учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Тема 8. Немецкая классическая философия Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Характерные черты немецкой классической философии:
Можно утверждать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в., и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы (так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь. Иммануил Кант (1724 - 1804) – основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика). Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. В докритический период Кант занимался главным образом космологической проблематикой, то есть вопросами происхождения и развития Вселенной. В своём труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Интереса заслуживают также и другие работы этого периода. . В работе «Претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения»высказано верное предположение о торможении вращения Земли приливными волнами, о гравитационном взаимодействии Луны и Земли, влияющем на скорость их вращения, о замедлении вращения Земли вследствие трения, вызываемого приливами, и об историческом развитии небесных тел. В работе «О причинах землетрясений» в качестве таковых называются смещения и разломы в геологических слоях Земли. Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные способности человека, и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы. Основная идея «Критики чистого разума» - агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, точнее его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений. То есть с помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Антиномии Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Ограниченность пространства Мир не имеет начала во времени и безграничен Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых Простое и сложное В мире нет ничего простого Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свобода и причинность Свободы не существует. Всё в мире совершается в силу строгой причинности по законам прирорды Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего Наличие Бога Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввёл понятие «вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом), а лишь знание явлений вещей, то есть о том, как вещи являют себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания (априори (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) — условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер). Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяжённые», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без неё. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надёжно, обладает качествами всеобщности и необходимости. По Канту, процесс познания проходит три ступени: чувства, рассудок и разум. Формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени Формы рассудка – категории – (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания) – предельно общие понятия, в помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещённых в «системе координат» пространства и времени. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом, причём первые две категории каждого из классов – противоположные характеристики свойств класса, третьи – их синтез Категории количества Категории качества Категории отношения Категории модальности
Формы разума – окончательные высшие идеи. Обладая априорным стремлением к единству и завершенности мысли, разум группирует и завершает мысли в виде трех идей: а) о душе (о целостности психических явлений); б) о мире (о целостности ряда причинно-связанных явлений); в) о Боге (как безусловной причине всех явлений). Человек, по мнению Канта, принадлежит и миру явлений, где он поступает необходимо (как биологическое и физическое существо), и миру вещей самих по себе, где человек свободен, так как он обладает противоречивым разумом. Как же человек должен поступать, если разум дает противоречивые советы? Ответ Кант даёт в «Критике практического разума». Основные положения кантовской этики связаны с самой концепцией практического разума – разума, способного быть основой для действия. Только человек обладает этой способностью; низшие животные действуют, повинуясь природным импульсам. Человек тоже, коль скоро и он животное, движим побуждениями и склонностями и, естественно, ищет удовлетворения своих желаний, однако, будучи разумным существом, способен понять непреложность долга. В «Критике практического разума» ( под практикой тут понимается учение о поведении) Кант поделил все поступки людей на моральные и легальные (законные) . Если, например, ты бросаешься в воду, спасая тонущего человека, но при этом знаешь, что тонущий очень богат и щедро тебя отблагодарит, - твой поступок вполне законный, ты спасаешь человека, но этот поступок не имеет никакого отношения к морали. Если приятель просит одолжить ему небольшую сумму, и ты ему даёшь, тебе не жалко, у тебя и так ещё много остаётся, а при этом греешь себя мыслью, что сегодня ты ему поможешь, а завтра он тебе, - это легальный, но не моральный поступок. Но если ты увидел тонущего человека и не знаешь кто это, тебе не до того, человек ведь тонет, да ещё к тому же ты плохо плаваешь и вода ледяная, но ты должен помочь другому, не можешь не помочь – то это, по Канту , моральный поступок. Если у тебя просят денег, а их осталось только на один день и, если ты отдашь, то завтра сам будешь голодать, но ты не можешь не дать, тебя же просят, - это поступок моральный. Таким образом, моральный поступок по Канту, - это поступок, совершённый вопреки естественной склонности, то есть направленный против самого себя. Пусть мне будет плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать сейчас о выгоде или о последствиях. Я должен поступить как человек здесь и сейчас. Из рассуждений о моральных и легальных поступках Кант выводит категорию долга. Обычно долг воспринимается нами как очень скучное понятие, нам с детства прожужжали все уши: ты должен, ты должен! Однако Кант считал, что только выполняя долг, человек становится свободным. Пусть я пострадаю, пусть умру, а долг выполню. Выполняя долг, я могу пойти против себя самого, против законов природы. Но выше законов природы – закон свободы. Если Я дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее смерти, я даже могу пойти на смерть, но от свего слова не откажусь. Ни одно животное не знает чувства долга, у любого животного сильнее инстинкт самосохранения (как и у многих людей, находящихся на уровне животного существования). Но что может быть прекраснее свободной воли человека, который не считаясь ни со смертельными опасностями, ни с угрозами собственному благополучию, стоит на своём, стоит выше законов природы. Можно оправдаться перед другими: не смог я этого сделать – спасти тонущего или помочь ближнему – слаб был, струсил, опасно это, плохо плаваю, собственных детей кормить надо и т.