полюса русской культуры.

    5. Для русских философов характерна критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю рационалистическую ориентацию. Спор между западниками и славянофилами ставил перед русской философией проблему взаимоотношения различных культурных традиций. Критика Запада славянофилами во многом явилась протестом против европоцентристской идеологии, ограничивавшей многообразие духовного опыта человечества и утверждавшей в качестве единственно возможной модели исторического развития схему прогресса западной цивилизации. Именно славянофильское движение выдвинуло так называемую «русскую идею» — мысль об особой исторической миссии России. Логика рассуждения была приблизительно следующей: Россия  это и не Восток, и не Запад, она причудливо соединяет в себе и то, и другое. Значит, она сможет сыграть роль объединяющей человечество духовной силы.

    6. Русскую философию отличает и еще одна характерная черта — складывание в конце XVIII — начале XIX века такого феномена духовной жизни общества, как философско-художественный комплекс. Что это значит?

    Дело в том, что философия выступает своеобразным мировоззренческим воспроизведением культуры. Философия «вырастает» из культуры, черпая в ней свои темы, но философия и сама воздействует на культуру, в том числе и художественную, опредмечивая в ней свои находки и открытия, облекая в художественную форму свои проблемы. В России в конце XVIII — начале XIX века происходит становление целостной общности философии и художественной культуры, что и говорит о складывании философско-художественного комплекса. Обращение философии к художественным образам было во многом обусловлено политикоидеологическим диктатом со стороны самодержавия и православия. Гонимая философская мысль искала выхода в публицистике, литературной критике, в искусстве, тесно сплетаясь с другими формами общественного сознания, особенно с литературой. Метафорический язык художественных образов давал возможность свободного выражения мыслей, отношения к действительности.

    7. В русской философии были разработаны важные стержневые понятия, такие как соборность, всеединство, богочеловечество и другие, которые впоследствии стала использовать вся мировая философия.

    8. Наконец, своеобразие русской философии заключается в личности русского философа, в его духовном облике. Среди русских философов не было дипломированных специалистов,  поэтому многие из них не имели философского образования. Быть философом на Руси означало быть проповедником, который не просто думает и рассуждает, но находится в особом состоянии духа и даже ведет особый образ жизни. Но главное философом может быть тот, кто осознает личную ответственность за судьбу России и всего народа. Благодаря своим личностным качествам русские философы были уважаемы и известны не только в России, но и за рубежом.

    В истории русской философии обычно выделяют следующие этапы:

    I этап – зарождение философской мысли на Руси: XI  XVII вв., когда философская мысль развивается в основном в русле религиозных воззрений, постепенно накапливая материал для превращения в самостоятельную науку;

    II этап – русская ренессанская философия: XVIII – начало XIX вв., когда происходит обособление философии от религии, утверждение философии как теоретической науки;

    III этап – русская систематическая философия: конец XIX – начало XX в., когда формируются оригинальные философские концепции, свидетельствующие о своеобразии русской философской мысли.

    Эта периодизация, как и любая другая историческая периодизация, имеет условный характер, поскольку течения философской мысли, зародившись и укрепившись на одном этапе, сохраняются и развиваются на последующих.
      1   2   3


    написать администратору сайта