Главная страница

учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
Дата08.01.2018
Размер4.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
ТипПояснительная записка
#13787
страница5 из 40
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Тема 4. Средневековая философия в Западной Европе



Вы будете изучать:

  • развитие философской мысли средневековья и её основные религиозно-философские направления;

  • характерные черты и особенности христианства;

  • влияние философии средневековья на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии средневековья;

  • изучить тенденции развития философии эпохи средневековья.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии средневековья;

  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;

  • знать специфику философских направлений средневековой философии;

  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;

  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.


Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от Античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306 – 337). Возникновение Средних веков – это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия (так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона).

Переход от Античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков всё было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во сне, но войди внутрь себя!».

Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.

Временные рамки средневековой философии – III – XIII вв. В этих рамках можно выделить 3 главных периода:

  1. Апологетика (III в.)

  2. Патристика (IV – V вв.)

  3. Схоластика (V – XIII вв.)



Основные черты средневековой философии:


    • теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

    • главный принцип онтологии - креационизм (изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога);

    • главный принцип гносеологии – откровение;

    • догматизм (философия, основанная на традиции, текстах Священного Писания была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм);

    • антропоцентризм (человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, подчёркивалась божественная сущность человека);

    • «Философия – служанка богословия» (если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию).


Характеристика основных периодов средневековой философии
Апологетика (от греч. apologia – защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществлённой апологетикой. Представители апологетов — Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан.
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (160-220) — знаменитый богослов; родился в Карфагене около 160 г.; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Когда принял христианство и под влиянием каких мотивов неизвестно, но к нему, вероятно, вполне применимо его же изречение: «Верую, потому что абсурдно».

Время жизни Тертуллиана — это время, когда христианство преследовалось властями и нуждалось в защите. Догматы христианства не были понятны язычникам, противоречили их представлениям. Например, греки, воспитанные на мифах Гомера, не могли представить, что бог может умереть, а умерший — воскреснуть. Поэтому любому проповеднику христианства было просто необходимо объяснить, как мог Христос умереть и как он мог воскреснуть.

Тертуллиан защищал христианство, противопоставляя веру и разум. «Умер Сын Божий — это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. После погребения он воскрес и это несомненно, ибо невозможно. Верую, потому что абсурдно».

Тертуллиан убеждает, что если бы мы могли понять, то нам не нужно было бы верить. Потому и верить надо, тому, что непонятно. А непонятно нам потому, что наш ум не может уразуметь божественную мудрость, так как наша мудрость по сравнению с божественной, есть просто безумие.
Патристика (от лат. pater – отец) – философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозных систем. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркой фигурой на Западе считают Аврелия Августина, на Востоке – Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особенность византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.
Аврелий Августин оказал сильнейшее влияние на средневековую философию. Августин пришёл к христианству через манихейство (религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III веке, считавшее добро и зло равновеликими началами) и неоплатонизмом, под воздействием которых он находился в ранней молодости. Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что «эйдосы (чистые идеи)» Платона – это «мысли творца перед актом творения». В своём учении Августин соединил основы неоплатонической философии с христианскими требованиями. Бог, по Августину, - причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. theos – бог и dike – справедливость) – проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро – это проявление Бога на земле, учил Августин, зло – это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдалённости материального существования от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

В книге «О граде Божием» Августин впервые в христианской традиции попытался переосмыслить историю человечества. Вся история для Августина определяется борьбой двух институтов – града Божьего и града земного. Град Божий – это избранное меньшинство. Сначала оно состояло из верных Богу ангелов, потом ветхозаветных патриархов, пророков. А после пришествия Христа этим градом стали истинные христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий как бы вкраплён в град мирской, в эту нечестивую среду. Град земной господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются государства, руководимые шайками разбойников.

Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. И церковь рано или поздно должна прийти к власти и править миром.

Вся история проходит у Августина шесть стадий: 1. От Адама до потопа; 2. От потопа до патриарха Авраама; 3. От Авраама до Давида; 4. От Давида до Вавилонского пленения; 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа; 6. От пришествия Христа до конца существования человечества.

Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считал, что субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая бездна сам человек…волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца».

Философские идеи Августина изложены в сочинениях: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице» и др., которые стали теоретической основой идеологии христианства.
Схоластика. От греч. schole – школа, то есть «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путём.

В центре изучаемых вопросов был вопрос об отношении знания и веры. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры. Но зачастую спор велся по псевдопроблемам. Например, таким: сколько чертей уместится на кончике иглы? Улыбаются ли ангелы? Из-за подобных вопросов впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплодной, далекой от наблюдений и опыта.