д. Тебя поймут , простят, но сам ты себя никогда не сможешь простить, если у тебя есть совесть Есть сколько угодно причин для оправдания плохих поступков, нет только никаких причин для поступков хороших, совершённых по совести. Ты почему бросился в воду и спас человека? Ты почему помог старушке перейти через дорогу? Нормальный человек обидится на такие вопросы. Да не почему, по совести. Просто ты не мог поступить иначе, потому что ты человек. По мнению Канта, существует априорный нравственный закон — «категорический императив» (безусловное предписание), которым и руководствуется человек. Императив (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. Категорический императив, центральное понятие практической философии Канта. Выражает существо морального закона. В отличие от гипотетических императивов (выражающих требования, необходимость которых обусловлена теми или иными обстоятельствами), категорический императив имеет характер безусловного принуждения («я должен что-то совершить»). Содержание категорического императива раскрывается Кантом в целом ряде разноообразных формулировок: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать формой всеобщего законодательства» (например, лгать аморально, так как мы не можем сделать ложь универсальной нормой), «стань достоин счастья», «содействуй осуществлению высшего блага», «относись к другому человеку не только как к средству, но всегда также и как к цели», « человек должен жить так, как если бы он был свободен, даже если на самом деле существует масса ограничений его свободы» и т. д. В ряде позднейших работ Кантом обсуждаются законы развития культуры и цивилизации. Кант – противник революционных методов борьбы народа, сторонник реформ, осуществляемых правительством. Он защищал частную собственность, считая её «святой» и «естественной». Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признает естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства. Первое подлинно крупное воплощение кантовская философия мира получила после второй мировой войны, когда была создана ООН. После Канта все философы стали искать априорные условия получения достоверного знания во всех областях знаний. Познать явление означало найти эти априорные условия, делающие выводы о явлении всеобщими и достоверными. В таком понимании познания физика Ньютона уже не формулирует условия всеобщности всех явлений, которые мы наблюдаем в мире. Такие условия, как нам всем кажется, сформулировал Эйнштейн. Историческое значение философии Канта:
Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании – это интеллектуальная интуиция. В начале своего творческого пути, выступая последователем Канта, он всё же находит противоречия в философии Канта, что побуждает его выдвинуть собственную концепцию познания, так называемую «Я-концепция». Главное противоречие в философии Канта Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить её главную задачу – объединить бытие и мышление. Основные положения «Я-концепции»:
Процесс познания, по Фихте, содержит три составляющие: «Я» - сознание человеческой личности, «не-я» - окружающая действительность, «Абсолютное Я» - субъективный дух человека и проходит три этапа:
Философия Фихте — субъективный идеализм. Его обвиняли в солипсизме. Солипсизм (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — это взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания. Фихте отклонял обвинения в солипсизме и подчеркивал, что абсолютное Я — это не индивидуальное Я, а самосознание всего человечества. Георг Гегель (1770 – 1831) – один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени. Основные философские произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Исследовав развитие совокупной человеческой мысли, Гегель пришёл к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях истории есть сокращённое воспроизводство ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью. Гегель критиковал формальную логику за её метафизичность. Например, А= А, то есть человек есть человек и т.д. Следуя таким путём, наука не сделала бы ни одного открытия. Он полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы противоположностей, т. е. диалектически ( Диалектика - всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории). Существует определённая схема, согласно которой устанавливается чёткая цикличность развития понятий, природы, общества, духовной жизни человека. Эти циклы таковы: …………… Синтез Антитезис Синтез Антитезис (отрицание предыдущего отрицания, при сохранении всего ценного из обоих утверждений) Тезис Антитезис (утверждение) (отрицание) Богословский пример Гегеля: а) Бог-отец (тезис), отказываясь от своего одиночества; б) создаёт природу (нечто внешнее, и поэтому своё отрицание); в) порождает Сына (своё другое «Я» - синтез) «Светский» пример Маркса: «Деньги-товар-деньги». Товар «отрицает» деньги, деньги – товар. ( То есть там, где есть приготовленный для продажи товар, нет денег; когда же появляются деньги, «исчезает» товар). «Снятие» отрицаний происходит на последнем, третьем этапе. Здесь происходит синтез и одновременно мнимый возврат к прошлому. Мы опять имеем деньги, но это уже другие деньги и иная ситуация. Образно «пульсацию» отрицаний можно представить в виде спирали. Гегель предлагает своеобразную философскую картину «творения мира». Дух в своём основании противоречив. Противоречивость обеспечивает «энергетику» внутренних импульсов. Импульсы побуждают его к развитию. Развитие, как было сказано, осуществляет себя циклично.
Вселенский процесс духовного развития существующего прогрессивен, так как служит определённой цели: достичь иной точки зрения Духа, который будет теперь находиться в новом качестве, олицетворяя собой сознание человека. Третья ступень развития Духа есть тот же дух, но соотносится он уже с человеком. Этот дух, олицетворяющий собой духовную жизнь людей, имеет собственное развитие. В своем развитии проходит также три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.
Но движение здесь не останавливается. Оказывается, что этот третий этап (абсолютный дух) также содержит в себе очередные три ступени развития:
Вклад Гегеля в философию:
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – видный представитель объективного идеализма немецкой классической философии. Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. Прежние концепции объяснения бытия (например, «не-я» Фихте) неистинны, считает Шеллинг, поскольку природа выводится из сознания человека или даётся ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются втиснуть природу в какие-либо рамки). Природа же есть «абсолютное» - первопричина и первоначало всего, охватывающее всё остальное. Природа также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Природа есть целостный организм, обладающий одушевлённостью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет). Движущей силой природы является её полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т.д.). Шеллинг показывает стадии развития противоположностей в природе. На первой ступени (например, магнетизм) противоположности внутри одного тела. На второй ступени (например, электричество) противоположности разделяются и находятся на различных телах. На третьей ступени (например, химизм) — сами тела абсолютно противоположны, а их взаимодействие ведет к неразличимости тел. Возникнув из природы, сознание постигает себя как подчиненное необходимости и как свободное, так как через свободное действие людей действует закономерный процесс и в нем сочетается единство духа и природы. Но этот процесс открывается не познанию, а вере. Поэтому у Шеллинга есть и «трансцендентальная философия».Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания. Ее он излагает в «Системе трансцендентального идеализма». Здесь речь не о субъективном процессе познания, а о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Он назвал это «интеллектуальной интуицией». Интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.Она есть единство сознательной и бессознательной деятельности. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Его главный труд — «Сущность христианства» (1841). Еще он написал: "Основные положения философии будущего" (1843), "К критике философии Гегеля" (1839), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), «История новой философии от Бэкона до Спинозы» . Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространства и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познаёт мир через свои ощущения, которые рассматривал как как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек – совершенная часть природы. Фейербах является родоначальником антропологического материализма (философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления), но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчуждённая (отчуждать - передавать что-либо своё в пользу другого) сущность человека. Фейербах использовал при критике религии следующий диалектический приём мышления. Человек/Бог Критический анализ религии (3) Человек Человек Бог
Через религию человек выражает своё чувство любви, устремлённое к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила этап немецкой классической философии и заложила основы немецкого материализма. Значение немецкой классической философии:
Основные понятия и термины: Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Антиномии (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений. Антропологический материализм – философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления. Априори (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Диалектика - всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории. Императив (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. Интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Категории – (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки:
II. Упражнения и задачи
3. И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых - результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает по-вашему мнению, природу человека? III. Тестовый контроль знаний Вариант I 1. В каком из вариантов указаны имена только представителей немецкой классической философии? а) Кант, Фихте, Гегель, Фейербах; б) Бэкон, Декарт, Кант, Маркс; в) Энгельс, Шеллинг, Гольбах, Ницше; г) Спиноза, Фихте, Лейбниц, Гегель 2. Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания: а) априори; б) антиномии; в) категории; г) императивы 3. Постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства: а) интуиция; б) агностицизм; в) трансценденция; г) априори 4. Выберите то, что не относится к априорным формам по И. Канту: а) идеи; б) космос, природа, человек; в) понятия и категории; г) пространство и время 5. «Вещь в себе» у Канта означает: а) закрытую для других личность; б) скрытый смысл вещи; в) закон; г) сущность 6. Выделите понятия, которые относятся к философии И. Канта: а) субстанция и модусы; б) «вещь в себе»; в) интеллектуальная интуиция; г) априорные суждения 7. Среди перечисленных укажите произведение И. Фихте: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 8. Выберите стадию развития идеи, которая не относится к тем стадиям, которые выделил Г. Гегель: а) тезис; б) суждение; в) антитезис; г) синтез 9.