Один из вопросов, обсуждаемых схоластами,  представляет и сегодня сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу о том, что Бог не всемогущ.

Представители схоластики: Боэций, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам.

Крупнейшим представителем схоластики периода её расцвета является Фома Аквинский (1225 – 1274), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философской учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината – «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината чётко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путём доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки.
Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия бога.


  1. Онтологический аргумент. Наша идея Бога – это идея о Совершенстве (о Верховном существе). Мы не можем представить себе большего совершенства. Реальное существование является более совершенным, чем относительное (например, вымышленное) существование. То есть совершенство, которое не существует, уже и не совершенство вовсе. Следовательно, Бог как наивысшее Совершенство должен существовать как реальность, потому что совершенство без существования менее совершенно, чем совершенство с существованием.

  2. Космологический аргумент. В мире происходят изменения. Зёрна вырастают в растения, дети становятся взрослыми и т.д. Но каждое такое изменение указывает на нечто, что привело к этому изменению. Идея доказательства состоит в том, что для того чтобы вызвать изменение необходимо другое явление. Таким путём мы можем двигаться от того, что изменяется, к тому, что является причиной изменения, затем от этой причины к её причине и т.д. Мы способны двигаться в этом направлении всё дальше и дальше. Конкретным примером является движение по генеалогическому древу от детей к родителям (нас бы не было, если бы не было наших родителей, наших родителей не было, если бы не было их родителей… и далее). Но мы не можем вообразить, что такой регресс от движущегося к движущему может продолжаться бесконечно. Должен существовать первый переход. Следовательно, должна существовать первая причина, которая сама по себе ничем не обусловлена, но является источником всех изменений и всех движений. Согласно Фоме, мы называем её Богом.

  3. Каузальный аргумент. Суть этого аргумента соответствует сути космологического аргумента, но основывается, главным образом, на связи причины и следствия. Любое следствие указывает на его причину, которая снова указывает на её причину и т.д.

  4. Аргумент, основывающийся на необходимости. Любая вещь на Земле является принципиально случайной в том смысле, что её существование не является необходимым. Она могла бы быть отличной, от того, что она есть. Вместо существующих вещей и явлений могли бы существовать другие. Это относится к вещам, событиям и людям. Не является необходимым, что вы или я существуем, или что существует Нью-Йорк или Москва. Однако немыслимо, чтобы всё было случайно. Должно существовать нечто, являющееся необходимым, и, согласно Фоме, его «мы называем Богом».

  5. Телеологический аргумент. От лат. teleo – цель. Мы воспринимаем порядок в природе и в результате за всем обнаруживаем цель. Вселенная предстаёт перед нами хорошо упорядоченной и организованной. Порядок в мире и его многие таинственные взаимосвязи свидетельствуют о его исключительно продуманном и хорошем плане, и это снова указываем на рациональный Дух, который породил этот план и который актуализировал его во Вселенной. Этот «планирующий» Дух, по Фоме, «мы называем Богом».


В XI в. в схоластической философии разворачивается борьба между реализмом и номинализмом как учёная дискуссия, «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. universale – общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос:
«Объективно (реально) ли существуют понятия,

или объективно существуют только единичные предметы?»




Реализм направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (общие понятия, то есть свойства («коричневый», «круглый» и т.п.) и виды ( «человек вообще», лошадь вообще» и т.д.). По смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи. Универсалии реально существуют до вещей, порождают вещи.

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм ( от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи (то есть эту конкретную «коричневую дверь», эту конкретную «белую лошадь» и т.д.), в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определённые материальные вещи. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. То есть реальны единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще», «дерево вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Видными представителями номинализма были Уильям Оккам, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр.


Значение средневековой философии:


  • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

  • сохранила и развила ряд античных философских идей;

  • способствовала расчленению философии на новые сферы (например, выделение гносеологии как самостоятельного учения о познании);

  • положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений;

  • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

  • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.


Основные понятия и термины:

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апологетика – (apologeomai - защищаю), защита принципов христианства от критики нехристианских философов.

Креационизм - (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего.

Номинализм - (лат. nomen — имя, nominalis — именной), направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей.

Патристика - (от греч. pater, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, т. н. отцов церкви.

Реализм - (от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный), направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов.

Схоластика - (от греч. scholastikos — школьный, ученый), философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века  и в университетах.