Среди перечисленных укажите основное произведение Г. Гегеля: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 10. Соотнесите философа и направление философии, к которому он принадлежит: 1) И. Кант; а) антропологический материализм; 2) Г. Гегель; б) объективный идеализм; 3) Л. Фейербах; в) субъективный идеализм; 4) И. Фихте; г) агностицизм 5) И. Шеллинг Вариант II 1. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины: а) скептицизм; б) агностицизм; в) интуитивизм; г) сенсуализм 2. Взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания: а) агностицизм; б) солипсизм; в) скептицизм; г) гностицизм 3. Философская концепция, усматривающая в понятии человек основную категорию и исходящая из неё в объяснении природы, общества, мышления: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 4. Укажите, какой вопрос И. Кант раскрывает в книге «Критика чистого разума»: а) На что я могу надеяться?; б) Что я могу знать?; в) Что я должен делать?; г) Что такое человек? 5. Среди данных ниже выражений укажите этические принципы философии И. Канта: а) поступай так, как считаешь нужным; б) основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели; в) каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия; г) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом 6. Укажите главные произведения И. Канта: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 7. Соотнесите составляющие части концепции И. Фихте: 1) «Я»; а) субъективный дух человека; 2) «не-я»; б) сознание человеческой личности; 3) «Абсолютное Я» в) окружающая действительность 8. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии: а) Л. Фейербах; б) Г. Гегель; в) И. Кант; г) И. Ньютон 9. Направление, к которому можно отнести философию И. Шеллинга: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 10. Направление, к которому принадлежит философия Л. Фейербаха: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм Вариант III 1. Противоречие двух равносильных суждений или умозаключений: а) антиномия; б) парадокс; в) софизм; г) агностицизм 2. Всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа, истории: а) идеализм; б) диалектика; в) метафизика; г) материализм 3. Соотнесите термины и их значение: 1) агностицизм; а) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; 2) антропологический материализм; б) взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания; 3) солипсизм; в) всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа, истории; 4) диалектика г) концепция, усматривающая в понятии человек основную категорию и исходящая из неё в объяснениях природы, общества, мышления 4. Укажите, кто ввёл понятие «категорический императив»: а) Г. Гегель; б) Ф. Шеллинг; в) И. Кант; г) И. Фихте 5. Какое из утверждений принадлежит И. Канту: а) человек может познать лишь «вещи в себе», а «явления» недоступны познанию; б) «вещи в себе» недоступны познанию, а «явления» познаваемы; в) человеческому познанию недоступны ни «явления», ни «вещи в себе»; г) нет границ человеческому познанию 6. Соотнесите кантовские категории: 1) категории количества; а) единство; 2) категории качества; б) реальность; 3) категории модальности; в) причина и следствие; 4) категории отношения г) возможность и невозможность; д) необходимость и случайность; е) множество; ж) отрицание 7. Направление, к которому можно отнести философию И. Фихте: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 8. Исходный пункт философии Г. Гегеля: а) Абсолютная идея; б) материя; в) «вещь в себе»; г) сознание субъекта 9. Укажите основное произведение И. Шеллинга: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 10. Укажите основное произведение Л. Фейербаха: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» Вариант IV
а) апостериори; б) антиномия; в) индукция; г) априори 2. То, что находится за границами познания и сознания: а) априори; б) трансцендентное; в) интуиция; г) апостериори 3. Соотнесите термины и их определения: 1) антиномия; а) наиболее общие и фундаментальные понятии, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания; 2) априори; б) знание, предшествующее опыту и независимое от него; 3) категория; в) противоречие двух равносильных суждений или умозаключений; 4) трансцендентность г) постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства; 5) интуиция; д) то, что находится за границами познания и сознания; 4. Родоначальник немецкой классической философии: а) И. Кант; б) Ф. Шеллинг; в) Л. Фейербах; г) К. Маркс 5. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта? а) Что я могу знать?; б) Что я должен делать?; в) Что есть моя конечная цель?; г) На что я могу надеяться? 6. Направление, к которому можно отнести философию И. Канта? а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 7. Укажите, кто является автором книги «Наука логики»? а) Г. Гегель; б) И. Кант; в) Л. Фейербах; г) Ф. Шеллинг; 8. Направление, к которому можно отнести философию Г. Гегеля? а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 9. В центр своего учения Л. Фейербах поставил человека как природное существо, обладающее гармонией духовного и телесного, поэтому его философия получила название: а) крайний реализм; б) абсолютный идеализм; в) критический рационализм; г) антропологический материализм 10. Соотнесите автора и название произведения: 1) И. Кант; а) «Критика чистого разума; 2) Г. Гегель; б) «Наукоучение»; 3) И. Фихте; в) «Феноменология духа»; 4) Л. Фейербах; г) «Критика практического разума»; 5) Ф. Шеллинг д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» Литература Основная 1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г. 2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г. 3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.
Дополнительная 1. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и Абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. 2. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. 3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX вв. М., 1989. 4. Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1982. |