Теодицея - (франц. theodicee — оправдание Бога, от греч. theos — Бог и dike — справедливость), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, «оправдать» Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия.

Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.

Теоцентризм – система взглядов, согласно которой сила, определяющая мышление, поведение человека и общества – есть Бог.

Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля.


Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:

  1. Почему в Средневековье философия стала «служанкой богословия»?

  2. Каковы характерные особенности философии средневековья?

  3. Что такое теоцентризм?

  4. Какие основные направления философии характерны для периода средневековья?

  5. Какое  решение проблемы зла предложил Аврелий Августин?

  6. Что такое схоластика?

  7. Почему слово «схоластика»  имеет негативный оттенок?

  8. Спор об универсалиях — это спор о чем?

  9. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

  10. Какие решения вопроса об универсалиях были  предложены схоластами?

II. Упражнения и задачи

  1. Философия всегда доказывает свои положения. Как же можно доказать истинность христианских догматов, если они так расходятся с представлениями людей? Как доказать, что у непорочной девы может родиться сын? Как же он мог умереть, если боги бессмертны?  Как же он воскрес, если  умер? Какой метод избрал Тертуллиан для защиты христианских догматов?

  2. Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: "Можно я выберу себе иной крест?" Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: "Выбирай".

Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: "Каких только здесь нет крестов - и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие". Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит: "Боже, можно мне взять этот?" "Можно, - ответил Бог. - Это и есть …..". Попробуйте закончить эту притчу.

  1. Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив, начали поносить его. Иисус Христос стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происходящим, подошёл к Иисусу Христу и спросил, почему тот ведёт себя так. Иисус Христос ответил: "Каждый даёт то, что имеет в своём кошельке". Объясните смысл этой истории


III. Тестовый контроль знаний
Вариант I
1. Какая черта характерна для средневековой философии?

а) космоцентризм;

б) теоцентризм;

в) глобализм;

г) минимализм

2. «Теос» в переводе с древнегреческого означает…:

а) Бог;

б) разум;

в) человек;

г) природа

3. Универсалии – это:

а) понятия, через которые получают знания;

б) общие понятия, применяемые к любому физическому предмету;

в) понятия, которым нет соответствия в действительности;

г) единичные, конкретные вещи, предметы

4. Мнение, согласно которому причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог:

а) креационизм;

б) догматизм;

в) антропоцентризм;

г) теоцентризм

5. Соотнесите понятие и определение:

1) креационизм; а) мнение, согласно которому причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;

2) догматизм; б) творение Богом мира из ничего;

3) антропоцентризм; в) консервативность философии, основанной на традиции, текстах Священного Писания;

4) теоцентризм г) выделение человека из природы, объявление его творением Бога

6. Философское учение «отцов церкви»:

а) схоластика;

б) патристика;

в) номинализм;

г) реализм

7. Философия, господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями:

а) догматика;

б) апологетика;

в) схоластика;

г) патристика

8. Кому принадлежит произведение «Сумма философии»?

а) Аврелий Августин;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Квинт Тертуллиан

9. Направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи:

а) креационизм;

б) реализм;

в) номинализм;

г) догматизм

10. Назовите представителей реализма:

а) Уильям Оккам;

б) Ансельм Кентерберийский;

в) Гильом из Шампо;

г) Пьер Абеляр

Вариант II
1. Назовите представителей средневековой философии:

а) Николай Кузанский;

б) Фома Аквинский;

в) Аврелий Августин;

г) Франческо Петрарка

2. Номиналисты утверждают, что:

а) основой познания мира является разум;

б) первична не идея, а вещь;

в) в основе всего – борьба противоположностей;

г) в основе всего лежит добродетель

3. Сформулировал 5 доказательств существования Бога:

а) Аврелий Августин;

б) Квинт Тертуллиан;

в) Фома Аквинский;

г) Пьер Абеляр

4. Творение Богом мира из ничего:

а) креационизм;

б) догматизм;

в) антропоцентризм;

г) теоцентризм

5. Раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления языческой идеологии:

а) патристика;

б) схоластика;

в) номинализм;

г) апологетика

6. Назовите представителей патристики:

а) Фома Аквинский;

б) Григорий Богослов;

в) Иоанн Златоуст;

г) Аврелий Августин

7. Какое направление средневековой философии занималось поисками ответов на такие вопросы, как: «Улыбаются ли ангелы?», «Сколько чертей поместится на кончике иглы»?

а) патристика;

б) схоластика;

в) апологетика;

г) номинализм

8. Общие понятия, термины, названия, имена:

а) партикулярии;

б) универсалии;

в) номиналии;

г) реалии

9. Соотнесите направления средневековой философии:

1) апологетика; а) направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи;

2) патристика; б) направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие;

3) схоластика; в) раннехристианское философское течение защищавшее идеи христианства от давления языческой идеологии;

4) номинализм; г) философия, господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями;

5) реализм д) философское учение «отцов церкви»

10. Назовите представителей номинализма:

а) Уильям Оккам;

б) Ансельм Кентерберийский;

в) Гильом из Шампо;

г) Пьер Абеляр


Вариант III
1. К какому направлению средневековой философии относится творчество Фомы Аквинского?

а) патристика;

б) схоластика;

в) патрология;

г) апологетика

2. Патристика – это:

а) учение «отцов церкви»;

б) защита христианства от критики язычников;

в) философская школа, пытавшаяся соединить веру и разум;

г) философия, преподававшаяся в монастырских школах

3. Реалисты утверждали, что:

а) первичны идеи, а вещи - их порождения;

б) первична не идея, а вещь;

в) в основе всего – борьба противоположностей;

г) в основе всего лежит добродетель

4. Консервативность философии, основанной на традиции, текстах Священного Писания:

а) креационизм;

б) догматизм;

в) антропоцентризм;

г) теоцентризм

5. Назовите представителей апологетики:

а) Ориген;

б) Аврелий Августин;

в) Фома Аквинский;

г) Квинт Тертуллиан

6. Кто разработал проблему теодицеи?

а) Максим Исповедник;

б) Фома Аквинский;

в) Аврелий Августин;

г) Квинт Тертуллиан

7. Назовите представителей схоластики:

а) Боэций;

б) Оригена;

в) Оккам;

г) Августин

8. Кто сформулировал 5 доказательств существования Бога?

а) Квинт Тертуллиан;

б) Иоанн Златоуст;

в) Фома Аквинский;

г) Аврелий Августин

9. Соотнесите направления средневековой философии и их представителей:

1) патристика; а) Аврелий Августин;

2) схоластика; б) Иоанн Златоуст;

3) номинализм; в) Иоанн Росцелин;

4) апологетика; г) Уильям Оккам;

5) реализм д) Гильом из Шампо;

е) Квинт Тертуллиан;

ж) Максим Исповедник;

з) Фома Аквинский;

и) Пьер Абеляр

10. Расставьте в хронологическом порядке направления средневековой философии:

а) схоластика;

б) апологетика;

в) номинализм и реализм;

г) патристика

Вариант IV
1. Тип философского мировоззрения, в центре которого – познание всего сущего через сверхъестественную божественную силу

а) антропоцентризм;

б) космоцентризм;

в) теоцентризм;

г) рационализм

2. Автор произведения «О Граде Божием»:

а) Фома Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Квинт Тертуллиан;

г) Ансельм Кентерберийский

3. Схоластика – это:

а) учение «отцов церкви»;

б) защита принципов христианства от язычников;

в) аналитическая философия;

г) философия, преподававшаяся в монастырских школах и университетах

4. Выделение человека из природы, объявление его творением Бога:

а) креационизм;

б) догматизм;

в) антропоцентризм;

г) теоцентризм

5. Кому принадлежит выражение: «Верую, потому что абсурдно»?

а) Пьер Абеляр;

б) Фома Аквинский;

в) Квинт Тертуллиан;

г) Аврелий Августин

6. Кто является автором «Исповеди»?

а) Фома Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Пьер Абеляр;

г) Ориген

7. Чьё имя носит современная философия Ватикана?

а) Аврелий Августин;

б) Квинт Тертуллиан;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Фома Аквинский

8. Направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие:

а) креационизм;

б) реализм;

в) номинализм;

г) догматизм

9. Соотнесите направление «спора об универсалиях» и его представителей:

1) номинализм; а) Уильям Оккам;

2) реализм б) Ансельм Кентерберийский;

в) Гильом из Шампо;

г) Пьер Абеляр;

д) Иоанн Росцелин

10. Какие доказательства отностяся к 5 доказательствам существования Бога, которые сформулировал Фома Аквинский?

а) онтологическое;

б) теологическое;

в) антропологическое;

г) телеологическое

Литература
Основная


  1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

  2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

  3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

  4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

  5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

  6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

  7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.


Дополнительная


  1. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

  2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  3. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

  4. Великие мыслители Востока. М., 1998.

  5. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. С. 155–187.



1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


написать администратору сайта